Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 10:03, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение механизма основной защиты отечественного производителя от иностранной неблагоприятной конкуренции, а также рассмотрение проблем интеграции России в мировое сообщество.
Исходя из данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть основной механизм защиты экономики от неблагоприятной конкуренции.
2. Рассмотреть роль таможенных пошлин в настоящее время.
3. Рассмотреть вопросы интеграции России в мировую экономику.
Введение
1. Таможенно-тарифное регулирование как основной механизм защиты производителя от неблагоприятной конкуренции.
2. Проблемный аспект таможенных пошлин в Российской Федерации.
3. Интеграция России в мировую экономику.
3.1. Место России в структуре мировой экономики
3.2. Пути дальнейшей интеграции России в мировую экономику
Заключение.
Список использованной литературы.
Для преодоления разрыва, отделяющего Россию от мировых лидеров, облегчения бремени и сокращения времени перехода к рыночной экономике, интеграции в мировое хозяйство необходимо:
1. Установление стабильного политического режима.
a. Срочное восстановление и нормализация работы правоохранительных органов, судебной системы, надзирающих инстанций. Для этого необходима внутренняя чистка кадров и установление нормального материального и правового уровня для всех должностных лиц, а не только для руководящего состава. Данный фактор необходим по той причине, что в настоящее время сотрудники правоохранительных органов получают мизерную заработную плату, их права повсеместно нарушаются руководством, внутренняя нормативно-правовая база сильно устарела, работа ведется исключительно по показателям и планам, что является удобным для контроля и губительным для страны. Данные проблемы провоцируют коррупцию и как следствие преступность, смертность.
b. Срочное изменение образования. Для этого необходимо срочное приведение к единообразию форм школьного обучения, создание учебников и пособий для учащихся, а не для их учителей. В настоящее время кадровый потенциал страны находится на низком уровне, большинство специалистов не компетентны, ВУЗы выпускают граждан, которые никогда не будут работать по специальности.
c. Срочное изменение медицины. Срочное установление нормального материального обеспечения и правового уровня. В стране практически нет бесплатной медицины. Оплата услуг медперсонала стала нормой жизни.
2. Развитие и совершенствование рыночного механизма хозяйствования, адекватного российским условиям.
3. Всемерное привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций путем создания благоприятного инвестиционного климата, соответственно требованиям открытой экономики с российской спецификой.
4. Проведение активной внешнеторговой политики, сочетающей экспортноориентированность производства с импортозамещением.
5. Стимулирование экономического развития по пути научно-технического прогресса.
В первую очередь, необходимо срочно устранять внутренние проблемы России. При решении проблемы № 1 из списка, либо хотя бы ее части а., проблемы не уйдут совсем, но правовые отношения в стране начнут устанавливаться. В дальнейшем необходимо срочное устранение инфраструктурного – транспортного развала страны. Строительство новых и качественных дорог позволит России получать достойные доходы за счет трафика грузов. Снижение ввозных таможенных пошлин на необходимые товары и оборудование позволит стране получить новые и современные технологии, создать заново производственную и техническую базу, на основе которой поднимать свою промышленность. Продолжение сотрудничества с активно развивающимися странами. Уровень развития, достигнутый Сингапуром, Таиландом, Малайзией, Вьетнамом и Южной Кореей, создает заинтересованность в сотрудничестве и с этими странами, причем нередко оно не менее выгодно для России, чем экономические связи с Западом. Естественно, в зоне приоритетных внешнеэкономических интересов находится и Китай.
В тоже время сотрудничество России со странами ЕС также имеет свои перспективы. ЕС стремится приспособить наш рынок к себе, сделать его комфортным для европейских экономических операторов, ставящих своими целями, главным образом, насыщение российского рынка своими промышленными товарами и получение беспрепятственного доступа к нашим сырьевым ресурсам и транспортной инфраструктуре.
Россия, со своей стороны, через интеграционные процессы должна решать задачи построения инновационно-инвестиционной модели национальной экономики, создания конкурентоспособной промышленной базы, постепенного преодоления сырьевой направленности экспорта.
Возможности экономического партнерства России и ЕС лежат, прежде всего, в областях, где интересы сторон схожи. Это развитие инфраструктурных систем (транспортной, энергетической, телекоммуникационной), научно-техническое сотрудничество. Укрепление кооперации в этих сферах будет способствовать улучшению и оздоровлению рамочных условий других видов экономической деятельности.
Отраслевая структура европейских инвестиций в российскую экономику позволяет выделить наиболее привлекательные для ЕС сектора. Это добыча сырья, электроэнергетика, обрабатывающая промышленность, операции с недвижимостью, оптовая и розничная торговля, пищевая промышленность, телекоммуникации, транспортная отрасль.
Вложение финансовых, технологических ресурсов, применение современных методов управления для модернизации производства в России позволяет получить высокую отдачу для европейских инвесторов. Россия получает в обмен современные эффективно действующие предприятия, решая внутренние задачи по формированию новой модели экономики.
По такой схеме происходит взаимодействие в энергетическом и транспортном машиностроении, в сфере телекоммуникаций, автомобильной промышленности, транспортной инфраструктуры, внедрении современных технологий защиты окружающей среды.
Ради иллюзорной цели сохранения бывших советских республик в орбите своих политических интересов Россия на протяжении 90-х выступала как их крупный донор. Между тем бесперспективность создания дееспособного многостороннего экономического и политического союза становится все очевиднее. Гораздо выгоднее строить отношения с республиками бывшего СССР не на многосторонней, а на двухсторонней основе. Так легче добиться, чтобы рынки ее соседей были открыты для продукции российской обрабатывающей промышленности, и получить доступ к источникам стратегического сырья (свинец, вольфрам, медь, молибден, рений в Казахстане; медь и молибден в Армении; марганец и титановая губка на Украине; медь и золото в Узбекистане; нефть, природный газ, натриевая соль, стронций в Туркменистане). На двусторонней основе легче внедрить российский рубль во взаимные расчеты, проще решить вопросы транзита, задолженности за поставки российской нефти и газа, создать нормальные условия для деятельности российских компаний, в частности защитить их инвестиции. Открывается возможность решить и такую острую проблему, как защита прав русского населения в странах СНГ.
Основным механизмом защиты отечественного производителя от неблагоприятной конкуренции и влияния иностранного производства, являются таможенно-тарифное регулирование.
Правила таможенного регулирования в Российской Федерации изложены в новых нормативно-правовых актах Таможенного союза и Российской Федерации.
Таможенный тариф, как наиболее распространенный инструмент государственного регулирования внешней торговли, действующий через механизм ценообразования.
Таможенный тариф Российской Федерации – это свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (далее – ТН ВЭД).
Таможенный тариф имеет следующие функции:
фискальная – обеспечивает необходимое пополнение доходной части бюджета;
защитная – предохраняет отечественное производство (отдельные национальные отрасли экономики) от чрезмерного уровня иностранной конкуренции, которым может быть нанесен существенный ущерб;
стимулирующая – стимулирует ввоз товаров, которые не производятся, или производятся в количестве, недостаточном для удовлетворения потребности граждан.
Говоря об импортных пошлинах, следует иметь в виду, что все страны защищают национальное производство с помощью таможенного обложения импортных товаров. Таможенные пошлины формируются на основе разницы между мировыми и национальными ценами. В развитых странах уровень импортных таможенных пошлин относительно низок, в менее развитых и развивающихся – при высоких национальных издержках – таможенные пошлины на импортные товары достаточно высоки. В России, в условиях экономической нестабильности, во все последние годы внутренние цены росли, в то время как мировые цены оставались стабильными либо снижались. Безусловно защитные пошлины необходимы для того, чтобы дать возможность утвердится новым отраслям отечественной промышленности. Временная защита молодых национальных фирм от жесткой конкуренции более зрелых и поэтому на текущий момент более эффективных иностранных фирм позволяет зарождающимся отраслям окрепнуть и стать эффективными производителями. Этот аргумент в пользу протекционизма основывается на сомнительном возражении против свободной торговли. Возражение заключается в том, что при наличии зрелой иностранной конкуренции ни у одной отрасли не было и не будет возможности для осуществления долгосрочных мер, направленных на расширение производства и повышение эффективности.
Столкнувшись с усилением иностранной конкуренции, представители промышленности получили возможность утверждать, что она нуждается в защите для получения времени для модернизации и для повышения конкурентоспособности продукции. Однако проблема заключается в том, что протекционизм, увеличивая прибыли и тем самым предоставляя средства для модернизации, в то же время понижает остроту вопроса о необходимости этих изменений. Вместо ожидаемого повышения эффективности функционирования отрасли протекционизм может вызвать ее дальнейшее снижение. Кроме того, такая политика приводит к тому, что конечная стоимость продукта существенно возрастает, что в свою очередь отражается на покупательной способности населения.
Более того, такого рода методы могут стать сигналом для других отраслей, что они также вправе рассчитывать на аналогичную защиту в случае столкновения с сильной конкуренцией со стороны импорта, либо возможной конкуренции. При этом в России сформировывается и активно развивается сеть предприятий, лоббистов протекционизма. Мониторинг данной проблемы можно отслеживать на примере отечественной автомобильной промышленности, с течением времени цены только растут, а качество, сервис и т.д. и т.п. не измены. Анализ применения тарифных мер по некоторым товарам показывает, что в настоящее время в России таможенные пошлины осуществляют больше фискальную функцию, чем стимулирующую и защитную. При импорте товаров государство поднимает их конечную стоимость как минимум на 18% для беспошлинных товаров и от 21,75% при условии уплаты пошлин в режиме наибольшего благоприятствования. При этом интересен тот факт, что, устанавливая высокие таможенные пошлины на необходимые товары, государство само же их потом и оплачивает в разы, когда приобретает необходимое в торгах.
Учитывая необходимость и перспективу восстановления экономики России на мировом рынке, наша страна сталкивается с рядом проблем внутреннего и внешнего характера, от успешного решения которых зависит не только успешная интеграция России, но и дальнейшее существование как государства.
Проведя анализ проблем интеграции России в мировую экономику, можно сделать вывод о том, в настоящее время необходимо параллельно решать внутренние проблемы и налаживать пошатнувшиеся международные отношения. Основной проблемой, мешающей успешной интеграции России в мировую экономику, а также внутреннему развитию, полагаю целесообразным считать кризис власти в России и порождаемый ею криминал.
1. Таможенный кодекс Таможенного Союза : прил. к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного СоветаЕвразийского экономического сообщества на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года № 17 : по состоянию на 15.03.2011. – Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».
2. Единый таможенный тариф Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ) : утвержден решение Межгосударственным советом Евразийского экономического сообщества № 18 от 27.11.2009 : по состоянию на 15.03.2011. – Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».
3. Таможенный кодекс Российской Федерации : федер. закон № 61-ФЗ от 28.05.2003 : по состоянию на 15.03.2011. – Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».
4. О таможенном регулировании в Российской Федерации : федер. закон № 311-ФЗ от 27.11.2010 : по состоянию на 15.03.2011. – Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».
5. О таможенном тарифе : закон № 5003-1 от 21.05.1993 : по состоянию на 15.03.2011. – Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».
6. О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров : постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 № 683 : по состоянию на 15.03.2011. – Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».
7. О ввозе на таможенную территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия : постановление правительства Российской Федерации от 07.02.2008 № 53 : по состоянию на 15.03.2011. – Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».
8. Об утверждении Инструкции о порядке применения таможенными органами Российской Федерации налога на добавочную стоимость в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации : приказ ГТК России № 131 от 07.02.2001. – Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».
9. 5 Колесо : ежемесячный журнал : № 3 (215) март 2011. режим доступа: www.5koleso.ru.
10. Долгов С.И. Глобализация экономики: новое слово или новое явление? М.: Прогресс, 2005.
11. Ломакин В.К. Мировая экономика. – М.: ЮНИТИ, 2007.
12. Современная экономика. Семинарские занятия. Под ред. проф. Мамедова О.Ю. – Ростов-на-Дону, Феникс. 2001.
13. Фаминский И. Экономическая глобализация: основа, компоненты, противоречия, вызовы для России. : Российский экономический журнал. 2004. №10.
14. www.economy.gov.ru – официальный сайт Министерства экономического развития России.
15. www.customs.ru – официальный сайт ФТС России.
16. www.ctm.ru – сайт компании «СТМ», владельца программного средства «ВЭД-инфо».
17. www.jeep.com – официальный марки Jeep в США.
33
[1] www.consultant.ru – информационная компания Консультант Плюс; Ст. 2 Закона от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе».
[2] www.consultant.ru – информационная компания Консультант Плюс; Ст. 5 Закона от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе».
[3] Журнал «5 Колесо» // № 3 (215) март 2011.
[4] www.consultant.ru – информационная компания Консультант Плюс; Ст. 19 Закона от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе».
[5] Фаминский И. Экономическая глобализация: основа, компоненты, противоречия, вызовы для России. // Российский экономический журнал. 2004. №10.
[6] Королев И. Интеграция России в мировую экономику.// Внешняя политика России. 2004. №1-2.
[7] Долгов С.И. Глобализация экономики: новое слово или новое явление? М.: Прогресс, 2005. С. 109.