Выбор между инфляцией и безработицей в теории и практике госрегулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 21:40, курсовая работа

Описание

Цель работы:
На основе критического анализа литературных источников, статистического и фактологического материала провести анализ взаимосвязи инфляции и безработицы на высоком методологическом уровне.
В ходе написания курсовой работы автор ставила перед собой следующие задачи:
исследовать существующие подходы к взаимосвязи инфляции и безработицы, рассмотреть опыт регулирования инфляции и безработицы в развитых странах.
проанализировать статистический и фактологический материал по государственному регулированию инфляции и безработицы в Республике Беларусь за 2007-2010 годы, на основе чего выработать белорусскую модель взаимосвязи инфляции и безработицы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О СПОСОБАХ РЕГУЛИРОВАНИЯ СООТНОШЕНИЯ ИНФЛЯЦИИ И БЕЗРАБОТИЦЫ 7
1.1 Модели взаимосвязи инфляции и безработицы 7
1.2 Политика борьбы с инфляцией и безработицей 12
1.3 Международный опыт регулирования инфляции и безработицы 17
2 ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНФЛЯЦИИ И БЕЗРАБОТИЦЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 22
2.1 Белорусская модель регулирования инфляции и безработицы 22
2.2 Борьба с инфляцией в Республике Беларусь 24
2.3 Политика борьбы с безработицей в Республике Беларусь 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
ПРИЛОЖЕНИЯ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38

Работа состоит из  1 файл

Выбор между инфляцией и безработицей в теории и практике госрегулирования.docx

— 364.92 Кб (Скачать документ)

       Становление рынка труда в Республике Беларусь происходит как логический результат  объективной трансформации экономической  системы. Сложно прогнозировать развитие безработицы на ближайшие годы. Совершенно ясно, что в случае отсутствия каких-либо изменений в лучшую сторону в  народном хозяйстве страны, ситуация с безработицей будет только обостряться.  В ближайшей перспективе (2011—2015 гг.) формирование трудового потенциала будет происходить под влиянием наметившейся тенденции к абсолютному сокращению численности населения трудоспособного возраста. В программе социально-экономического развития Беларуси на 2011-2015 годы описаны основные задачи государственной политики занятости. Они заключаются в повышении эффективности использования трудовых ресурсов и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда.

       Исходя  из поставленных задач определены следующие  приоритетные направления политики занятости населения:

  • создание новых рабочих мест в наукоемких и высокотехнологичных производствах и сфере услуг;
  • стимулирование роста занятости в сфере услуг;
  • создание условий мотивации к высокоэффективному труду и повышение социальной ответственности за результаты своего труда;
  • повышение гибкости рынка труда за счет совершенствования системы переподготовки кадров;
  • формирование кадрового потенциала в соответствии с потребностями развития экономики и требованиями нанимателей к качеству рабочей силы;
  • создание системы социального страхования населения от безработицы;

       Политика  занятости будет ориентирована  на не просто обеспечение граждан  Республики Беларусь рабочими местами, а на предоставление им возможности  максимально эффективно применить  свой опыт, квалификацию и способности, открыть собственное дело и получить достойное вознаграждение за достойный  труд. [14]

       По  мнению А.Бондаря, в настоящее время характерным для экономики Республики Беларусь является наличие скрытой безработицы.

Она  связана как с неэффективностью использования занятого на производстве персонала, так и с развитием неформальных трудовых отношений, без юридического их оформления. Количество таких безработных можно оценить при анализе структуры экономически неактивного населения. В ней возрастает доля так называемого «прочего неактивного населения», чью занятость невозможно установить (около 800 тысяч человек). Среди них определенная часть выезжает на работу в Российскую Федерацию без оформления трудовых отношений (по разным оценкам, до 300 тысяч человек). Около 7,5 тысяч выехало для работы в страны дальнего зарубежья. Часть экономически неактивного населения занимается работой в личном подсобном хозяйстве, формируя слой маятниковых трудовых мигрантов.

       В качестве решения проблемы скрытой  безработицы можно рассматривать  активное развитие малого предпринимательства, поскольку именно оно в состоянии аккумулировать человеческий и социальный капитал в необходимых нишах экономики, обеспечивать стабильный доход его носителям и препятствовать ее переходу в открытые формы, а также оттоку из страны квалифицированной рабочей силы. [1, с.113]

       Современные процессы трансформации отраслевой структуры занятости характеризуются высвобождением рабочей силы из реального сектора экономики и перераспределением ее в сферу услуг. За годы строительства суверенной Беларуси доля работающих в сфере материального производства сократилась в основном за счет трех отраслей: промышленности, сельского хозяйства и строительства. Это объективный процесс, с которым сталкиваются практически все страны. Отток трудовых ресурсов идет главным образом из сельского хозяйства, поэтому необходимо идти по пути технологического замещения труда капиталом, оптимизации государственного регулирования этого процесса с использованием принципа господдержки перспективных, инновационно ориентированных производств; стимулирования развития инфраструктуры села. Наиболее высокими темпами росла занятость в управлении, финансах и кредитовании, жилищно-коммунальном хозяйстве и здравоохранении. При этом наметилось сокращение численности работников в наукоемких отраслях, таких как образование и наука. Численность же занятых в сфере услуг в рассматриваемый период возросла.

       Для преодоления указанных негативных тенденций следует обеспечить развитие венчурного капитала в сфере малого и среднего бизнеса, использовав для этого возможности парка высоких технологий, а также шире задействовать вузовскую науку и возможности повышения квалификации и переподготовки кадров. Уже сегодня в республике необходимо начать подготовку к новой системе международных трудовых отношений в плане оптимизации их законодательной базы и механизмов государственного регулирования на национальном уровне.

       Довольно  острой продолжает оставаться проблема неэффективной занятости, что находит выражение в форме вынужденной неполной занятости на производстве. Кадровая политика в стране направлена на сохранение персонала, недопущение массового увольнения работников. Вместо этого их переводят в режим неполного рабочего времени и предоставления административных отпусков. В результате для сферы занятости в целом типичен высокий уровень вовлеченности работников с низким эффектом фактического их использования и потерями рабочего времени. В связи с финансово-экономическим кризисом ситуация только ухудшилась. Общее количество неотработанного времени в первом полугодии 2010 г. составило 1,2 млн. человеко-дней (в первом полугодии 2009 г. - 2,8 млн. человеко-дней), что равнозначно ежедневному невыходу на работу 9,6 тыс. человек (в I полугодии 2009 г. - 22,2 тыс. человек).

       В первом полугодии 2010 г. в экономике Беларуси было занято 4621,8 тыс. человек, что на 0,1% больше, чем в I полугодии 2009 г. В общей численности населения, занятого в экономике, 3465,4 тыс. человек, или 75%, составляли работники организаций (кроме субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности).

       Доля  занятости на предприятиях государственной формы собственности значительно снизилась за период с начала 90-х годов, но пока еще достаточна высока, что отражает характерную черту белорусской модели развития. К тому же это в некотором смысле обусловлено ментальными склонностями белорусского населения к патерналистским действиям государства. Следует также учитывать политику государства, направленную на всемерное содействие достижению полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения, сдерживание безработицы в пределах допустимого уровня. Основными же причинами медленных темпов развития частного предпринимательства и соответствующей занятости населения являются: высокая степень налоговой нагрузки, недостаточность собственного и заемного капитала, недостаточная правовая защищенность, отсутствие действенной системы его государственной поддержки. Вместе с тем можно констатировать, что уже сегодня в нашей экономике нарастают процессы либерализации в сфере малого бизнеса, повышается его роль в достижении экономического развития, особенно в малых и средних городах. [1, с.110-113]

       Наконец, представляется целесообразным отменить административные запреты на рост численности официально регистрируемых безработных—для того, чтобы безработица стала реальным, а не фиктивным экономическим показателем, отражающим картину на рынке труда республики. Это может стать полезным и для положительного восприятия политики занятости населением: сейчас стремление правительства снизить уровень регистрируемой безработицы до нуля вызывает противоречие между видимым и демонстрируемым, и, как следствие, социальную напряженность. Если же официальный уровень безработицы будет сопоставим с действительностью и будет постепенно, стабильно снижаться в результате продуманных мероприятий, люди обретут уверенность в завтрашнем дне, чего так не хватает сегодня.

       Обобщив вышесказанное, можно перечислить  меры, принимаемые правительством для  урегулирования уровня безработицы:

  • пассивные - социальное страхование по случаю потери работы, предусматривающее выплату пособия по безработице.
  • активные – льготное налогообложение; установление дотаций при обеспечении занятости для групп лиц с низкой конкурентоспособностью (инвалиды, молодежь); общественные работы; расширение государственных программ по подготовке кадров как общеобразовательной, так и профессиональной; повышение пособий и сроков отпуска по уходу за малолетними детьми как средство оттока рабочей силы с рынка труда; гарантия первого места работы и др.

         С учетом сложившейся в сфере  занятости населения ситуации  для Республики Беларусь наиболее  приемлем активный подход к  ее регулированию. В то же  время активная политика должна  не ограничиваться лишь административными  мерами воздействия, а базироваться  на оптимальном сочетании организационных,  экономических и административных  мер, что будет способствовать  достижению основной цели государства  в области трудовых отношений  — обеспечению полной и эффективной  занятости населения. 
 
 
 
 

 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Одна  из самых сложных проблем макроэкономической политики состоит в необходимости  одновременного регулирования инфляции и безработицы. Впервые предположение о взаимосвязи инфляции и безработицы было выдвинуто А.Филлипсом. Кривая Филлипса представляет собой обратную связь между ними в краткосрочном периоде и вертикальную линию в долгосрочном периоде. Неоклассическая модель адаптивных ожиданий Фридмена-Фелпса учитывает инфляционные ожидания индивидов, формирующихся на базе их прошлого опыта. Объединяющая кейнсианские и неоклассические подходы модель рациональных ожиданий Лукаса-Сарджента учитывает также и ожидания касательно будущего повышения цен.

     Существует  ряд мероприятий, направленных на борьбу с инфляцией и на борьбу с безработицей. Политика борьбы с безработицей предусматривает  активные (направленные на повышение  занятости) и пассивные (направленные на компенсацию последствий безработицы) меры. Основными принципами являются ограничение предложения рабочей  силы и повышение спроса на труд. Меры антиинфляционной политики подразделяются на стратегические и тактические. К  стратегическим относятся наиболее общие меры: устранение структурных  перекосов, убыточных предприятий; развитие рынка услуг; конверсия  военного производства; совершенствование  налоговой системы и др. – они  подготавливают почву для последующих  тактических мер. Имеется два  варианта антиинфляционной политики: дефляционная политика (направлена на ограничение роста денежной массы) и политика доходов (направлена на снижение платежеспособного спроса населения). К первоочередным мерам, направленным на снижение инфляции, относятся: ограничение  роста заработной платы; размещение государственных ценных бумаг; гибкое регулирование деятельности банков; денежные реформы и др.

     С практической точки зрения вариант антиинфляционной политики избирается в зависимости от степени инфляции. В случае высокой инфляции применяется гетеродоксная программа, в случае умеренной – ортодоксальная. Наилучшим вариантом является смешанная программа, подстроенная под экономическую ситуацию конкретного государства. Важнейшим условием успешного развития экономики, низкой безработицы и инфляции является наличие и функционирование хозяйственного механизма, обеспечивающего подстройку производства под запросы потребителей. В высокоразвитых государствах не наблюдается закономерность, отраженная в кривой Филлипса. В развивающихся странах, напротив, эта закономерность четко прослеживается.

     Для регулирования темпов инфляции Нацбанк  совместно с правительством применяет  денежные реформы; изменяет ставку рефинансирования и норму резервирования; совершенствует рынок ценных бумаг и законодательство, с ним связанное; проводит приватизацию государственных предприятий; устанавливает лимит цен на социально значимые продукты; регулирует деятельность монополий; проводит политику импортозамещения и поддержки отечественного производителя, а также политику ресурсосбережения и др.

     Борьба  с безработицей есть приоритетная цель государственной макроэкономической политики Республики Беларусь. Мероприятия, направленные на повышение занятости: установление дотаций при обеспечении занятости для групп лиц с низкой конкурентоспособностью (инвалиды, молодежь); общественные работы; расширение государственных программ по общеобразовательной и профессиональной подготовке кадров; повышение пособий и сроков отпуска по уходу за малолетними детьми как средство оттока рабочей силы с рынка труда; гарантия первого места работы; социальное страхование по случаю потери работы, предусматривающее выплату пособия по безработице и др.

     Ситуация  в Республике Беларусь неоднозначна. С одной стороны, наблюдается  снижение инфляции и безработицы  в последние годы, с другой стороны - наличие скрытой безработицы. Беларусь весьма подвержена внешним инфляционным шокам, а также имеет ряд внутренних причин, тормозящих развитие экономики  и не дающих реализовать антиинфляционную политику в полной мере. Касательно уровня безработицы можно сказать, что существующая методология учета  безработных не позволяет учесть всего их количества. Поэтому представляется затруднительным объективно оценить  ситуацию в Беларуси исходя из официальных  данных.

Информация о работе Выбор между инфляцией и безработицей в теории и практике госрегулирования