Земельный вопрос в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 19:30, курсовая работа

Описание

Цель работы: изучить земельный вопрос и земельные отношения, выявить проблемы и пути совершенствования.
Предмет исследования: решение земельного вопроса.
Объект исследования: земля и земельные ресурсы.
В соответствии с целью и объектом работы решались следующие задачи:
- рассмотреть историю развития земельных отношений в Российской Федерации;
- изучить значение земли и сущность земельных отношений;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗЕМЕЛЬНОГО ВОПРОСА……………..…5
1.1 История становления земельных правоотношений……………………….5
1.2 Сущность и значение земельных отношений…………………………….10
2 ЗЕМЕЛЬНЫЙ ВОПРОС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ……………………………………………………………17
2.1 Состояние и использование земель в Смоленской области…………..…17
2.2 Проблемы и способы решения земельного вопроса……….…………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..32

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Земельный вопрос.docx

— 110.89 Кб (Скачать документ)

ПЛАН-ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ЗЕМЕЛЬНОГО ВОПРОСА……………..…5

1.1 История  становления земельных правоотношений……………………….5

1.2 Сущность  и значение земельных отношений…………………………….10

2 ЗЕМЕЛЬНЫЙ  ВОПРОС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ……………………………………………………………17

2.1 Состояние  и использование земель в Смоленской  области…………..…17

2.2 Проблемы и способы решения земельного вопроса……….…………….23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальной  проблемой в наше время является решение земельного вопроса. Земельные отношения - одна из форм производственных отношений, возникающих между различными социальными группами людей и отдельными людьми при владении, использовании и распоряжении землей в качестве средства производства, при осуществлении предпринимательской деятельности, а так же по поводу государственного управления земельными ресурсами.

Поэтапное преобразование земельных отношений  в Российской Федерации, ориентированное  на рыночную экономику и развитие предпринимательской деятельности граждан, предприятий и организаций, - это одна из важнейших задач  государственной политики [4].

Проблема  решения земельного вопроса, а так же совершенствования правового регулирования земельных отношений в России в последнее время стала одной из наиболее актуальных и широко обсуждаемых тем не только среди юристов, законодателей и политиков, но и в обществе в целом.

Актуальность  темы исследования определяется необходимостью и возможностью использовать земельно-имущественный  комплекс для социально-экономической  стабилизации и развития российской экономики.

Позитивное  будущее российской экономики во многом связано с развитием земельно-имущественных  отношений, с извлечением максимальной выгоды от земельных ресурсов.

В данной курсовой работе мы определили историю становления земельных правоотношений, сущность и проблемы, состояние и использование земель, а также перспективы развития земельных отношений.

Цель  работы: изучить земельный вопрос и земельные отношения, выявить проблемы и пути совершенствования.

Предмет исследования: решение земельного вопроса.

Объект исследования: земля и земельные ресурсы.

В соответствии с целью и объектом работы решались следующие задачи:

- рассмотреть историю развития земельных отношений в Российской Федерации;

- изучить значение земли и сущность земельных отношений;

- определить основные проблемы земельных отношений;

- проанализировать земельный вопрос в России;

- выявить  состояние и использование земель  в г.Смоленске и Смоленской области;

- найти  перспективы развития земельных отношений и способы решения земельного вопроса.

Методы  исследования: изучение научной и  методической литературы, статей, учебников  по данной теме.

Источники информации: учебно-методическая литература по земельным вопросам и отношениям, статьи в экономических журналах, законы и сайты в интернете.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗЕМЕЛЬНОГО ВОПРОСА

1.1 История становления земельных правоотношений

С развитием  государственности собственность  на землю приобретала все большее  значение. В IХ в. благодаря объединению  Киевского и Новгородского княжеств было положено начало формированию могущественного древнерусского государства - Киевской Руси, во главе которого стоял Великий Киевский князь, являющийся самым могущественным феодалом и верховным собственником всей земли. Отдельные волости и княжества, входившие в государство, управлялись княжескими наместниками (посадниками) из Киева.

Начало  разграничения земель у восточных  славян и появления межевания  на территории древнерусского государства  в истории четко не прослеживается. До некоторых пор существовало обилие свободных земель. Пограничные знаки  не ставились. Границей могли служить  естественные рубежи (реки, ручьи, лощины и т. п.). Разграничение (межевание) земель необходимо было как для технического, так и для правового оформления границ [3].

Землемерие (землеустройство) известно было в крупнейших политических центрах Древней Руси (Киеве, Новгороде, Смоленске) еще до официального принятия христианства.

Период  татаро-монгольского владычества в  истории русского землеустройства  связан с проведением писцовых описаний российских земель, включавших в себя определение площадей, состава, качества, местоположения и принадлежности земельных  владений в целях правильного  обложения их собственников налогами и повинностями (1245, 1257, 1275 гг.). Подобные работы проводились и в начале XIV в.

Качественно новым этапом в развитии межевания  явились работы, связанные с введением  при Иване III Васильевиче (1440-1505 гг.) поместной системы, то есть вознаграждения за службу землей, отдаваемой в потомственное или пожизненное владение. Необходимость в нарезке поместий и их разграничении превратила межевые работы в масштабах государства из разовых в постоянные.

На Руси в ХVI в. сформировались следующие  формы землевладения и землепользования:

  • феодальное (вотчинное и поместное) землевладение;
  • крестьянское землевладение и землепользование;
  • монастырское и церковное землевладение;
  • дворцовое и государственное землевладение.

Существенно отразилась на развитии российского  межевания реформаторская деятельность Петра I. Проведенное им переустройство поместной системы и изменение  порядка взимания налогов привели  к снижению значимости кадастровых  описаний и межеваний в целом. По указу 1714 г. деление на вотчины и поместья было прекращено в связи с реорганизацией российской армии из поместной в регулярную (содержащуюся за счет правительства). Вместо вотчин и поместий было введено новое понятие «недвижимая собственность» или «имение».

Помещики  получили право полного и неограниченного  распоряжения землей, не будучи обязанными, как ранее, служить на государственных  должностях и содержать поместную  армию. В целях укрепления феодального  землевладения и охраны его от дробления в 1714 г. был издан Указ «О единонаследии в недвижимых имуществах», по которому землевладения должны были переходить по наследству одному из сыновей владельца [2].

При Петре I была изменена система взимания земельного налога. С введением подушной подати взамен налога с земель значительно  упростилась система взимания налогов, так как отпала необходимость  в количественном и качественном учете земель, сократились затраты  на сбор налогов, к платежам было привлечено все трудоспособное население, что  послужило увеличению доходов государства. Отмена налога с земель привела к  прекращению кадастровых описаний земель с целью налогообложения.

С одной  стороны, это позволило сократить  расходы государства на кадастровые работы, с другой - привело к путанице в земельных отношениях и возникновению земельных споров. Другим преобразованием земельных отношений, проведенным Петром I, была секуляризация (изъятие в пользу государства) части монастырских, церковных и синодских земель, издан ряд указов, ограничивающих рост церковного и монастырского землевладения.

9 ноября  1906 г. вышел Именной Высочайший Указ, данный Сенату Николая II, содержащий положения о крестьянском землевладении и землепользовании. Издание Указа, позволявшего закреплять за собой свой надел, положило начало Столыпинской аграрной реформе.

Основной  целью реформы явилось ускорение  процесса расслоения крестьянства, насаждение частной земельной собственности  и создание многочисленного и  сильного класса зажиточных крестьян (кулаков), который должен был стать  опорой государственной системы. Содержание нового землеустройства определилось целым рядом законов и положений, основными из которых явились  Указ от 9 ноября 1906 г., Закон 14 июня 1910 г., Закон о землеустройстве от 29 мая 1911 г. (дополненный и изданный в качестве Положения о землеустройстве в 1912 г.) и Наказ землеустроительным комиссиям от 19 июня 1911 г.

Первым  документом, изменившим существующий до 1917 г. земельный строй стал Декрет о земле, провозгласивший, что вся земля (государственная, удельная, кабинетская, монастырская, церковная, частновладельческая, общественная и крестьянская) отчуждается безвозмездно, обращается во всенародное достояние и переходит в пользование всех тех, кто трудится на ней.

Основное  содержание землеустроительных работ  в 1918 г. заключалось в:

- отграничении земельных участков, не подлежащих распределению;

- сборе статистических и картографических материалов для выработки норм наделения землей;

- распределении конфискованных земель во временное пользование; перераспределении всех земель (черный передел);

- съемке неделимых площадей для последующего устройства их территории;

- оказании помощи при распределении земель под посевы [7].

Вторая  половина 1929 г. стала началом сплошной коллективизации. Землеустройство вновь образуемых колхозов должно было проводиться в течение двух недель после их создания. Примерным уставом сельскохозяйственной артели от 1 марта 1930 г. был установлен порядок формирования землепользований колхозов.

Сплошная  коллективизация сельского хозяйства  в корне изменила структуру землеустроительных работ и сформировала два их основных вида: межхозяйственное (вместо ранее  существовавшего межселенного), связанное  с образованием новых и улучшением существующих землепользований социалистических сельскохозяйственных предприятий, и  внутрихозяйственное (вместо внутриселенного), связанное с организацией территории социалистических сельскохозяйственных предприятий.

Менялось  и содержание землеустройства: вместо основной ранее землераспределительной функции главной становилась  организация использования земли  сельскохозяйственного назначения с учетом требований крупного производства, механизации полевых работ [3].

Земельная реформа, начатая в России в 1990 г., имела следующие цели:

- осуществление перехода к многообразию форм собственности на землю, землевладения и землепользования;

- обеспечение социально справедливого и экономически обоснованного перераспределения земель;

- создание равных экономических условий для всех форм хозяйствования;

- создание экономического механизма регулирования земельных отношений и стимулирования рационального использования и охраны земель;

- прекращение процесса деградации земли и других связанных с нею природных ресурсов, обеспечение их восстановления.

Государство отказалось от монопольной собственности  на землю, но приватизация земли шла  медленно, непоследовательно, что порождало  путаницу и множество ошибок, особенно в вопросах получения крестьянами  права собственности на имущество  сельхозпредприятий и землю. Многие нормативные акты противоречили  друг другу.

В России была провозглашена частная собственность  на земельные участки, используемые для сельскохозяйственного производства (земли фермеров, садоводов, земли  под личными подсобными хозяйствами, индивидуальным жилищным строительством, животноводческими кооперативами, а также находящиеся в колхозно-кооперативной  и коллективно-долевой собственности). Другим категориям граждан и юридических  лиц право частной собственности  на землю предоставлено не было. Был введен мораторий на куплю-продажу  земли (от 5 до 10 лет).

23 декабря  1992 г. был принят Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства».

В 1992-1993 гг. были также решены многие политические, экономические, технологические и социальные проблемы, такие как:

- ликвидация монополии государственной собственности на землю и осуществление перехода к многообразию форм собственности на землю, владения и пользования ею;

- формирование слоя средних и мелких земельных собственников;

- улучшение структуры управления земельными ресурсами;

- обеспечение всех желающих граждан приусадебными и садово-огородными участками;

- внедрение нового экономического механизма регулирования земельных отношений и стимулирования рационального использования и охраны земель;

- реорганизация колхозов и совхозов, приватизация их земельной собственности, образование крестьянских и фермерских хозяйств [12].

Информация о работе Земельный вопрос в РФ