Выявление и пути снижения брака продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 13:07, курсовая работа

Описание

Никакие цели организации производства не могут быть достигнуты, если продукция не пользуется спросом. Поэтому вопросы, связанные с обеспечением качества, не могут рассматриваться в отрыве от экономической деятельности предприятия. Следовательно, с развитием конкуренции производителей появляется насущная необходимость тесной увязки затрат на качество с конечными результатами производственной деятельности, уровнем качества изделий, объемом продаж, прибылью, что позволяет эффективнее управлять предприятием и добиваться более высокой прибыли.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
1 Понятие брака и потерь от брака
1.1 Причины возникновения брака…………………………………….…4
1.2 Классификация видов брака……………………………….....……….4
1.3 Потери от брака………………………………………………….…….7
2 Пути снижения брака продукции
2.1 Контроль качества продукции……………………………..………….9
2.2 Механизм управления качеством……………………..……………..17
3 Анализ управления качеством на ОАО «Хлебокомбинат № 2»
3.1 Общая характеристика ОАО «Хлебокомбинат № 2»………..……..18
3.2 Исследование системы управления качеством на ОАО «Хлебокомбинат № 2»……………19
3.3 Разработка рекомендаций по увеличению эффективности управления качеством…………………23
Заключение………………………………………………….…….……….24
Список литературы……………………………………………......………25

Работа состоит из  1 файл

Выявление и пути снижения брака продукции.doc

— 116.50 Кб (Скачать документ)

- контроль за результатами.

4. По регулярности:

- системный;

- нерегулярный;

- специальный.

Контроль качества должен подтверждать выполнение заданных требований к продукции, включая в себя:

• входной контроль (материалы  не должны использоваться в процессе без контроля; проверка входящего  продукта должна соответствовать плану  качества, закрепленным процедурам и может иметь различные формы);

• промежуточный контроль (организация должна иметь специальные  документы, фиксирующие процедуру  контроля и испытаний внутри процесса, и осуществлять этот контроль систематически);

• окончательный контроль (предназначен для выявления соответствия между фактическим конечным продуктом и тем, который предусмотрен планом по качеству; включает в себя результаты всех предыдущих проверок и отражает соответствие продукта необходимым требованиям);

• регистрация результатов контроля и испытаний (документы о результатах контроля и испытаний предоставляются заинтересованным организациям и лицам).

Система контроля качества продукции представляет собой совокупность взаимосвязанных объектов и субъектов  контроля, используемых видов, методов и средств оценки качества изделий и профилактики брака на различных этапах жизненного цикла продукции и уровнях управления качеством. Эффективная система контроля позволяет в большинстве случаев осуществлять своевременное и целенаправленное воздействие на уровень качества выпускаемой продукции, предупреждать всевозможные недостатки и сбои в работе, обеспечивать их оперативное выявление и ликвидацию с наименьшими затратами ресурсов. Положительные результаты действенного контроля качества можно выделить и в большинстве случаев определить количественно на стадиях разработки, производства, обращения, эксплуатации (потребления) и восстановления (ремонта) продукции.

В рыночных условиях хозяйствования существенно возрастает роль служб  контроля качества продукции предприятий в обеспечении профилактики брака в производстве, усиливается их ответственность за достоверность и объективность результатов осуществляемых проверок, недопущение поставки потребителям продукции низкого качества.

Операции контроля качества – неотъемлемая составная часть технологического процесса производства изделий, а также их последующей упаковки, транспортировки, хранения и отгрузки потребителям. Без проведения работниками контрольной службы предприятия (цеха, участка) необходимых проверочных операций в процессе производства изделий или по завершении отдельных этапов их обработки последние не могут считаться полностью изготовленными, потому не подлежат отгрузке покупателям. Именно это обстоятельство определяет особую роль служб технического контроля.

Службы технического контроля функционируют в настоящее  время практически на всех промышленных предприятиях. Именно отделы и управления контроля качества обладают наиболее существенными материально-техническими предпосылками (испытательным оборудованием, контрольно-измерительными приборами, оснасткой, помещениями и т. п.) для проведения квалифицированной и всесторонней оценки качества изделий. Тем не менее, достоверность результатов контроля качества, осуществляемого персоналом этих служб, нередко вызывает обоснованные сомнения.

Обнаружение многих дефектов изделий лишь потребителями продукции  свидетельствует о неудовлетворительной работе служб технического контроля предприятий и, в частности, об отсутствии необходимой заинтересованности и ответственности персонала контролирующих подразделений в полном выявлении брака на обслуживаемых участках производства.

В структуре служб  контроля качества продукции многих предприятий в основном присутствуют подразделения, обеспечивающие технические и технологические аспекты контроля качества. При этом недостаточно развиты организационно-экономические и информационные функции отделов и управлений технического контроля. На многих предприятиях в работе названных подразделений имеются такие проблемы и недостатки, как:

- низкая пропускная  способность контрольных служб  и недостаточная численность  персонала, приводящие к нарушению  ритмично­сти производства и  реализации продукции, невыполнению  отдельных работ по контролю  качества, появлению бесконтрольных участков производства;

- недостоверность результатов  контроля;

- низкая требовательность  и субъективизм в оценке качества  про­дукции;

- слабая техническая  вооруженность и недостатки метрологичес­кого  обеспечения;

- несовершенство методик  измерений, дублирование и параллелизм в работе по оценке качества;

- относительно низкая  заработная плата работников  служб конт­роля качества продукции  предприятий;

- недостатки в системах  премирования персонала контрольных  служб, приводящие к не заинтересованности  в полном и своевремен­ном выявлении брака;

- несоответствие квалификации  контролеров разряду выполняемых  контрольных работ, низкий образовательный  уровень работников ОТК предприятий.

Устранение отмеченных недостатков в работе служб технического контроля, препятствующих достижению высокой профилактичности, достоверности и объективности проверок, может оказывать разностороннее положительное влияние на процессы формирования и оценки качества изделий.

Технический контроль, направленный на предупреждение разбалансированности производственных процессов и возникновение отклоне­ний от требований, установленных к качеству изделий, способствует профилактике брака, его обнаружению на наиболее ранних стадиях технологических процессов и оперативному устранению с минимальными затратами ресурсов, что, несомненно, приводит к повышению качества выпускаемой продукции, росту эффективности производства.

Строгий и объективный контроль качества изделий препятствует проникновению  брака за ворота предприятий-изготовителей, способствует уменьшению объемов недоброкачественных изделий, поставляемых потребителям, снижает вероятность появления неизбежно возникающих при плохом контроле дополнительных непроизводительных расходов по выявлению и устранению различных дефектов в уже собранных изделиях, хранению, отгрузке и транспортировке недоброкачественной продукции к потребителям, ее входному контролю специальными подразделениями и возврату дефектной продукции изготовителям.

Надежная работа службы контроля качества создает необходимые предпосылки  для устранения дублирования и параллелизма в работе других служб предприятия, снижения объемов перерабатываемой ими информации, высвобождения многих квалифицированных специалистов, занятых перепроверкой продукции, принятой службой технического контроля предприятия, существенного уменьшения количества разногласий, имеющих место при оценке качества продукции различными субъектами контроля, снижения затрат на технический контроль и повышения его эффективности.

Совершенствование деятельности отделов и управлений технического контроля предприятий должно предусматривать  в первую очередь создание, развитие и укрепление в рамках контрольных  служб тех подразделений, которые  способны эффективно решать следующие  задачи:

- разработка и реализация  мероприятий по профилактике  брака в производстве, предотвращению  возникновения отклонений от  утвержденных технологических процессов,  предупреждению сбоев в работе, приводящих к ухудшению качества  выпускаемой продукции;

- разработка и внедрение прогрессивных методов и средств технического контроля, способствующих росту производительности и фондовооруженности труда контролеров, повышению объективности проверок и облегчению работы персонала контрольных служб;

- объективный учет  и комплексная дифференцированная оценка качества труда различных категорий персонала контрольной службы, определение достоверности результатов контроля;

- подготовка необходимых  данных для последующей централизованной  обработки информации о фактическом  состоянии и изменении основных условий и предпосылок производства высококачественной продукции (качества поставляемых по кооперации сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий и т. п., качества труда рабо­тающих, состояния технологической дисциплины в цехах и на участках и т. д.), а также информации о достигнутом уровне качества выпускаемой продукции;

- проведение работ  по расширению внедрения самоконтроля  основных производственных рабочих  (в частности, формирование перечня  технологических операций, передаваемых на самоконтроль качества, оснащение рабочих мест необходимыми контрольно-измерительными приборами, инструментом, оснасткой и документацией, специальное обучение рабочих, выборочный контроль Деятельности исполнителей, переведенных на работу с личным клеймом, оценка результатов внедрения самоконтроля в производстве и т. д.);

- проведение специальных  исследований динамики качества  изделий в процессе их эксплуатации, предполагающих организацию эффективной  информационной взаимосвязи между  поставщиками и потребителями по вопросам качества продукции;

- планирование и технико-экономический  анализ различных аспектов деятельности  службы контроля качества продукции;

- координация работы  всех структурных подразделений  отделов и управлений технического  контроля предприятия;

- периодическое определение  абсолютной величины и динамики  затрат на контроль качества  продукции, влияния профилактичности, достоверности и экономичности  технического контроля на качество  изделий и основные показатели  деятельности предприятия, оценка эффективности работы контрольной службы.

На небольших предприятиях в силу ряда объективных причин создание нескольких новых подразделений  в составе службы технического контроля не всегда возможно. В подобных случаях  перечисленные выше функции могут быть переданы для постоянного выполнения не вновь созданным подразделениям, а отдельным специалистам службы контроля качества, входящим в состав тех или иных ее структурных звеньев.

Развитие прогрессивных  видов технического контроля предполагает необходимость первоочередного совершенствования:

- контроля качества  продукции на этапе ее разработки;

- нормоконтроля конструкторской,  технологической и другой документации  на вновь осваиваемые и модернизируемые  изделия; входного контроля качества  сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий и другой продукции, получаемой по кооперации и используемой в собственном производстве;

- контроля соблюдения  технологической дисциплины непосредственными  исполнителями производственных  операций;

- самоконтроля основных производственных рабочих, бригад, участков, цехов и других подразделений предприятия.

Применение указанных  видов контроля позволяет осуществлять своевременное обнаружение намечающихся отклонений от установленных требований, оперативное выявление и устранение различных причин снижения качества продукции, предотвращение возможности их появления в дальнейшем.

 

 

2.2 Механизм  управления качеством

 

Для реализации принципов  управления качеством необходим  соответствующий механизм управления.

Механизм управления – совокупность организационных и экономических компонентов и звеньев, обеспечивающих согласованное, взаимосвязанное и взаимодействующее функционирование всех элементов системы управления качеством для достижения целей управления.

Опишем универсальную  схему управления качеством.

 

 

Она представляется состоящей  из шести блоков. К числу факторов, влияющих на качество (прямоугольник  в центральной части схемы) относятся:

- станки, машины, другое  производственное оборудование;

- профессиональное мастерство, знания, навыки, психофизическое здоровье работников.

Обрамляющие прямоугольник  факторов условия обеспечения качества более многочисленны. Сюда относятся:

- характер производственного  процесса, его интенсивность, ритмичность  продолжительность;

- климатическое состояние окружающей среды и производственных помещений;

- интерьер и производственный  дизайн;

- характер материальных  и моральных стимулов;

- морально–психологический  климат в производственном коллективе;

- формы организации  информационного обслуживания и уровень оснащенности рабочих мест;

- состояние социально  материальной среды работающих.

Деление на факторы и  условия реально изменяют свойства сырья и исходных материалов до заданного  уровня качества средства производства и труд. На их возможностях сказываются условия, в которых они взаимодействуют. Практика показывает, что такое деление, такой подход позволяет не только более четко организовать работы по качеству, но и более целенаправленно и эффективно определять меры по обеспечению нужного качества.

При возникновении отклонения от заданных параметров качества, которые обнаруживаются в блоке сравнения и принятия решения, блок сил воздействия для устранения этих отклонений направляет усилия либо на факторы, либо на условия, либо одновременно на то и другое. Меры воздействия и их сочетания зависят от характера и величины отклонений качества и от эффективности тех или иных возможных вариантов устранения отклонений.

Информация о работе Выявление и пути снижения брака продукции