Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 10:03, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение механизма основной защиты отечественного производителя от иностранной неблагоприятной конкуренции, а также рассмотрение проблем интеграции России в мировое сообщество.
Исходя из данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть основной механизм защиты экономики от неблагоприятной конкуренции.
2. Рассмотреть роль таможенных пошлин в настоящее время.
3. Рассмотреть вопросы интеграции России в мировую экономику.
Введение
1. Таможенно-тарифное регулирование как основной механизм защиты производителя от неблагоприятной конкуренции.
2. Проблемный аспект таможенных пошлин в Российской Федерации.
3. Интеграция России в мировую экономику.
3.1. Место России в структуре мировой экономики
3.2. Пути дальнейшей интеграции России в мировую экономику
Заключение.
Список использованной литературы.
ФЕДРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ
РОСТОВСКИЙ ФИЛИАЛ
По дисциплине: «Экономика таможенного дела»
На тему: «Защита экономики Российской Федерации от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции. Обеспечение условий для эффективной интеграции (восстановления) Российской Федерации в мировую экономику»
Ростов – на – Дону
Содержание
Введение
1. Таможенно-тарифное регулирование как основной механизм защиты производителя от неблагоприятной конкуренции.
2. Проблемный аспект таможенных пошлин в Российской Федерации.
3. Интеграция России в мировую экономику.
3.1. Место России в структуре мировой экономики
3.2. Пути дальнейшей интеграции России в мировую экономику
Заключение.
Список использованной литературы.
На протяжении многих веков государства пытались оградиться от неблагоприятного воздействия иностранной торговли на внутреннего производителя. С течением времени появились два основные направления: протекционизм и фритредерство. В условиях современного мирового сообщества более перспективным является направление фритредерства, т.е. свободной торговли, однако никогда не следует забывать о необходимости защиты собственного производителя от возможного негативного влияния иностранной конкуренции, а также чрезмерного выхода иностранных товаров на отечественный рынок, что в свою очередь относится к вопросам национальной безопасности и суверенитета государства.
Тема курсовой работы является актуальной для России на протяжении всего постсоветского периода. В настоящее время наше государство имеет огромное количество проблем во всех направлениях жизни, к ключевым из них относятся развитие криминала, высокий уровень смертности, практически полное отсутствие собственного промышленного производства и т.д. В настоящее время практически все товары в России являются импортными, таможенные органы вносят в бюджет около 40%, что является предметом гордости для должностных лиц таможни и тревожным сигналом для экономики страны в целом. Данная тема дополнительно актуализируется с учетом планируемого вступления в ВТО и необходимость восстановления России в мировой экономике.
Целью данной работы является рассмотрение механизма основной защиты отечественного производителя от иностранной неблагоприятной конкуренции, а также рассмотрение проблем интеграции России в мировое сообщество.
Исходя из данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть основной механизм защиты экономики от неблагоприятной конкуренции.
2. Рассмотреть роль таможенных пошлин в настоящее время.
3. Рассмотреть вопросы интеграции России в мировую экономику.
Основным механизмом защиты отечественного производителя от неблагоприятной конкуренции и влияния иностранного производства, являются таможенно-тарифное регулирование.
Правила таможенного регулирования в Российской Федерации изложены в ст. 2 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – ФЗ «О таможенном регулировании»:
2. В Российской Федерации применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, затрагивающие внешнюю торговлю товарами (далее – запреты и ограничения), предусмотренные международными договорами, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза, и принимаемыми в соответствии с указанными договорами актами органов Таможенного союза.
3. В случаях и порядке, которые предусмотрены международными договорами, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза, актами органов Таможенного союза, Российская Федерация применяет отдельные меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения в одностороннем порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. При введении Российской Федерацией запретов и ограничений в одностороннем порядке, а также при применении в Российской Федерации мер таможенно-тарифного регулирования, отличных от мер, применяемых в одном или нескольких государствах – членах Таможенного союза, применяются средства и методы обеспечения их соблюдения, установленные в соответствии с международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации могут быть определены федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору соблюдения установленных мер».
Главным инструментом Российской Федерации при регулировании внешней торговли является использование тарифного регулирования. Таможенный тариф – наиболее распространенный инструмент государственного регулирования внешней торговли, действующий через механизм ценообразования.
Таможенный тариф Российской Федерации – свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (далее – ТН ВЭД)[1].
Механизм таможенно-тарифного регулирования:
обоснование и определение уровня таможенных пошлин;
оценку социально-экономических последствий изменения таможенных режимов;
формирование таможенного тарифа;
применение таможенных режимов;
определение страны происхождения товаров;
определение таможенной стоимости;
применение особых видов таможенных пошлин.
Функции таможенного тарифа:
фискальная – обеспечивает необходимое пополнение доходной части бюджета;
защитная – предохраняет отечественное производство (отдельные национальные отрасли экономики) от чрезмерного уровня иностранной конкуренции, которым может быть нанесен существенный ущерб;
стимулирующая – стимулирует ввоз товаров, которые не производятся, или производятся в количестве, недостаточном для удовлетворения потребности граждан.
Протекционистская функция связана с защитой национальных производителей. Взимание таможенных пошлин с импортных товаров увеличивает их стоимость при реализации на внутреннем рынке страны-импортера и тем самым повышается конкурентоспособность аналогичных товаров, производимых национальной промышленностью и сельским хозяйством.
Фискальная функция таможенного тарифа обеспечивает поступление средств от взимания таможенных пошлин в доходную часть бюджета страны.
Кроме вышеназванных функций таможенный тариф, влияя на внутренние цены, до определенной степени содействует развитию национального производства и экспорта. Вследствие удорожания импортных товаров на внутреннем рынке страны повышается общий уровень цен на такие товары и национальные производители получают дополнительный доход, который может быть использован для инвестиций в экономику страны или в целях компенсации потерь от снижения экспортных цен, а также для повышения конкурентоспособности своих товаров на внешних рынках.
Таможенный тариф в ряде случаев может быть использован для развития национального экспорта путем одностороннего установления низких, а в некоторых случаях и нулевых ставок в отношении отдельных товаров, необходимых для изготовления экспортной продукции.
Таможенно-тарифные меры – совокупность организационных, экономических, правовых мероприятий, осуществляемых в установленном законодательством порядке государственными органами и направленных на регулирование ВЭД. В основе реализации таможенно-тарифного регулирования лежит применение таможенного тарифа.
Таможенный тариф – свод ставок таможенных пошлин, применяемых товарам, перемещаемым через таможенную границу России, систематизированный в соответствии с ТН ВЭД. Таможенная пошлина – обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при ввозе товара на таможенную территорию или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза[2].
Принципы построения таможенного тарифа:
1. принцип эскалации (повышение ставок таможенных пошлин по мере роста степени технологической переработки товаров):
a. сырье (0 – 5%);
b. полуфабрикаты (5 – 10%);
c. готовые (свыше 10%).
2. эффективного тарифа – установление низких ставок пошлин на товары, необходимые для развития производства с высокой долей вновь созданной стоимости.
Основные цели таможенного тарифа России:
рационализация товарной структуры ввоза товаров в России;
поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории России;
создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в России;
защита экономики России от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;
обеспечение условий для эффективной интеграции России в мировую экономику.
Согласно ст. 3 Закона «О таможенном тарифе», ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу России, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают режим наибольшего благоприятствования, либо страна происхождения которых не установлена, ставки ввозных таможенных пошлин увеличиваются вдвое, за исключением случаев предоставления Россией тарифных льгот (тарифных преференций).
Экономическая суть таможенной пошлины состоит в том, что она представляет собой разницу между мировой и национальной стоимости. Из определения следует, что пошлина является разницей в уровнях мировых цен и экономически обоснованных внутренних цен, то есть, при наличии отечественного производства товаров ее величина определяется сложившимися различиями в уровнях мировых и национальных издержек производства, задачей при обосновании таможенных пошлин является объективное отражение в них этой разницы.
Таможенная пошлина взимается по единым ставкам, утвержденным федеральными нормативно – правовыми актами, является обязательным условием перемещения товара через таможенную границу, а обязанность по их взиманию возложена на таможенные органы России.
Таможенная пошлина не носит компенсационного характера, не предназначена для покрытия расходов таможенных органов, а также для финансирования деятельности таможенного ведомства. Ее основная функция – регулирующая, что не исключает фискального предназначения данного платежа. Проблема снижения высоких ставок таможенных пошлин крайне актуальна в наше время. Руководствуясь фискальными интересами, государство, к сожалению, мало заботится об истинном предназначении данного платежа как регулятора отношений в сфере внешнеэкономической деятельности, такой подход к таможенным пошлинам является губительным для государства.
Наиболее существенные признаки таможенной пошлины:
1. Это обязательный взнос в федеральный бюджет, не нарушающий конституционного права на свободу предпринимательской деятельности;
2. Таможенная пошлина опосредована перемещением товаров через таможенную границу и является средством для достижения такой цели;
3. Это возмездный платеж, так как фактически является платой за предоставление возможности перемещать товар через таможенную границу;
4. Не обладает признаком регулярности, так как обязанность по ее уплате возникает лишь с необходимостью вступления субъекта в таможенные правоотношения;
5. Право уплаты таможенной пошлины может быть делегировано иным заинтересованным лицам;
6. Уплата обеспечивается принудительной силой государства
Экономическая роль таможенной пошлины состоит:
таможенная пошлина создает стоимостной барьер повышения цен ввозного товара;
таможенные пошлины могут стимулировать развитие отдельных отраслей государства, экономики.
Принципы формирования пошлин:
принцип научной обоснованности;