Выбор между инфляцией и безработицей в теории и практике госрегулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 21:40, курсовая работа

Описание

Цель работы:
На основе критического анализа литературных источников, статистического и фактологического материала провести анализ взаимосвязи инфляции и безработицы на высоком методологическом уровне.
В ходе написания курсовой работы автор ставила перед собой следующие задачи:
исследовать существующие подходы к взаимосвязи инфляции и безработицы, рассмотреть опыт регулирования инфляции и безработицы в развитых странах.
проанализировать статистический и фактологический материал по государственному регулированию инфляции и безработицы в Республике Беларусь за 2007-2010 годы, на основе чего выработать белорусскую модель взаимосвязи инфляции и безработицы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О СПОСОБАХ РЕГУЛИРОВАНИЯ СООТНОШЕНИЯ ИНФЛЯЦИИ И БЕЗРАБОТИЦЫ 7
1.1 Модели взаимосвязи инфляции и безработицы 7
1.2 Политика борьбы с инфляцией и безработицей 12
1.3 Международный опыт регулирования инфляции и безработицы 17
2 ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНФЛЯЦИИ И БЕЗРАБОТИЦЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 22
2.1 Белорусская модель регулирования инфляции и безработицы 22
2.2 Борьба с инфляцией в Республике Беларусь 24
2.3 Политика борьбы с безработицей в Республике Беларусь 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
ПРИЛОЖЕНИЯ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38

Работа состоит из  1 файл

Выбор между инфляцией и безработицей в теории и практике госрегулирования.docx

— 364.92 Кб (Скачать документ)

       Однако  последствием финансового кризиса  стал некий перелом в экономической  ситуации. Наблюдаются тенденции  к снижению уровней инфляции и безработицы. Уровень инфляции в 2008 году составил 13,5%, в 2009 под дефляционным воздействием мирового кризиса снизился до 10,1% (на декабрь месяц). В октябре 2010 года инфляция составила 7,9% по отношению к декабрю 2009 года, однако к новогодним праздникам ожидается традиционное повышение цен. (Известно, что инфляция подвержена сезонному фактору: пик роста цен обычно приходится на зимние месяцы, что связано с выдачей новогодних премий, «тринадцатых зарплат» рабочим. Летом же инфляция снижается по причине снижения на плодоовощную продукцию) [4, с.15].

       Таким образом, трансформационная экономика  Республики Беларусь имеет особенности  в отношении государственного регулирования  инфляции и безработицы. Наиболее благоприятная ситуация наблюдалась в 2006  году: 6,6% инфляции и 1,2% безработицы. Последствием мирового финансового кризиса стало снижение уровня инфляции. Официальная статистика на сегодняшний день демонстрирует благоприятную ситуацию – одновременное снижение уровней инфляции и безработицы. Однако следует отметить, что методология расчета уровня безработицы не соответствует методологии МОТ и существенно занижает действительный показатель. Поэтому представленная выше модель не может корректно отразить настоящего положения дел.

       2.2 Борьба с инфляцией  в Республике Беларусь

       Как свидетельствует зарубежный опыт, в  рыночной экономике избавиться от инфляции невозможно. Экономисты отмечают, что  целесообразно удерживать инфляцию на умеренном уровне – в пределах 10% в год. Считается, что такая  ползучая инфляция оказывает положительное  воздействие на экономику. Следовательно, целью правительства является преобразование текущей инфляции в умеренную, управляемую. Для этого используется комплекс мер антиинфляционной политики, довольно подробно описанных в первой главе  курсовой работы.

       Необдуманное  применение опыта других стран по регулированию инфляции, какой бы схожей не казалась экономическая ситуация, может привести если не к развитию инфляционных процессов в худшем случае, то по крайней мере к недоработкам в этой области.  Важно изучить  аспекты формирования текущей ситуации, учесть факторы (в том числе социокультурные), условия, настроения и ожидания, политическую ситуацию, историческое прошлое. Это  и другое в совокупности дает цельную  картину текущего положения дел. И все же такой анализ не застраховывает от неудачи, так как в открытой экономике большое воздействие  оказывается извне.

       Для Республики Беларусь таким внешним  инфлятогенным фактором является повышение  цен на мировых рынках энергоресурсов и продовольствия. Подобное воздействие  четко просматривалось в 2007-2008гг. Тогда во всем мире резко поднялись  цены на нефть и газ. Конечно, это  не могло не затронуть нашей страны, так как Беларусь привязана к  мировой конъюнктуре цен на энергоносители. Иными словами, даже при умеренном росте цен на мировых рынках в Беларуси они также возрастут. Пусть не в такой значительной степени, но рост цен на продовольствие также провоцирует инфляцию в белорусской экономике. Такие факторы значительно затрудняют проведение успешной антиинфляционной политики.

       Мировой финансовый кризис стал еще одним  препятствием на пути к успеху. Особенностью проявления современного кризиса в трансформационных экономиках явилось то, что в них одновременно действуют процессы, имеющие как инфляционный, так и дефляционный характер. Как отмечает кандидат экономических наук А.В.Егоров в статье «К вопросу об особенностях проявления мирового кризиса в экономике Беларуси», инфляционные процессы характерны для того сектора белорусской экономики, который работает преимущественно на внутренний рынок. В то же время экспортно-ориентированный сектор попал в зону действия внешней монетарной дефляции и демонстрирует спад при одновременном снижении уровня цен. Дефляционный сценарий кризиса не реализуется для внутреннего сектора по той причине, что на нем вместо рыночного действует административный перераспределительный механизм и режим мягких бюджетных ограничений. В последние месяцы Национальный  банк Республики Беларусь официально заявляет о том, что белорусская экономика вернулась в докризисное положение.[2, с.23]

       Что касается внутренних причин инфляции, то сюда можно отнести, во-первых, дефицит  государственного бюджета. Государство  дотирует неэффективное производство, расходует средства на социальные программы, содержит обширный бюрократический  аппарат. В республике наблюдается  высокая степень бюджетизации экономики  и неэффективное ведение хозяйствования. Негативное влияние оказывает также внешний долг государства: на 1 января 2010 года он составил 22029,9 млн. долларов США. На 1 июля внешний долг составил уже 23171,0 млн. долларов, то есть возрос на 5%.

       Во-вторых, ограничение конкуренции. Республика характеризуется наличием крупных  монополистических предприятий, например, ОАО «Беларуськалий», ОАО «Белтрансгаз»  и др. Эти фирмы самостоятельно устанавливают цену на рынке.

       В-третьих, долларизация экономики. Долларизация представляет собой процесс замещения  слабой национальной валюты твёрдой  валютой, в данном случае долларами, которые в большей или меньшей  степени выполняют все функции  денег, но, прежде всего, используются как средства сбережения. Например в январе-октябре 2009 года население  Беларуси купило валюты на 781,4 млн. долларов США больше, чем продало. Динамика инфляции тесно связана с политикой обменного курса национальной валюты. Белорусский рубль слабеет. Такая тенденция представлена в приложении (см. таблицу А.1).

       Наконец, далеко не последнюю роль играют инфляционные ожидания населения. Люди уже привыкли к постоянному росту цен. Они  помнят печальный опыт начала девяностых, дефолт 1998 года, мировой кризис 2008 года. Узнав об очередном повышении  зарплат, стипендий, пенсий, других выплат, население осознает, что за этим последует повышение уровня цен, следовательно, реального увеличения доходов ждать не приходится. По сути, государство проводит индексацию доходов населения к текущему уровню инфляции.

       Ставка  рефинансирования Нацбанка, отражая  нижний порог кредитования, должна быть выше уровня инфляции. Следовательно, реальная ставка рефинансирования определяется как номинальная за вычетом инфляции. Рассмотрев и сравнив темпы инфляции со ставкой рефинансирования (оба  показателя на декабрь месяц), можно  прийти к выводу, что приоритетной целью денежно-кредитной политики Национального банка Республики Беларусь являлся экономический рост, а не стабильность цен.

       Рисунок 2.2 – Динамика темпов инфляции и  ставки рефинансирования в Беларуси в 2000-2009 гг

       Источник: собственная разработка

       В статье Д.Калечица «К вопросу о взаимосвязи  инфляции, денег и реального выпуска» отмечается, что денежно-кредитная  политика проводится наилучшим образом  центральным банком, действующим  автономно от других государственных  институтов. Однако отмечается, что  это ни в коей мере не исключает  необходимости проведения согласованной  работы ЦБ с соответствующими министерствами и ведомствами в рамках реализации экономической политики страны. В  качестве аргумента Калечиц приводит слова президента Европейского центрального банка Жан-Клода Трише: «Безусловно, основными чертами проведения монетарной политики последних 50 лет является конвергенция практики центральных  банков вокруг трех элементов: четкое определение ценовой стабильности в качестве цели монетарной политики; публичное объявление данной цели в  количественном виде, подкрепленное  значительной открытостью принятия решений; и большая независимость  центрального банка». В уставе Нацбанка указано, что банк независим, однако подотчетен президенту Республики Беларусь.

       Нацбанк также активно использует такой инструмент денежно-кредитной политики, как продажа ценных бумаг коммерческим банкам и населению. Экономисты считают этот инструмент денежно-кредитной политики наиболее гибким и эффективным. Многое делается для развития рынка ценных бумаг, как в законодательной сфере, так и непосредственно в банковской. Здесь несомненно есть потенциал для развития.[3, с.17-18]

       Что касается нормы резервирования, то, начиная с сентября 1997 года, она  неуклонно снижается по всем вкладам. На 1 марта 2009 года она составила 0% по вкладам физических лиц и 6% по вкладам  юридических лиц (в национальной валюте). Это  говорит о стимулирующей  политике, проводимой Нацбанком. Нельзя сказать, что она положительно влияет на уровень инфляции.

       В Беларуси также активно проводится политика импортозамещения и поддержки  отечественного производителя. Целью  и той и другой является снижение зависимости национальной экономики  от импортных товаров, цены на которые  непосредственно влияют на уровень  цен в стране. Однако специалисты  отмечают, что подходы, используемые сейчас, нуждаются в существенном пересмотре. Чтобы ограничить рост цен, правительство проводит также  и политику ресурсосбережения. Логика здесь такова, что при снижении затрат, например, на электроэнергию, себестоимость  продукции снижается, соответственно, снижается и цена. Особое внимание уделяется поиску новых альтернативных источников энергии.

       Еще одним мероприятием, направленным против инфляции, является приватизация государственных  предприятий. Будучи разумно проведенной, такая приватизация может привести к хорошему результату. За период с 2008 по 2010 годы планировалось акционировать 519 предприятий, но позже правительство  своими постановлениями несколько  раз корректировало первоначальные планы, в основном – перенося сроки  акционирования на более поздний  период. В Беларуси в 2009 г. форму собственности сменили 169 предприятий республиканской собственности, на базе которых создано 108 открытых акционерных обществ. Например, самое крупное предприятие, которое было приватизировано – это ОАО «Беларуськалий». Однако, оно было преобразовано из республиканского унитарного предприятия в открытое акционерное общество со стопроцентной долей государства.

       С целью совершенствования и усиления мер антимонопольного регулирования, направленных на создание для субъектов  хозяйствования условий конкуренции  на товарных рынках, принят Указ Президента Республики Беларусь от 13 октября 2009 г. № 499 «О некоторых мерах по совершенствованию антимонопольного регулирования и развитию конкуренции». В Беларуси на государственном уровне устанавливаются цены на социально значимые товары и регулируются  монопольные цены. Помимо этого, предприятиям определяются предельные индексы роста цен на продукцию. На новую продукцию предприятия обязаны обосновать цены с представлением в государственные органы ценообразования соответствующих калькуляций себестоимости. Применяются и другие административные инструменты сдерживания инфляции. Особенно тщательно органы ценообразования отслеживают и регулируют цены на продукцию для населения. Свидетельством тому является, как правило, более низкий индекс роста цен на потребительском рынке, нежели на рынке предприятий. Однако следует признать, что «корзина» товаров, по которой Министерство статистики замеряет рост цен, не учитывает многих наименований, например, недвижимости в этом списке нет.

       Что касается перспектив, то в программе  социально-экономического развития Беларуси на 2011-2015 годы указывается ожидаемый  уровень инфляции 5-6 % к 2015 году.

     Таким образом, инфляция была и остается проблемой  для Беларуси. Существует набор инфлятогенных  факторов, характерных для белорусской  экономики:

  • внешние - повышение цен на мировых рынках энергоресурсов и продовольствия; последствия мирового финансового кризиса и др.
  • внутренние – дефицит бюджета; внешний государственный долг; монополизированность рынка; долларизация экономики; падение белорусского рубля; несовершенство законодательства, в особенности налоговой системы; инфляционные ожидания и др.

     Меры, принимаемые правительством и Нацбанком в целях урегулирования инфляции:

  • денежные реформы
  • изменение ставки рефинансирования
  • операции на рынке ценных бумаг, совершенствование законодательства в его отношении, развитие такого рынка
  • изменение нормы резервирования
  • приватизация государственных предприятий
  • антимонопольное регулирование, установление предельных цен на социально значимые продукты
  • политика импортозамещения и поддержки отечественного производителя
  • политика ресурсосбережения и др.
 
 

 

        2.3 Политика борьбы с безработицей  в Республике Беларусь

       В  соответствии с белорусским законодательством  для отнесения к категории  безработного должна соблюдаться совокупность признаков: трудоспособность гражданина в трудоспособном возрасте, постоянное проживание на территории Республики Беларусь, отсутствие работы, отсутствие занятия предпринимательской деятельностью, гражданин не должен обучаться в дневных учебных заведениях либо проходить военную службу и должен быть зарегистрированным государственной службой занятости.

       Как и любой рынок, рынок труда  регулируется согласно законам спроса и предложения. Спрос на труд в  Республике Беларусь сегодня определяется следующими факторами: экстенсивный путь развития экономики; крайне низкая способность предприятий к формированию новых рабочих мест; неэластичность спроса; превышение импорта над экспортом; низкая производительность труда; отсутствие инвестиционного климата; хаотические скачки спроса на рабочую силу, определяемые сезонностью, сектором экономики, регионом. Факторы со стороны предложения труда: низкий уровень квалификации рабочей силы; низкая мобильность (прежде всего из-за проблем с жильем и личным транспортом); асинхронизация между рынком и системой образования.

Информация о работе Выбор между инфляцией и безработицей в теории и практике госрегулирования