Земельный вопрос в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 19:30, курсовая работа

Описание

Цель работы: изучить земельный вопрос и земельные отношения, выявить проблемы и пути совершенствования.
Предмет исследования: решение земельного вопроса.
Объект исследования: земля и земельные ресурсы.
В соответствии с целью и объектом работы решались следующие задачи:
- рассмотреть историю развития земельных отношений в Российской Федерации;
- изучить значение земли и сущность земельных отношений;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗЕМЕЛЬНОГО ВОПРОСА……………..…5
1.1 История становления земельных правоотношений……………………….5
1.2 Сущность и значение земельных отношений…………………………….10
2 ЗЕМЕЛЬНЫЙ ВОПРОС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ……………………………………………………………17
2.1 Состояние и использование земель в Смоленской области…………..…17
2.2 Проблемы и способы решения земельного вопроса……….…………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..32

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Земельный вопрос.docx

— 110.89 Кб (Скачать документ)

Рассмотрим  подробнее каждую категорию земельного фонда.

К категории  земель сельскохозяйственного назначения отнесены земли, предназначенные для  нужд сельского хозяйства и расположенные  вне границ населенных пунктов. Они  выступают в качестве основного средства производства продуктов питания, кормов для животных, сырья для промышленности. Земли этой категории имеют особый правовой режим и подлежат особой охране, направленной на сохранение их качества и повышение их продуктивности. Земли сельскохозяйственного назначения предоставляются сельскохозяйственным предприятиям, организациям для научно-исследовательских и учебных целей, сельскохозяйственного производства, а также гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, животноводства, огородничества, сенокошения и выпаса скота.

На 1 января 2012 года площадь земель сельскохозяйственного назначения составила 2221,0 тыс. га. По сравнению с 1 января 2011 года площадь земель сельскохозяйственного назначения уменьшилась на 0,2 тыс. га. Уменьшение  произошло, в основном, за счет включения в земли населенных пунктов 357 га, из них в Вяземском районе - 92 га, в Гагаринском районе - 9 га, в Демидовском районе - 9 га, в Рославльском районе - 37 га и в Смоленском районе - 210 га, перевода в земли промышленности (281 га) для разработки  и добычи общераспространенных полезных ископаемых (Смоленский и Холм-Жирковский районы),  для строительства нефтеперерабатывающего завода (Починковский район), для строительства завода по переработке нефти и стабильного газового конденсата (Сафоновский район), для реконструкции автомобильной дороги А-141 Брянск-Смоленск до границы с Республикой Беларусь (Починковский район), для строительства полигона по захоронению промышленных отходов (Дорогобужский район), для строительства транспортно-логистического производственного комплекса (Смоленский район), для строительства и развития дорожного сервиса (Гагаринский и Смоленский районы), под объекты капитального строительства Балтийской трубопроводной системы (Духовщинский, Починковский и Смоленский районы) [16].

Одновременно с этим произошло  увеличение категории земель сельскохозяйственного  назначения за счет перевода из категории земель запаса.

В структуре  земель сельскохозяйственного назначения значительную долю составляют сельскохозяйственные угодья - 1728,0 тыс. га, в том числе пашня - 1261,2 тыс. га, под лесами и древесно-кустарниковой растительностью занято 367,8 тыс. га, заболочено 59,6 тыс. га.

В категорию земель населенных пунктов включены земли, расположенные в пределах границ городов, поселков, а также сельских населенных пунктов. На 1 января 2012 г. территории городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов занимали площадь 281,1 тыс. га или 5,7% земельного фонда области. В сравнении с предыдущим годом площадь земель этой категории  увеличилась на 1,4 тыс.га. Увеличение произошло в связи с  тем, что в границы населенных пунктов включены земли, ранее относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения:

- в  Вяземском районе в границы населенного пункта Тюхменово включено 95 га земель;

- в Гагаринском районе в границы населенного пункта Аржаники включено 9 га земель;

- в Демидовском районе в границы населенных пунктов Диво и Шугайлово включено 9га земель;

- в Смоленском районе в границы населенных пунктов Красная Горка, Терехи, Новосельцы, Талашкинское Сельцо, Дивасы, Купники, Немчино, Шабаново, Стабна, Щитники, Лубня  включены 210 га земель [16].

В структуре  земель населенных пунктов к началу 2012 года наибольший удельный вес занимали сельскохозяйственные угодья - 180,1 тыс. га, или 64.1%, из них пашня - 78,4 тыс. га. Под лесами и древесно-кустарниковой растительностью находилось 32,1 тыс. га (11,4%), земли застройки составили 33,9 тыс. га (12,1%), под дорогами было занято 22,7 тыс. га (8,1%).

В категорию земель промышленности,  энергетики,  транспорта, связи,  радиовещания,  телевидения,  информатики,  земли  для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли  иного специального назначения включены земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач.

На 1 января 2012г. общая площадь земель рассматриваемой  категории занимает 70,0 тыс. га, что  составило 1,4% земельного фонда области. Изменения площадей в этой категории земель связано с переводами земель из категории земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с распоряжениями (постановлениями) Администрации Смоленской области.

В зависимости  от характера специальных задач  земли промышленности и иного  специального назначения подразделяются на семь групп, что представлено на рисунке 2. Одна из групп - земли для обеспечения космической деятельности, на территории Смоленской области отсутствует.

Рисунок 2 - Структура земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения

К землям промышленности отнесены земельные  участки, предоставленные для размещения административных и производственных зданий, строений и сооружений и  обслуживающих их объектов. Общая  площадь земель промышленности составила 4,3 тыс.га.

К землям энергетики отнесены земельные участки, предоставленные для размещения электростанций, воздушных линий  электропередач, подстанций и других сооружений и объектов энергетики. Площадь таких земель энергетики составила 5,7 тыс.га [16].

К землям транспорта относятся земельные  участки, предоставленные предприятиям, учреждениям и организациям железнодорожного, автомобильного и трубопроводного транспорта для осуществления специальных задач по содержанию, реконструкции, ремонту и развитию объектов транспорта. В целом по области площадь земель транспорта составила 29,4 тыс.га.

Земли связи, радиовещания, телевидения, информатики  занимали 0,1 тыс.га.

Земли обороны  и безопасности занимали 26,8 тыс.га.

Площадь земель иного специального назначения, отнесенных к данной категории, составила 3,7 тыс.га. В эту группу отнесены земельные  участки, предоставленные для различных  целей и не учтенные в других категориях земель.

В структуре  земель категории промышленности высока доля лесов - 24,6 тыс. га или 35,1%, и застроенных  территорий, включая дороги, - 24,5 тыс. га(35,0%). Значительные площади занимают прочие земли, включая нарушенные - 6,1 тыс. га (8,7%). Под болотами и водными объектами находится 6,8 тыс. га (9,7%). Сельскохозяйственные угодья, в основном природные сенокосы и пастбища, занимают 5,5 тыс. га (7,8%).

К категории  земель особо охраняемых территорий и объектов отнесены земли, на которых располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное и оздоровительное значение. Для этой категории земель установлен режим особой охраны.

В 2011 году площадь земель этой категории составляла 114,6 тыс. га (а в 1991г. - всего 0,2 тыс. га), из них 114,5 тыс. га - земли особо охраняемых природных территорий. Основные площади этих земель сосредоточены в Демидовском и Духовщинском районах за счет создания национального природного парка «Смоленское Поозерье» площадью более 114 тыс. га, переданной из земель лесного фонда и лесных  земель совхозов. На территории парка расположено 35 озер и более десятка рек.

Площадь земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов составила 0,1 тыс. га (Демидовский  район).

Удельный  вес земель рекреационного и историко-культурного  назначения в общей площади земель, отнесенных к данной категории, невелик. Их площадь составляет всего 0,1 тыс. га.

Земли категории  особо охраняемых территорий и объектов представлены в основном лесами, которые занимают 108,1 тыс. га (94,3%). Около 2,8% (3,2 тыс. га) приходится на болота, под водными объектами находится 1,8 тыс. га (1,6%), под землями застройки и дорогами - 0,9 тыс. га (0,8%). Сельскохозяйственные угодья занимают всего 0,3 тыс. га или около 0,3% от общей площади земель данной категории.

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации к категории земель лесного фонда относят лесные и нелесные земли. Лесные земли представлены участками, покрытыми лесной растительностью и участками, не покрытыми лесной растительностью, но предназначенными для её восстановления (вырубки, гари т.п.). К нелесным отнесены земли, предназначенные для ведения лесного хозяйства (сельскохозяйственные угодья, просеки, дороги) [6].

 На 1 января 2012 года площадь земель  лесного фонда составила 1982,4 тыс.  га или 39,8% земельного фонда  области. 

Земли лесного  фонда представлены, главным образом, лесными площадями - 1930,4 тыс. га (97,4% площади этой категории), их них покрыто лесом 1905,7 тыс. га. Сельскохозяйственные угодья занимают 3,4 тыс. га, в том числе 0,2 тыс. га пашни. Под водными объектами и болотами находится 24,1 тыс. га, под постройками и дорогами - 10,8 тыс. га. Площадь прочих земель составила 7,8 тыс. га, нарушенных - 3,8 тыс. га.

По состоянию на 1 января 2012 года площадь категории земель водного  фонда составила 25,4 тыс. га  или 0,5% территории области. В эту категорию  вошли земли, находящиеся под  реками, водохранилищами, озерами, гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями. Основная площадь земель этой категории находится под водными объектами - 25,1 тыс. га (98,8%) и около 1,2% занимают болота.

Землями запаса являются земли, находящиеся  в государственной и муниципальной  собственности и не предоставленные  гражданам или юридическим лицам. То есть, земли запаса - это неиспользуемые земли.

На 1 января 2012г. земли запаса составили 283,4 тыс. га  или 5,7% земельного фонда области. Уменьшение площадей этой категории  произошло в основном за счет перевода в категорию земель сельскохозяйственного  назначения в связи с образованием крестьянского (фермерского) хозяйства (Новодугинский район), для ведения рыбного хозяйства (Духовщинский район),  а в Ершичском и Рославльском районах возвращены земли бывших сельскохозяйственных предприятий, числящиеся в категории земель запаса  как неиспользуемые.

  В  структуре земель запаса преобладают  сельскохозяйственные угодья -177,5 тыс.га (62,6%). Значительная площадь приходится на леса и кустарники - 69,3 тыс. га (24,5%). Болота занимают 24,3 тыс. га (8,6%), прочие земли, включая нарушенные - 8,5 тыс. га (3,0%).

Из данного  пункта можно сделать вывод, что  некоторые элементы земельного фонда Смоленской области увеличились в размерах, некоторые - уменьшились, это связано с различными факторами и причинами, влияющими на земли.

2.2 Проблемы и способы решения земельного вопроса

Вопрос  о земле всегда был актуален для  России. В данный момент земельный рынок развивается, число сделок растет, но с огромными издержками.

В районах  повышенного земельного спроса, - вокруг крупных промышленных центров, на Юге, где высок удельный вес товарной продукции и где за счет этого  имеется большой экспортный потенциал, устанавливается группа крупных игроков на этом рынке - больших агрохолдингов и сельхозорганизаций. Эти компании приходят в агробизнес, часто серьезно нарушая имущественные права земельных дольщиков и первичных сельскохозяйственных производителей.

Вторая  проблема - это неумеренная концентрация земли в руках отдельных физических и юридических лиц. То есть в условиях, когда более 50% сельских семей имеют достаток ниже прожиточного минимума, происходит их обезземеливание. Это означает, что земельная проблема, - по сути, вопрос экономический и технический, - может быстро переместиться в политическую плоскость. Ведь уже есть информация о возникновении организаций по защите прав собственников земельных долей, проводятся акции протеста в ряде сельских районов. Мировой опыт свидетельствует, что существуют объективные пределы концентрации земли в одних руках. А вот устанавливать эти пределы должны региональные власти. В средней полосе это может быть до 5000 га у сельхозорганизаций, а для фермерских хозяйств - несколько сотен. Однако устанавливать эти пределы должны все же власти на местах [9].

Почему  российский рынок развивается не так, как хотелось бы? Первая проблема - законодательство. Закон практически не ограничивает площади земель в руках одного хозяина. В Подмосковье уже есть собственники, которые владеют 150 тысячами га. Отрегулировать ситуацию рыночными методами сейчас не представляется возможным: не сложилась еще правовая система, в сфере земельных отношений часты случаи коррупции, практически без особого государственного контроля можно перевести земли сельскохозяйственного назначения в другие категории. Поэтому ограничить хотя бы временно размеры земельной собственности в одних руках было бы полезно.

Следующая проблема - оформление права собственности  на земельный участок. Сейчас этот процесс зачастую стоит дороже самого участка. Поэтому получилось так, что рынок земли есть, но земля переходит не к крестьянам, а к более обеспеченным людям. Необходимо прикладывать все усилия, чтобы не лишать крестьянина земельной собственности. В первую очередь необходимо искоренить коррупцию.

Земельный рынок можно разделить на две  части. У нас существует очень  активный рынок земель, формально - сельскохозяйственного назначения, но уже как бы выведенный из реального  оборота. Он сконцентрирован вокруг больших городов. Цены здесь устанавливаются  такие, что покупка их для целей  аграрного производства просто невозможна.

Рынок же земель собственно сельскохозяйственного  назначения начинает формироваться  в отдельных областях. Однако далеко не все компании, которые занимаются аграрным бизнесом, хотят покупать землю, поскольку это повышает их затраты. Очень часто они идут на другие способы привлечения земельных участков.

Ажиотаж вокруг скупки земель вблизи больших  городов очень тревожит, поскольку  сельхозугодия абсолютно не защищены от изъятия. В последние полтора  года каждые три дня в России принимается  одно решение по переводу сельскохозяйственной земли в иные категории. И, что важно, это происходит без участия федеральных органов власти. Государству необходимо зонировать свою территорию. На основе планирования необходимо выделить сельскохозяйственные зоны, куда предусматривается прокладка дорог, электричества, газа для налаживания производства. После этого придет пора выделения зон жилищной застройки. Конечно, и при этом цены в этих зонах в цене поднимутся. Но будет шанс процесс продажи земель в этих районах сделать публичными и прозрачными, безо всяких взяток и коррупции. А ведь сегодня вся процедура перевода земель из одной категории в другую абсолютно не прозрачна [1].

Информация о работе Земельный вопрос в РФ