Выездная налоговая проверка: порядок назначения, проведение и оформление результатов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 13:51, курсовая работа

Описание

Цель данной работы состоит в изучении процесса планирования, подготовки, проведения и оформления результатов выездной налоговой проверки.
Исходя из цели, были определены следующие задачи:
- изучение понятия и сущности выездной налоговой проверки;
- рассмотрение этапов планирования и подготовки к проведению выездной налоговой проверки;
- выявление проблем и путей совершенствования механизма подготовки к проведению выездных налоговых проверок.
- Порядок проведения выездных налоговых проверок.
- Порядок оформления результатов выездной налоговой проверки.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Выездная налоговая проверка как наиболее эффективная форма налогового контроля…………………………………………………………………………...4
1.1 Планирование и подготовка ВНП …………………………………………4
1.2 Порядок проведения ВНП и оформление её результатов..……….….....10
2. Рассмотрение результатов ВНП и принятие решения……….…….……….20
2.1 Порядок рассмотрения материалов ВНП………………………………...20
2.2 Порядок принятия решения по результатам рассмотренных материалов выездной налоговой проверки………………………………………………….23
Заключение….……………………………………………………………………28
Библиографический список……………………………………………………..30

Работа состоит из  1 файл

курсовая внп .doc

— 146.00 Кб (Скачать документ)

     Согласно  п. 7 ст. 95 НК РФ проверяемое лицо вправе:

  • заявить отвод эксперту
  • просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц
  • представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта
  • присутствовать с разрешения должностного лица налогового органа при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту
  • знакомится с заключением эксперта.

     По  результатам проверки эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В отличие от специалиста заключение эксперта является источником доказательства противоправных действий налогоплательщика или налогового агента. Закон предоставляет право проверяемому лицу требовать дополнительной проверки (в случае недостаточной ясности или полноты заключения) или новой экспертизы ( в случае необоснованности заключения эксперта или сомнений в ее правильности). 

     В соответствии со статьей 89 Налогового кодекса Российской Федерации по окончании выездной налоговой проверки проверяющие составляют справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Датой окончания проверки является дата составления проверяющими справки о проведенной проверке.

     По  результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев (п. 1 ст. 100 НК РФ) после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки, подписываемый этими лицами и руководителем проверяемой организации либо ее представителем. Об отказе представителей организации подписать акт делается соответствующая запись в акте. В случае, когда указанные лица уклоняются от получения акта налоговой проверки, это должно быть отражено в акте налоговой проверки.

     В акте налоговой проверки должны быть указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных правонарушений и ссылки на статьи НК РФ, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.

     Акт налоговой проверки вручается руководителю организации-налогоплательщика либо представителем под расписку или  передается иным способом, свидетельствующим  о дате его получения налогоплательщиком или его представителем.

     Многие налогоплательщики отказываются подписывать акт проверки, мотивируя это тем, что не согласны с выводами проверяющих, изложенными в акте, либо подписывают его с оговорками. Неподписание акта либо подписание его с оговорками не имеет практического значения. При неподписании акта он направляется налогоплательщику по почте заказным письмом. Датой вручения акта считается шестой день, начиная с даты его отправки. Причем акт отправляется по адресу, указанному в учредительных документах налогоплательщика. Учитывая, что место фактического расположения налогоплательщика не всегда совпадает с местонахождением, указанным в учредительных документах, налогоплательщик может вообще может не получить акт проверки. Негативные последствия неполучения акта очевидны: налогоплательщик не сможет детально ознакомиться с актом и, соответственно, представить возражения по акту и повлиять на вынесение решения.

     Поэтому рекомендуется налогоплательщикам подписывать акт проверки независимо от наличия возражений. В акте обязательно  собственноручно указать дату получения акта, иначе датой вручения акта будет считаться дата, проставленная на титульном листе акта, то есть фактически дата его составления.

     Налогоплательщику предоставлено право в случае несогласия с фактами, изложенными  в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменному объяснению (возражению) или в согласованный срок передать налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы неподписания акта проверки.

     Лицо, в отношении которого проводилась  налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными  в акте налоговой проверки, а также  с выводами и предложениями проверяющих  в течение 15 дней со дня получения  акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

     Необходимо  отметить, что налоговый орган  обязан известить налогоплательщика  о времени и месте рассмотрения акта только в случае представления  налогоплательщиком возражений. Если возражения не представлены, то обязанности известить налогоплательщика о времени и месте рассмотрения акта проверки у налоговых органов не возникает и, соответственно, возможно рассмотрение материалов проверки без налогоплательщика. Такая ситуация на практике встречается достаточно редко, так как рассмотрение акта проверки обычно совпадает с моментом вынесения решения. Тогда встает вопрос о вручении решения и привлечении должностных лиц организации-налогоплательщика к административной ответственности и т. д.

     Вместе  с тем, рассмотрение акта проверки и  вынесение решения – две различные  процедуры.

     Все вопросы, возникшие при проведении и оформлении результатов проверки, необходимо решать с налоговыми органами до дня рассмотрения материалов проверки и вынесения решения. С возражениями необходимо представить максимально возможное количество документов в обоснование своей позиции и, по возможности, рассмотреть данные документы с проверяющими, так как от их позиции во многом зависит признание правомерными возражений налогоплательщика. Сама процедура вынесения решения достаточно формальна. Документы, в том числе проект решения, результаты рассмотрения возражений по акту, готовятся соответствующими службами налогового органа, и к руководителю (заместителю руководителя) налогового органа попадает готовый пакет. Возражения налогоплательщика, высказанные непосредственно при принятии решения, вряд ли будут приняты к сведению. Лицо, выносящее решение, не будет вникать в нюансы расчета реализованного наложения или формирования себестоимости, так как предполагается, что возражения по акту предварительно рассмотрены соответствующими специалистами и ими высказаны рекомендации по всем позициям возражений.

     Законодателем не дан хотя бы примерный перечень процедур, из которых могут состоять мероприятия дополнительного контроля. Задачей дополнительных мероприятий налогового контроля является устранение обстоятельств, которые исключают возможность вынесения правильного и обоснованного решения.

     В силу ограничений, накладываемых НК РФ на проведение повторных налоговых проверок, не может считаться дополнительным мероприятием вынесение решения о проведении проверки за уже проверенный налоговый период (в том числе встречной проверки). Такое решение может быть обжаловано налогоплательщиком в суд как незаконное и подлежащее безусловной отмене.

     Копия решения налогового органа вручается налогоплательщику либо его представителю под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения акта налогоплательщиком либо его представителем. Если руководитель организации-налогоплательщика или его представитель уклоняются от получения копии решения, оно отправляется по почте заказным письмом и считается полученным налогоплательщиком по истечении шести дней после его отправки.

     В пятнадцатидневный срок с даты вынесения решения налоговый орган должен направить налогоплательщику требование об уплате недоимки по налогу и пени.

     В случае если налогоплательщик отказался  добровольно уплатить сумму налоговой  санкции или пропустил срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с исковым заявлением о взыскании с данного налогоплательщика налоговой санкции.

     Налоговые органы могут обратиться с иском  о взыскании налоговой санкции  не позднее шести месяцев со дня  обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции). Дата составления акта – это дата, указанная на титульном листе акта, а не дата вручения его налогоплательщику. При обращении налогового органа в суд с иском о взыскании штрафных санкций по истечении данного срока судом будет отказано в удовлетворении исковых требований.

     Если  налогоплательщик не согласен с выводами налогового органа, он имеет право  обжаловать решение.

     Решение может быть обжаловано в административном порядке в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) либо в суд. В административном порядке  жалоба может быть подана в течение трех месяцев с момента вынесения решения. Подача жалобы не лишает налогоплательщика права на обращение в суд. Обращение в суд производится по правилам, установленным АПК РФ. Во избежание негативных последствий в виде списания денежных средств в бесспорном порядке налоговым органом в счет погашения образовавшейся по факту проверки недоимки и пени затягивать с обращением в суд не стоит.  
 
 

    2. РАССМОТРЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ ВНП И ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ 

    2.1. ПОРЯДОК  РАССМОТРЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ ВНП. 

     Основным  и единственным критерием законности процедуры рассмотрения материалов руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. При этом налогоплательщик фактически лишен права активно участвовать в процедуре рассмотрения материалов проверки. К примеру, у налогоплательщика нет права предоставить новые материалы, дополнительные возражения, давать пояснения и т.д. Решение приобщать или не приобщать документы или возражения налогоплательщика в момент рассмотрения материалов проверки зависит от воли должностного лица налогового органа, рассматривающего материалы проверки, а не от установленной законом процедуры.

     Нарушение процедуры рассмотрения материалов проверки может послужить основанием для обращения налогоплательщика с иском в суд.

     В соответствии с п.6 ст. 100 НК РФ проверяемое лицо в случае несогласия с фактами, выводами и предложениями проверяющих в течение 15 рабочих дней со дня получения акта вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к ним или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

    Акт и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения, а также представленные письменные возражения рассматриваются руководителем налогового органа, и решение по ним принимается в течение 10 дней со дня истечения срока представления возражений. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

    Руководитель налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверяемое лицо, которое вправе участвовать в процессе рассмотрения лично и (или) через своего представителя.

    Неявка проверяемого лица, извещенного надлежащим образом, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем налогового органа обязательным.

    В соответствии с п. 3 ст. 101 НК РФ перед рассмотрением материалов проверки руководитель налогового органа должен:

- объявить, кто рассматривает дело и материалы  какой проверки подлежат рассмотрению;

- установить  факт явки лиц, приглашенных  для участия; в случае неявки выясняется, извещены ли участники производства по делу, и принимается решение о рассмотрении материалов проверки в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения;

- в случае  участия представителя лица, в  отношении которого проводилась проверка, проверить полномочия этого представителя;

- разъяснить  лицам, участвующим в рассмотрении, их права и обязанности;

- вынести  решение об отложении рассмотрения  в случае неявки лица, участие  которого необходимо.

  

     При рассмотрении материалов проверки может быть оглашен акт проверки, а при необходимости и иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения. Отсутствие письменных возражений не лишает лицо, в отношении которого проводилась проверка, права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов проверки.

Информация о работе Выездная налоговая проверка: порядок назначения, проведение и оформление результатов