Данная
теория объединяет кейнсианские и неоклассические
подходы к модели кривой Филлипса. Её предпосылки:
- все рынки
являются высококонкурентными
- заработная
плата и цены являются гибкими
- экономические
субъекты функционируют как с учетом доступной
для них информации прошлого периода,
так и на основании своих предвидений
результатов будущей экономической политики.
При этом их прогнозы не содержат систематических
ошибок.
Уравнение
кривой Филлипса в условиях рациональности
ожиданий:
(1.5)[8, с.282]
где
ε - случайная ошибка прогноза.
Согласно
теории рациональных ожиданий, экономические
субъекты осознают принципы функционирования
экономики и рационально используют имеющуюся
у них информацию для максимизации собственных
выгод. Они учитывают последствия проводимой
правительством макроэкономической политики
и действуют так, чтобы она не повредила
их интересам, во многом нейтрализуя тем
самым действия правительства. Экономика
развивается "елочкой": происходит
переход на все более и более высокие кривые
Филлипса.
Рисунок
1.2 – Цикл развития экономики «елочка».
Источник:
[8, с.282]
Кривая
Филлипса не будет иметь стандартный
наклонный вид даже в краткосрочном
периоде.
Стабилизационные
действия правительства в краткосрочном
периоде приведут к желаемым результатам
только в случае неожиданных изменений
условий хозяйствования («политика сюрпризов»),
из-за чего у экономических агентов возникнут
информационные проблемы. Но в целом дискретная
политика государства неэффективна, так
как хозяйствующие субъекты полностью
информированы обо всех событиях в экономике
и полностью предвидят их последствия,
равно как и последствия своих собственных
действий, поэтому их поведение рационально.
Из
модели Роберта Лукаса следует, что использовать
инфляцию в борьбе с безработицей можно
лишь в качестве кратковременной тактики,
но не как постоянную стратегию. Эта же
модель позволяет выбрать наиболее эффективную
методику борьбы с инфляцией.
Чтобы
погасить рост цен, следует смириться
с временным повышением безработицы
- происходит движение по нисходящей траектории
"елочки". Если правительство пользуется
доверием, то уже начальные мероприятия
по борьбе с инфляцией изменят
инфляционные ожидания граждан, которые
перестанут закладывать в свои долговременные
планы рост цен. В результате инфляцию
удастся уменьшить почти без
снижения занятости.
Рисунок
1.3 – Движение по нисходящей траектории
«елочки».
Источник:
[8, с.283]
Реакция
экономики с рациональными ожиданиями
на непредсказуемое увеличение предложения
денег будет аналогичной той, которая
изложена в концепции адаптивных ожиданий.
Разница заключается в том, что для сокращения
безработицы ниже естественного значения
и дальнейшего поддержания ее на этом
уровне все денежные вливания должны быть
не неожиданными, а непредсказуемыми даже
с учетом всей имеющейся информации.
Подводя
итог, можно сказать, что в современной
экономической теории рассматривается
три основных модели взаимосвязи
инфляции и безработицы – кривая
Филлипса как базис, отправная точка
для дальнейших исследований, а также
неоклассическая модель адаптивных
ожиданий Фридмена-Фелпса и объединяющая
кейнсианские и неоклассические
подходы модель рациональных ожиданий
Лукаса-Сарджента. В настоящее время большинство
экономистов признает в краткосрочном
периоде традиционный вид кривой Филлипса
и практически полное отсутствие взаимосвязи
на долгосрочном временном интервале.
Главное различие между последними двумя
моделями состоит в толковании инфляционных
ожиданий. В первом случае инфляционные
ожидания формируются исходя только из
прошлого опыта индивидов, а во втором
они учитывают также и будущее повышение
цен.
1.2 Политика борьбы с
инфляцией и безработицей
Основными
направлениями макроэкономической
стабилизационной политики являются борьба
с безработицей и антиинфляционная
политика. В краткосрочном периоде
данные направления противоречат друг
другу. Однако, как свидетельствует
международный опыт, в долгосрочном
периоде возможно поддерживать и
инфляцию, и безработицу на приемлемом
уровне одновременно.
Целью
государственной политики занятости
является поддерживание естественного
уровня безработицы. В масштабах
экономики его можно представить
как средневзвешенную уровней естественной
безработицы, определённых для различных
демографических групп, причем в
некоторых группах этот уровень
выше, чем в других.[10, с.542]. Также
для определения уровня естественной
безработицы экономисты используют среднюю
величину фактической безработицы за
длительный период. Средняя величина,
взятая за 40-50 лет, сглаживает циклические
колебания. При таком расчете естественный
уровень безработицы за период с 1948 по
1985 года в США составил 5,6%. На конец 90-х
годов в странах с развитой рыночной экономикой
он составлял примерно 6,5-7% рабочей силы.
Теоретически
меры правительства по воздействию
на уровень безработицы делят
на активные и пассивные. Активные мероприятия
направлены на повышение уровня занятости.
Это можно произвести как стимулированием
совокупного спроса, так и ограничением
совокупного предложения. К мерам, стимулирующим
совокупный спрос, относится, прежде всего,
создание дополнительных рабочих мест,
а также [6, с.115-116], [11, с.207-208]:
- организация
системы образования и производственно
- технического обучения кадров на базе
служб по трудоустройству и самих предприятий;
- регулирование
отраслевой и региональной мобильности
кадров;
- расширение
производства товаров и услуг за счет
роста государственных субсидий;
- осуществление
программ общественных работ в коммунальном
хозяйстве, строительстве, оказанию услуг
по ремонту и др;
- создание
рабочих мест для подросткового и молодежного
труда;
- субсидии
по занятости, организации своего дела;
- стимулирование
самостоятельной занятости населения
в сфере предпринимательства, малого бизнеса,
фермерства.
К
мерам, ограничивающим совокупное предложение,
относятся:
- увеличение
продолжительности школьного образования;
- расширение
дневной формы обучения;
- увеличение
продолжительности отпусков по уходу
за ребенком, ежегодных отпусков;
- создание
фондов и разработка специальных программ
занятости;
- установление
нормативных актов тарифно-квалификационных
систем и систем оплаты труда, форм договорных
отношений;
- индексирование
заработной платы.
К
пассивным мерам по уменьшению размеров
безработицы относятся ассигнования на
выплату пособий по безработице, частичное
возмещение безработным их потерь в доходах,
создание системы социального страхования
и др.
Очевидно,
что данные меры направлены на решение
проблем, связанных с различными
видами безработицы: фрикционной, структурной,
циклической и др. Наиболее важной
представляется задача устранения циклической
безработицы. При ней возникает замкнутый
круг: падение производства – безработица
– уменьшение общего уровня доходов –
снижение совокупного спроса – падение
производства – безработица и т.д.
Антиинфляционная
политика государства представляет
собой комплекс мер по государственному
регулированию экономики, направленному
на ограничение инфляции. Эти меры
можно разделить на стратегические,
включающие цели и методы долговременного
характера, и тактические, ориентированные
на получение краткосрочных результатов.
Вначале следует рассмотреть общие стратегические
меры, устраняющие причины инфляции. К
ним можно отнести [17, с.106]:
- оздоровление
экономики (устранение структурных перекосов,
гипертрофии отраслей группы "А"
и военно-промышленного комплекса, ликвидация
убыточности предприятий);
- наведение
порядка в капиталовложениях с использованием,
в частности, мирового опыта проектного
финансирования (основанного на минимальном
участии бюджетных средств и максимальной
доле негосударственного сектора);
- нормализацию
торговли, так как самовольное накручивание
цен при отсутствии конкуренции, продажа
товаров по спекулятивным ценам, другие
злоупотребления усугубляют дисбаланс
между денежной и товарной массой;
- активное
вовлечение в рыночный оборот нетрадиционных
товаров (квартир, ценных бумаг и т.п.),
использование золота для сделок своп
(комбинации двух противоположных конверсионных
сделок на одинаковую сумму с разными
датами валютирования) или для получения
валютных кредитов под залог золота, для
валютной интервенции или покупки импортных
товаров с последующей их продажей в республике
по повышенным ценам;
- конверсию
военного производства;
- развитие
рынка услуг, поскольку одними товарами
обеспечить разбухшую денежную массу
невозможно.
Наряду
с общеэкономической долгосрочной
стратегией необходимы неотложные меры
(тактика) по содержанию инфляции и превращению
ее в регулируемую, так как для преодоления
инфляции требуются годы. Имеется два
варианта антиинфляционной тактики в
зависимости от состояния экономики:
- дефляционная
политика. В зависимости от выявленных
причин инфляции могут применяться следующие
меры дефляционной политики: ограничение
или полное прекращение эмиссии денег
правительством, сокращение объемов кредитования
банков путем установления норм обязательного
резервирования и повышения процентной
ставки по кредитам, снижение государственных
расходов, контроль за скоростью оборота
денежной массы, ведение политики, направленной
на поддержание стабильного обменного
курса национальной валюты и другие. Однако
дефляционная политика применима в условиях
экономического роста с целью сдерживания
так называемого "перегрева" экономики,
что не всегда бывает. Вследствие этого
дефляционные меры вызывают справедливую
негативную реакцию со стороны трудящихся,
банкиров, предпринимателей;
- политика
доходов. Она применяется при стагфляции
(сочетание инфляции со спадом производства)
и заключается в ограничении государством
платежеспособного спроса населения с
помощью контроля над заработной платой
и ценами. Так как рост издержек производства,
а, следовательно, и заработной платы,
является причиной инфляции, необходимо
контролировать увеличение зарплаты работников,
не допуская ее необоснованный рост. По
причине ограничения доходов населения
данная политика не является популярной,
она может привести к забастовкам, простоям
производственного процесса, что может
повлечь еще большее увеличение издержек
производства. [11, с.81]. Тем не менее политика
доходов является более приемлемым и надежным
путем для постепенного выхода из инфляции
и экономического спада.
К
первоочередным мерам, направленным на
стабилизацию денежного обращения
и сдерживание инфляции, можно отнести
[17, с.107]:
- ежегодное
установление государством (на основе
коллективных договоров предпринимателей
с трудящимися с участием профсоюзов)
верхнего лимита роста номинальной зарплаты
и цен с одновременным стимулированием
развития производства через использование
экономических стимулов (кредитных, налоговых,
валютных), что фактически означает проведение
в жизнь гибкой дифференцированной политики.
При этом политика доходов должна затрагивать
не только зарплату, но и прибыли предприятий
в целях компенсации трудящимся ущерба
от роста цен, поскольку мировая практика
свидетельствует о том, что стабилизационные
программы всегда осуществляются за счет
трудящихся;
- оздоровление
финансовой системы, ликвидацию дефицита
госбюджета путем размещения государственных
ценных бумаг преимущественно среди институционных
инвесторов — банков, страховых компаний,
финансовых компаний и т.п. Характерно,
что во Франции после второй мировой войны
устанавливался лимит обязательной покупки
государственных ценных бумаг частными
банками. Важным направлением финансового
оздоровления может быть совершенствование
налоговой системы с учетом двоякого назначения
налогов: не только фискального, но и стимулирующего,
связанного, например, с развитием приоритетных
отраслей;
- гибкое регулирование
деятельности банков, не стесняющее их
предприимчивости, но и в то же время сдерживающее
их инфляционную деятельность. Для этого
необходимо проводить нормальную, взаимовыгодную
согласительную политику между правительством
и банками, между центральным банком и
коммерческими банками. В частности, опыт
Швейцарии свидетельствует о том, что
джентльменское соглашение может быть
сильнее законодательных актов, но для
этого нужны нормальные отношения партнеров.
Деятельность банков в условиях инфляции
должна быть связана с тем, чтобы при стагфляции
пресечь взаимные неплатежи предприятий,
поскольку это ведет к дополнительной
эмиссии и утрате контроля над денежной
системой;
- совершенствование
денежного обращения. На стабилизацию
денежного обращения и ограничение инфляции
направлены денежные реформы. Денежные
реформы включают в себя использование
методов нуллификации, реставрации (ревальвации),
девальвации и деноминации. Нуллификация
представляет собой процедуру аннулирования
сильно обесцененной денежной единицы
и введения новых денег. Реставрация (ревальвация)
- восстановление прежнего золотого содержания
денежной единицы (в условиях золотого
стандарта) или повышение обменного курса
национальной денежной единицы по отношению
к иностранной. Девальвация представляет
собой снижение золотого содержания денежной
единицы (в условиях золотого стандарта)
или уменьшение официального валютного
курса прежде всего к доллару США. Деноминация
означает укрупнение масштаба цен путем
увеличения номинальной покупательной
способности новой одноименной денежной
единицы по сравнению со старой. Однако
без взаимосвязи с другими антиинфляционными
мерами денежная реформа не решает в стратегическом
плане проблему обуздания инфляции.