Земельный вопрос в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 19:30, курсовая работа

Описание

Цель работы: изучить земельный вопрос и земельные отношения, выявить проблемы и пути совершенствования.
Предмет исследования: решение земельного вопроса.
Объект исследования: земля и земельные ресурсы.
В соответствии с целью и объектом работы решались следующие задачи:
- рассмотреть историю развития земельных отношений в Российской Федерации;
- изучить значение земли и сущность земельных отношений;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗЕМЕЛЬНОГО ВОПРОСА……………..…5
1.1 История становления земельных правоотношений……………………….5
1.2 Сущность и значение земельных отношений…………………………….10
2 ЗЕМЕЛЬНЫЙ ВОПРОС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ……………………………………………………………17
2.1 Состояние и использование земель в Смоленской области…………..…17
2.2 Проблемы и способы решения земельного вопроса……….…………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..32

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Земельный вопрос.docx

— 110.89 Кб (Скачать документ)

Земельный кодекс гласит, что решение о переводе земель из категории в категорию  осуществляется на местах. Так оно  и происходит. Однако в законе прописано, что для целей, не связанных с  аграрным производством, могут использоваться сельскохозяйственные угодья, имеющие худшие кадастровые показатели, низкую кадастровую стоимость. Кадастровая стоимость земель по отдельным полям вообще не устанавливалась. Поэтому вполне легально изъятие из оборота отдельного участка на том основании, что, его кадастровая стоимость ниже, чем в среднем по району.

Государство должно самым жестким образом  контролировать процесс реальной приватизации земли. Однако до тех пор, пока не определены разные зоны - аграрные или застроечные - это сделать крайне трудно. Контролировать реальные процессы на земле мог бы институт земельных инспекторов. Хотя до тех пор, пока крупный (в том числе земельный) бизнес идет в одной связке с местной властью, сделать это очень сложно. Да и по реальной ситуации это вряд ли произойдет. Все это, вместе взятое, требует очень серьезных государственных средств. Нерешенный земельный вопрос опасен тем, что он может стать очень серьезной общественной опасностью. Поэтому власть должна навести порядок.

Но несмотря на всё проблемы, связанные с земельным  вопросом совершается большое количество сделок с землей. Так, в 2011 году по Смоленской области было совершено 61674 сделки с земельными участками на площади 1280822,05 га,  в 2010 году 62477 сделок с земельными участками на площади 1067903,3 га. В 2009 году было совершено 59923 сделки с земельными участками на площади  251826,4 га (Таблица 1) [13].

Таблица 1 - Структура сделок с земельными участками по Смоленской области за  2011 год

Виды сделок

2009 г.

2010 г.

2011 г.

количество сделок, ед.

площадь, га

количество сделок, ед.

площадь, га

количество сделок, ед.

площадь, га

1.Аренда государственных и муниципальных  земель

38474

175511,7

38513

961856,5

39703

1101666,7

1.1в т.ч. сделки, совершенные   в отчетном году

2201

30867,5

2619

769286,5

2050

43539,8

2. продажа прав аренды государственных  и муниципальных земель

45

82.3

159

43,2

8

23,9

3.Продажа государственных  и  муниципальных земель

4517

5105.7

4565

3720,2

3054

1916,9

3.1 в т.ч. на торгах

335

1396.2

374

349,6

237

88,9

Итого действующих сделок с государственными и муниципальными землями

43036

180699.7

43237

965619,8

42765

1103607,5

4. Купля-продажа земли  гражданами  и юридическими лицами

10355

61582.3

11362

88317,8

11874

99337,3

5. Дарение

1928

5679.6

2954

7667,3

2213

4554,75

6. Наследование

3993

1177.9

4153

3848,2

3873

9666,8

7. Залог

611

1740.9

771

2450,2

949

10069,7

Итого сделок между гражданами и юридическими лицами

16887

70180.7

19240

102283,5

18909

123628,5

Всего сделок в отчетном году с учетом всех действующих договоров аренды

59923

251826.4

62477

1067903,3

61674

1280822





Согласно статистике оборот земель в 2011 году остался на уровне 2010 года.    

Структура оборота земель по Смоленской области за 2011 год по количеству земельных участков представлена на рисунке 3.

Рисунок 3 - Структура оборота земель по Смоленской области за 2011 год

Помимо  сложившихся проблем, существуют перспективы развития земельных отношений или способы решения земельного вопроса.

В земельной  политике надо изменить идеологию, ориентируясь на следующие приоритеты:

1. Землю  надо рассматривать в единстве  ее основных свойств (как ничем  не заменимый природный ресурс; как важнейший геополитический  плацдарм; как главное средство  производства; как основную кладовую  недр и пространственно-операционный  базис; как объект недвижимого  имущества). Нельзя абсолютизировать  товарные (имущественные) свойства  земли и ориентировать на них  экономику. Также как и нельзя  отказываться от учета этих  свойств. 

2. Необходимо  разумно сочетать государственные и рыночные механизмы регулирования земельных отношений, делая главную ставку на создание системы государственного управления земельными ресурсами и второстепенную - на строго контролируемый и регулируемый земельный оборот.

3. При  установлении направлений развития  землепользования и землеустройства  не следует насаждать строго  определенные формы собственности  и хозяйствования на земле.  Они должны, исходя из объективных  экономических законов, сами доказать  право на существование. При  этом не надо забывать исторически  оправдавших себя преимуществ  крупного производства перед  мелкими и крупных форм землепользования  перед парцеллярным.

4. Для  старта в восстановлении экономики  и обеспечении ее эффективного  функционирования в дальнейшем  нужно вовлечь в нее земельно-ресурсный  потенциал, но, не проедая или  продавая его, а делая двигателем  развития производительных сил  и производственных отношений,  организуя его рациональное использование  и охрану.

5. Земельную  политику надо строить, исходя  из обоснованного сочетания государственных  (общественных), коллективных и личных  интересов в использовании земли,  ориентируясь на глобальные процессы, происходящие в природопользовании  и мировом сообществе, направленные  на поддержку их устойчивого  развития и экологическую защиту [15].

Земельное хозяйство России огромно. Поэтому  его развитие должно обязательно  планироваться и контролироваться государством. Планирование использования  земель во всех развитых зарубежных странах (США и Канаде, государствах ЕС) в  последнее время стало основным рычагом государственной земельной  политики и регулирования земельных  отношений.

Контроль  за использованием и охраной земли  является одной из функций государственного управления земельными ресурсами. Без  контроля нельзя эффективно управлять. Поэтому его нужно всячески развивать  и сделать только государственным.

Оценка  земель - основное звено экономического механизма регулирования земельных  отношений. Пока земля не оценена, нельзя даже начинать говорить об обороте  земельных участков, о земельном  рынке, залоге земель, совершенствовании  налоговой и инвестиционной политики. Данные оценки земель влияют на объемы земельных платежей, повышение эффективности использования земель различного назначения.

Показатели  оценки земли необходимы для определения  ставок земельного налога, установления стартовых цен на конкурсах и  аукционах при продаже земельных  участков, при приватизации и реституции недвижимости, определении компенсационных  выплат при принудительном изъятии  земли, при ее учете в бухгалтерских  документах, заключении договоров аренды, ипотечных операциях, наследовании и дарении недвижимости.

Поэтому земельно-оценочные работы нужно  разработать до конца.

В России до сих пор несовершенно законодательство, регулирующее земельные отношения. Поэтому необходимо доработать законодательную  базу.

Во второй главе было разобрано современное состояние и использование земельного фонда в г.Смоленске и Смоленской области, выявлены основные проблемы развития земельных отношений и способы решения земельного вопроса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Земельные отношения - одна из форм производственных отношений, возникающих между различными социальными группами людей и  отдельными людьми при владении, использовании  и распоряжении землей в качестве средства производства, при осуществлении  предпринимательской деятельности, а так же по поводу государственного управления земельными ресурсами.

С развитием собственности земля приобретала все большее значение.

Свой  вклад в решение земельного вопроса  внесли Иван III Васильевич, Петр I, Николай II. Уже в наше время, в 1998-2001 гг. был принят ряд важных законов: «О государственном земельном кадастре», «О землеустройстве», «О разграничении государственной собственности на землю» и Земельный кодекс Российской Федерации, значительно продвинувшие проблемы формирования земельных отношений в стране.

Земля является основным, базовым объектом недвижимости и занимает уникальное положение во всей системе предпринимательской деятельности людей. Она обладает особой ценностью для человеческого общества. Так как является единственным местом проживания населения, основным и естественным фактором в любой сфере бизнеса, прямо или косвенно участвующим в производстве всех товаров и благ.

В рыночной среде земля имеет многофункциональное назначение. Она выполняет экономическую роль, социальную роль, политическую роль.

Земельные отношения включают в  себя следующие важнейшие элементы:

- формы собственности на землю;

- отношения хозяйственного использования земли;

- формы  управления земельными ресурсами;

- способы  и методы регулирования земельных  отношений.

В курсовой работе было рассмотрено состояние  и использование земель: на 1 января 2012 года общая площадь земель фонда Смоленской области составила 4977,9 тыс. га.

Существует  множество проблем, связанных с  земельным вопросом, такие как, крупные  игроки на земельном рынке, концентрация земли в руках отдельных физических и юридических лиц, но самой важной проблемой является несовершенство законодательной базы.

Земельные отношения немыслимы без государственного регулирования, без разработки и реализации мероприятий, способствующих развитию эффективных форм земельной собственности и хозяйствования на земле, правильному проведению земельной реформы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Алпатов Ю.М. Землепользование в России и особенности правового регулирования земельных отношений в городе Москве. – М.: Юркомпани, 2010. – 576 с.

2 Андреева Л.Е. Экономическая теория. – Екатеринбург: УрГЭУ, 2008. – 167 с.

3 Варламов А. А. История земельных отношений. – М.: Колос, 2010. – 336 с.

4 Галиновская Е. О развитии законодательного регулирования земельных отношений. // Хозяйство и право. – 2009. – №12.

5 Жариков Ю.Г. Земельное право России. – М.: Кнорус, 2008. – 477 с.

6 Завьялов А. Земельные отношения в системе местного самоуправления. – М.: Статут, 2011. – 256 с.

7 Лобачева Е.Н. Экономическая теория. – М.: Высшее образование, 2008. – 265 с.

8 Мусин Б.М. Влияние ренты на формирование земельных отношений. // Экономические науки. – 2009. – №8.

9 Носова С.С. Экономическая теория. – М.: Кнорус, – 2009. – 798 с.

10 Петрачкова А. Земельный вопрос [Электронный ресурс]: М., 2010. URL: http://art.thelib.ru/business/real/ks/zemelniy_vopros.html (дата обращения: 02.04.2013)

11 Руданова И.Е. Экономическая теория. Вводный курс. Микроэкономика. – М.: Инфра-М, – 2008. – 576 с.

12 Сажина  М.А. Экономическая теория. – М.: Инфра-М, 2010. – 584 с.

13 Сидорова  А.С. Приватизация земельных участков [Электронный ресурс]: М., 2009. URL: http://pravo-express.ru/library/zemelnoe-pravo/privatizaciya.html (дата обращения: 20.03.2013)

14 Станковская И. К. Экономическая теория. – М.: Рид Групп, 2011. – 351 с.

15 Стародумова С. К вопросу приобретения права собственности в Российской Федерации. // Законодательство и экономика. – 2009. – №4.

16 Шурыгина Т.А. Доклад о состоянии и использовании земель в Смоленской области за 2011 год [Электронный ресурс]: Смоленск, 2012. URL: http://www.to67.rosreestr.ru/kadastr/doklad/ (дата обращения: 27.03.2013)


Информация о работе Земельный вопрос в РФ