Вступление России в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 03:48, курсовая работа

Описание

Долгий процесс переговоров о вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО) завершен. Итог переговорного процесса был поведен 16 декабря 2011 года в Женеве, когда был подписан протокол о присоединении России к торговой организации. С момента подписания, в течение 220 дней, Россия должна ратифицировать сам протокол и документы, содержащие правила доступа товаров и услуг на российский рынок. Следовательно

Содержание

Введение 3
1 Членство России в ВТО как фактор конкурентоспособности 5
1.1 Повышение конкурентоспособности - основная цель вступления в ВТО 6
1.2 Переговоры по присоединению к ВТО. Проблемы и решения 14
2 Плюсы и минусы вступления в ВТО 17
2.1 Последствия вступления в ВТО 17
2.2 Рынок образовательных услуг России. Последствия членства в ВТО 20
Заключение 27
Список литературы 28

Работа состоит из  1 файл

Юрова Ю.А..doc

— 213.00 Кб (Скачать документ)

В настоящее время большинство высших учебных заведений ведут подготовку специалистов, не учитывая потребности в кадрах рынка труда, не задумываясь о трудоустройстве своих выпускников. Рекрутинговые агентства отмечают, что сложно найти нужного специалиста: вузы не выпускают работников необходимого рынку профиля и квалификации. Около 60% выпускников вузов не работают по специальности, идут в малый и средний бизнес зарабатывать деньги.

Для решения вопроса  подготовки кадров необходим системный  подход с учетом стратегии экономического развития страны, особенностей развития каждого конкретного региона и города.

Сегодня в международные  учреждения, фирмы, учебные заведения  нельзя устроиться без соответствующей  процедуры конвертации своего образования к международному эквиваленту. Так, например, в США, куда на стажировки, обучение и работу направляются все больше российских граждан, право конвертации предоставлено частным компаниям при условии, что они имеют лицензию и аккредитованы в национальных и международных организациях, работающих в сфере образования. В настоящее время около 50 фирм оказывают подобную услугу.

Процедура конвертации - определение соответствия образования, полученного в других странах, американским нормам и стандартам. Это не обучение или сдача дополнительных экзаменов, а экспертиза любых документов об образовании, на основании которой выдается специальный сертификат, где указываются: название учебного заведения, срок обучения, пройденные курсы, количество часов по каждому курсу, оценки в международных единицах, международный коэффициент GPA, американский эквивалент звания (бакалавр, магистр). При этом каждый предоставленный на экспертизу документ может прибавить определенное количество баллов к общей оценке, которая определяет уровень образования, эквивалентный нормам США. При желании можно продолжить обучение в учебном заведении этой страны с того уровня, который был установлен в ходе экспертизы документов.

По результатам экспертизы выдается сертификат, в котором имеется  заключение о праве на профессиональную деятельность в соответствии с уровнем образования.

Для некоторых американское законодательство требует пройти процедуру  специального лицензирования. Для этого  необходимо сдать профессиональный экзамен.

С целью унификации обучения и создания единой европейской зоны высшего образования в июне 1999 года в г. Болонья министрами образования ряда европейских государств была принята «Декларация о Европейском пространстве для высшего образования» (Болонская декларация), которую подписали представители 33 европейских государств. В ней сформулированы принципы и механизмы гармонизации европейских образовательных систем.

В соответствии с положениями Болонской  декларации в дополнение к ранее  существующей одноуровневой структуре  подготовки специалистов введена двухуровневая квалификационная структура – бакалавриат - магистратура. Распространение Болонского процесса в России имеет ряд особенностей и ограничений. Они связаны с уникальностью российского рынка труда, который проявляется в региональном характере и неопределенности перспектив развития отдельных отраслей и территорий. В этих условиях снижены возможности территориальной мобильности специалистов. В условиях экономической нестабильности российского общества Россия уже является бесплатным поставщиком интеллектуальных ресурсов на Запад.

Целью Болонского процесса в России является увеличение привлекательности  российского образования за рубежом, привлечение иностранных граждан  для обучения в российских вузах, укрепление позиций России на мировом  рынке образовательных услуг. [9] Для того чтобы стать равноправным участником ВТО, использовать открытость рынков других стран для устойчивого развития российской системы образования, Россия должна принять ответное обязательство открыть в той или иной мере свой рынок образовательных услуг, оказываемых на коммерческой основе, снять имеющиеся ограничения для зарубежных поставщиков образовательных услуг.

Положительными последствиями вступления России в ВТО для системы образования будет являться, во-первых, получение российским образованием дополнительных возможности интегрирования в мировое образовательное пространство, что позволит расширить международную мобильность студентов, аспирантов и преподавателей, укрепить международное научно-техническое сотрудничество.

Во-вторых, произойдет усиление конкуренции на внутреннем рынке образовательных услуг, что заставит ОУ систематически осуществлять инновационную деятельность с целью улучшения их качества. ОУ с мировым именем, демонстрируя конкурентам свои достижения, станут для них своего рода эталоном. Окружающие их менее развитые образовательные учреждения будут стремиться разрабатывать и осваивать образовательные (педагогические) новшества, тем самым, повышая свою конкурентоспособность. По экспертным оценкам успешно конкурировать на рынках образовательных услуг дальнего зарубежья способны не более 5% вузов.

В-третьих, будут созданы дальнейшие предпосылки для наращивания инвестиций в образование, так как хроническое недофинансирование привело к старению педагогических кадров и ухудшению качества материально-технической базы ОУ.

В-четвертых, ГСТУ призвано способствовать полной интеграции рынков рабочей силы между сторонами или среди сторон такого соглашения при условии, что такое соглашение освобождает граждан сторон соглашения от требований, касающихся разрешений на жительство и работу.

Одной из важнейших причин снижения качества образования в стране является развал научно-технического потенциала. Статистика свидетельствует о сокращении числа вузов, выполняющих исследования и разработки, снижении общей научной результативности высшей школы. Это находит выражение в падении качества преподавания, понижении проработанности учебно-методических разработок. Профессорско-преподавательский состав вузов в силу «старчества», деградации научной базы и отсутствия спроса на научно-исследовательские разработки занят в основном учебно-методической работой. Значительная часть программ высшего образования не базируется на собственных научных разработках. А это означает, что большинство преподавателей осуществляет в образовательном процессе в основном ретрансляцию морально устаревших знаний, что приводит к снижению уровня подготовки выпускников для всех отраслей экономики, в том числе и педагогических кадров для образования.

Анализ возрастной структуры профессорско-преподавательского состава вузов страны за последние 17 лет показал, что с течением времени происходит возрастание численности сотрудников от 60 до 70 лет и более 70 лет. То есть число преподавателей высшей школы, возраст которых превышает пенсионный, неуклонно увеличивается. Результаты проведенных исследований на примере научных организаций и вузов социально-культурной сферы позволили констатировать тот факт, что у группы сотрудников с возрастом примерно 35-50 лет наблюдается наименьшая научная активность. Вместе с тем мировой опыт свидетельствует о том, что наибольшей научной производительностью обладают молодые ученые, принадлежащие к возрастной группе 35-45 лет. В своем большинстве профессорско-преподавательский состав вузов (как и других учебных заведений) зарабатывает на свое существование на стороне, в других организациях, занимаясь своей основной учебно-педагогической и научно-исследовательской деятельностью по «остаточному принципу». Все это приводит к тому, что с каждым годом ухудшается состояние высшей школы. Аналогичная картина наблюдается и в учреждениях НПО и СПО. Средний возраст преподавателей и мастеров производственного обучения неуклонно приближается к пенсионному.

Переход сферы образования на инновационный путь развития сдерживается низким качеством материально-технической базы.

Среди отрицательных последствий присоединения России к ВТО можно выделить следующие:

  1. Из-за падения научно-технического и образовательного потенциала страны зарубежные организации могут занять некоторую долю отечественного рынка образовательных услуг, как это произошло со многими отраслями российской экономики. Для российского покупателя уже стало традиционной черта характера, что импортная продукция выглядит более привлекательно, чем ее отечественные аналоги.
  2. Большее влияние получат иностранные педагогические школы, методики преподавания и воспитания, некоторые из которых могут не в полной мере соответствовать ментальности россиян.
  3. Нормы ВТО могут ограничивать государственное финансирование образования. В ст.15 ГСТУ констатируется, что при определенных обстоятельствах субсидии могут оказывать искажающее влияние на торговлю услугами. Поэтому любой член ВТО, который считает, что субсидии в сферу образования другого члена наносят ущерб его интересам, может запросить консультации с таким членом по названным вопросам.

Вместе с тем не следует переоценивать роль иностранцев на российском рынке образовательных услуг. По мнению ряда ученых-педагогов она будет незначительна. В качестве причин можно назвать недостаточный уровень владения выпускниками российских общеобразовательных учреждений иностранными языками (в первую очередь – английским), не востребованность русского языка в качестве языка международного делового и научного общения. [15]

Вступление России в ВТО потребует от ОУ внедрения международных стандартов Всеобщего управления качеством (Total Quality Management - TQM) при организации своей деятельности. Философия TQM базируется на серии норм обеспечения качества, заложенных в серии международных стандартов серии ISO 9000, утвержденных Международной организацией стандартов (International Standards Organization - ISO). Необходимость внедрения TQM в ОУ связана с главной задачей образования - улучшением качества предоставления образовательных услуг с целью подготовки специалистов, отвечающих требованиям экономики, основанной на знаниях.

Качество системы управления ОУ в новых условиях во многом будет определяться его способностью решать следующие задачи:

  • прогнозирование численности учащихся и студентов;
  • объема выручки от реализации образовательных услуг;
  • создание механизма управления инновациями, чутко реагирующего на рыночные изменения;
  • прогнозирование вероятности успешного ввода новой образовательной услуги на рынок;
  • прогнозирование частоты замещения нововведений на рынке;
  • установление взаимосвязи НИР с рынком труда, материальных и финансовых ресурсов;
  • организация комплексного исследования рынков труда и образовательных услуг, включающего анализ покупательной способности домашних хозяйств и работодателей на образовательные услуги;
  • создание благоприятного климата по поддержке, стимулированию внедрения педагогических новшеств в образовательной практике; прогнозирование жизненного цикла образовательной услуги на рынке, разработка прогнозов, что потребуется на рынке через 10-15 лет;
  • определение возможностей ОУ удовлетворить спрос заказчиков и потребителей образовательных услуг;
  • прогнозирование цен на образовательные услуги.

При разработке новой правовой базы необходимо, с одной стороны, облегчить рост экспорта качественного российского образования в другие страны, создать препятствия для распространения в России некачественного зарубежного образования, а с другой - создать условия для обеспечения роста платежеспособного спроса населения и работодателей на образовательные услуги путем проведения гибкой налоговой, амортизационной и кредитной политики, стимулирования благотворительной деятельности, расширения масштабов программно-целевого финансирования конкретных образовательных программ, адресной грантовой и социальной поддержки учащихся и студентов. [15]

 

Заключение

Конкурентоспособность национальной экономики зависит от ее открытости, т.е. от вовлеченности в мировую экономику. При этом только сильная в экономическом отношении страна может успешно конкурировать на мировых рынках, и степень открытости должна соответствовать уровню конкурентоспособности. Несоразмерная открытость национальной экономики наносит ей значительный ущерб в виде свертывания внутреннего производства. Сегодня открытость российской экономики не соответствует уровню ее конкурентоспособности, а внешнеэкономическая сырьевая ориентация закрепляет ее низкую конкурентоспособность и развитие ее внутреннего рынка.

Для российской экономики  особенно важна разработка стратегии  повышения конкурентоспособности  при решении вопросов о ее присоединении к ВТО. Такое присоединение без нанесения экономике страны серьезных потерь может быть осуществлено только на основе продуманной долгосрочной стратегии и соответствующей промышленной политики, включающей решение проблем экономического, социального, научно-технического и юридического характера.

Так для возможности конкуренции на мировом рынке производимой продукции России необходимо модифицировать систему ГОСТов, в соответствии с существующими стандартами ВТО, на производство в различных отраслях и применять ее в производстве.

Проанализировав условия, выдвигаемые Россией в ходе переговоров  о вступлении в ВТО, можно понять, что подобные требования могут повлечь ограниченный экономический рост и постепенное накопление макроэкономических рисков в будущем, так как Россия пытается сохранить монополистическую структуру рынка и роспуска неэффективных компаний.

В сфере образования России также необходимо будет разработать эффективную политику предоставления образовательных услуг, чтобы иметь возможность конкурировать на международном рынке.

 

Список литературы

  1. Вопрос вступления России в ВТО [Электронный ресурс] // Россия против ВТО. - 2011. - 27 мая. - Режим доступа: http://stop-vto.ru/2011/05/27/rossiya-i-vto/.
  2. Всемирная торговая организация [Электронный ресурс] // Википедия – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/Всемирная торговая организация
  3. Горбань М., Гуриев С., Юдаева К. «Россия в ВТО: миф и реальность» // «Вопросы экономики», 2002. - №2. – 167 с.
  4. Данильцев А. Россия и ВТО: специфика присоединения // Мировая экономика и международные отношения. - 2003. -№5 с.115
  5. Достижение конкурентоспособности России при участии в ВТО [Электронный ресурс] // Конкурентоспособность Режим доступа: http://expert.ru
  6. Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация. Экономика. Политика. Практика. – М.: АЭРгрупп, 2007.
  7. История присоединения России к Всемирной торговой организации (ВТО) [Электронный ресурс] // Присоединения России к ВТО – Режим доступа: http://ria.ru/spravka/20111109/482894005.html
  8. Марков А.В. Все еще только начинается / А. В. Марков // Бюджет. - 2011. - № 2. - С. 29-37.
  9. Национальная конкурентоспособность [Электронный ресурс] // Википедия – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/Национальная конкурентоспособность
  10. Новости [Электронный ресурс] // Всемирная торговая организация – Режим доступа: http://www.wto.ru/ru/newsmain.asp
  11. Отчет рабочей группы по присоединению России к ВТО [Электронный ресурс] // Переговоры о вступлении России в ВТО. – 2011. – 2 декабря. – Режим доступа: http://informatio.ru/wp-content/uploads/2011/11/otchet.pdf
  12. Последствия вступления России в ВТО. Развернуто [Электронный ресурс] // Последствия вступления России в ВТО - Режим доступа: http://stop-vto.ru/2011/11/16/posledstviya-vstupleniya-rossii-v-vto-razvernuto/
  13. РЭШ: Последствия вступления России в ВТО [Электронный ресурс] // Экономика - Режим доступа: http://www.vestifinance.ru/articles/5504
  14. Сенчагаров В.К. Экономическая безопасность России // Общий курс – М.:Издательство «ДЕЛО» - 2005 г. – 897с.
  15. Тодосийчук А.В. Организация и финансирование среднего профессионального образования в индустриально развитых странах. – М.: ИУО РАО, 2007

Информация о работе Вступление России в ВТО