Выбор между инфляцией и безработицей в теории и практике госрегулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 21:40, курсовая работа

Описание

Цель работы:
На основе критического анализа литературных источников, статистического и фактологического материала провести анализ взаимосвязи инфляции и безработицы на высоком методологическом уровне.
В ходе написания курсовой работы автор ставила перед собой следующие задачи:
исследовать существующие подходы к взаимосвязи инфляции и безработицы, рассмотреть опыт регулирования инфляции и безработицы в развитых странах.
проанализировать статистический и фактологический материал по государственному регулированию инфляции и безработицы в Республике Беларусь за 2007-2010 годы, на основе чего выработать белорусскую модель взаимосвязи инфляции и безработицы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О СПОСОБАХ РЕГУЛИРОВАНИЯ СООТНОШЕНИЯ ИНФЛЯЦИИ И БЕЗРАБОТИЦЫ 7
1.1 Модели взаимосвязи инфляции и безработицы 7
1.2 Политика борьбы с инфляцией и безработицей 12
1.3 Международный опыт регулирования инфляции и безработицы 17
2 ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНФЛЯЦИИ И БЕЗРАБОТИЦЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 22
2.1 Белорусская модель регулирования инфляции и безработицы 22
2.2 Борьба с инфляцией в Республике Беларусь 24
2.3 Политика борьбы с безработицей в Республике Беларусь 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
ПРИЛОЖЕНИЯ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38

Работа состоит из  1 файл

Выбор между инфляцией и безработицей в теории и практике госрегулирования.docx

— 364.92 Кб (Скачать документ)

     Наиболее  эффективной является борьба с инфляцией, если она носит открытые формы. В  то же время от собственно антиинфляционных мер следует отличать меры по смягчению последствий инфляции (социальную защиту населения, компенсации, индексацию доходов и т.п.) и псевдоантиинфляционные меры (меры государственного воздействия - тотальный государственный контроль за ценами, прямое административное регулирование спроса и предложения и т.п.), которые не ликвидируют причины инфляции, а лишь переводят ее из открытой формы в скрытую. Такая скрытая инфляция десятилетиями поддерживалась в Советском Союзе, что привело к тотальному дефициту товаров, процветанию спекуляции, а в конце концов – к экономическому кризису.

     Таким образом, политика борьбы с безработицей предусматривает активные (направленные на повышение занятости) и пассивные (направленные на компенсацию последствий  безработицы) меры. Основными принципами являются ограничение предложения  рабочей силы и повышение спроса на труд. Меры антиинфляционной политики подразделяются на стратегические и  тактические. К стратегическим относятся  наиболее общие меры: устранение структурных  перекосов, убыточных предприятий; развитие рынка услуг; конверсия  военного производства; совершенствование  налоговой системы и др. – они  подготавливают почву для последующих  тактических мер. Имеется два  варианта антиинфляционной политики: дефляционная политика (направлена на ограничение роста денежной массы) и политика доходов (направлена на снижение платежеспособного спроса населения). К первоочередным мерам, направленным на снижение инфляции, относятся: ограничение роста заработной платы; размещение государственных ценных бумаг; гибкое регулирование деятельности банков; денежные реформы и др.

     1.3 Международный опыт регулирования инфляции и безработицы

     Как утверждал Милтон Фридмен, «устойчивого компромисса между инфляцией  и безработицей не существует, поскольку  имеется естественный уровень безработицы, соответствующий реальным факторам.<...> Безработицу можно удерживать ниже этого уровня лишь с помощью ускоряющейся инфляции или выше этого уровня –  с помощью ускоряющейся дефляции». Значит, чтобы постоянно поддерживать уровень занятости выше естественного, необходимо непрерывно стимулировать  инфляцию, переходить от одного темпа, к которому привыкли экономические  субъекты, к новому, - еще более  высокому. По мнению монетаристов, необходимо убрать с повестки дня политики государственного регулирования лозунг о стремлении к полной занятости. В конечном счете, государственная политика стимулирования экономического роста и искусственного поддержания занятости выше естественного  уровня ведет к утрате контроля над  инфляцией.[15, с.58-59]

     До 30-х годов в западной экономической  теории господствовала денежная трактовка инфляции. Она рассматривалась прежде всего как результат излишнего (по сравнению с потребностями товарооборота) количества бумажных денег в обращении. Поэтому борьба с инфляцией, обычно возникавшей тогда в результате войн и связанной с ними экономической разрухи, сводилась, как правило, к значительному уменьшению количества бумажных денег в обращении, чаще всего в форме послевоенных денежных реформ, ведущих к замене обесценившихся старых денег новыми, которые печатались в меньшем количестве по сравнению со старыми.

     Глубокий  экономический кризис 1929-1933 гг. опрокинул привычные подходы. В западной экономической теории возобладало кейнсианское учение, обосновывающее необходимость активного участия государства в функционировании капиталистического рыночного хозяйства. Применительно к инфляции кейнсианцы отбросили тезис об ее чисто денежном происхождении и признали ее многофакторность. Кейнсианство подразумевает полезность низкой инфляции для стимулирования производства и деловой активности. В качестве стимуляторов экономического роста были предложены дефицитное финансирование государственного бюджета и другие инструменты дополнительной денежной эмиссии, особенно в периоды экономических кризисов и спадов.

     После Второй мировой войны экономическая  политика всех ведущих капиталистических  стран опиралась на кейнсианскую теорию. Используя ее, правительства  этих стран добились достаточно быстрого экономического роста; однако параллельно усиливалась инфляция, которая в 70-х годах перешла из ползучей формы в галопирующую и стала экономической опасностью номер один. В результате авторитет кейнсианской теории упал. Вперед вышли другие теоретические концепции, прежде всего монетаристская теория, которая в противоположность кейисианству категорически отрицает активное вмешательство государства в рыночную экономику. В соответствии с идеями монетаристов задача государства сводится к равномерному увеличению количества денег в обращении (примерно на несколько процентов в год), что должно обеспечить нормальное развитие рыночной экономики.

     В 80-90-е годы Мировым Валютным Фондом (МВФ) были выработаны основы современной антиинфляционной политики, позволившей обуздать рост цен. При этом применяются две программы финансовой стабилизации: ортодоксальная и гетеродоксная (с возможностью формирования смешанных программ).

     Ортодоксальная  программа опирается на теоретические и практические рекомендации монетаризма. Она предусматривает следующие меры против инфляционного спроса [13, с.18]:

  • уменьшение государственных расходов и дефицита госбюджета; повышение налогов; поддержание высоких процентных ставок. В случае чрезмерного увеличения платежеспособного спроса возможно проведение конфискационной денежной реформы;
  • упор на рыночные регуляторы (свободные цены при возможном ограничении роста заработной платы, плавающий курс национальной валюты; максимальная либерализация условий деятельности предприятий и компаний на внутреннем и внешнем рынках);
  • уменьшение государственной собственности за счет приватизации;
  • максимальное свертывание хозяйственной активности государства, задача которого сводится к сбалансированию бюджета (желателен профицит) и поддержанию темпов прироста денежной массы в обращении в соответствии с реальными возможностями увеличения производства, обычно в пределах нескольких процентов прироста.

     Гетеродоксная программа опирается на рекомендации немонетаристских теорий (неокейнсианства, "экономики предложения", "структурной инфляции"). Она исходит из параллельного действия факторов инфляции спроса и инфляции издержек, предусматривает активное регулирующее воздействие государства.

     К основным предлагаемым мерам относятся [13, с.18]:

  • временное замораживание или сдерживание прироста цен и заработной платы (политика доходов);
  • либеральная кредитно-денежная политика с установлением низких процентных ставок для поддержки производства;
  • стимулирование производства путем значительного снижения налоговой нагрузки на экономических агентов;
  • участие государства в формировании рыночной инфраструктуры, стимулирования им благоприятных структурных сдвигов в экономике и поддержание жизненно важных отраслей и производств;
  • государственный контроль монополистических процессов - появления монополий и монополистического ценообразования в отдельных отраслях (включая меры по регулированию монопольных цен в случае необходимости), обычно он выделяется в самостоятельную антимонопольную, в США - антитрестовскую политику;
  • регулирование цен в отдельных отраслях, имеющих важное экономическое или социальное значение, в частности для поддержания так называемого паритета цен, то есть рентабельности производства в сельском хозяйстве;
  • государственное регулирование внешнеэкономической сферы, прежде всего за счет валютной политики;

     Опыт  показывает, что наиболее удачные  результаты достигаются на основе смешанных программ, сочетающих ортодоксальные и гетеродоксные меры. Их соотношение определяется масштабами инфляции и сопровождающих ее кризисных процессов. При высокой инфляции и глубоких кризисных потрясениях должны преобладать гетеродоксные меры; при умеренной - достаточно ортодоксальной политики.

     В странах, страдающих от высокой инфляции, наряду с антиинфляционной политикой часто используется политика приспособления к инфляции за счет индексации заработной платы и других основных доходов пропорционально росту цен. Индексация может быть полной, когда практически возмещается снижение реальных доходов, и частичной, отстающей от роста цен.

     В развивающихся странах используются также более специфические меры - поддержание государством искусственно заниженных цен на узкий набор жизненно важных товаров и услуг, удовлетворяющих минимальные потребности беднейших слоев населения; создание сети магазинов с низкими ценами для них; различные формы благотворительной помощи.

     Мировой опыт свидетельствует, что такие  меры смягчают отрицательные экономические последствия высокой инфляции и социально-политическую напряженность в обществе.

     Регулирование инфляции и безработицы будет рассмотрено на примере Великобритании. На иллюстрации ниже видно, что до конца 1970-х годов уровень инфляции превышал уровень безработицы. Это было связано прежде всего с нефтяным шоком 1973 года. С 1979 по 1993 год меры правительства были направлены на борьбу с инфляцией, а конкретно на сдерживание роста денежной массы. Резкое повышение курса фунта стерлинга в 1980 году также повлияло на снижение инфляции. Быстрое реагирование на валютном рынке в сочетании с вялой регулировкой заработной платы и цен привело к росту уровня безработицы в этот период. Однако после Великобритания пришла к низкому уровню инфляции и низкому уровню безработицы.

     

     Рисунок 1.3  Инфляция и безработица в  Великобритании в1973-2003гг

     Источник: [18]

     Также показателен пример Новой Зеландии, где был взят курс на таргетирование инфляции. Переход  к  инфляционному  таргетированию –  это изменение  основ  денежно-кредитной  политики.  До  инфляционного таргетирования экономические агенты Новой  Зеландии  несли  ощутимые  издержки,  связанные  с более высоким уровнем инфляции по сравнению с уровнем  в  странах – основных  торговых партнерах. Именно поэтому  сначала  в  обществе  возникла  потребность  в низком уровне инфляции, а потом в ответ на эту потребность  вводились  элементы  инфляционного  таргетирования. Причем в низком уровне инфляции было  заинтересовано не только население, в наибольшей степени страдающее от инфляции, но и реальный и финансовый сектора  экономики.  В  результате  в  рамках  реформы  центрального правительства в 80-х годах центральному банку было поручено обеспечить низкие и устойчивые темпы инфляции. В первые годы инфляционного таргетирования  широкая  общественность  сомневалась  в  возможностях центрального банка достичь целевых показателей инфляции,  однако  в  Новой  Зеландии  было  понимание необходимости  придать  высший  приоритет  цели  по инфляции  и  соответственно  иным  целям  денежно-кредитной  и  валютной  политики –  качественно  более  низкий  приоритет. Что  касается безработицы,  то на первой  стадии  введения инфляционного таргетирования практически во  всех  странах фиксируется ее  рост. Однако,  в  Новой Зеландии в 90-х годах наблюдалось устойчивое снижение уровня  безработицы.

     Таким образом, касательно инфляции Мировым  Валютным Фондом было разработано два  варианта антиинфляционной политики: ортодоксальная и гетеродоксная. Наиболее удачные результаты получаются от применения смешанных программ. Гетеродоксная  политика используется в случае высокой  инфляции, ортодоксальная – в случае умеренной.  Важнейшим условием успешного  развития экономики, низкой безработицы  и инфляции является наличие и  функционирование хозяйственного механизма, обеспечивающего подстройку производства под запросы потребителей. Закономерность, отраженная в кривой Филлипса, проявляется  достаточно четко в крупнейших развивающихся  странах, например, Индии. В высокоразвитых же странах такой закономерности не наблюдается.

 

     

       2 ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ  ИНФЛЯЦИИ И БЕЗРАБОТИЦЫ В РЕСПУБЛИКЕ  БЕЛАРУСЬ

       2.1 Белорусская модель  регулирования инфляции и безработицы

       Отличительной чертой макроэкономических процессов  в Республике Беларусь является то, что они протекают в условиях перехода от плановой экономики к  рыночной. При наличии общих черт в постсоциалистическом развитии стран  СНГ белорусский вариант формирования рыночной экономики имеет свои особенности, что позволяет говорить о белорусской  модели социально ориентированной  рыночной экономики. Главное отличие  состоит в том, что наше государство  пошло не по пути шоковой терапии, а применило политику градуализма. Как известно, стержнем экономической  политики при шоковой терапии  является борьба с инфляцией путем  проведения жесткой денежно-кредитной  политики; градуалисты же считают  первостепенно важным избежать массовой безработицы и резкого падения  уровня жизни населения. [2, с.355-356] Поэтому в рамках сегодняшней белорусской модели развития рыночных условий складывается также и белорусская модель регулирования инфляции и безработицы.

       Для анализа ситуации, сложившейся в  стране, можно использовать простейшую модель взаимосвязи инфляции и безработицы  – кривую Филлипса.

     Рисунок 2.1 – Долгосрочная кривая Филлипса для Республики Беларусь в 2000-2009гг 

     Источник: собственная разработка

     Следует отметить, что упрощенная модель, представленная выше, использует статистические данные из официальных источников. В период с 2000 по 2003 год кривая Филлипса имела свой классический наклонный вид. Имели место снижение инфляции и увеличение безработицы. Начиная с 2003 года и инфляция, и безработица снижалась вплоть до 2006 года, в котором наблюдался их минимум. Однако затем наблюдалось повышение темпов инфляции и снижение уровня безработицы. В эти годы в республике сложился особенный, инфляционный тип поддержки занятости. Это во многом объясняется социальной направленностью белорусской модели экономики: безработица ведет к социальной напряженности и воспринимается как большее зло, чем рост цен. Имеется множество путей взаимовлияния инфляции и безработицы. Например, можно провести такую логическую цепочку: кадровая политика не позволяет проводить массовые увольнения работников – это ведет к переводу их в режим неполного рабочего времени, предоставлению им административных отпусков – так как заработная плата остается на прежнем уровне, то наблюдается снижение выработки при стабильности издержек – это ведет к росту себестоимости продукции и к росту уровня цен. Таким образом, инфляция увеличивается, но и в сфере занятости появляется проблема неполной занятости.

Информация о работе Выбор между инфляцией и безработицей в теории и практике госрегулирования