Защита экономики Российской Федерации от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции. Обеспечение условий для эффективной инт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 10:03, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение механизма основной защиты отечественного производителя от иностранной неблагоприятной конкуренции, а также рассмотрение проблем интеграции России в мировое сообщество.

Исходя из данной цели были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть основной механизм защиты экономики от неблагоприятной конкуренции.

2. Рассмотреть роль таможенных пошлин в настоящее время.

3. Рассмотреть вопросы интеграции России в мировую экономику.

Содержание

Введение
1. Таможенно-тарифное регулирование как основной механизм защиты производителя от неблагоприятной конкуренции.
2. Проблемный аспект таможенных пошлин в Российской Федерации.
3. Интеграция России в мировую экономику.
3.1. Место России в структуре мировой экономики
3.2. Пути дальнейшей интеграции России в мировую экономику
Заключение.
Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа ЭТД.doc

— 183.50 Кб (Скачать документ)

Современный этап интернационализации производства порожден развертыванием научно-технической революции (далее – НТР). Происходящие в этой сфере глубокие изменения имеют по ряду признаков всемирный характер и требуют международных усилий. Обновление науки, техники и технологии столь масштабно, всесторонне и глубоко, что осуществить его невозможно силами одной, даже крупной державы.

НТР позволяет в короткий срок настолько увеличить выпуск новой продукции, что внутренние рамки отдельных стран оказываются слишком узкими для ее полного использования. Становится необходимым развертывать производство в расчете не на одну страну, а в гораздо более широких масштабах. В этом отношении особо выделяются высокоразвитые государства, поставляющие на мировой рынок самые совершенные в техническом исполнении машины, оборудование, транспортные средства и другие готовые изделия, а также новейшие технологии и научно-технические разработки.

НТР вызывает новый этап в международном разделении труда – переход от предметной (межотраслевой) специализации к подетальней (внутриотраслевой). Например, значительную часть операций по изготовлению американских и японских телевизоров и другой электронной аппаратуры выполняют рабочие заводов, расположенных в «новых индустриальных странах».

Главной характеристикой современного этапа развития мировой экономики выступает процесс ее транснационализации и глобализации, предопределивших формирование и функционирование глобальных многопрофильных транснациональных корпораций, банков, фондов, интеграционных союзов и других структурно-территориальных образований. Следствием этих процессов явился рост степени и масштабов взаимозависимости национальных экономик.

Национальные экономические проблемы все чаще приобретают интернациональный характер, что было крайне ярко видно на примере недавнего кризиса в США. В современных условиях экономический спад, безработица, инфляция все отчетливее из национальных проблем перерастают в интернациональные, стимулируют развитие данных процессов в других странах, оказывают глобальное влияние на мировую экономическую ситуацию.

Последние события дали отчетливо понять, что вся мировая экономическая система в целом, столкнулась с принципиально новыми проблемами, и опять вынуждена искать новую парадигму экономического развития, знаменуя начало нового этапа. На первый план выходят глобальные проблемы современности, решать которые можно только «всем миром»: демографические, связанные с признаками абсолютной перенаселенности в ряде стран; продовольственные – голод, недоедание огромных масс людей; угроза экологической катастрофы; энергетическая проблема; угроза ядерной войны и другие.

3.1. Место России в структуре мировой экономики

 

На современном этапе Россия не относится к числу мощных экономически держав, более того, уже даже на высшем эшелоне власти признают, что если нынешнее положение дел в стране сохраниться, то лет через 10 – 20 России вообще может более не быть. Данный вопрос был поднят президентом России – Д.А. Медведевым на совещании посвященном Национальной безопасности.

Основной проблемой, возникающей при интеграции России в мировую экономику, следует считать зависимость страны от сырьевых рынков.

Усиление зависимости от внешних факторов при интеграции в мировое хозяйство – тенденция абсолютно закономерная для любой страны. В случае с Россией гипертрофия этой зависимости вызвана, прежде всего, следующими обстоятельствами[5]:

      кризисным состоянием российской экономики;

      ошибками во внешнеэкономической политике, разрушением формальных регуляторов экономики;

      грубейшими ошибками во внутренней политике.

В целом за 90-е годы значение России как субъекта мирохозяйственных связей заметно упало. Все производства были практически полностью уничтожены, либо приведены в состояние банкротства. Произошел глубокий кризис власти, криминальные элементы получили полный контроль над государством, была уничтожена идеология государства.

На фоне сокращения производства и потребления отечественной продукции экспортная сфера превратилась в крупнейший сектор экономики, за счет которого держится на плаву вся страна. Другой дополнительный доход государству дают таможенные платежи, что в различные годы составляет около 40% бюджета. Данный фактор является показателем того, что наша страна практически ничего своего не производит, мы все закупаем из-за рубежа.

Расширение импорта продовольствия усилило заинтересованность Запада в стабильности таких поставок. Мы зависим от мировой экономики всецело. У западных банков и предпринимателей шире возможность застраховаться от рисков, связанных с их деятельностью в России. Например, крупные западные инвесторы смогли перед августовским кризисом 1998 года уйти с рынка ГКО без больших потерь, так как использовали средства из кредита МВФ, полученные Россией в июле 1998-го. При этом они, естественно, сохранили громадные проценты, которые получали прежде (до 100-150 проц. годовых в валюте). Застраховаться от рисков по прямым инвестициям в России труднее. Поэтому иностранные инвесторы проявляют сдержанность и крайнюю осторожность.

Россия заняла прочные позиции в вывозе продукции экологически вредных, капиталоемких отраслей. Она занимает первое место по экспорту никеля и природного газа (половина мирового рынка), третье или четвертое – по нефти, нефтепродуктам, электроэнергии, железной руде, алюминию, прокату черных металлов. Мы выступаем на мировых рынках крупным поставщиком меди, необработанных алмазов, минеральных удобрений и целлюлозы.

Однако основные валютные поступления (свыше половины) дает экспорт нефти, нефтепродуктов и газа. При этом цены на топливо в России сравнимы с мировыми ценами. Экспортные квоты (отношение экспорта к производству) по энергосырью достигли критических величин, особенно учитывая почти полную изношенность основных фондов в нефтедобыче и нефтепереработке, необходимость замены или ремонта значительной части трубопроводов.

Интеграция через поставки энергосырья невыгодна России (даже при высоких ценах на нефть), ибо условия добычи неблагоприятны, а транспортная составляющая в издержках высока.

Общепризнано, что основной канал вхождения в мировую экономическую систему – создание условий для притока в страну иностранного предпринимательского капитала, несущего с собой помимо финансовых ресурсов современные технологии и менеджмент. Мировой рынок инвестиционных капиталов (прямые, портфельные инвестиции, кредиты на закупку оборудования, финансирование проектов) оценивается в 1,3-1,5 трлн. долларов в год. За эти ресурсы жестко конкурируют между собой государства-реципиенты.

Современная Россия остро нуждается в инвестиционных ресурсах, потребность в них исчисляется многими сотнями миллиардов долларов. Однако приток прямых вложений составляет пока лишь небольшую величину по сравнению с нелегальной утечкой капиталов. Ограниченность прямых иностранных инвестиций – показатель неудовлетворительного включения нашей страны в мировое хозяйство.

В 90-е годы Россия сделала существенные шаги в налаживании контактов с ведущими зарубежными интеграционными группировками по различным направлениям экономического сотрудничества. Определяющим направлением российской внешней политики в эти годы были страны Западной Европы и, прежде всего, страны ЕС. Господствует представление, будто во внешнеэкономических связях заведомо следует отдавать предпочтение развитым странам, и, прежде всего, странам Европейского союза – нашего крупнейшего партнера, потому что он основной источник получения передовых технологий, кредитов и инвестиций. Однако никому не нужен сильный сосед, нашу страну рассматривают только как сырьевой придаток. Сбыт же нашей собственной готовой продукции в такие страны еще долго будет ограничен. Это подтверждает, в частности, тот факт, что, несмотря на заявленные сторонами намерения, соглашение о партнерстве и сотрудничестве с ЕС с точки зрения развития новых форм связей (промышленная кооперация, прямые иностранные инвестиции в Россию и т. д.) оказалось малоэффективным. Поэтому среднесрочные перспективы сотрудничества даже с Западной Европой (не говоря о США и Канаде) пока не блестящи.

В настоящее время, торгово-экономическое сотрудничество России с ЕС развивается на достаточно либеральной договорной базе. Соглашение о сотрудничестве между Россией и Евросоюзом во многом воспроизводит соответствующие положения ВТО. Однако возможности и инструменты Соглашения используются сторонами явно недостаточно, более того, реальное взаимодействие осуществляется в основном по другим каналам.

Принятая на Римском саммите Россия-ЕС в 2003 г. Концепция Общего экономического пространства в стратегической перспективе предусматривает создание интегрированного рынка Россия − ЕС, в рамках которого будут реализованы четыре «свободы»: торговли товарами и услугами, движения капиталов и рабочей силы. Эта задача конкретизирована в «Дорожной карте» Общего экономического пространства (ДК ОЭП), принятой на Московском саммите Россия-ЕС в 2005 г. Для реализации целей и задач ДК ОЭП стороны в 2005-2007 гг. учредили Диалоги в области транспорта (1), охраны прав интеллектуальной собственности (2), телекоммуникаций и информационного общества (3), промышленной политики (4), технического регулирования и стандартизации (5), сельского хозяйства (6), государственных закупок (7), макроэкономики и финансовой политики (8), экологии (9), регионального сотрудничества (10), инвестиционной политики (11), космоса (12), также был создан механизм раннего предупреждения об изменениях в режиме торговли (13). Сотрудничество в энергетической сфере осуществляется в рамках Энергодиалога, созданного еще в 2000 г., для взаимодействия таможенных структур активно используется соответствующий подкомитет Комитета сотрудничества Россия-ЕС.

Сформированные в рамках ДК ОЭП отраслевые диалоги нацелены на усиление сотрудничества в приоритетных для сторон областях, гармонизацию законодательной базы и систем регулирования, а также упрощение административных и таможенных процедур.

В существующем виде Диалоги не являются инструментом для выработки политических решений. Экспертные встречи в рамках отраслевых диалогов проходят в формате обмена информацией, уточнения позиций сторон, принятия рекомендаций.

Ориентируя свою внешнеэкономическую политику на всемерное сотрудничество с ЕС, Россия с середины 90-х годов начинает все больше внимания уделять развитию экономических отношений с другими региональными интеграционными группировками. И, прежде всего, с Азиатско-Тихоокеанским регионом (далее – АТР), с АТЭС. В физико-географическом отношении принадлежность России к АТР неоспорима.

Из общего объема внутрирегионального товарообмена в странах АТР, оцениваемого примерно в 2 трлн. долл., на долю России приходится около 1%. Это не сообразуется с ее статусом великой азиатско-тихоокеанской державы, не соответствует потенциалу ее экономики. Европейская ориентированность страны мешала увидеть на Востоке новые реалии будущего мира.

Российские правительственные, деловые, научные круги участвуют в такой форме интеграционной деятельности, как разработка и осуществление многосторонних проектов. Это, например, проект ПРООН по развитию района реки Туманной на стыке границ России, Китая и КНДР, проект развития экономической зоны Японского моря, проекты строительства магистральных газопроводов, линий передач и телекоммуникаций, проходящих через территории нескольких стран, уже начатое силами международных консорциумов освоение нефтегазовых ресурсов о. Сахалин и др. Для российских восточных регионов все более важным становится регулирование международной трудовой миграции. В перспективе Россия должна активизироваться на финансовом рынке АТР.

Таким образом, Россия фактически участвует в различных формах интеграционного процесса в АТР, но еще довольно слабо влияет на организацию и регулирование этого процесса. Наши внутренние проблемы слишком сильно обострены. В России действительный уровень латентной (скрытой, не регистрируемой) преступности не известен, действительный уровень коррупции не известен, уровень смертности стабильно высокий, уровень образования низкий (база высшего образования утрачена, большинство специалистов работают не по профессии, образование сведено к традиции, школьное образование реформируется и деградирует, слишком большое количество учебных программ, и т.д. и т.п.), руководство среднего звена власти (от начальника отдела государственной организации) не компетентно. Данные проблемы видны во всем: теракты, смертность на дорогах, коррупция, не качественная медицина, не качественное образование, не способность армии принимать решения и действовать мобильно (Грузинский конфликт, Чечня) и т.д.

Несмотря на вышеперечисленные проблемы, по мнению многих специалистов, Россия обладает рядом специфических черт, преимуществ, позволяющих интегрироваться в мировое хозяйство, занять должное место в системе международных экономических отношений.

К этим чертам относят[6]:

1.            Наличие талантливых ученых и перспективных специалистов, способных создавать научные и технические достижения.

2.            Высокую степень обеспеченности сырьем и энергоресурсами, их относительную дешевизну.

3.            Удобное географическое положение.

Записывая в актив России вышеназванные факторы, следует, однако, помнить, что успех процесса интеграции в мировое хозяйство будут определять не столько сами факторы, сколько то, насколько эффективно они будут использоваться. Осваивая мировой рынок, Россия должна осуществлять избирательную и поэтапную политику.

3.2. Пути дальнейшей интеграции России в мировую экономику

 

На основании вышеизложенного видно, что предпосылками к решению проблем интеграции России в мировую экономику могут стать[7]:

      прохождение Россией основных ступеней развития экономики рыночного типа, которые в свое время миновали экономически более развитые страны;

      восстановление нарушенных связей, экономическая интеграция в рамках СНГ (поначалу в рамках какой-либо его части) и, соответственно, совместное вступление единым блоком в мировое хозяйство (Таможенный союз).

Одновременно с этими процессами должна осуществляться выработка механизма взаимодействия с промышленно развитыми, развивающимися странами, международными экономическими организациями, региональными торгово-экономическими блоками и группировками. Очевидно, что все это требует немало времени и усилий.

Информация о работе Защита экономики Российской Федерации от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции. Обеспечение условий для эффективной инт