Монолитность аккорда поддерживается
взаимодействием и взаимозависимостью
разнофункциональных составляющих его
элементов. Это, можно сказать, внутриаккордовая
функциональность различных по смысловому
(логическому) значению тонов. Совокупность
и взаимодействие различных аккордовых
функций придают внутреннюю жизнь аккорду,
составляют основу богатства его гармонической
экспрессии. В аккордах классико-романтической
гармонии различимы следующие внутриаккордовые
функции:
— основной тон
— «корень» аккорда;
— аккордовые консонансы
— квинта и терция от основного
тона;
— аккордовые диссонансы — включая альтерацию;
— побочные тоны
— (также органные пункты, педали и
т. п.).
Для аккорда
существенны неаккордовые звуки,,а также родственные хроматическим
проходящим и альтерации. Не входя в состав
аккорда, они не обретают внутриаккордовых
функций, но, соотносясь с аккордом, могут
давать задержания, проходящие и прочие
неустои; в старинной теории они назывались
одним словом «тра́нзиты»).
В теме Морской
царевны из опери «Садко» —
опорным аккордом также является
увеличенное трезвучие.
Уменьшенное трезвучие — в отличие от увеличенного — применяется в художественной практике как самостоятельная гармония весьма редко.
Аккорды их четырех звуков, образованные путем прибавления к трезвучию большой или малой терции, носят название септаккордов (их крайние звуки составляют септиму). Вид трезвучия, лежащего в основе септаккорда, и величина добавленной к трезвучию терции (большой или малой) определяют один из четирех наиболее распространенних видов септаккорда.
Малый минорный
малый мажорный
уменьшенный
Пожалуй, наиболее
определенным выразительным эффектом
обладает уменьшенный септаккорд (родственный
по характеру звучания уменьшенному
трезвучию, но более концентрированный,
«сгущенный» по сравнению с ним).
Он используется для выражения в
музыке моментов смятения, эмоционального напряжения,
страха. Так, внезапным ударом уменьшенного
септаккорда нарушается светлый, мажорный
колорит сдержанно-сосредоточенной, лирической
второй части «Аппассионаты» Бетховена
и врывается безудержный вихрь драматического
финала сонаты:
Уменьшенные септаккорды составляют основу гармонии начала Патетической сонаты Бетховена, само название которой говорит о характере ее главного образа:
Сделай свои
правильные подписи уменьшенных
аккордов /1 такт 3-я доля: IV7 и т.д.
Уменьшенным септаккордом резко прерывается свадебная церемония в опере Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже»: звучит один из динамичных и тревожных хоров — «Ой беда идет, люди», весь построенный на уменьшенном септаккорде.
Уже упоминавшаяся пьеса Грига «Тоска по родине» начинается весьма распространенным малым минорным септаккордом, звучащим очень мягко, изящно.
Одно из обращений (см. про обращение аккордов ниже) септаккорда с уменьшенной квинтой входит в состав гармонии начальной темы соль-минорной симфонии Моцарта — лирической, элегически-взволнованной.
Естественно, что все аккорды — и трезвучия и септаккорды — в своей структуре содержат лишь предпосылки того или иного художественного эффекта. В конкретном сочинении рядом приемов композитор может усилить изначальные, «природные» свойства аккорда или, напротив, приглушить их. Выразительность того или иного аккорда зависит от всего музыкального контекста — мелодии, расположения голосов в аккордах, регистра (а если это инструментальная музыка, то и от тембра), темпа, громкости и т. д. Например, одно и то же мажорное трезвучие в финале Пятой симфонии Бетховена звучит как торжественный, ликующий гимн.
Аllеgrо
В начале же опериы
Вагнера «Лоэнгрин» оно воспринимается
иначе — прозрачно, зыбко, воздушно.
В теме любви из симфонической поэмы Чайковского «Ромео и Джульетта» мажорные трезвучия окрашивают тему в просветленные тона: это лирически взволнованный, трепетный образ.
Мягкое и затененное минорное трезвучие тоже дает широкий эмоциональный диапазон звучания — от спокойного лиризма романса Варламова «На заре ты ее не буди» до глубокой скорби траурного шествия.
Таким образом, только в соединении с многими музыкальными приемами выявляется конкретный характер звучания аккордов, достигается нужный композитору художественный результат.
В частности, для гармонии как таковой большое значение имеет расположение звуков аккорда по регистрам. Аккорд, тоны которого взяты компактно, сосредоточены в небольшом объеме, дает эффект более плотного звучания. Такое расположение звуков называется тесным. И наоборот, разложенный, с большим пространством между голосами аккорд звучит объемно, гулко. Такое расположение называют широким. В художественной практике (а особенно, если композитор пишет для симфонического оркестра, где возможности использования регистров очень велики) эффекты, вызываемые разным расположением аккордов, почти безграничны.
В связи с аккордами важен еще один момент, влияющий на их звучание, характер и значение. Он связан с тем, какой из тонов аккорда располагается в самом нижнем голосе. Если там находится основной тон, он придает наиболее определенное звучание аккорду, а если в басу звучит терцовый или квинтовый тон аккорда, то общее звучание несколько меняется.
В учебнике Способина даются практические
указания к построению трезвучия. Для
этого нужно знать порядок терций в нем.
Мажорное трезвучие
Б53 = б3+м3,
Минорное M53
= м3+б3,
уменьшенное Ум
= м3+м3,
увеличенное Ув
= б3+б3.
Обращения трезвучий
Трезвучие может иметь два обращения: секст-аккорд и квартсекстаккорд:
Секстаккорд – это 1 обращение трезвучия, он состоит из терции и кварты /Б6, М6, Ум6, Ув6/
Квартсекстаккорд
– это 2 обращение трезвучия, состоит
из кварты и терции. / Б64, М64, Ум64, Ув64/
трезвучие, секстаккорд, квартсекстаккорд
Секстаккорд в сравнении с трезвучием воспринимается как бы более облегченно, терцовый тон располагает бас к мелодической подвижности. Поэтому секстаккорды используются обычно в середине музыкальних построений, в моменты гармонического развития. Квартсекстаккорд обладает известной активностью, напряженностью звучания и потому употребляется как «стимулятор» достижения заключительной устойчивости в момент завершения того или иного музыкального построения.
Таким образом, трезвучие одного и того же звукового состава может с помощью разных расположений и обращений дать целую серию выразительных оттенков.
Естественно, что обращения септаккордов несут еще больше различных нюансов. Этих обращений три:
Септаккорд, квинтсектсаккорд,
терцквартаккорд, секундаккорд.
Применение разных обращений
трезвучий и септаккордов кроме
всего прочего помогает композитору
достичь плавного ведения голосов.
Если ми обратимся к теме
финала Пятой симфонии Бетховена
(пример 50), то увидим, что и мажорное
трезвучие и малый мажорный септаккорд
применяются здесь в основном виде, без
обращений. Бас при этом движется большими
скачками, что тоже способствует созданию
решительного, мужественного характера
теми. Напротив, плавное ведение баса обычно
связано с применением обращений аккордов
и почти всегда — с более мягким характером
звучания (см. движение баса в примерах
74 о и 193).
Безусловно, в музыке используются не только созвучия, построенные по терциям. Например, в известном романсе Бородина «Спящая княжна» огромную выразительную роль играет большесекундовые созвучия:
Заменяя собою основные аккорды, как бы размывая трезвучную основу (ля-бемоль — до — ми-бемоль нигде не звучит в «чистом» виде), большесекундовые созвучия усложняют и обогащают гармонию. Без этих секунд музыка звучала бы буднично и прямолинейно, а Бородин стремится к образу таинственному, приглушенному.
Велика роль нетерцовых созвучий в современной музыке, где мы и встречаем практически любые гармонические сочетания (наряду с «классическими» терцовыми). Такова, например, детская пьеса С. Слонимского «Марш Бармалея». В ее основе — квартовые созвучия, сообщающие музыке в данном случае юмористический оттенок:
С. Слонимский. Марш Бармалея.
Консонансы
и диссонансы
Все используемые гармонические созвучия в музыке различаются не только по принципам строения, по количеству входящих в них звуков. Есть еще один важный критерий, который легко понять, сравнивая, скажем, уже знакомые нам мажорное и увеличенное трезвучия. Первое звучит более согласованно, стройно, слитно, может создать ощущение покоя. Аккорды такого типа называются консонансами. Второе звучит более резко, его звуки как бы противоречат друг другу, оно вызывает потребность дальнейшего движения, — такие созвучия называются диссонансами".
Слово «консонанс» в переводе с латинского означает согласное звучание, а «диссонанс» — нестройное, «несоглаласное» звучание. Отсюда, кстати, и использование последнего слова в разговорной речи для обозначения явлений, нарушающего порядок, установлеными строй и т. д.
Разделение созвучий на консонансы и диссонансы, возникшее в музыкальной науке еще в средние века, началось с двузвучий — интервалов. К консонансам относятся чистые октавы, квинты, кварты — акустически наиболее естественно возникающие из первых, самых низких обертонов — их называют совершенными, а также терции и сексты (несовершенные консонансы). Диссонансы — секунда и септима, а также увеличенные и уменьшенные кварты, квинты, октавы. В народной песне «Сохнет, вянет», во втором такте можно найти разнообразные интервалы — большую и малую терции, кварту, квинту.
Среди аккордов консонансами будут мажорное и минорное трезвучия, состоящие из консонирующих интервалов, диссонансами — увеличенное и уменьшенное трезвучия, септаккорды и другие созвучия, включающие в свой состав диссонирующие интервалы.
Несмотря на огромное значение консонирующих аккордов в организации гармонического движения, гармония никогда не сводилась к последованию одних консонансов — это лишило бы музыку устремленности, тяготения, замедлило бы ход музыкальной мысли. Ни одно музыкальное произведение не может быть построено только лишь на благозвучных сочетаниях. Диссонанс является важнейшим стимулятором развития в музыке.
Взаимосвязь диссонанса и консонанса — одна из важнейших закономерностей классической музыки.
Различные диссонансы, встречающиеся в музыке, несмотря на их «природную» жесткость, используются в достаточно широком выразительном диапазоне; средствами диссонантной гармонии достигаются не только эффекты напряженности, остроты звучання, — можно получить с ее помощью и мягкий, затушеванний колорит (как это было в романсе Бородина), который окажется красочнее и изысканнее, чем могла бы дать консонантная гармония.
Одна из важнейших особенностей диссонансов заключается в том, что будучи «несогласованными», они как бы лишают музыку ощущения покоя, требуют движения, которое обычно связывается с необходимостью перехода диссонанса в консонанс, его разрешения. Вернемся вновь к аккордам хорошо знакомой пьесы Грига. Первый и предпоследний аккорды — диссонансы (септакдорды), хотя первый звучит мягче, второй острее, и оба они разрешаются в последующие консонансы: первый — в тонический секстаккорд, второй — в тоническое трезвучие. Аналогичные образцы разрешений мы видим, в частности в Патетической сонате Бетховена, где уменьшенный септаккорд разрешается в первом такте в трезвучие, а во втором и третьем тактах — в секстаккорд.
Конечно, не всякий раз за диссонансом тут же непременно следует консонанс. Может быть довольно длинная последовательность диссонансов — таким образом накапливается напряжение в гармонии, увеличивается потребность разрешения. В конечном счете, в заключении музыкальной фразы, построения движение придет к тому или иному консонансу (так, пять диссонирующих созвучий предшествуют завершающему тему Грига консонирующему трезвучию.
На протяжении истории музыкальной практики восприятие диссонансов менялось. Сначала шел долгий процесс закрепления диссонансов как самостоятельных созвучий, затем, благодаря длительности и частоте использования многие из диссонансов стали настолько привычными, что их диссонантность заметно смягчилась. Таков, например, малый мажорный септаккорд, построенный на V ступени лада, — так называемый доминантсептаккорд (который включает в свой состав один из наиболее напряженных интервалов — тритон, казавшийся в средние века «дьяволом в музыке»). За последние три века этот аккорд получил исключительно широкое распространение, и диссонантность его стала мало заметной, привычной, лишилась той остроты, какую имела в пору появления в музыке этого аккорда. Очень мягко звучит диссонирующий малый минорный септаккорд.
Однако при всех нюансах восприятия диссонансов их значение и смысл в классической музыке не меняется; не меняется и закономерность движения от диссонанса к консонансу. Лишь в нашем столетии диссонанс становится более автономним — не только не требует разрешения, но и подчас вьшолняет роль тех устойчивых опор в музыке, которые ранее выполняли только консонансы. В определенных условиях мы воспринимаем некоторые диссонирующие сочетания как самостоятельные, не обязательно вызывающие за собой появление консонанса. Например, тогда, когда усложняется добавочными (так называемыми неаккордовыми) звуками основное трезвучие, с которого обычно начинается произведение. Например, в пьесе Дебюсси «Кукольный кэк-уок»21 еще до вступления мелодии главной темы звучит танцевальный аккомпанемент, в основе которого — усложненное диссонирующими наслоениями трезвучие тональности ми-бемоль мажор: