Риторические стратегии Владимира Путина и Дмитрия Медведева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 23:49, курсовая работа

Описание

Для того, чтобы преуспеть на поприще политика, необходимо владение принципами речевого воздействия на людей. Грамотно выбранная риторическая стратегия позволяет успешно манипулировать общественным сознанием, именно поэтому создание положительного речевого образа является первоочередной задачей специалистов по связям с общественностью, работающих с политиками. В этой связи представляется актуальным изучить основные методы формирования «языковой личности», которыми пользуются современные политтехнологи.

Содержание

Оглавление
Введение ................................................................................................................ 3
Глава I Риторические стратегии как средство воздействия на общественное мнение .................................................................................................................... 5
Глава II Основные риторические стратегии Владимира Путина и Дмитрия Медведева ............................................................................................................. 10
Риторические стратегии Владимира Путина .......................................... 10
Риторические стратегии Дмитрия Медведева ........................................ 26
Риторические стратегии Владимира Путина и Дмитрия Медведева. Сравнительная часть ................................................................................. 35
Заключение ......................

Работа состоит из  1 файл

Красовская Мария Курсовая работа.doc

— 163.00 Кб (Скачать документ)

Правительство Российской Федерации 

Федеральное государственное  автономное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования  

"Национальный  исследовательский  университет  
"Высшая школа экономики"

Факультет прикладной политологии

Отделение деловой и политической журналистики

Кафедра информационной политики и информационных исследований 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

На тему «Риторические стратегии Владимира Путина и Дмитрия Медведева» 
 
 
 

              Студентка группы № 345-ж

              Красовская  М. А. 

              Научный руководитель

                Доцент, к. ф. н.

                Плисецкая А. Д.     
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Москва, 2011 г.

 

Оглавление 

Введение ................................................................................................................ 3

Глава I  Риторические стратегии как средство воздействия на общественное мнение .................................................................................................................... 5 

Глава II Основные риторические стратегии Владимира Путина и Дмитрия Медведева ............................................................................................................. 10

    Риторические  стратегии Владимира Путина .......................................... 10

    Риторические  стратегии Дмитрия Медведева ........................................ 26

    Риторические стратегии Владимира Путина и Дмитрия Медведева. Сравнительная часть ................................................................................. 35

Заключение  .......................................................................................................... 38  

 

Введение 

     Для того, чтобы преуспеть на поприще  политика, необходимо владение принципами речевого воздействия на людей. Грамотно выбранная риторическая стратегия позволяет успешно манипулировать общественным сознанием, именно поэтому создание положительного речевого образа является первоочередной задачей специалистов по связям с общественностью, работающих с политиками. В этой связи представляется актуальным изучить основные методы формирования «языковой личности», которыми пользуются современные политтехнологи.

     Объектом  данной курсовой работы является речевой имидж политика. Предметом исследования – риторические стратегии, к которым прибегают пиар-специалисты и сами политики для формирования положительного речевого образа политиков, на примере второго и третьего президентов России – Владимира Путина и Дмитрия Медведева. Для достижения цели исследования необходимо решить ряд задач: 

     
  • Определить  наиболее популярные типажи политиков  с учетом российской специфики 
  • Выявить методы формирования речевого образа политических лидеров современной России
  • Описать основные риторические стратегии на примере Владимира Путина и Дмитрия Медведева
  • Проанализировать стилистическую и содержательную составляющие их речевого имиджа
  • Провести исследование частоты упоминания политиками определенных слов для получения  статистических данных, помогающих делать более конкретные выводы
 

     Актуальность  работы заключается в анализе  технологий, позволяющих путем создания индивидуальных речевых стратегий  оказывать влияние на общественное мнение. Исследование опирается на обнародованные стенограммы выступлений Владимира Путина и Дмитрия Медведева, материалы средств массовой информации, а также научные труды, посвященные этой проблеме.

     Курсовая работа состоит из введения, двух глав основной части и заключения. В первой главе рассматриваются основные принципы вербального воздействия на публику и теоретические вопросы создания риторических стратегий. Во второй главе проблема рассматривается с практической стороны, то есть путем анализа выступлений политических лидеров и приведения статистических данных, отражающих эффективность той или иной риторической стратегии.

 

     Основная  часть

     Глава I

     Риторические  стратегии как  средство воздействия  на общественное мнение 

     Под речевым влиянием подразумевается речевое общение с учетом целей и задач коммуникаторов, или субъектов речевого воздействия. Любой акт вербального общения, в конечном счете, направлен на регуляцию деятельности собеседника, а в случае с политиком речь идет о коллективном разуме. По этой причине формирование четких риторических стратегий представляется задачей первой важности. 

     Риторическая  стратегия включает в себя целый  комплекс приемов речевого воздействия, необходимых для достижения поставленной цели.

     В зависимости от масштабности намерений политика, риторические стратегии могут использоваться как в конкретном разговоре по конкретному вопросу, так и в общих выступлениях, не несущих никакой информативности, но необходимых для поддержания положительного настроя в обществе, социальной стабильности.

      Риторические  стратегии  представляют собой особый тип стратегических планов, в рамках которых используются различные приемы ораторского искусства и риторические техники эффективного воздействия на адресата. Следовательно, риторическая стратегия есть индивидуальное воплощение жанра. В состав ее входит целый комплекс речевых актов, избранный и сформированный в соответствии с образом адресата.

     При этом риторические стратегии нацелены не на изменение мировоззрения потенциального избирателя или адресата, а на эффективное создание благоприятного имиджа политика при помощи различных речевых приемов.

     Выбор риторической стратегии осуществляется на основе прогнозирования аудитории, ее ожиданий и, по сути, является коммуникативной стратегией. С одной стороны, оратор в своей речи может гиперболизировать специфические особенности собственной личности, с другой — политик выбирает для себя роль, подходящую к текущей политической конъюнктуре, и соответствующую этой роли речевую "маску". Приемы, избираемые для ее реализации, определяются как риторические стратегии.

      

     Постсоветская политическая сцена обнаруживает определенные предпочтения политических и государственных деятелей в выборе образа. Наибольшей популярностью пользуется роль «Патриота» или «Государственника». Доминанта «Патриот» не исключает, а, скорее, предполагает другие составляющие имиджа, или микророли. Например, «Слуга народа». «Слуга народа» должен отождествлять себя с избирателями, которые в свою очередь определяются как «простые люди». Соответственно в имидже политика такого рода намечается семантический компонент «Простой человек» [1, 73-74].

     Следующий блок микроролей определяется доминантой «Хозяйственник», которому вполне может сопутствовать роль «Вынужденного политика», то есть политика, вовлеченного в политические игры против воли.

     Еще один блок микроролей ориентирован на систему нравственных ценностей, на эмоциональную сферу. Он может быть определен доминантой «Борец» за социальную справедливость. Целевую аудиторию такой микророли, как правило, представляют пенсионеры, малообеспеченные, безработные, многодетные семьи.

     Кроме того, следует отметить как факультативные составляющие имиджа следующие микророли: «Мудрый вождь», «Провидец», «Военный», «Отличный семьянин». Каждая из этих микроролей выполняет тактическую задачу придания имиджу объемности, построения достоверной модели личности (доминанта не обеспечивает восприятия личности как реальной, нужны специфические штрихи и краски, придающие портрету сходство с оригиналом) [2, 202].

     Важную  роль при создании речевого имиджа играют концепции «Свой» - «Чужой». Противопоставленные этих концепций позволяют установить отношения между говорящим, его собеседником и третьими лицами. В этой системе координат автор осуществляет самопрезентацию, очерчивая «свой круг» и каждый раз заново (в соответствии с коммуникативной задачей и ситуацией) разграничивая «своих» от «чужих» [3, 104].

     Условные  «Чужие» могут быть как названы  поименно, так и являться своего рода абстракцией. Противопоставление может строиться на абсурдистских принципах (например, «христиане – католики», «патриоты – западники», «государственники – либералы»). Для удобства маркировки часто используются «ярлыки». В основе техники «навешивания ярлыков» лежат ассоциативные связи — причем часто по второстепенному или вовсе несущественному признаку (например, выражение «лицо кавказской национальности» создает непроизвольную ассоциацию с единой нацией, несущей в другую – «русскую», все беды).

     Одним из основных способов вовлечения в группу «Своих» выступает неоправданное обобщение (например, «наша задача — привести в порядок Россию», «всему нужен хозяин» и т. п.). В этом случае каждый может интерпретировать эти фразы по-разному: цели коммунистов, демократов и центристов могут принципиально расходиться. Но фразы подобного рода не предполагают контртезиса и, следовательно, позволяют приобщить к «своему кругу» практически любого.

     Еще одним способом присоединения являются обращения, отождествляющие оратора со слушателями (например, «сограждане», «коллеги», «земляки»). Они сигнализируют об общности происхождения, а значит и интересов.

     Риторические  стратегии политика базируются на двух основах: основных концептах (власть, народ, благосостояние, экономика, реформирование и др.) и позитивном взгляде в будущее (в перспективе – решение большинства важных проблем).

     Для создания благоприятного образа действующего политического лидера также необходима положительная оценка настоящего. Речь политика в этом случае чаще всего  бывает насыщена информацией об успехах и достижениях в различных областях. Другая тенденция прослеживается в текстах оппозиционеров, которые в большинстве случаев выбирают критическую, негативную модальность при описании действительности.

     В формировании речевого образа политика немаловажную роль играет коммуникативная составляющая риторической стратегии. Общество оценивает политика в первую очередь с точки зрения владения навыками риторики, умения произносить речь «не по бумажке», готовности вступить в дискуссию, лояльности или агрессивности. Однако в политической сфере модель «коммуникатор – реципиент» выглядит иначе, чем в повседневной жизни. В данном случае она представлена не двумя, а тремя сторонами: «оратором», «оппонентом» и «народом». При этом оратор обращается сразу к двум адресатам, народу и незримому оппоненту. В рамках этой тактики народ в иерархии всегда ставится на первое место и оценивается однозначно положительно. Оппонент в этом случае играет роль «большего зла» и представляется в негативном свете как главный соперник в борьбе за электорат (или первого адресата). Успешная риторическая стратегия характеризуется четкой узнаваемостью оппонента.     

     Одной из важных характеристик риторических стратегий политиков выступают  монологичность и диалогичность. Большим успехом у аудитории пользуется ориентация на диалогичный тип, поэтому и спичрайтеры, и сами политики зачастую выбирают стиль имитации диалога в выступлениях программного типа. Цель этого приема – показать, что политический деятель способен говорить с народом на доступном ему языке.

     Риторические  стратегии как широкое понятие  включают в себя не только тактики  речевого поведения, но и владение фигурами речи, средствами художественной выразительности. Роль риторического аспекта в политическом дискурсе Владимира Путина и Дмитрия Медведева будет рассмотрена в следующей главе. 

 

     Глава II

     Основные  риторические стратегии  Владимира Путина и Дмитрия Медведева 

Информация о работе Риторические стратегии Владимира Путина и Дмитрия Медведева