Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 21:40, курсовая работа
Цель работы:
На основе критического анализа литературных источников, статистического и фактологического материала провести анализ взаимосвязи инфляции и безработицы на высоком методологическом уровне.
В ходе написания курсовой работы автор ставила перед собой следующие задачи:
исследовать существующие подходы к взаимосвязи инфляции и безработицы, рассмотреть опыт регулирования инфляции и безработицы в развитых странах.
проанализировать статистический и фактологический материал по государственному регулированию инфляции и безработицы в Республике Беларусь за 2007-2010 годы, на основе чего выработать белорусскую модель взаимосвязи инфляции и безработицы.
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О СПОСОБАХ РЕГУЛИРОВАНИЯ СООТНОШЕНИЯ ИНФЛЯЦИИ И БЕЗРАБОТИЦЫ 7
1.1 Модели взаимосвязи инфляции и безработицы 7
1.2 Политика борьбы с инфляцией и безработицей 12
1.3 Международный опыт регулирования инфляции и безработицы 17
2 ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНФЛЯЦИИ И БЕЗРАБОТИЦЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 22
2.1 Белорусская модель регулирования инфляции и безработицы 22
2.2 Борьба с инфляцией в Республике Беларусь 24
2.3 Политика борьбы с безработицей в Республике Беларусь 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
ПРИЛОЖЕНИЯ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
Становление
рынка труда в Республике Беларусь
происходит как логический результат
объективной трансформации
Исходя из поставленных задач определены следующие приоритетные направления политики занятости населения:
Политика занятости будет ориентирована на не просто обеспечение граждан Республики Беларусь рабочими местами, а на предоставление им возможности максимально эффективно применить свой опыт, квалификацию и способности, открыть собственное дело и получить достойное вознаграждение за достойный труд. [14]
По мнению А.Бондаря, в настоящее время характерным для экономики Республики Беларусь является наличие скрытой безработицы.
Она связана как с неэффективностью использования занятого на производстве персонала, так и с развитием неформальных трудовых отношений, без юридического их оформления. Количество таких безработных можно оценить при анализе структуры экономически неактивного населения. В ней возрастает доля так называемого «прочего неактивного населения», чью занятость невозможно установить (около 800 тысяч человек). Среди них определенная часть выезжает на работу в Российскую Федерацию без оформления трудовых отношений (по разным оценкам, до 300 тысяч человек). Около 7,5 тысяч выехало для работы в страны дальнего зарубежья. Часть экономически неактивного населения занимается работой в личном подсобном хозяйстве, формируя слой маятниковых трудовых мигрантов.
В
качестве решения проблемы скрытой
безработицы можно
Современные
процессы трансформации отраслевой
структуры занятости
Для
преодоления указанных
Довольно острой продолжает оставаться проблема неэффективной занятости, что находит выражение в форме вынужденной неполной занятости на производстве. Кадровая политика в стране направлена на сохранение персонала, недопущение массового увольнения работников. Вместо этого их переводят в режим неполного рабочего времени и предоставления административных отпусков. В результате для сферы занятости в целом типичен высокий уровень вовлеченности работников с низким эффектом фактического их использования и потерями рабочего времени. В связи с финансово-экономическим кризисом ситуация только ухудшилась. Общее количество неотработанного времени в первом полугодии 2010 г. составило 1,2 млн. человеко-дней (в первом полугодии 2009 г. - 2,8 млн. человеко-дней), что равнозначно ежедневному невыходу на работу 9,6 тыс. человек (в I полугодии 2009 г. - 22,2 тыс. человек).
В первом полугодии 2010 г. в экономике Беларуси было занято 4621,8 тыс. человек, что на 0,1% больше, чем в I полугодии 2009 г. В общей численности населения, занятого в экономике, 3465,4 тыс. человек, или 75%, составляли работники организаций (кроме субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности).
Доля занятости на предприятиях государственной формы собственности значительно снизилась за период с начала 90-х годов, но пока еще достаточна высока, что отражает характерную черту белорусской модели развития. К тому же это в некотором смысле обусловлено ментальными склонностями белорусского населения к патерналистским действиям государства. Следует также учитывать политику государства, направленную на всемерное содействие достижению полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения, сдерживание безработицы в пределах допустимого уровня. Основными же причинами медленных темпов развития частного предпринимательства и соответствующей занятости населения являются: высокая степень налоговой нагрузки, недостаточность собственного и заемного капитала, недостаточная правовая защищенность, отсутствие действенной системы его государственной поддержки. Вместе с тем можно констатировать, что уже сегодня в нашей экономике нарастают процессы либерализации в сфере малого бизнеса, повышается его роль в достижении экономического развития, особенно в малых и средних городах. [1, с.110-113]
Наконец, представляется целесообразным отменить административные запреты на рост численности официально регистрируемых безработных—для того, чтобы безработица стала реальным, а не фиктивным экономическим показателем, отражающим картину на рынке труда республики. Это может стать полезным и для положительного восприятия политики занятости населением: сейчас стремление правительства снизить уровень регистрируемой безработицы до нуля вызывает противоречие между видимым и демонстрируемым, и, как следствие, социальную напряженность. Если же официальный уровень безработицы будет сопоставим с действительностью и будет постепенно, стабильно снижаться в результате продуманных мероприятий, люди обретут уверенность в завтрашнем дне, чего так не хватает сегодня.
Обобщив вышесказанное, можно перечислить меры, принимаемые правительством для урегулирования уровня безработицы:
С учетом сложившейся в сфере
занятости населения ситуации
для Республики Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одна
из самых сложных проблем
Существует
ряд мероприятий, направленных на борьбу
с инфляцией и на борьбу с безработицей.
Политика борьбы с безработицей предусматривает
активные (направленные на повышение
занятости) и пассивные (направленные
на компенсацию последствий
С практической точки зрения вариант антиинфляционной политики избирается в зависимости от степени инфляции. В случае высокой инфляции применяется гетеродоксная программа, в случае умеренной – ортодоксальная. Наилучшим вариантом является смешанная программа, подстроенная под экономическую ситуацию конкретного государства. Важнейшим условием успешного развития экономики, низкой безработицы и инфляции является наличие и функционирование хозяйственного механизма, обеспечивающего подстройку производства под запросы потребителей. В высокоразвитых государствах не наблюдается закономерность, отраженная в кривой Филлипса. В развивающихся странах, напротив, эта закономерность четко прослеживается.
Для регулирования темпов инфляции Нацбанк совместно с правительством применяет денежные реформы; изменяет ставку рефинансирования и норму резервирования; совершенствует рынок ценных бумаг и законодательство, с ним связанное; проводит приватизацию государственных предприятий; устанавливает лимит цен на социально значимые продукты; регулирует деятельность монополий; проводит политику импортозамещения и поддержки отечественного производителя, а также политику ресурсосбережения и др.
Борьба
с безработицей есть приоритетная цель
государственной
Ситуация в Республике Беларусь неоднозначна. С одной стороны, наблюдается снижение инфляции и безработицы в последние годы, с другой стороны - наличие скрытой безработицы. Беларусь весьма подвержена внешним инфляционным шокам, а также имеет ряд внутренних причин, тормозящих развитие экономики и не дающих реализовать антиинфляционную политику в полной мере. Касательно уровня безработицы можно сказать, что существующая методология учета безработных не позволяет учесть всего их количества. Поэтому представляется затруднительным объективно оценить ситуацию в Беларуси исходя из официальных данных.
Информация о работе Выбор между инфляцией и безработицей в теории и практике госрегулирования