Слова-паразиты в телевизионной речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 16:34, курсовая работа

Описание

Довольно широко распространено среди населения мнение, что всевозможные речевые ошибки внедряются в обиход журналистами. И эта теория имеет право на существование.
Вопрос о грамотности российских журналистов особенно остро встал после развала СССР. Исчезла общая цензура и корректура, и каждый журналист начал сам отвечать за правильность своей речи. Но, как показала практика, результаты далеки от совершенства.

Содержание

1. Содержание 2
2. Введение 3
3. Чистота речи 4
3.1. Факторы, влияющие на чистоту речи 4
3.1.1. Диалектные и профессиональные элементы 4
3.1.2. Иноязычные слова и выражения 6
3.1.3. Речевые штампы и канцеляризмы 7
3.1.4. Жаргонизмы и языковые элементы, не допускаемые нормами нравственности 9
3.1.5. Слова-паразиты 10
4. Типичные речевые ошибки 11
5. Слова-паразиты в программе «Вести-Подробности» 14
5.1. Статистика употребления слов-паразитов 14
5.2. Классификация слов паразитов по Ю.В. Дараган. 15
6. Причины появления в речи слов-паразитов 18
7. Стратегии преодоления речевых ошибок. 20
8. Заключение 22
9. Список использованной литературы 23
10. Приложение 24

Работа состоит из  1 файл

Слова-паразиты в телевизионной речи.doc

— 377.50 Кб (Скачать документ)

Вот, я не знаю, может, у меня уже сдвиг сознания, но я думаю, это не очень хорошее дело, потому что мы с одной стороны убираем урны после теракта, а потом начинаем…

 

6. Причины появления в речи слов-паразитов

 

    Человек, не умеющий говорить связно, испытывает затруднения на стыке слов. То, что он хочет сказать, находится в его уме. Мысли сталкиваются одна с другой, накладываются друг на друга, не зная никакого порядка. Речь же требует, чтобы из этого хаоса человек вытянул  определенную последовательность слов. Речь линейна, нельзя сказать все сразу, но только - одно за другим. К тому же от того, как выстроятся слова, зависит понятность сказанного. Речь должна соответствовать грамматической модели, принятой в языке. Профессиональный оратор не задумывается над этим, для него не составляет проблемы высказаться. Сам переход мысли в речь для него естественен. Человек же, не привыкший говорить длинные речи, испытывает затруднение всякий раз, когда ему приходится что-то рассказывать. И в тот момент, когда у него на языке не оказывается нужного слова, он использует слово-паразит, не давая речи оборваться молчанием. Прервать молчание, начать говорить заново требует большего расхода энергии, чем продолжение речи. Пустые слова, образуя мостик между словами, которые что-то значат, выполняют роль смазки, сохраняют непрерывность речи и тем экономят говорящему силы.  

    Чаще  всего в роли таких слов используются указательные частицы - "это", "вот". Слово "значит", которое в современном  языке часто превращается в "смазку", тоже своего рода указание. Оно служит переходом от знака, имени, выражения к тому, что ими обозначаются. Превращаясь в слово-паразит, оно теряет содержание, на которое должно указывать. Такое указание ни на что наиболее удобно для заполнения провалов в речи. Оно побуждает слушателя не терять внимания, как бы обещая ему, что речь все-таки доведут до конца.  

    Помимо  указательных слов, роль "смазки" играют и другие, начиная от общераспространенного "ну" и кончая диалектическими и специфическими ("дык" и т.п.), с помощью которых писатели так любят создавать колорит речи своих героев. Такие частицы изначально лишены самостоятельного значения, они имеют его только по отношению к другим словам, сообщая им различные дополнительные оттенки. Потеряв связь с другими словами, частицы остаются лишь устойчивыми сочетаниями звуков, не означающими ничего. Обнулить их смысл довольно легко, достаточно просто вырвать их из контекста. Используемые в качестве "смазки", они не тянут за собой никакого значения, к тому же они, как правило, не велики по длине, что снижает затраты энергии, расходуемой впустую

    Н.Н.Розанова вводит еще одну функцию слов-паразитов, а следовательно и причину их появления в речи: ритмическую организацию фразы. Эта гипотеза может объяснить, почему в данном случае в данном месте должно было возникнуть безударное или слабоударное слово, однако она не дает ответа на вопрос, почему было употреблено именно это слово, а не другое.

    Считается, что человек воспроизводит в речи меньше 90% того, что он думает. Остальное — «темный» пласт, который проявляется в жестах, телодвижениях, словах-паразитах.

    Частота употреблений слов-паразитов заставила  взяться за их изучение психоаналитиков. Те выяснили, что люди, которые употребляют слово «как бы», — неуверенные в себе интроверты, которые во всем сомневаются. Те же, кто злоупотребляет выражением «на самом деле», — экстраверты-реалисты, которые всегда готовы доказать свою правоту.

 

7. Стратегии преодоления речевых ошибок.

 

    Наличие в речи слов-паразитов является актуальной проблемой не только для журналистов, но и практически для всех людей.

Мы сделали  попытку представить некоторые  стратегии для снижения риска  появления слов-паразитов в речи: это редукция (отказ от "рискованной" вербализации), апелляция к собеседнику, попытка изменить структуру текста и обеспечение паузы для подбора слов в рамках той же структуры [6]. 

1) Редукция

    Девиз этой стратегии можно сформулировать как "Не получается — ну и ладно!". Не в силах подобрать слова для детального изложения своих мыслей, говорящий пытается выйти из положения, сокращая структуру текста или снижая объем передаваемой информации. 

Структурная редукция

Переход на более высокий уровень обобщения (генерализация).

Отказ от первоначальной идеи и упрощение/сокращение текста (собственно редукция). 

Крайний, вырожденный, случай структурной редукции — полный отказ от вербализации (мысль не так важна, чтобы тратить столько усилий — своих и слушающего — на ее изложение). 

Смысловая редукция

Появляется  в ситуации припоминания конкретных деталей: нерелевантные подробности опускаются. 

Вербализационная  редукция

Появляется  при затруднении в выборе словесного оформления. 

2) Апелляция 

Девиз: "Ну попробуй сам догадаться!". Если говорящий считает, что содержание выделенного фрагмента должно быть знакомо адресату, он может попытаться отказаться от поиска под предлогом, что "и так понятно". 

3) Перифраз

Девиз: "Попробуем с другой стороны". В случае сбоя или непонимания со стороны собеседника следует попытка отказаться от формулировки, вызвавшей затруднения, и изложить мысль иначе. 

4) Пауза

Девиз: "Я не манкирую, просто задумался". Отметим, что для этого коммуникативного хода в арсенале говорящего есть целых два способа. Первый — это "честно" объявить о сбое и необходимости подумать. Для этого служит так называемый метатекстовый комментарий. В данном случае говорящий переходит в "метатекстовый режим" и начинает решать проблему "в лоб", сопровождая ее различного рода комментариями [6].

    Кроме того, психологи также рекомендуют выполнять специальные упражнения, чтобы вывести употребление «паразитов» в область осознанного поведения. Потому что с тем, что осознано, бороться намного проще:

1.  Вести дневник речи и штрафовать себя, если заметил слово «как бы».

2. Довести ситуацию до абсурда: написать сочинение, произнести речь с сознательным употреблением «как бы» [13].

 

8. Заключение

 

    По  итогам исследования можно сделать следующие выводы: 

    1. В телевизионной  речи встречается большое количество слов-паразитов;
    2. Большинство засоряющих слов используют гости программ;
    3. Бесспорными лидерами среди паразитических элементов являются нечленораздельные звуки «ммм…» и «эээ…», хотя их нельзя однозначно отнести к категории слов-паразитов;
    4. Самым распространенным и общеупотребительным из слов-паразитов является частица ну; ее использовали в 12 из 15 интервью 45 раз;
    5. Кроме общеупотребительных слов-паразитов существуют и индивидуальные. Например, то есть; я бы (сказал, выделил, оценил и т.п.)вы знаете, так сказать, дело в том и т.д.;
    6. Основные случаи употребления слов-паразитов:
 

      1. Важные структурные узлы текста. Сюжетные переходы: от экспозиции к завязке, от завязки к кульминации, от посылок к умозаключению и т.п. 

      2. Критические моменты (ситуации повышенного риска речевого сбоя). 

      1). Абсолютное начало текста.

        2). Незапланированные изменения структуры текста

        (в  частности, вставки).

      3). Детализация

        а) Припоминание деталей

        б) Описание

        в) Цитирование

 

9. Список  использованной литературы

 
  1. Борисова  Е.Г. О некоторых особенностях современного жаргона молодежи //Русский язык в школе. 1981. № 3. С. 76 - 87.
  2. Брагина А.А. Лексика языка и культура страны. М., 1986. С. 75.
  3. Головин Б.Н. Как говорить правильно. М., 1988. С. 106.
  4. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. 2-е изд. М., 1986. С. 138 - 142.
  5. Дараган Ю. В. Функции слов-"паразитов" в русской спонтанной речи. // Труды Международного Семинара Диалог ’2000 по компьютерной лингвистике и ее приложениям. Том 1. Теоретические проблемы. Протвино 2000. 67-73.
  6. Дараган Ю. В. Риторическая структура текста и маркеры порождения речи. // Труды Международного Семинара Диалог ’2002 по компьютерной лингвистике и ее приложениям. Том 1.Теоретические проблемы. Протвино 2002. 114-127.
  7. Земская Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. – М., 1987.
  8. Ильяш М.И. Основы культуры речи. Киев - Одесса, 1984. С. 104.].
  9. Розанова Н.Н. Суперсегментная фонетика //Русская разговорная речь: фонетика, морфология, лексика, жест. – М., 1983.
  10. Русские писатели о языке: Хрестоматия. С. 166-172.
  11. Скворецкая Е. Еще раз о культуре речи// Новосибирская областная газета. Новосибирск, 11.11.2004.
  12. Успенский Л.В. Культура речи. -М.: Знание, 1996.
  13. Чепалов Р. Субботник по уборке русского языка // АиФ Петербург, № 43 (584) от 27.10.2004

 

  1.  Приложение
 

Интервью  № 1 

«Вести-Подробности». Телеканал РТР. 20.04.2005. 

Дмитрий Киселев - Александр Лебедев, член фракции "Единая Россия", народный депутат. 

- Мы, прежде всего, пытаемся открыть дискуссию во фракции и в партии по основным проблемам, которые беспокоят жителей нашей страны. Поэтому по терминологии "либеральное - консервативное" я бы, честно говоря, не стал бы анализировать то, что мы делаем. Хотя, наверное, так проще. Я бы предложил вообще зрителям не упрощать себе жизнь в части понимания того, что мы предлагаем. Вот смотрите, я приведу пример. Я, допустим, согласен с Чубайсом в вопросах ограничения роли государства как собственника в экономике. Я бы хотел, чтобы государство сконцентрировалось на публичных функциях, где мы без него не можем обойтись. Но когда государство как собственник гражданского авиастроения губит целую отрасль, я против. Но я не согласен с Чубайсом в части того, как надо проводить приватизацию. И в этом смысле кто я - правый или левый?

- А, собственно, не кажется ли вам, что, призывая к открытости, вы сами напускаете туману? И с кем вы полемизируете? Я хочу привести цитату из вашего обращения: "Сегодня политическое развитие страны характеризуется усиливающимся наступлением на либеральные ценности со стороны влиятельных политических сил, располагающих мощными властными ресурсами". Что это за влиятельные политические силы, располагающие властными ресурсами, которые усиливают наступление на либеральные ценности? Что это такое? 

- Необходимость независимой судебной системы - это понимание либеральных ценностей в обществе или нет? Вот скажите мне!

- Мне тоже так кажется. Мы об этом и говорим. Второй вопрос. А когда государство крайне отрицательно относится к бизнесу в части, например, налогового администрирования - это хорошо или плохо? Это плохо для инвестиционного климата к стране, и мы выступаем против. Когда, допустим, в Думе появляются поправки в Уголовный кодекс, которые касаются конфискации имущества, мы с большим трудом преодолели внутри собственной правящей фракции желание все-таки провести эту поправку.

Информация о работе Слова-паразиты в телевизионной речи