Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 13:25, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучение метафоры как средства экспрессивности речи.
Объект работы – экспрессивность как свойство речи, предмет – метафора как средство экспрессивности.
Введение
Глава 1 Метафора как предмет филологического изучения
1.1 Понятие экспрессивности
1.2 Особенности метафоры как лексической единицы
Глава 2 Метафора в различных стилях речи
2.1 Метафора в практической речи
2.2 Метафора в художественной речи
2.3 Метафора в научной речи
Заключение
Список литературы
Метафора в ее наиболее очевидной форме - это транспозиция идентифицирующей (дескриптивной и семантически диффузной) лексики, предназначенной для указания на предмет речи, в сферу предикатов, предназначенных для указания на его признаки и свойства [28].
Классическая метафора - это вторжение синтеза в зону анализа, представления (образа) в зону понятия, воображения к иону интеллекта, единичного в зону общего, индивидуальности м страну классов.
Здесь опять же действует принцип сдвига, транспозиции - один из основных ресурсов поэтической речи. В данном случае имеет место нарушение соответствия между лексическим типом слова и выполняемой им синтаксической функцией.
Вернемся, однако, к метафорическому
контрасту. Чем дальше отстоят друг
от друга противополагаемые
Для метафоры, таким образом,
характерно установление далеких связей.
В какой мере случайны эти далекие
отношения? Они случайны в том
смысле, что прямо обусловлены
индивидуальным опытом и субъективным
сознанием автора. Произвол в выборе
метафоры - недвусмысленное свидетельство
ее поэтической природы, ведь поэзия
- это царство случайного, неожиданного,
непредсказуемого. Ю. Н. Тынянов писал,
имея в виду метафору Пастернака: "Случайность
оказывается более сильной
Мы стремились в
общих чертах показать, что метафора
является органическим
Метафору роднят с поэтическим
дискурсом следующие черты: 1) слияние
в ней образа и смысла, 2) контраст
с тривиальной таксономией
Метафора расцветает на почве поэзии, но ею не исчерпывается поэзия. Гарсиа Лорка, однажды объяснивший существо поэзии через метафорический образ, в одной из своих наиболее проницательных лекций "О воображении и вдохновении" (ее текст сохранился не полностью) говорил: "Для меня воображение - синоним способности к открытиям... Подлинная дочь воображения - метафора, рожденная мгновенной вспышкой интуиции, озаренная долгой тревогой предчувствия... Воображение поэтическое странствует и преображает вещи, наполняет их особым, сугубо своим смыслом и выявляет связи, которые даже не подозревались, но всегда, всегда, всегда оно явно и неизбежно оперирует явлениями действительности...; оно никогда не могло погрузить руки в пылающий жар алогизма и безрассудности, где рождается вольное и ничем не скованное вдохновение. Воображение - это первая ступень и основание всей поэзии" [30].
Связь метафоры с поэтическим
воображением, с фантазией, ее образность,
открыли возможность говорить о
метафоре в современной живописи,
театре и кино, техника которых
развилась в сторону
Точно так же, как Н. Вильмонт
искал существо художественного
метода Пастернака в панметафоризме
(см. выше), некоторые искусствоведы
видят ключ к разгадке поэтики
М. Шагала в том, что он - мастер изобразительной
метафоры. Однако в знаменитых шагаловских
иллюстрациях к "Мертвым душам"
(их 96) мы не обнаружим ни одной из
гоголевских метафор. Словесная
метафора не просится на бумагу. Собакевич
может быть назван медведем, и в
таком его обозначении
Отношение к употреблению
метафоры в научной терминологии
и теоретическом тексте менялось
в зависимости от многих факторов
- от общего контекста научной и
культурной жизни общества, от философских
воззрений разных авторов, от оценки
научной методологии, в частности,
роли, отводимой в ней интуиции
и аналогическому мышлению, от характера
научной области, от взглядов на язык,
его сущность и предназначение, наконец,
от понимания природы самой
Естественно, что пафос резкого размежевания рациональной и эстетической деятельности человека, науки и искусства, стремление противопоставить строгое знание мифу и религии, гносеологию - вере всегда оборачивались против использования метафоры в языке науки.
Особенно отрицательно относились к метафоре английские философы-рационалисты.
Так, Т. Гоббс, считая, что речь служит в первую очередь для выражения мысли и передачи знания и что для выполнения этой функции пригодны только слова, употребленные в их прямом смысле, ибо только буквальное значение поддается верификации, видел в метафоре, равно как и в переносных значениях вообще, препятствие к выполнению этого главного назначения языка [10]. Он писал: "Свет человеческого ума - это вразумительные слова, предварительно очищенные от всякой двусмысленности точными дефинициями. Рассуждение есть шаг, рост знания - путь, а благоденствие человеческого рода - цель. Метафоры же и двусмысленные слова, напротив, суть что-то вроде ignes fatui (блуждающих огней), и рассуждать при их помощи - значит бродить среди бесчисленных нелепостей, результат же, к которому они приводят, есть разногласие и возмущение или презрение" [11].
Дж. Локк в своей инвективе
против несовершенств языка также
осудил образное употребление слов, которое
"имеет в виду лишь внушать
ложные идеи, возбуждать страсти и
тем самым вводить в
Приведенные оценки исходят из того, что метафора - это один из способов выражения значения, существующий наряду с употреблением слов в их прямом и точном смысле, но гораздо менее удобный и эффективный. На этом тезисе сходились мыслители, придерживающиеся рационалистических, позитивистских и прагматических взглядов, сторонники философии логического анализа, эмпирицисты и логические позитивисты. В рамках названных направлений метафора считалась недопустимой в научных сочинениях и "совершение метафоры" приравнивалось к совершению преступления (ср. англ. to commit a metaphor по аналогии с to commit a crime).
Философы и ученые романтического склада, искавшие истоки языка в эмоциональных и поэтических импульсах человека, напротив, считали метафору фатальной неизбежностью, единственным способом не только выражения мысли, но и самого мышления. Особенно категоричны и последовательны в этом отношении высказывания Ф. Ницше, на которых мы остановимся более подробно. Ницше писал: ""Вещь в себе" (ею была бы именно чистая, беспоследственная истина) совершенно недостижима... для творца языка и в его глазах совершенно не заслуживает того, чтобы ее искать. Он обозначает только отношения вещей к людям и для выражения их пользуется самыми смелыми метафорами. Возбуждение нерва становится изображением! Первая метафора. Изображение становится звуком! Вторая метафора. И каждый раз полный прыжок в совершенно другую и чуждую область... Мы думаем, что знаем кое-что о самих вещах, когда говорим о деревьях, красках, снеге и цветах; на самом же деле мы обладаем лишь метафорами вещей, которые совершенно не соответствуют их первоначальным сущностям" [13].
Картина мира, выстроенная из заведомо антропоморфных понятий, не может быть ничем иным, как "умноженным отпечатком одного первообраза - человека" (с. 400). Понятие, не изжившее метафоры, не поддается верификации [14]. Путь к истине заказан. "Что такое истина? Движущаяся толпа метафор, метонимий, антропоморфизмов, - короче, сумма человеческих отношений...; истины - иллюзии, о которых позабыли, что они таковы, метафоры, которые уже истрепались и стали чувственно бессильными" (с. 398).
Между субъектом и объектом, следовательно, возможно только эстетическое отношение, выражаемое метафорой (с. 401). Поэтому побуждение человека к сознанию метафор неискоренимо. Оно ищет для своей реализации все новые возможности и находит их в мифе и искусстве (с. 404).
Здесь действует одновременно инстинкт разрушения и импульс к созиданию. Человек ломает "огромное строение понятий". Он "разбрасывает обломки, иронически собирает их вновь, соединяя по парам наиболее чуждое и разделяя наиболее родственное; этим он показывает, ...что им руководят не понятия, а интуиция" (с. 405).
Таким образом, Ницше считает, что познание в принципе метафорично, имеет эстетическую природу и не оперирует понятием верифицируемости.
Если рационализм исторгал метафору как неадекватную и необязательную форму выражения истины, то философский иррационализм стремился отдать все царство познания метафоре, изгнав из него истину.
Разные версии и рефлексы такого подхода к роли метафоры в познании встречаются во всех философских концепциях, которые отмечены печатью субъективизма, антропоцентричности, интуитивизма, интереса к мифо-поэтическому мышлению и национальным картинам мира.
X. Ортега-и-Гассет, статья
которого помещена в настоящем
сборнике, полагал, что метафора
- это едва ли не единственный
способ уловить и
В те же годы было положено начало другой важной для современных когнитивных штудий линии развития мысли. Э. Кассирер начал публикацию цикла исследований о символических формах в человеческой культуре [16]. В небольшой книге "Язык и миф", предварившей издание этого труда, Кассирер в сжатой форме изложил основные положения своей концепции. Завершающая глава этой книги "Сила метафоры" включена в настоящий сборник.
Э. Кассирер расширил область теории звания за счет исследования дологического мышления, отложившегося в языке, мифологии, религии, искусстве. Кассирер исходил из мысли о целостности человеческого сознания, объединяющего различные виды ментальной деятельности, и из необходимости сопряженного изучения как их генезиса, так и общей структуры. Эпистемические исследования должны, по мысли Кассирера, начинаться не с анализа форм знания, а с поисков первичных, доисторических форм зарождения представлений человека о мире, не базирующихся на категориях рассудка. В языке выражены, полагал Кассирер, как логические, так и мифологические формы мышления. Рефлексы мифологических представлений о мире он искал в метафоре, понимаемой им очень широко (Кассирер включал в это понятие также метонимию и синекдоху).
Символика, которую мы находим
в языке, мифологии, искусстве, религии,
логике, математике и т. п., открывает
исследователю доступ к сознанию.
Способность к символической
репрезентации содержательных категорий
составляет уникальное свойство человека,
противопоставляющее его
В отличие от Ницше, Кассирер не сводил к метафоре все способы мышления. Он различал два вида ментальной деятельности: метафорическое (мифо-поэтическое) и дискурсивно-логическое мышление. Дискурсивно-логический путь к концепту состоит в ряде постепенных переходов от частного случая ко все более широким классам. Приняв в качестве отправной точки какое-либо эмпирическое свойство предмета, мысль пробегает по всей области бытия (отсюда термин "дискурсивное мышление"), пока искомый концепт не достигнет определенности. Именно так формируются понятия естественных наук. Их цель - превратить "рапсодию ощущений" в свод законов.
В противоположность
В итоге вотум недоверия
метафоре и всему человеческому
познанию, вынесенный Ницше, обернулся
надеждой на ее эвристические возможности,
суггестивность. Из тезиса о внедренности
метафоры в мышление была выведена
новая оценка ее познавательной функции.
Было обращено внимание на моделирующую
роль метафоры: метафора не только формирует
представление об объекте, она также
предопределяет способ и стиль мышления
о нем. Особая роль в этом принадлежит
ключевым метафорам, задающим аналогии
и ассоциации между разными системами
понятий и порождающими более
частные метафоры. Ключевые (базисные)
метафоры, которые ранее привлекали
к себе внимание преимущественно
этнографов и культурологов, изучающих
национально-специфические
Информация о работе Лингвостилистические особенности метафоры