Вступление России в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 03:48, курсовая работа

Описание

Долгий процесс переговоров о вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО) завершен. Итог переговорного процесса был поведен 16 декабря 2011 года в Женеве, когда был подписан протокол о присоединении России к торговой организации. С момента подписания, в течение 220 дней, Россия должна ратифицировать сам протокол и документы, содержащие правила доступа товаров и услуг на российский рынок. Следовательно

Содержание

Введение 3
1 Членство России в ВТО как фактор конкурентоспособности 5
1.1 Повышение конкурентоспособности - основная цель вступления в ВТО 6
1.2 Переговоры по присоединению к ВТО. Проблемы и решения 14
2 Плюсы и минусы вступления в ВТО 17
2.1 Последствия вступления в ВТО 17
2.2 Рынок образовательных услуг России. Последствия членства в ВТО 20
Заключение 27
Список литературы 28

Работа состоит из  1 файл

Юрова Ю.А..doc

— 213.00 Кб (Скачать документ)

Испытательные лаборатории, органы по сертификации не несли ответственности за ущерб, причиненный опасной продукцией, прошедшей сертификацию. Ответственность органов по сертификации и лабораторий находилась фактически лишь в пределах их государственной аккредитации. В настоящее время накоплена значительная судебная практика гражданских исков потребителей к изготовителям и продавцам, которая позволяет судить о работоспособности Закона о защите прав потребителей в рамках существующей судебной системы.

На сегодняшний день эта сложная, неэффективная и  затратная система сертификации поэтапно заменяется системой регламентов, которая содержит перечисленный в законе минимум обязательных требований к продукции в отношении ее безопасности для здоровья и жизни граждан, охраны окружающей среды, безопасности имущества, а также мероприятий, вводящих потребителей в заблуждение.

Планируется использовать, прежде всего, следующие межотраслевые  технические регламенты: «О безопасной эксплуатации зданий и сооружений», «О гигиенической и санитарно-эпидемиологической безопасности», «Об экологической безопасности», «О безопасной эксплуатации машин и оборудования», «О пожарной безопасности» и 75 специальных регламентов для разных сфер деятельности и отраслей.

Прежние законы «О стандартизации»  и «О сертификации продукции и  услуг» утрачивают силу. Вместо 60 с лишним тысяч ведомственных нормативов реформа предусматривает не более тысячи нормативов, принимаемых на федеральном уровне в качестве технических регламентов. В законной силе останутся лишь некоторые ГОСТы, но в другой форме - национальных и корпоративных стандартов, к тому же применяемых на добровольной основе (за некоторыми исключениями: оборонно-промышленный комплекс, социальная сфера и т.п.) [1]

Сфера государственной сертификации сужается за счет прогрессирующего расширения практики декларирования, более целесообразной в рыночных условиях, чем такая сертификация. Соответственно вместо государственного контроля за качество и безопасность продукции, осуществляемого иногда 10-20 различными инстанциями, действующими в системе сертификации, предусматривается обычная для рыночной экономики практика, при которой контроль за качество и безопасность становится важнейшей обязанностью самих производителей товаров. Сертификатом производителя становится декларация.

Декларирование - специальная форма подтверждения соответствия, при которой производитель подтверждает, что его продукция безопасна и качественна. Оно особенно активно используется при производстве товаров массового спроса в основном известных брендов.

Декларация как документ производителя и продавца должна удостоверять, что производимые и продаваемые товары соответствуют обязательным техническим регламентам, и чем далее, тем в большей степени, международным стандартам, в первую очередь стандартам ИСО. Принимать декларацию могут только производители и продавцы, зарегистрированные в РФ как юридические лица (в том числе и представляющие интересы иностранных фирм), несущие ответственность за все несоответствия товара установленным требованиям. При этом по закону «О техническом регулировании» продавец имеет право принимать декларацию лишь на основе прямого договора с производителем, а не с посредником.

Декларация составляется с учетом приемо-сдаточных испытаний (осуществляемых производителем в собственной или аккредитованной специальной лаборатории), сертификатов соответствия на комплектующие изделия, сырье и материалы, сертификатов на системы качества и других аналогичных документов. Но основным из них является протокол испытаний, подтверждающий качество декларируемой продукции (услуги).

Декларации подлежат обязательной регистрации в одном из органов  системы сертификации, что придает им силу юридического документа наравне с сертификатами.

Замена обязательной государственной сертификации практикой  декларирования – процесс постепенный. До 2011 г. декларирование продукции производителями и продавцами существовало наряду с обязательной сертификацией, ГОСТами и определенным государственным контролем. Сохраняющийся государственный контроль по закону должен быть перенесен на потребительский рынок с одновременным использованием такой формы воздействия на производителя (продавца) как отзыв товара при несоответствии его качества декларируемым параметрам.

Отозвать некачественный товар могут добровольно и  продавец, и производитель. Другой вариант  – отзыв через решение суда. В 2011 г. все нормативные и правовые ведомственные акты, обязательные требования государственных стандартов утратили законную силу.

Обязательная сертификация будет применяться в основном тогда, когда придется использовать международные системы сертификации, например, систему сертификации автотранспортных средств по правилам ЕЭК ООН или международную систему МЭК для подтверждения результатов испытания и сертификации электрооборудования.

В настоящее время  подготовлены план разработки технических регламентов и проект новой структуры Госстандарта, уменьшен на 30% перечень продукции, попадающей под обязательную сертификацию, созданы 6 экспертных советов и некоммерческая организация «Росиспытание». Сфера декларирования для координации деятельности органов по сертификации и испытательных лабораторий расширяется.

По завершению реформы  техническое регулирование продукции  и услуг предлагается максимально приблизить к практике регулирования, существующей в развитых странах, и благодаря этому значительно усилить конкурентные позиции отечественного бизнеса на внутреннем и мировых товарных рынках.

В частности, это относится  к такой жизненно важной сфере  как производство лекарств и другой продукции фармацевтической промышленности. Правила по вводимому в ней техническому регламенту отличаются от действующих тем, что позволяют более жестко контролировать чистоту процесса изготовления препаратов и повышать их качество, в том числе по сравнению с самыми лучшими зарубежными аналогами.

Необходимо последовательно внедрять и систему управления качеством и безопасностью продукции ХАССП (НACCP – Hazard Analysis Critical Control Points), основными принципами которой являются: оценка опасных факторов, установление критических точек контроля, критических пределов для каждой такой точки, мониторинг, разработка корректирующих действий, процедур учета и проверки.

В рыбной промышленности РФ в настоящее время разрабатываются «Санитарные правила и нормы при производстве рыбной продукции» и «Система собственного контроля при производстве рыбной продукции», основанные на принципах ХАССП, на которые ориентируется вся мировая промышленность.

Данная реформа явилась важным шагом на пути России в ВТО. Она ориентирует национальную систему сертификации и стандартизации на применение международных правил и норм, способствует соответствующим изменениям в психологии и этике российского предпринимательства, ускорению процессов технологической и организационной модернизации производства и, в конечном счете, существенному повышению рейтинга конкурентоспособности экономики РФ.

Переход к новым правилам сертификации и стандартизации продукции  и услуг, несомненно, может обеспечить увеличение экспортного потенциала в отдельных отраслях российской промышленности.

Стандарты, соответствующие международным, позволят более уверенно решать целый ряд стратегических задач. А именно:

    • расширить производство комплектующих изделий и повысить их качество в отечественном автомобилестроении и авиационной промышленности;
    • увеличить выпуск автомобилей и самолетов, способных составить конкуренцию самым известным зарубежным аналогам такого же класса.

К числу стратегических задач, для решения которых открываются  новые возможности, относится также более эффективное использование иностранного капитала, в том числе для организации новых совместных предприятий и холдингов. Появляются более благоприятные перспективы для увеличения производства на уровне мировых стандартных требований продукции оборонно-промышленного комплекса. В лесопромышленном комплексе смогут более полно использоваться инвестиционные проекты и производственные мощности для выпуска на внутренний и мировой рынок бумаги и другой продукции с высокой степенью обработки. В легкой промышленности реально повышение конкурентоспособности и увеличение экспорта льняных и шелковых тканей, некоторых видов льняного трикотажа и т.д., и т.п.

В соответствии с требованиями ВТО на базе вводимых «технических регламентов» может измениться и экологический рейтинг отечественной продукции. По крайней мере должно измениться отношение предпринимателей и ведомств к определению экологических издержек и отчетности по экологическим капиталовложениям и операционным затратам (в том числе на обработку отходов производства). В связи с этим особое внимание должно быть уделено экологической сертификации, увеличению числа национальных организаций, сертифицированных на соответствие международным экологическим стандартам ISO-14001 и «Схеме экоменеджмента и аудита» (EMAS – Eco-Management and Audit Scheme EU). В России к началу 2003 г. таких организаций было всего 23, против почти 11 тыс. в Японии и 4 тыс. в Германии.

Стандарты ISO 14000 разработаны по решению Уругвайского раунда переговоров, приведшего к созданию ВТО, и Конференции по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году.

Национальные системы  сертификации продукции на соответствие экологическим требованиям должны базироваться на названных cтандартах ISO, а также экологических стандартах Европейской комиссии ООН и других международных организаций, принимающих решения по вопросам экологии. Эти стандарты рассчитаны на существенную корректировку национальных экологических нормативов, улучшение системы экологического регулирования деятельности предприятий и совершенствование условий международной торговли. Решение названных задач требует создания (или совершенствования) механизмов, способных ускорить превращение имеющихся в России технических и технологических идей в конкурентоспособные товары. Необходимо развивать страховые операции, повышать привлекательность российского страхового и фондового рынков, совершенствовать механизмы стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности, регулирования импорта и экспорта товаров, капитала и рабочей силы. [5]

Таким образом, для достижения конкурентоспособности экономики на мировом рынке России необходимо принять существующие мировые стандарты на производство и выпуск производимой продукции. Что позволит расширить производство и повысить качество выпускаемой продукции, а как следствие и ее конкурентоспособность.

1.2 Переговоры по присоединению к ВТО. Проблемы и решения

В середине 80-х годов  со стороны СССР была предпринята  попытка стать участником Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров, которая была заблокирована США. Тем не менее, в мае 1990 г. Советский  Союз получил статус наблюдателя в ГАТТ. Российская Федерация унаследовала этот статус в 1992 г. В этот период был начат процесс присоединения России к ГАТТ в качестве полноправного члена в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 1992 г. № 328 «О развитии отношений между Российской Федерацией и Генеральным соглашением по тарифам и торговле».

Стартовой точкой процесса присоединения России к международной  торговой организации является июнь 1993г., когда РФ подала официальное заявление Правительства России о намерении присоединиться к ГАТТ в качестве полноправного участника.

После образования 1 января 1995 г. ВТО, включающей ГАТТ в качестве своей составной части, в декабре 1994 г. было подано официальное заявление Правительства России о присоединении страны к ВТО.

В целях координации деятельности по присоединению в 1993 г. была образована Межведомственная комиссия по ГАТТ. Позже, в связи с изменением институционального статуса ГАТТ и возникновением ВТО, необходимостью выработки консолидированной переговорной позиции этот орган был преобразован в Комиссию Правительства Российской Федерации по вопросам ВТО.

В соответствии с установленной  процедурой присоединения, которая  сформировалась в ГАТТ / ВТО за полвека  существования, Россия начала сложный и относительно долгий путь по оформлению членства в международной торговой организации.

По установленному правилу первый, т.е. «информационный», этап процесса присоединения  проходит в рамках рабочей группы (РГ), состоящей из стран-членов ВТО, в связи, с чем переговоры носят многосторонний характер. В соответствия с установленной процедурой, Рабочая группа по России была создана Советом представителей ГАТТ в июне 1993 г.

Информационный этап переговоров завершился к началу 1998 г. Он заключался в ознакомлении стран-членов ВТО с системой внешнеторгового режима России и другими сторонами экономической системы страны, имеющих значение для присоединения к ВТО. В феврале 1998 г. начался собственно переговорный этап, в ходе которого Россия должна была определить конкретные условия своего участия в ВТО. [4]

Переговорный процесс  присоединения Российской Федерации  к ВТО продолжался на протяжении 18 лет. В течение всего хода переговоров  достигались соглашения и решались вопросы в различных отраслях производства.

Одной из проблемных областей переговоров являлось сельское хозяйство. На протяжении многих лет Россия стремилась закрепить за собой право, став членом ВТО, оказывать поддержку аграриям в размере до 9 млрд. долл в год. На последнем раунде переговоров Россия добилась поддержки сельского хозяйства. Однако это будет длиться недолго: уже с 2013 г. субсидии должны начать плавное снижение и к 2017 г. достичь уровня в 4,4 миллиарда долл.

В области тарифов  переговоры имели целью определение максимального уровня ставок ввозных таможенных пошлин по всей Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, право на применение их Россия получит после присоединения к ВТО.

В двусторонних переговорах России с ЕС и США основным проблемным вопросом был режим промышленной сборки автомобилей в РФ, предусматривающий повышение планки производства и локализации.

Режим промышленной сборки автомобилей  в России действует с 2005 г., но с 2011 г. он был изменен. Суть новых правил состоит в ужесточении требований к иностранным компаниям, имеющим производства в России: уровень локализации увеличен с 30 до 60%, минимальный порог инвестиций должен составлять не менее 500 млн долларов, а ежегодное производство машин увеличено с 25 тысяч до 300 тысяч.

Оппоненты также настаивали на ослаблении Россией поддержки отечественного автопрома, как того требуют правила, установленные в рамках ВТО. Но российские власти пойти на это были не готовы, так как продукция отечественных автозаводов в таких условиях может не выдержать конкуренции.

Информация о работе Вступление России в ВТО