Выбор между инфляцией и безработицей в теории и практике госрегулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 21:40, курсовая работа

Описание

Цель работы:
На основе критического анализа литературных источников, статистического и фактологического материала провести анализ взаимосвязи инфляции и безработицы на высоком методологическом уровне.
В ходе написания курсовой работы автор ставила перед собой следующие задачи:
исследовать существующие подходы к взаимосвязи инфляции и безработицы, рассмотреть опыт регулирования инфляции и безработицы в развитых странах.
проанализировать статистический и фактологический материал по государственному регулированию инфляции и безработицы в Республике Беларусь за 2007-2010 годы, на основе чего выработать белорусскую модель взаимосвязи инфляции и безработицы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О СПОСОБАХ РЕГУЛИРОВАНИЯ СООТНОШЕНИЯ ИНФЛЯЦИИ И БЕЗРАБОТИЦЫ 7
1.1 Модели взаимосвязи инфляции и безработицы 7
1.2 Политика борьбы с инфляцией и безработицей 12
1.3 Международный опыт регулирования инфляции и безработицы 17
2 ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНФЛЯЦИИ И БЕЗРАБОТИЦЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 22
2.1 Белорусская модель регулирования инфляции и безработицы 22
2.2 Борьба с инфляцией в Республике Беларусь 24
2.3 Политика борьбы с безработицей в Республике Беларусь 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
ПРИЛОЖЕНИЯ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38

Работа состоит из  1 файл

Выбор между инфляцией и безработицей в теории и практике госрегулирования.docx

— 364.92 Кб (Скачать документ)

     Данная  теория объединяет кейнсианские и неоклассические подходы к модели кривой Филлипса. Её предпосылки:

  • все рынки являются высококонкурентными
  • заработная плата и цены являются гибкими
  • экономические субъекты функционируют как с учетом доступной для них информации прошлого периода, так и на основании своих предвидений результатов будущей экономической политики. При этом их прогнозы не содержат систематических ошибок.

     Уравнение кривой Филлипса в условиях рациональности ожиданий:

                     (1.5)[8, с.282]

     где ε - случайная ошибка прогноза.

     Согласно  теории рациональных ожиданий, экономические субъекты осознают принципы функционирования экономики и рационально используют имеющуюся у них информацию для максимизации собственных выгод. Они учитывают последствия проводимой правительством макроэкономической политики и действуют так, чтобы она не повредила их интересам, во многом нейтрализуя тем самым действия правительства. Экономика развивается "елочкой": происходит переход на все более и более высокие кривые Филлипса.

     

     Рисунок 1.2 – Цикл развития экономики «елочка».

     Источник: [8, с.282]

     Кривая  Филлипса не будет иметь стандартный  наклонный вид даже в краткосрочном  периоде.

     Стабилизационные  действия правительства в краткосрочном периоде приведут к желаемым результатам только в случае неожиданных изменений условий хозяйствования («политика сюрпризов»), из-за чего у экономических агентов возникнут информационные проблемы. Но в целом дискретная политика государства неэффективна, так как хозяйствующие субъекты полностью информированы обо всех событиях в экономике и полностью предвидят их последствия, равно как и последствия своих собственных действий, поэтому их поведение рационально.

     Из  модели Роберта Лукаса следует, что использовать инфляцию в борьбе с безработицей можно лишь в качестве кратковременной тактики, но не как постоянную стратегию. Эта же модель позволяет выбрать наиболее эффективную методику борьбы с инфляцией.

     Чтобы погасить рост цен, следует смириться  с временным повышением безработицы - происходит движение по нисходящей траектории "елочки". Если правительство пользуется доверием, то уже начальные мероприятия  по борьбе с инфляцией изменят  инфляционные ожидания граждан, которые  перестанут закладывать в свои долговременные планы рост цен. В результате инфляцию удастся уменьшить почти без  снижения занятости.

     

     Рисунок 1.3 – Движение по нисходящей траектории «елочки».

     Источник: [8, с.283]

     Реакция экономики с рациональными ожиданиями на непредсказуемое увеличение предложения денег будет аналогичной той, которая изложена в концепции адаптивных ожиданий. Разница заключается в том, что для сокращения безработицы ниже естественного значения и дальнейшего поддержания ее на этом уровне все денежные вливания должны быть не неожиданными, а непредсказуемыми даже с учетом всей имеющейся информации.

     Подводя итог, можно сказать, что в современной  экономической теории рассматривается  три основных модели взаимосвязи  инфляции и безработицы – кривая Филлипса как базис, отправная точка  для дальнейших исследований, а также  неоклассическая модель адаптивных ожиданий Фридмена-Фелпса и объединяющая кейнсианские и неоклассические  подходы модель рациональных ожиданий Лукаса-Сарджента. В настоящее время большинство экономистов признает в краткосрочном периоде традиционный вид кривой Филлипса и практически полное отсутствие взаимосвязи на долгосрочном временном интервале. Главное различие между последними двумя моделями состоит в толковании инфляционных ожиданий. В первом случае инфляционные ожидания формируются исходя только из прошлого опыта индивидов, а во втором они учитывают также и будущее повышение цен. 

     1.2 Политика борьбы с инфляцией и безработицей

     Основными направлениями макроэкономической стабилизационной политики являются борьба с безработицей и антиинфляционная политика. В краткосрочном периоде  данные направления противоречат друг другу. Однако, как свидетельствует  международный опыт, в долгосрочном периоде возможно поддерживать и  инфляцию, и безработицу на приемлемом уровне одновременно.

     Целью государственной политики занятости  является поддерживание естественного  уровня безработицы. В масштабах  экономики его можно представить  как средневзвешенную уровней естественной безработицы, определённых для различных  демографических групп, причем в  некоторых группах этот уровень  выше, чем в других.[10, с.542]. Также для определения уровня естественной безработицы экономисты используют среднюю величину фактической безработицы за длительный период. Средняя величина, взятая за 40-50 лет, сглаживает циклические колебания. При таком расчете естественный уровень безработицы за период с 1948 по 1985 года в США составил 5,6%. На конец 90-х годов в странах с развитой рыночной экономикой он составлял примерно 6,5-7% рабочей силы.

     Теоретически  меры правительства по воздействию  на уровень безработицы делят  на активные и пассивные. Активные мероприятия направлены на повышение уровня занятости. Это можно произвести как стимулированием совокупного спроса, так и ограничением совокупного предложения. К мерам, стимулирующим совокупный спрос, относится, прежде всего, создание дополнительных рабочих мест, а также [6, с.115-116], [11, с.207-208]:

    • организация системы образования и производственно - технического обучения кадров на базе служб по трудоустройству и самих предприятий;
    • регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров;
    • расширение производства товаров и услуг за счет роста государственных субсидий;
    • осуществление программ общественных работ в коммунальном хозяйстве, строительстве, оказанию услуг по ремонту и др;
    • создание рабочих мест для подросткового и молодежного труда;
    • субсидии по занятости, организации своего дела;
    • стимулирование самостоятельной занятости населения в сфере предпринимательства, малого бизнеса, фермерства.

     К мерам, ограничивающим совокупное предложение, относятся:

  • увеличение продолжительности школьного образования;
  • расширение дневной формы обучения;
  • увеличение продолжительности отпусков по уходу за ребенком, ежегодных отпусков;
  • создание фондов и разработка специальных программ занятости;
  • установление нормативных актов тарифно-квалификационных систем и систем оплаты труда, форм договорных отношений;
  • индексирование заработной платы.

     К пассивным мерам по уменьшению размеров безработицы относятся ассигнования на выплату пособий по безработице, частичное возмещение безработным их потерь в доходах, создание системы социального страхования и др.

     Очевидно, что данные меры направлены на решение  проблем, связанных с различными видами безработицы: фрикционной, структурной, циклической и др. Наиболее важной представляется задача устранения циклической  безработицы. При ней возникает замкнутый круг: падение производства – безработица – уменьшение общего уровня доходов – снижение совокупного спроса – падение производства – безработица и т.д.

     Антиинфляционная  политика государства представляет собой комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленному  на ограничение инфляции. Эти меры можно разделить на стратегические, включающие цели и методы долговременного  характера, и тактические, ориентированные  на получение краткосрочных результатов. Вначале следует рассмотреть общие стратегические меры, устраняющие причины инфляции. К ним можно отнести [17, с.106]:

  • оздоровление экономики (устранение структурных перекосов, гипертрофии отраслей группы "А" и военно-промышленного комплекса, ликвидация убыточности предприятий);
  • наведение порядка в капиталовложениях с использованием, в частности, мирового опыта проектного финансирования (основанного на минимальном участии бюджетных средств и максимальной доле негосударственного сектора);
  • нормализацию торговли, так как самовольное накручивание цен при отсутствии конкуренции, продажа товаров по спекулятивным ценам, другие злоупотребления усугубляют дисбаланс между денежной и товарной массой;
  • активное вовлечение в рыночный оборот нетрадиционных товаров (квартир, ценных бумаг и т.п.), использование золота для сделок своп (комбинации двух противоположных конверсионных сделок на одинаковую сумму с разными датами валютирования) или для получения валютных кредитов под залог золота, для валютной интервенции или покупки импортных товаров с последующей их продажей в республике по повышенным ценам;
  • конверсию военного производства;
  • развитие рынка услуг, поскольку одними товарами обеспечить разбухшую денежную массу невозможно.

     Наряду  с общеэкономической долгосрочной стратегией необходимы неотложные меры (тактика) по содержанию инфляции и превращению ее в регулируемую, так как для преодоления инфляции требуются годы. Имеется два варианта антиинфляционной тактики в зависимости от состояния экономики:

  • дефляционная политика. В зависимости от выявленных причин инфляции могут применяться следующие меры дефляционной политики: ограничение или полное прекращение эмиссии денег правительством, сокращение объемов кредитования банков путем установления норм обязательного резервирования и повышения процентной ставки по кредитам, снижение государственных расходов, контроль за скоростью оборота денежной массы, ведение политики, направленной на поддержание стабильного обменного курса национальной валюты и другие. Однако дефляционная политика применима в условиях экономического роста с целью сдерживания так называемого "перегрева" экономики, что не всегда бывает. Вследствие этого дефляционные меры вызывают справедливую негативную реакцию со стороны трудящихся, банкиров, предпринимателей;
  • политика доходов. Она применяется при стагфляции (сочетание инфляции со спадом производства) и заключается в ограничении государством платежеспособного спроса населения с помощью контроля над заработной платой и ценами. Так как рост издержек производства, а, следовательно, и заработной платы, является причиной инфляции, необходимо контролировать увеличение зарплаты работников, не допуская ее необоснованный рост. По причине ограничения доходов населения данная политика не является популярной, она может привести к забастовкам, простоям производственного процесса, что может повлечь еще большее увеличение издержек производства. [11, с.81]. Тем не менее политика доходов является более приемлемым и надежным путем для постепенного выхода из инфляции и экономического спада.

     К первоочередным мерам, направленным на стабилизацию денежного обращения  и сдерживание инфляции, можно отнести [17, с.107]:

      • ежегодное установление государством (на основе коллективных договоров предпринимателей с трудящимися с участием профсоюзов) верхнего лимита роста номинальной зарплаты и цен с одновременным стимулированием развития производства через использование экономических стимулов (кредитных, налоговых, валютных), что фактически означает проведение в жизнь гибкой дифференцированной политики. При этом политика доходов должна затрагивать не только зарплату, но и прибыли предприятий в целях компенсации трудящимся ущерба от роста цен, поскольку мировая практика свидетельствует о том, что стабилизационные программы всегда осуществляются за счет трудящихся;
      • оздоровление финансовой системы, ликвидацию дефицита госбюджета путем размещения государственных ценных бумаг преимущественно среди институционных инвесторов — банков, страховых компаний, финансовых компаний и т.п. Характерно, что во Франции после второй мировой войны устанавливался лимит обязательной покупки государственных ценных бумаг частными банками. Важным направлением финансового оздоровления может быть совершенствование налоговой системы с учетом двоякого назначения налогов: не только фискального, но и стимулирующего, связанного, например, с развитием приоритетных отраслей;
      • гибкое регулирование деятельности банков, не стесняющее их предприимчивости, но и в то же время сдерживающее их инфляционную деятельность. Для этого необходимо проводить нормальную, взаимовыгодную согласительную политику между правительством и банками, между центральным банком и коммерческими банками. В частности, опыт Швейцарии свидетельствует о том, что джентльменское соглашение может быть сильнее законодательных актов, но для этого нужны нормальные отношения партнеров. Деятельность банков в условиях инфляции должна быть связана с тем, чтобы при стагфляции пресечь взаимные неплатежи предприятий, поскольку это ведет к дополнительной эмиссии и утрате контроля над денежной системой;
      • совершенствование денежного обращения. На стабилизацию денежного обращения и ограничение инфляции направлены денежные реформы. Денежные реформы включают в себя использование методов нуллификации, реставрации (ревальвации), девальвации и деноминации. Нуллификация представляет собой процедуру аннулирования сильно обесцененной денежной единицы и введения новых денег. Реставрация (ревальвация) - восстановление прежнего золотого содержания денежной единицы (в условиях золотого стандарта) или повышение обменного курса национальной денежной единицы по отношению к иностранной. Девальвация представляет собой снижение золотого содержания денежной единицы (в условиях золотого стандарта) или уменьшение официального валютного курса прежде всего к доллару США. Деноминация означает укрупнение масштаба цен путем увеличения номинальной покупательной способности новой одноименной денежной единицы по сравнению со старой. Однако без взаимосвязи с другими антиинфляционными мерами денежная реформа не решает в стратегическом плане проблему обуздания инфляции.

Информация о работе Выбор между инфляцией и безработицей в теории и практике госрегулирования