Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 16:34, курсовая работа
Довольно широко распространено среди населения мнение, что всевозможные речевые ошибки внедряются в обиход журналистами. И эта теория имеет право на существование.
Вопрос о грамотности российских журналистов особенно остро встал после развала СССР. Исчезла общая цензура и корректура, и каждый журналист начал сам отвечать за правильность своей речи. Но, как показала практика, результаты далеки от совершенства.
1. Содержание 2
2. Введение 3
3. Чистота речи 4
3.1. Факторы, влияющие на чистоту речи 4
3.1.1. Диалектные и профессиональные элементы 4
3.1.2. Иноязычные слова и выражения 6
3.1.3. Речевые штампы и канцеляризмы 7
3.1.4. Жаргонизмы и языковые элементы, не допускаемые нормами нравственности 9
3.1.5. Слова-паразиты 10
4. Типичные речевые ошибки 11
5. Слова-паразиты в программе «Вести-Подробности» 14
5.1. Статистика употребления слов-паразитов 14
5.2. Классификация слов паразитов по Ю.В. Дараган. 15
6. Причины появления в речи слов-паразитов 18
7. Стратегии преодоления речевых ошибок. 20
8. Заключение 22
9. Список использованной литературы 23
10. Приложение 24
В
устной и письменной речи предлог
благодаря нередко
Ошибка
возникает в связи с
Предлог
благодаря употребляется в
В
современной устной и письменной
речи предлог «благодаря» нередко употребляется
с родительным падежом зависимых слов:
благодаря кого или чего-нибудь. Это ненормативное
употребление.
Значит - вводное слово в устной монологической речи, выступлениях ораторов, часто и без нужды повторяясь, обессмысливается и становится речевым паразитом. Слова-паразиты засоряют речь говорящего, делают ее невнятной и затруднительной для понимания.
Сказанное относится и к другим вводным словам и оборотам: знаете, знаете ли, понимаешь и понимаете ли, так сказать, можно сказать, вообще, а также к некоторым частицам (вот, ну, это и др.).
В
стилистических художественных целях
слова-паразиты используются иногда писателями
для речевой характеристики персонажей.
Забываются термины родства. Например, золовка - свояченица.
Эти слова различаются по значению. Золовка - сестра мужа (обозначает родство по мужу). Свояченица - сестра жены (обозначает родство по жене).
В
современной обиходно-
Деверь - шурин.
Шурин
- брат жены. Деверь — брат мужа.
Слово «пара». Оно используется только тогда, когда речь идет о парных предметах: перчатки, носки (они обычно нераздельны, одно без другого не имеет смысла). Поэтому правильно: пара ботинок, брючная пара, пара чулок, молодая пара (молодожены), чайная пара (чашка и блюдце), пара серёжек, клипсов. Но неверно: пара минут, через пару часов, пара дней, пару яблок да пару соленых огурцов (в салат), пара ребятишек. Нежелательно о сдвоенных уроках говорить: первая пара, вторая пара, но можно, так как в высших учебных заведениях и некоторых средних сейчас обычно проводят одно и то же занятие в течение сразу двух учебных часов [11].
По
итогам анализа 15-ти интервью из программы
«Вести-Подробности» (см. Приложение) нам
удалось составить следующую таблицу:
Таблица 1. Статистика употребления слов-паразитов
в
программе «Вести-Подробности»*
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | Всего | |
Вот | 2 | 1 | 5 | 2 | 1 | 3 | 7 | 21 | ||||||||
Допустим | 4 | 2 | 6 | |||||||||||||
Собственно | 1 | 4 | 5 | |||||||||||||
В
общем
(В общем-то) |
1 | 3 | 1 | 2 | 3 | 3 | 1 | 14 | ||||||||
Ну | 11 | 1 | 13 | 1 | 1 | 5 | 2 | 2 | 2 | 1 | 4 | 2 | 45 | |||
Как бы | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 6 | ||||||||||
Так вот | 1 | 2 | 3 | |||||||||||||
Дело в том | 6 | 6 | ||||||||||||||
Скажем так | 2 | 1 | 3 | |||||||||||||
Это | 4 | 4 | ||||||||||||||
Что-то там | 1 | 1 | ||||||||||||||
Скажем | 2 | 1 | 3 | 1 | 1 | 1 | 9 | |||||||||
Я не знаю | 1 | 1 | ||||||||||||||
Собственно говоря | 2 | 1 | 3 | |||||||||||||
В принципе | 1 | 1 | ||||||||||||||
Такое | 1 | 1 | 1 | |||||||||||||
То есть | 15 | 11 | 8 | 34 | ||||||||||||
Некоторую | 1 | 1 | ||||||||||||||
Так сказать | 6 | 6 | ||||||||||||||
Там | 1 | 1 | ||||||||||||||
Какие-то еще | 1 | 1 | ||||||||||||||
Должны | 6 | 6 | ||||||||||||||
Некая | 1 | 1 | ||||||||||||||
Я бы… | 9 | 9 | ||||||||||||||
Значит | 1 | 1 | ||||||||||||||
Вы знаете | 3 | 3 | ||||||||||||||
Прежде всего | 2 | 2 | ||||||||||||||
Вообще | 2 | 2 | ||||||||||||||
Как-то | 2 | 2 | ||||||||||||||
198 |
* в таблице
не отражена частота появления
в телевизионной речи таких
засоряющих элементов как «эээ…» и
«ммм…». Их можно отнести к бесспорным
лидерам среди паразитических конструкций.
Таблица
2. Субъекты использования
слов-паразитов
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | ||
Журналист | 9 | 2 | 17 | 8 | 3 | 5 | 1 | 2 | 1 | 3 | 2 | 2 | 1 | 12 | 7 | 75 |
Гость
программы |
12 | 15 | 11 | 11 | 2 | 10 | 1 | 18 | 1 | 18 | 5 | 4 | 12 | 4 | 123 |
Таким
образом, можно сделать следующие выводы:
В
настоящее время не существует единой
принятой системы классификации слов-паразитов.
Поэтому мы воспользуемся наиболее полной
и удобной, с нашей точки зрения, классификацией
украинского лингвиста Юлии Дараган
[5]. Она провела множество исследований
данной проблемы, и ее мнение представляется
нам достаточно компетентным.
Среди
слов-паразитов можно выделить три
большие группы.
1.
Установочные (ориентационные)
маркеры
Отражают коммуникативные и психологические установки говорящего:
Значит, относительно недавно были изменены в части Административного кодекса некие положения, которые позволили исключить альтернативность и установить порядок - полтора года лишения прав за управление автомобилем в нетрезвом состоянии…
2.
Программирующие
маркеры
Служебные, или программирующие, маркеры, которые, в свою очередь, можно разделить на пять подгрупп:
1) Маркеры планирования (формирования сценария реализации замысла): так, ну.
Ну, сотрудничал даже с американцами здесь.
2) Маркеры концептуализации (формирования в сознании говорящего понятия, соответствующего плану содержания одной или нескольких языковых единиц, которое затем будет вербализовано): как бы, такой, вот.
Вы
как бы выступаете против Миронова
лично, но то, что он говорит, содержательно
пока вы никак не опровергли
Возможен ли этот
компромисс, если, действительно, с одной
стороны - парламент, худо-бедно избранный,
а с другой стороны - арматура и бутылки
с зажигательной смесью и, в общем,
такое желание убрать власть.
Нельзя было проводить
ее вот таким путем, когда и
государство рухнуло, и экономика, и пострадали
миллионы людей.
3)
Маркеры контроля (отслеживание
правильности реализации
сценария): значит,
вот2.
4)
Маркеры поиска (припоминание
нужного слова в процессе
реализации): это (самое),
этот (самый),
какой-то, скажем
так.
Там, где дают
корм, сбегаются птички: воробьи
там, какие-то еще, ласточки…
Но часто бывает и так, что это весеннее время взрывотехники используют для, скажем так, освоения денег и развлечения.
5) Маркеры коррекции (коррекция реализации – оговорки и т.п. – или самого сценария – оформление вставных конструкций): ну, это, то есть.
Как вы
считаете, позволит ли это реально увеличить
пенсии, то есть не реально,
а существеннее, чем это делается сейчас?
То есть это люди, которые, безусловно, обладая харизмой, то есть умением увлечь за собой пусть сначала десять, затем двадцать, затем сотни, несколько сотен человек,
И поэтому вот тот незамысловатый исторический проект, который прорыдали наши либералы, "рынок пепси", через десять лет оказался уже для русских людей недостаточным для того, чтобы устремляться в будущее.
3. «Гипертекстовые» маркеры
К третьей группе относятся слова, не связанные непосредственно с процессами программирования и реализации дискурса, но предоставляющие Слушающему дополнительную информацию об отношении Говорящего к произносимому им тексту. Сюда в первую очередь относятся:
а)
оценочные маркеры, выражающие оценку
говорящим собственных
Так мы
никого не оккупировали, и нам еще должны
они. Пусть немцы нам еще выплатят всю,
так сказать, контрибуцию.
Там, где дают корм, сбегаются птички: воробьи там, какие-то еще, ласточки…
Одновременно могу сказать, что при самом тяжелом, скажем так, раскладе, при самом высоком притоке воды в Волгу массовых подтоплений, конечно, не будет.
Тут организацию акции можно разделить как бы на две составляющие.
б) маркеры-апеллятивы, передающие те или иные требования/просьбы Говорящего к Адресату, в частности, отказ от детализованного представления ситуации (короче, в общем) и имплицитная просьба к Адресату самостоятельно домыслить ситуацию и сделать выводы, исходя из представленных данных (вот, такой).
Вы говорите, что и сама страна, в общем, вела себя, государство вело себя неидеально…