Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 03:48, курсовая работа
Долгий процесс переговоров о вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО) завершен. Итог переговорного процесса был поведен 16 декабря 2011 года в Женеве, когда был подписан протокол о присоединении России к торговой организации. С момента подписания, в течение 220 дней, Россия должна ратифицировать сам протокол и документы, содержащие правила доступа товаров и услуг на российский рынок. Следовательно
Введение 3
1 Членство России в ВТО как фактор конкурентоспособности 5
1.1 Повышение конкурентоспособности - основная цель вступления в ВТО 6
1.2 Переговоры по присоединению к ВТО. Проблемы и решения 14
2 Плюсы и минусы вступления в ВТО 17
2.1 Последствия вступления в ВТО 17
2.2 Рынок образовательных услуг России. Последствия членства в ВТО 20
Заключение 27
Список литературы 28
В настоящее время большинство высших учебных заведений ведут подготовку специалистов, не учитывая потребности в кадрах рынка труда, не задумываясь о трудоустройстве своих выпускников. Рекрутинговые агентства отмечают, что сложно найти нужного специалиста: вузы не выпускают работников необходимого рынку профиля и квалификации. Около 60% выпускников вузов не работают по специальности, идут в малый и средний бизнес зарабатывать деньги.
Для решения вопроса подготовки кадров необходим системный подход с учетом стратегии экономического развития страны, особенностей развития каждого конкретного региона и города.
Сегодня в международные учреждения, фирмы, учебные заведения нельзя устроиться без соответствующей процедуры конвертации своего образования к международному эквиваленту. Так, например, в США, куда на стажировки, обучение и работу направляются все больше российских граждан, право конвертации предоставлено частным компаниям при условии, что они имеют лицензию и аккредитованы в национальных и международных организациях, работающих в сфере образования. В настоящее время около 50 фирм оказывают подобную услугу.
Процедура конвертации - определение соответствия образования, полученного в других странах, американским нормам и стандартам. Это не обучение или сдача дополнительных экзаменов, а экспертиза любых документов об образовании, на основании которой выдается специальный сертификат, где указываются: название учебного заведения, срок обучения, пройденные курсы, количество часов по каждому курсу, оценки в международных единицах, международный коэффициент GPA, американский эквивалент звания (бакалавр, магистр). При этом каждый предоставленный на экспертизу документ может прибавить определенное количество баллов к общей оценке, которая определяет уровень образования, эквивалентный нормам США. При желании можно продолжить обучение в учебном заведении этой страны с того уровня, который был установлен в ходе экспертизы документов.
По результатам экспертизы выдается сертификат, в котором имеется заключение о праве на профессиональную деятельность в соответствии с уровнем образования.
Для некоторых американское законодательство требует пройти процедуру специального лицензирования. Для этого необходимо сдать профессиональный экзамен.
С целью унификации обучения и создания единой европейской зоны высшего образования в июне 1999 года в г. Болонья министрами образования ряда европейских государств была принята «Декларация о Европейском пространстве для высшего образования» (Болонская декларация), которую подписали представители 33 европейских государств. В ней сформулированы принципы и механизмы гармонизации европейских образовательных систем.
В соответствии с положениями Болонской декларации в дополнение к ранее существующей одноуровневой структуре подготовки специалистов введена двухуровневая квалификационная структура – бакалавриат - магистратура. Распространение Болонского процесса в России имеет ряд особенностей и ограничений. Они связаны с уникальностью российского рынка труда, который проявляется в региональном характере и неопределенности перспектив развития отдельных отраслей и территорий. В этих условиях снижены возможности территориальной мобильности специалистов. В условиях экономической нестабильности российского общества Россия уже является бесплатным поставщиком интеллектуальных ресурсов на Запад.
Целью Болонского процесса в России
является увеличение привлекательности
российского образования за рубежом,
привлечение иностранных
Положительными последствиями вступления России в ВТО для системы образования будет являться, во-первых, получение российским образованием дополнительных возможности интегрирования в мировое образовательное пространство, что позволит расширить международную мобильность студентов, аспирантов и преподавателей, укрепить международное научно-техническое сотрудничество.
Во-вторых, произойдет усиление конкуренции на внутреннем рынке образовательных услуг, что заставит ОУ систематически осуществлять инновационную деятельность с целью улучшения их качества. ОУ с мировым именем, демонстрируя конкурентам свои достижения, станут для них своего рода эталоном. Окружающие их менее развитые образовательные учреждения будут стремиться разрабатывать и осваивать образовательные (педагогические) новшества, тем самым, повышая свою конкурентоспособность. По экспертным оценкам успешно конкурировать на рынках образовательных услуг дальнего зарубежья способны не более 5% вузов.
В-третьих, будут созданы дальнейшие предпосылки для наращивания инвестиций в образование, так как хроническое недофинансирование привело к старению педагогических кадров и ухудшению качества материально-технической базы ОУ.
В-четвертых, ГСТУ призвано способствовать полной интеграции рынков рабочей силы между сторонами или среди сторон такого соглашения при условии, что такое соглашение освобождает граждан сторон соглашения от требований, касающихся разрешений на жительство и работу.
Одной из важнейших причин снижения качества образования в стране является развал научно-технического потенциала. Статистика свидетельствует о сокращении числа вузов, выполняющих исследования и разработки, снижении общей научной результативности высшей школы. Это находит выражение в падении качества преподавания, понижении проработанности учебно-методических разработок. Профессорско-преподавательский состав вузов в силу «старчества», деградации научной базы и отсутствия спроса на научно-исследовательские разработки занят в основном учебно-методической работой. Значительная часть программ высшего образования не базируется на собственных научных разработках. А это означает, что большинство преподавателей осуществляет в образовательном процессе в основном ретрансляцию морально устаревших знаний, что приводит к снижению уровня подготовки выпускников для всех отраслей экономики, в том числе и педагогических кадров для образования.
Анализ возрастной структуры профессорско-
Переход сферы образования на инновационный путь развития сдерживается низким качеством материально-технической базы.
Среди отрицательных последствий присоединения России к ВТО можно выделить следующие:
Вместе с тем не следует переоценивать роль иностранцев на российском рынке образовательных услуг. По мнению ряда ученых-педагогов она будет незначительна. В качестве причин можно назвать недостаточный уровень владения выпускниками российских общеобразовательных учреждений иностранными языками (в первую очередь – английским), не востребованность русского языка в качестве языка международного делового и научного общения. [15]
Вступление России в ВТО потребует от ОУ внедрения международных стандартов Всеобщего управления качеством (Total Quality Management - TQM) при организации своей деятельности. Философия TQM базируется на серии норм обеспечения качества, заложенных в серии международных стандартов серии ISO 9000, утвержденных Международной организацией стандартов (International Standards Organization - ISO). Необходимость внедрения TQM в ОУ связана с главной задачей образования - улучшением качества предоставления образовательных услуг с целью подготовки специалистов, отвечающих требованиям экономики, основанной на знаниях.
Качество системы управления ОУ в новых условиях во многом будет определяться его способностью решать следующие задачи:
При разработке новой правовой базы необходимо, с одной стороны, облегчить рост экспорта качественного российского образования в другие страны, создать препятствия для распространения в России некачественного зарубежного образования, а с другой - создать условия для обеспечения роста платежеспособного спроса населения и работодателей на образовательные услуги путем проведения гибкой налоговой, амортизационной и кредитной политики, стимулирования благотворительной деятельности, расширения масштабов программно-целевого финансирования конкретных образовательных программ, адресной грантовой и социальной поддержки учащихся и студентов. [15]
Конкурентоспособность национальной экономики зависит от ее открытости, т.е. от вовлеченности в мировую экономику. При этом только сильная в экономическом отношении страна может успешно конкурировать на мировых рынках, и степень открытости должна соответствовать уровню конкурентоспособности. Несоразмерная открытость национальной экономики наносит ей значительный ущерб в виде свертывания внутреннего производства. Сегодня открытость российской экономики не соответствует уровню ее конкурентоспособности, а внешнеэкономическая сырьевая ориентация закрепляет ее низкую конкурентоспособность и развитие ее внутреннего рынка.
Для российской экономики
особенно важна разработка стратегии
повышения
Так для возможности конкуренции на мировом рынке производимой продукции России необходимо модифицировать систему ГОСТов, в соответствии с существующими стандартами ВТО, на производство в различных отраслях и применять ее в производстве.
Проанализировав условия, выдвигаемые Россией в ходе переговоров о вступлении в ВТО, можно понять, что подобные требования могут повлечь ограниченный экономический рост и постепенное накопление макроэкономических рисков в будущем, так как Россия пытается сохранить монополистическую структуру рынка и роспуска неэффективных компаний.
В сфере образования России также необходимо будет разработать эффективную политику предоставления образовательных услуг, чтобы иметь возможность конкурировать на международном рынке.