Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 19:30, курсовая работа
Цель работы: изучить земельный вопрос и земельные отношения, выявить проблемы и пути совершенствования.
Предмет исследования: решение земельного вопроса.
Объект исследования: земля и земельные ресурсы.
В соответствии с целью и объектом работы решались следующие задачи:
- рассмотреть историю развития земельных отношений в Российской Федерации;
- изучить значение земли и сущность земельных отношений;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗЕМЕЛЬНОГО ВОПРОСА……………..…5
1.1 История становления земельных правоотношений……………………….5
1.2 Сущность и значение земельных отношений…………………………….10
2 ЗЕМЕЛЬНЫЙ ВОПРОС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ……………………………………………………………17
2.1 Состояние и использование земель в Смоленской области…………..…17
2.2 Проблемы и способы решения земельного вопроса……….…………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..32
ПЛАН-ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ЗЕМЕЛЬНОГО ВОПРОСА……………
1.1 История
становления земельных
1.2 Сущность и значение земельных отношений…………………………….10
2 ЗЕМЕЛЬНЫЙ ВОПРОС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ……………………………………………………………17
2.1 Состояние
и использование земель в
2.2 Проблемы и способы решения земельного вопроса……….…………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..32
ВВЕДЕНИЕ
Актуальной проблемой в наше время является решение земельного вопроса. Земельные отношения - одна из форм производственных отношений, возникающих между различными социальными группами людей и отдельными людьми при владении, использовании и распоряжении землей в качестве средства производства, при осуществлении предпринимательской деятельности, а так же по поводу государственного управления земельными ресурсами.
Поэтапное
преобразование земельных отношений
в Российской Федерации, ориентированное
на рыночную экономику и развитие
предпринимательской
Проблема решения земельного вопроса, а так же совершенствования правового регулирования земельных отношений в России в последнее время стала одной из наиболее актуальных и широко обсуждаемых тем не только среди юристов, законодателей и политиков, но и в обществе в целом.
Актуальность темы исследования определяется необходимостью и возможностью использовать земельно-имущественный комплекс для социально-экономической стабилизации и развития российской экономики.
Позитивное
будущее российской экономики во
многом связано с развитием земельно-
В данной курсовой работе мы определили историю становления земельных правоотношений, сущность и проблемы, состояние и использование земель, а также перспективы развития земельных отношений.
Цель работы: изучить земельный вопрос и земельные отношения, выявить проблемы и пути совершенствования.
Предмет исследования: решение земельного вопроса.
Объект исследования: земля и земельные ресурсы.
В соответствии с целью и объектом работы решались следующие задачи:
- рассмотреть историю развития земельных отношений в Российской Федерации;
- изучить значение земли и сущность земельных отношений;
- определить основные проблемы земельных отношений;
- проанализировать земельный вопрос в России;
- выявить
состояние и использование
- найти перспективы развития земельных отношений и способы решения земельного вопроса.
Методы исследования: изучение научной и методической литературы, статей, учебников по данной теме.
Источники информации: учебно-методическая литература по земельным вопросам и отношениям, статьи в экономических журналах, законы и сайты в интернете.
1.1 История становления земельных правоотношений
С развитием
государственности
Начало разграничения земель у восточных славян и появления межевания на территории древнерусского государства в истории четко не прослеживается. До некоторых пор существовало обилие свободных земель. Пограничные знаки не ставились. Границей могли служить естественные рубежи (реки, ручьи, лощины и т. п.). Разграничение (межевание) земель необходимо было как для технического, так и для правового оформления границ [3].
Землемерие (землеустройство) известно было в крупнейших политических центрах Древней Руси (Киеве, Новгороде, Смоленске) еще до официального принятия христианства.
Период татаро-монгольского владычества в истории русского землеустройства связан с проведением писцовых описаний российских земель, включавших в себя определение площадей, состава, качества, местоположения и принадлежности земельных владений в целях правильного обложения их собственников налогами и повинностями (1245, 1257, 1275 гг.). Подобные работы проводились и в начале XIV в.
Качественно новым этапом в развитии межевания явились работы, связанные с введением при Иване III Васильевиче (1440-1505 гг.) поместной системы, то есть вознаграждения за службу землей, отдаваемой в потомственное или пожизненное владение. Необходимость в нарезке поместий и их разграничении превратила межевые работы в масштабах государства из разовых в постоянные.
На Руси
в ХVI в. сформировались следующие
формы землевладения и
Существенно отразилась на развитии российского межевания реформаторская деятельность Петра I. Проведенное им переустройство поместной системы и изменение порядка взимания налогов привели к снижению значимости кадастровых описаний и межеваний в целом. По указу 1714 г. деление на вотчины и поместья было прекращено в связи с реорганизацией российской армии из поместной в регулярную (содержащуюся за счет правительства). Вместо вотчин и поместий было введено новое понятие «недвижимая собственность» или «имение».
Помещики
получили право полного и
При Петре
I была изменена система взимания земельного
налога. С введением подушной подати
взамен налога с земель значительно
упростилась система взимания налогов,
так как отпала необходимость
в количественном и качественном
учете земель, сократились затраты
на сбор налогов, к платежам было привлечено
все трудоспособное население, что
послужило увеличению доходов государства.
Отмена налога с земель привела к
прекращению кадастровых
С одной стороны, это позволило сократить расходы государства на кадастровые работы, с другой - привело к путанице в земельных отношениях и возникновению земельных споров. Другим преобразованием земельных отношений, проведенным Петром I, была секуляризация (изъятие в пользу государства) части монастырских, церковных и синодских земель, издан ряд указов, ограничивающих рост церковного и монастырского землевладения.
9 ноября 1906 г. вышел Именной Высочайший Указ, данный Сенату Николая II, содержащий положения о крестьянском землевладении и землепользовании. Издание Указа, позволявшего закреплять за собой свой надел, положило начало Столыпинской аграрной реформе.
Основной
целью реформы явилось
Первым документом, изменившим существующий до 1917 г. земельный строй стал Декрет о земле, провозгласивший, что вся земля (государственная, удельная, кабинетская, монастырская, церковная, частновладельческая, общественная и крестьянская) отчуждается безвозмездно, обращается во всенародное достояние и переходит в пользование всех тех, кто трудится на ней.
Основное содержание землеустроительных работ в 1918 г. заключалось в:
- отграничении земельных участков, не подлежащих распределению;
- сборе статистических и картографических материалов для выработки норм наделения землей;
- распределении конфискованных земель во временное пользование; перераспределении всех земель (черный передел);
- съемке неделимых площадей для последующего устройства их территории;
- оказании помощи при распределении земель под посевы [7].
Вторая половина 1929 г. стала началом сплошной коллективизации. Землеустройство вновь образуемых колхозов должно было проводиться в течение двух недель после их создания. Примерным уставом сельскохозяйственной артели от 1 марта 1930 г. был установлен порядок формирования землепользований колхозов.
Сплошная
коллективизация сельского
Менялось
и содержание землеустройства: вместо
основной ранее землераспределительной
функции главной становилась
организация использования
Земельная реформа, начатая в России в 1990 г., имела следующие цели:
- осуществление перехода к многообразию форм собственности на землю, землевладения и землепользования;
- обеспечение социально справедливого и экономически обоснованного перераспределения земель;
- создание равных экономических условий для всех форм хозяйствования;
- создание экономического механизма регулирования земельных отношений и стимулирования рационального использования и охраны земель;
- прекращение процесса деградации земли и других связанных с нею природных ресурсов, обеспечение их восстановления.
Государство отказалось от монопольной собственности на землю, но приватизация земли шла медленно, непоследовательно, что порождало путаницу и множество ошибок, особенно в вопросах получения крестьянами права собственности на имущество сельхозпредприятий и землю. Многие нормативные акты противоречили друг другу.
В России
была провозглашена частная
23 декабря 1992 г. был принят Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства».
В 1992-1993 гг. были также решены многие политические, экономические, технологические и социальные проблемы, такие как:
- ликвидация монополии государственной собственности на землю и осуществление перехода к многообразию форм собственности на землю, владения и пользования ею;
- формирование слоя средних и мелких земельных собственников;
- улучшение структуры управления земельными ресурсами;
- обеспечение всех желающих граждан приусадебными и садово-огородными участками;
- внедрение нового экономического механизма регулирования земельных отношений и стимулирования рационального использования и охраны земель;
- реорганизация колхозов и совхозов, приватизация их земельной собственности, образование крестьянских и фермерских хозяйств [12].