Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 21:11, курсовая работа
Гармо́ния (др.-греч. ἁρμονία — связь, порядок; строй, лад; слаженность, соразмерность, стройность) — комплекс понятий музыкальной теории. Гармоничной называется (в том числе и в бытовой речи) приятная для слуха и постигаемая разумом слаженность звуков (музыкально-эстетическое понятие). В научной перспективе это представление приводит к композиционно-техническому понятию гармонии как объединения звуков в созвучия и их закономерного последования. Гармония как научная и учебно-практическая дисциплина изучает звуковысотную организацию (одноголосной и многоголосной) музыки. Гармония всегда возникает из противоположностей и противоречий там, где они являются стимулом жизни. Ведь гармония – подлинная душа искусства, его красота и правда.
Введение…………………………………………………………………….3
Определения аккорда в разных источниках………………………………4-7
Строение аккордов…………………………………………………………7-9
Разновидности аккордов..............................................................................9-19
Заключение…………………………………………………………………20
Литература………………………………………………………………….21
Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ Новгородский областной колледж искусств имени С. В. Рахманинова
Курсовая работа
По теории музыки
Тема: Аккорды. Сравнительный анализ учебников теории музыки И. В. Способина, учебника под редакцией А. Л. Островского и материалов интернет-сайтов.
Выполнила:
студентка 1 курса
Отделения теории музыки
Лебедева Ольга.
Проверила: преподаватель
Тимофеева Маргарита Николаевна.
Великий Новгород
2011
Содержание:
Определения аккорда
По определению учебника А. Л. Островского одновременное, т. е. гармоническое, сочетание нескольких звуков образует созвучие. Созвучие, воспринимаемое как целостное конструктивное единство всех составляющих его тонов, получило в музыке название аккорд. Классическая теория музыки определяет аккорд как созвучие, состоящее не менее чем из трех разных звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям.
Такое же определение находим в учебнике И. В. Способина. В нем говорится, что созвучием называется одновременное сочетание нескольких (двух или больше) звуков. Аккордом называется созвучие, состоящее не менее чем из трех звуков, которые расположены или могут располагаться по терциям.
Например:
Созвучие, воспринимаемое как целостное конструктивное единство всех составляющих его тонов, получило в музыке название аккорд. (Это у Способина или у Островского?) Он является важнейшим выразителем гармонического начала в музыке.
А вот как определяют аккорд на сайте http://ru.wikipedia.org/wiki/
Аккорд (фр. accord, итал. accordo, от позднелат. accordo — согласовываю) — созвучие из трёх и более разновысотных музыкальных звуков. Термин применяется главным образом по отношению к музыке барокко и классико-романтического периода. Применение термина аккорд к многоголосной музыке до эпохи барокко и музыкальному авангарду XX—XXI веков составляет предмет научной полемики.
В классической гармонии под аккордом понимают сочетание таких звуков, которые отстоят друг от друга на терцию или могут быть расположены по терциям путём перестановок и переносов на октаву.
Подобное определение впервые дал И.Г. Вальтер в 1732 году. До этого под аккордом понималось любое сочетание одновременно звучащих тонов; такое расширенное понимание встречается и в современной музыке. (хорошо бы пример – у кого встречается)
По классическим представлениям, например по Н.А. Римскому-Корсакову, набор тонов, которые не могут быть расположены по терциям, представляет собой не аккорд, но случайное сочетание.
На фортепиано
аккорды берутся одновременным
нажатием трёх и более клавиш, на
гитаре — щипком трёх и более
струн. Аккорды могут исполняться
несколькими инструментами
ВЫВОД: Определение в учебниках Способина и Островского дано кратко и касается собственно теории, а информация в Интернете освещена в историческом ракурсе.
Итак, материал статьи Головинского развернут и в теоретическом и в историческом плане, изложен доступным языком и может служить дополнением к учебному материалу.
Строение аккордов
Этот материал представлен во всех перечисленных источниках.
В теории освещается несколько принципов строения аккорда:
Такой вид аккорда, при котором основной тон расположен в нижнем голосе, называется основным. Если в нижнем голосе находится любой другой тон, то мы имеем дело с обращением аккорда.
Аккорд, составленный двумя терциями и, следовательно, имеющий между крайними тонами интервал квинты, называется также терцквинтаккордом, или трезвучием. Аккорд, составленный тремя терциями и имеющий между крайними тонами интервал септимы, называется септаккордом. Аккорд, составленный четырьмя терциями и имеющий между крайними тонами интервал ноны, называется нонаккордом.
Интернет сайт http://ru.wikipedia.org/wiki/
Так как основной и квинтовый тон в составе пауэр-аккорда могут повторяться через октаву, любой аккорд может быть построен несколькими способами. Можно выделить следующие основные варианты построения пауэр-аккорда (основной и квинтовый тон обозначены соответственно через 1 и 5):
Аккорды в нижнем регистре могут звучать гулко и неясно, а в верхнем — слабо и недостаточно глубоко, поэтому чаще всего пауэр-аккорды берутся в среднем регистре.
Разновидности аккордов
Они имеют названия по количеству входящих в аккорд разновысотных (без дублировок) звуков, отстоящих друг от друга на терции:
3 — трезвучие;
4 — септаккорд;
5 — нонаккорд;
6 — ундецимаккорд
(встречается редко и не обраща
7 — терцдецимаккорд
(встречается очень редко и
не обращается из-за
Всякое отступление от терцового состава аккорда означает введение неаккордовых, с точки зрения классической музыки, звуков. Начиная с конца XIX века (Скрябин, Шёнберг, Хиндемит), делаются попытки замены терцового состава квартовым, но широкого распространения такой состав не получил. В современной музыке терцовые аккорды также усложняются при помощи внедрения диссонансов (см.: кластерный аккорд). Используются и аккорды смешанного строения.
Структура аккорда
В противовес конкордам (интервальным комплексам из трёх и более разновысотных звуков, с возможными октавными дублировками), которые господствовали в полифонической музыке Средних веков и Возрождения, аккорд представляет собой цельную единицу звуковысотной вертикали, воспринимаемую, по определению К. Дальхауза, как «непосредственная данность» (нем. unmittelbar gegebene Einheit).