Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 10:03, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение механизма основной защиты отечественного производителя от иностранной неблагоприятной конкуренции, а также рассмотрение проблем интеграции России в мировое сообщество.
Исходя из данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть основной механизм защиты экономики от неблагоприятной конкуренции.
2. Рассмотреть роль таможенных пошлин в настоящее время.
3. Рассмотреть вопросы интеграции России в мировую экономику.
Введение
1. Таможенно-тарифное регулирование как основной механизм защиты производителя от неблагоприятной конкуренции.
2. Проблемный аспект таможенных пошлин в Российской Федерации.
3. Интеграция России в мировую экономику.
3.1. Место России в структуре мировой экономики
3.2. Пути дальнейшей интеграции России в мировую экономику
Заключение.
Список использованной литературы.
учет приоритетов развития и поддержка национального производителя;
принцип эскалации – повышение ставок таможенных пошлин по мере роста степени технологической обработки товаров;
поддержание равно выгодной среды отечественных и иностранных товаров на рынке, приоритетов для национальной экономики;
введение новых ставок таможенных пошлин.
Говоря об импортных пошлинах, следует иметь в виду, что все страны защищают национальное производство с помощью таможенного обложения импортных товаров. Таможенные пошлины формируются на основе разницы между мировыми и национальными ценами. В развитых странах уровень импортных таможенных пошлин относительно низок, в менее развитых и развивающихся – при высоких национальных издержках – таможенные пошлины на импортные товары достаточно высоки. В России, в условиях экономической нестабильности, во все последние годы внутренние цены росли, в то время как мировые цены оставались стабильными либо снижались. Ряд источников полагает, что в этих условиях не было предпосылок для снижения импортных пошлин, а напротив, их повышение было вполне оправдано состоянием отечественного производства, однако некоторые специалисты считают, что импортные пошлины должны были увеличиваться только на некоторые группы, виды и т.д. товаров. Слепое увеличение импортных таможенных пошлин не приводит к благоприятным экономическим результатам, проблема является системной и ее решение не возможно только путем таможенно-тарифного регулирования.
Безусловно защитные пошлины необходимы для того, чтобы дать возможность утвердится новым отраслям отечественной промышленности. Временная защита молодых национальных фирм от жесткой конкуренции более зрелых и поэтому на текущий момент более эффективных иностранных фирм позволяет нарождающимся отраслям окрепнуть и стать эффективными производителями. Этот аргумент в пользу протекционизма основывается на сомнительном возражении против свободной торговли. Возражение заключается в том, что при наличии зрелой иностранной конкуренции ни у одной отрасли не было и не будет возможности для осуществления долгосрочных мер, направленных на расширение производства и повышение эффективности.
В последнее время аргументация необходимости помощи молодым отраслям несколько изменилась. Неожиданно столкнувшись с усилением иностранной конкуренции, представители промышленности получили возможность утверждать, что она нуждается в защите для получения времени для модернизации и для повышения конкурентоспособности продукции. Однако проблема заключается в том, что протекционизм, увеличивая прибыли и тем самым предоставляя средства для модернизации, в то же время понижает остроту вопроса о необходимости этих изменений. Вместо ожидаемого повышения эффективности функционирования отрасли протекционизм может вызвать ее дальнейшее снижение. Кроме того, такая политика приводит к тому, что конечная стоимость продукта существенно возрастает, что в свою очередь отражается на покупательной способности населения.
Более того, такого рода методы могут стать сигналом для других отраслей, что они также вправе рассчитывать на аналогичную защиту в случае столкновения с сильной конкуренцией со стороны импорта, либо возможной конкуренции. При этом в России сформировывается и активно развивается сеть предприятий, лоббистов протекционизма. Мониторинг данной проблемы можно отслеживать на примере отечественной автомобильной промышленности, с течением времени цены только растут, а качество, сервис и т.д. и т.п. не измены.
Считается, что тарифы необходимы для защиты отечественных фирм от иностранных производителей, которые сбывают на рынке страны свою избыточную продукцию по демпинговым ценам ниже ее себестоимости. Существует две причины, почему иностранные фирмы могут быть заинтересованы в продаже своих товаров по ценам ниже себестоимости. Во-первых, эти фирмы могут использовать демпинг для подавления местных конкурентов, захвата монопольного положения на рынке и последующего цен. Во-вторых, демпинг может являться сложной формой ценовой дискриминации – назначения разных цен разным клиентам. В целях максимизации своих прибылей иностранный продавец может принять решение о реализации своей продукции по высоким ценам на монополизированном внутреннем рынке и сбросе избыточной продукции по низким ценам на внешние рынки. Избыточные объемы производства могут быть необходимы для снижения издержек на единицу продукции при крупномасштабном производстве.
Однако, высокие ставки ввозных таможенных пошлин не всегда являются положительным фактором защиты экономики и данный аспект можно рассмотреть на примере России.
В настоящее время в России, как отмечалось выше, достаточно высокие импортные таможенные пошлины. Правительство и ряд руководителей уверяет в необходимости защиты отечественного производителя мерами таможенно-тарифного регулирования. Однако такой подход является крайне не однозначным и при неправильном его использовании губительным для экономики России.
Рассмотрим данную проблему на примере автомобильной промышленности. Согласно информационным данным официальных сайтов в сети Интернет, стоимость автомобиля марки Jeep Grand Cherokee (базовая комплектация) в США составляет 30,215 долларов США (эквивалентно 860 411,405 рублей). В Российской Федерации данный автомобиль стоит 2 057 500,000 рублей[3] (эквивалентно 72 253,022 долларов США), что является превышением стоимости производителя более чем в 2 раза.
Данная цена транспортного средства в России была обусловлена следующим:
1. К стоимости транспортного средства добавляется доставка до России. Обычно таковая доставка составляет 2 000 долларов США, но мы возьмем увеличенную до 4 000 долларов США, при этом не будем ее учитывать в таможенной стоимости товара, применим 1 метод исчисления таможенной стоимости «По стоимости сделки с ввозимыми товарами»[4].
2. К стоимости данного транспортного средства добавляется таможенная пошлина. Товар попадает в товарную позицию ТН ВЭД Таможенного союза 8703 – «Автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, предназначенные главным образом для перевозки людей (кроме моторных транспортных средств товарной позиции 8702), включая грузопассажирские автомобили-фургоны и гоночные автомобили». Данный автомобиль попадет в позицию 8703 24 109 0 – «Автомобили с рабочим объемом цилиндров двигателя более 3000 см.3, новые, прочие», согласно Единому тарифу Таможенного союза, утвержденному Решением Комиссии таможенного союза от 27 ноября 2009 года № 130, ставка ввозной таможенной пошлины составит 30%, но не менее 2,8 евро за 1 см.3 объема двигателя. Таким образом, пошлина от стоимости автомобиля в процентном исчислении – 258 123,42 рубля, пошлина в евро – 10 080 (эквивалентно 403 838,064 рублей). Поскольку в тарифе указывается не менее, то применяем пошлину в евро.
3. К стоимости автомобиля, согласно Постановления правительства России от 28.12.2004 № 863 «О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров» прибавляется таможенный сбор – 2 000 рублей.
4. К стоимости автомобиля прибавляется налог на добавочную стоимость (далее – НДС). Исчисляется, согласно приказа ГТК России от 07.02.2001 № 131 «Об утверждении Инструкции о порядке применения таможенными органами Российской Федерации налога на добавочную стоимость в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации», по формуле п. 9 – «Сндс = (Ст + Пс) *Н, где Сндс – сумма НДС, Ст – таможенная стоимость ввозимого товара, Пс – сумма ввозной таможенной пошлины, Н – ставка налога» и составляет 227 564,90 рублей.
5. К стоимости также будут добавлены иные услуги околотаможенных организаций по заполнению декларации таможенной, хранению товара на складе временного хранения, оформление обязательного сертификата соответствия транспортного средства стандарту ЕВРО-4 (Постановление Правительства Российской федерации от 07.02.2008 № 53), положим, они составят ориентировочно 50 000 рублей.
Таким образом, видно, что только одно таможенное оформление транспортного средства, без учета дороги и надбавок продавца, добавляет к его стоимости 683 402,97 рублей.
Современная история России имеет не одну попытку пересадить наших чиновников на отечественные автомобили, однако все данные попытки заканчивались не удачно. Многие должностные лица различных ветвей власти России используют служебные транспортные средства импортного производства. Объем продаж импортных автомобилей в России растет с каждым годом, периодически замедляя темпы из-за кризиса или иных проблемных вопросов, но он неуклонно растет. Мощностей предприятий иностранных компаний, осуществляющих сборку автомобилей в России, явно не хватает, в страну ввозится множество импортных автомобилей бывших в употреблении. Качество отечественных автомобилей не меняется, все попытки выпуск новых моделей, таких как «Приора», «Калина»» и т.д., является всего лишь переработкой уже испытанных автомобилей. При этом стоимость данных автомобилей остается неизменно высокой. Даже показательный проезд председателя Правительства России на автомобиле «Калина» был связан с множеством комичных ситуаций, таких как сопровождение автомобиля Путина грузовым сервисным автомобилем марки «Газель», ожидание 2-х идентичных автомобилей в остановочных пунктах, а также сопровождение сотрудниками Федеральной службы охраны, эксплуатирующими только дорогие иномарки, типа «Range Rover», «Land Cruiser» и т.д. Кроме того, сами руководители и представители отечественной автомобильной промышленности не используют свои автомобили, чем вызывают как минимум не понимание со стороны иностранных коллег. Все вышеизложенное показывает, что государство, взимая таможенные платежи, само потом их же и выплачивает, приобретая по торгам импортные автомобили, снижает уровень покупательной способности населения, провоцирует ввоз в страну старых автомобилей, провоцирует контрабанду автомобилей, запасных частей и комплектующих к ним, поощряет стагнацию отечественного автомобилестроения, которому нет необходимости что-то особо менять, ибо и так купят.
Но данный вопрос касался промышленности, которая имеет внутреннее производство в стране, а как соотнести высокие таможенные пошлины с защитой производителя по отношению к товарам, которые практически не производятся в стране, либо не производятся вовсе. Например, такие распространенные товары как «чай» и «кофе». Данные товары идут в позиция 0902 и 0901. Таможенная пошлина на «кофе в зернах Арабика» (код ТН ВЭД ТС 0901 21 000 1) составляет 10%, но не менее 0,2 евро за кг., пошлина на «чай черный, ферментированный, неферментированный, в одноразовой упаковке» (код ТН ВЭД ТС 0902 30 000 1) составляет 20%, но не менее 0,8 евро за кг., то есть к стоимости кофе мы сразу прибавляем 28%, а к стоимости чая 38% (с учетом НДС). При этом кофе в России не произрастает вовсе, а чай только в Краснодарском крае. К данной же категории товаров (не производимых в России) относится «ваниль» (натуральная, код ТН ВЭД ТС 0905 00 000 0), ставка ввозной таможенной пошлины 5%, относятся «апельсины» (код ТН ВЭД ТС 0805 10 200 0), ставка 5%, но не менее 0,02 евро за кг. Справедливости ради необходимо отметить, что дорогие сорта чая ввозятся в страну беспошлинно, а также государство поощряет ввоз некоторых более желанных продуктов. Так, «кешью очищенный» (код ТН ВЭД ТС 0801 32 000 0) ввозится беспошлинно, а «кешью в скорлупе» с пошлиной в 5%.
Но данный положительный момент не меняет ситуацию в целом, государство, устанавливая высокие ввозные пошлины на товары, не производимые в стране, только уменьшает покупательную способность населения, что в свою очередь вызывает проблемы внутренние, в том числе для экономики. Очевидно, что снижение покупательной способности создает большие проблемы, так как потребности в товарах и услугах у населения сохраняются. Если ранее, в начале 2000-х годов, гражданин мог на заработную плату в 20 000 рублей спокойно существовать, приобретать имущество, планировать отдых и т.д., то, с учетом регулярного роста цен, сегодня данной суммы ему хватит только на отплату коммунальных услуг и питание. Потребности гражданина в отдыхе, одежде, имуществе, лечении, обучении и ином не изменились, и он будет решать данную проблему различными путями, в том числе подработкой, кражами, коррупцией и иным. Сюда же относятся вопросы с таможенными пошлинами на оборудование и комплектующие, в частности на компьютерную технику, бытовые приборы, теле-аудио и видео аппаратуру. В настоящее время в России практически не производится собственная техника подобного рода и класса, осуществляется только сборка некоторых марок, таких как «Samsung» в Уссурийске Приморского края. Все организации, граждане, органы власти имеют различные виды такой техники, государство закладывает в бюджет средства на приобретение и обновление техники, таким образом государство само оплачивает пошлины, которые ранее собрало с поставщиков товаров. Кроме того, в Россию из-за высоких таможенных пошлин и огромного количества сопутствующих издержек (высокая стоимость складов временного хранения, услуг декларантов, услуг таможенных перевозчиков и т.д.), предприниматели везут товары из категории «эконом», что дешевле.
Таким образом, видно, что в настоящее время таможенные пошлины играют больше фискальную роль в экономике государства, чем действительно ограждают отечественного производителя от неблагоприятной конкуренции.
В последние десятилетия модернизируется мировое рыночное пространство. Многие отсталые в экономическом отношении страны переходят к рыночной экономике. Постсоциалистические государства, входившие в замкнутый военно-политический блок, стали странами с открытой экономикой.
В настоящее время международные связи не сводятся только к внешнеторговым отношениям между странами, как это было на первых этапах мировой истории. Нынешняя совокупность мирохозяйственных связей включает следующие основные формы:
внешнюю торговлю;
кооперацию производства;
обмен научно-технической информацией и технологическими разработками;
перемещение рабочей силы из одной страны в другую;
международный кредит и иностранные инвестиции;
валютные взаимоотношения государств.
Такие связи опираются на глобальную инфраструктуру. В нее в первую очередь входят международная транспортная система (морской, железнодорожный, воздушный транспорт), мировая сеть информационных коммуникаций.
Нынешнее всемирное хозяйство непрерывно изменяется под влиянием факторов, придающих ему высокий динамизм. К ним относятся научно-техническая революция, растущая взаимозависимость национальных хозяйств, радикальная перестройка социально-экономических отношений во многих странах. Основой этих перемен служит нарастающая интернационализация производства.
Экономической основой современного мирового хозяйства служит интернационализация производства – развитие такого организационно-экономического сотрудничества, которое выпуск изделий в одних странах объединяет с их потреблением в других. Связи национальных экономик становятся постоянными, нарастает международное разделение труда – специализация отдельных стран на производстве тех или иных товаров и услуг в целях их продажи на мировом рынке.
Первоначально специализация стран на изготовлении каких-либо изделий, особенно сельскохозяйственной продукции и сырьевых товаров, была обусловлена их различиями в природно-климатических, географических и геологических условиях. Такая естественная дифференциация производства существовала издавна и сохранилась до сих пор.
Сейчас заметное место на мировом рынке занимают страны с высокоразвитым сельским хозяйством, специализированным на производстве трудоемкой экспортной продукции. Они добились очень высокого уровня выпуска отдельных видов сельскохозяйственных продуктов, в том числе за счет применения в генно-инженерно-