Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 13:25, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучение метафоры как средства экспрессивности речи.
Объект работы – экспрессивность как свойство речи, предмет – метафора как средство экспрессивности.
Введение
Глава 1 Метафора как предмет филологического изучения
1.1 Понятие экспрессивности
1.2 Особенности метафоры как лексической единицы
Глава 2 Метафора в различных стилях речи
2.1 Метафора в практической речи
2.2 Метафора в художественной речи
2.3 Метафора в научной речи
Заключение
Список литературы
М. Минский - автор теории
фреймов (сценариев, в контексте
которых изучаются предметные и
событийные объекты) - вводит в свою
систему также аналогии, основанные
на ключевой метафоре. Он пишет: "Такие
аналогии порою дают нам возможность
увидеть какой-либо предмет или
идею как бы "в свете" другого
предмета или идеи, что позволяет
применить знание и опыт, приобретенные
в одной области, для решения
проблем в другой области. Именно
таким образом осуществляется распространение
знаний от одной научной парадигмы
к другой. Так, мы все более и
более привыкаем рассматривать
газы и жидкости как совокупности
частиц, частицы - как волны, а волны
- как поверхности расширяющихся
сфер" [17]. Метафора, по Минскому, способствует
образованию непредсказуемых
Итак, ключевые метафоры прилагают образ одного фрагмента действительности к другому ее фрагменту. Они обеспечивают его концептуализацию по аналогии с уже сложившейся системой понятий. Со времен Маркса стало принято представлять себе общество как некоторое здание, строение (Aufbau) [18]. Эта метафора позволяет выделять в обществе базис (фундамент), различные структуры (инфраструктуры, надстройки), несущие опоры, блоки, иерархические лестницы. Об обществе говорят в терминах строительства, воздвижения и разрушения, а коренные изменения в социуме интерпретируются как его перестройка.
Ассоциация общества со зданием, домом, который человек строит, чтобы в нем жить, присутствует не только в социологии и экономике, но и в обыденном сознании. В 1937 г. Б. Пастернак сказал А. С. Эфрон: "Как все-таки ужасно прожить целую жизнь и вдруг увидеть, что в твоем доме нет крыши, которая бы защитила тебя от злой стихии". Дочь Цветаевой на это ответила: "Крыша прохудилась, это правда, но разве не важнее, что фундамент нашего дома крепкий и добротный?" [19]
Лингвистам хорошо известны метафоры, дающие ключ к пониманию природы языка и его единиц: биологическая концепция языка делала естественным его уподобление живому и развивающемуся организму, который рождается и умирает (ср. живые и мертвые языки); компаративисты предложили метафоры языковых семей и языкового родства (праязык возник по аналогии с прародителем); для структурного языкознания была ключевой метафора уровневой структуры; для генеративистов - метафора языка как порождающего устройства. Смена научной парадигмы всегда сопровождается сменой ключевой метафоры, вводящей новую область уподоблений, новую аналогию.
Метафора — одно из важнейших
средств обозначения комплексов
представлений, не имеющих еще адекватных
наименований. Использование этого
средства не ограничивается, однако, случаями,
продиктованными внешней
Легко понять, что для
создания метафор, поскольку они
естественны и народны, используются,
как правило, самые живые и
яркие представления. То, что менее
понятно и далеко от интересов
индивида, становится доступнее и
нагляднее с помощью более
понятного и близкого. В выборе
метафорического выражения
Метафора выполняет в
предложении характеризующую
1. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. – М.: Языки русской культуры, 1999.
2. Ахманова, О. С. Очерки по общей и русской лексикологии - М., 1997.
3. Беляевская, Е. Г. Семантика слова - М.: Высш. шк., 1997.
4. Блэк М. Метафора. – (http://metaphor.narod.
5. Васильев Л.М. «Стилистическое значение», экспрессивность и эмоциональность как категории семантики // Проблемы функционирования языка и специфики речевых разновидностей. Пермь, 1995
6. Вольф, Е. М. Функциональная семантика оценки - М., 1995.
7. Гак В.К. Метафора: универсальное и специфическое / В.Н. Телия (ред.) // Метафора в языке и тексте. – М.: Наука, 1998.
8. Галкина-Федорук Е.М. Об экспрессивности и эмоциональности в языке - М., 1998.
9. Гридин В.Н. Экспрессивность // Лингвистический энциклопедический словарь - М., 2000
10. Гусев С.С. Наука и метафора – СПб., 2004.
11. Девкин В.Д. Псевдоэкспрессия // Общие и частные проблемы функциональных стилей - М., 1996
12. Лакофф Дж.,
Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем.
–(http://www.philology.
13. Лосев А.Ф. Миф. Число. Сущность. – М.: Мысль, 1994.
14. Лукьянова, Н. А. Экспрессивность в системе словаря и речи // Человеческий фактор в языке: Языковые механизмы экспрессивности. - М.: Наука, 1991. - С. 157-178.
15. Лукьянова Н.А. Экспрессивность как семантическая категория // Языковые категории в лексикологии и синтаксисе - Новосибирск, 2001.
16. Лукьянова, Н. А. О семантике и типах экспрессивных единиц // Актуальные проблемы лексикологии и словообразования. - Новосибирск, 1979. - С. 12-46
17. Матвеева Т.В. Лексическая экспрессивность в языке - Свердловск, 1986
18. Мезенин, С.М. Образные средства языка (на материале произведений Шекспира - М., 2004.
19. Налимов В.В.. Вероятностная модель языка. – М., 1999.
20. Налимов В.В., Дрогалина Ж.А. Реальность нереального. Вероятностная модель бессознательного. – М., 1995.
21. Опарина Е.О. Концептуальная метафора // Метафора в языке и тексте. – М.: Наука, 1998.
22. Ретунская, М. С. Английская аксиологическая лексика - Н. Новгород, 1996.
23. Скляревская Г.Н. Метафора в системе языка – СПб., 2004.
24. Селяев, А. В. Сопоставительный анализ лингвистических средств выражения положительных и отрицательных эмоций в британском и американском вариантах английского языка - Н. Новгород, 1995.
25. Стернин, И. А. Лексическое значение слова в речи - Воронеж, 2005.
26. Телия В.Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц - М., 1996.
27. Шаховский, В. И. Семасиологический и стилистический аспекты эмотивности // Стилистика текста в коммуникативном аспекте. - Пермь, 1997.
28. Шаховский, В. И. Категоризация эмоций в лексико-семантической системе (на материале английского языка: дис. .. .докт. филол. наук / В. И. Шаховский. 1998.
Информация о работе Лингвостилистические особенности метафоры