История создания и происхождение кларнета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 14:02, реферат

Описание

Кларнет был изобретён в конце XVII — начале XVIII столетия (некоторые справочники указывают в качестве года изобретения кларнета 1690, другие исследователи оспаривают эту дату и указывают, что первые упоминания о кларнете датированы 1710 годом[2]) нюрнбергским музыкальным мастером Иоганном Христофом Деннером (1655—1707), работавшим в то время над улучшением конструкции старинного французского духового инструмента — шалюмо (фр. chalumeau).

Содержание

1. История создания и происхождение кларнета
2. Этапы развития и эволюция
3. Системные разновидности и их различия
4. Основные разновидности кларнетов
5. Конструкция и строение
6. Примеры использования в симфонической, оперной и сольной музыке
7. Примеры использования в эстрадной музыке
8. Примеры использования в народной музыке
9. Известные исполнители и педагоги прошлого
10. Ранние методические и педагогические школы
11. Русские композиторы и исполнители
12. Белорусские композиторы и исполнители
13. Белорусские педагоги и их труды
14. Международные конкурсы и их лауреаты
15. Известные производители
16. Интересные факты

Работа состоит из  1 файл

История инструмента.docx

— 55.74 Кб (Скачать документ)

Минское Государственное  училище им.М.И.Глинки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

на тему

Кларнет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил

Учащийся IV курса

Группы ОДиУИ

Маковский Антон

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2010

 

План:

  1. История создания и происхождение кларнета
  2. Этапы развития и эволюция
  3. Системные разновидности и их различия
  4. Основные разновидности кларнетов
  5. Конструкция и строение
  6. Примеры использования в симфонической, оперной и сольной музыке
  7. Примеры использования в эстрадной музыке
  8. Примеры использования в народной музыке
  9. Известные исполнители и педагоги прошлого
  10. Ранние методические и педагогические школы
  11. Русские композиторы и исполнители
  12. Белорусские композиторы и исполнители
  13. Белорусские педагоги и их труды
  14. Международные конкурсы и их лауреаты
  15. Известные производители
  16. Интересные факты

 

История инструмента

Кларнет был изобретён  в конце XVII — начале XVIII столетия (некоторые справочники указывают в качестве года изобретения кларнета 1690, другие исследователи оспаривают эту дату и указывают, что первые упоминания о кларнете датированы 1710 годом[2]) нюрнбергским музыкальным мастером Иоганном Христофом Деннером (1655—1707), работавшим в то время над улучшением конструкции старинного французского духового инструмента — шалюмо (фр. chalumeau). Первоначально новый инструмент назывался просто «усовершенствованная шалюмо», однако в дальнейшем получил собственное название «кларнет» из-за сходства своего звучания с тембром употреблявшейся в то время трубы высокого регистра, называвшейся clarino, название которой, в свою очередь, произошло от лат. clarus — «ясный» (звук). Clarinetto (итальянское название кларнета) буквально означает «маленькая clarino». В течение некоторого времени шалюмо и кларнет употреблялись на равных, однако уже во второй четверти XVIII века шалюмо практически исчезает из музыкальной практики.

Этапы развития

Дело Деннера продолжил  его сын Якоб (1681—1735), три инструмента  его работы хранятся в музеях Нюрнберга, Берлина и Брюсселя. Все эти  кларнеты имели по два клапана. Инструменты  такой конструкции были весьма распространёнными  вплоть до XIX века, однако австрийский музыкант Паур около 1760 года добавил к уже существовавшим двум клапанам третий, кларнетист из Брюсселя Роттенбург — четвёртый, англичанин Джон Хэйл в 1785 году — пятый, наконец, знаменитый французский кларнетист и композитор Жан-Ксавье Лефевр около 1790 года создал классическую модель кларнета с шестью клапанами.

К концу XVIII века кларнет становится полноправным инструментом классической музыки. Появляются виртуозные исполнители, улучшающие не только технику исполнения на кларнете, но и его конструкцию. Среди них следует отметить Ивана Мюллера, который изменил конструкцию мундштука, чем значительно повлиял на тембр, упростил передувание и расширил диапазон инструмента, по сути, создав его новую модель. С этого времени начинается «золотой век» кларнета.

Системные разновидности

Совершенствование кларнета продолжилось и в XIX веке: профессор Парижской Консерватории Гиацинт Клозе и музыкальный мастер Луи-Огюст Бюффе (брат основателя фирмы «Buffet-Crampon» Дени Бюффе) успешно приспособили к кларнету систему кольцевых клапанов, изобретённую флейтистом мюнхенской Придворной капеллы Теобальдом Бёмом и первоначально применявшуюся только на флейте. Эта модель получила название «кларнет Бёма» или «французский кларнет». Среди других выдающихся мастеров, принявших участие в дальнейшем улучшении конструкции кларнета, можно назвать Адольфа Сакса (изобретателя саксофона и широкомензурных медных духовых инструментов) и Эжена Альбера. В Германии и Австрии получили распространение так называемые «немецкие» и «австрийские» кларнеты, ведущие своё происхождение от инструмента с системой клапанов, сконструированной Иоганном Георгом Оттенштайнером (1815—1879) совместно с кларнетистом Карлом Берманом, который выпустил «Школу игры на кларнете» для этой системы. В 1900-х гг. берлинский мастер Оскар Элер (нем. Оеhlег; 1858—1936) внёс в неё небольшие усовершенствования. Традиционно такую систему называют именно «системой Элера».

 Механизм немецкого  кларнета отличается от французского  и менее приспособлен для беглой  виртуозной игры.

Мундштуки и трости этих кларнетов также делаются по технологии, отличающейся от французской. Считается, однако, что инструменты немецкой системы обеспечивают

большую выразительность и силу звука. В течение достаточно долгого периода кларнеты немецкой системы были широко распространены по всему миру. Однако, приблизительно с 1950-х годов начался переход музыкантов на кларнеты французской системы, и сейчас на немецких кларнетах играют в основном только австрийские, немецкие и голландские, а также, сохраняя дань традиции — некоторые российские кларнетисты. Помимо систем Бёма и Элера, существует ещё несколько вариантов расположения клапанов на инструменте, в частности, в начале XX века фирма «Selmer» выпускала «кларнеты Альбера» (напоминавшие по строению инструменты середины XIX века), а в 1960-70-х годах — «кларнеты Марки». Диапазон последних мог быть расширен вверх на октаву. Тем не менее, широкого распространения эти инструменты не получили. Среди экспериментальных образцов разных конструкторов нужно отметить четвертитоновый кларнет Фрица Шюллера, предназначавшийся для исполнения современной музыки.

 

Основные разновидности  кларнета

Кларнет обладает обширным семейством: в разные годы было создано  около двадцати его разновидностей, некоторые из которых быстро вышли  из употребления (кларнет in Н, кларнет д'амур), а некоторые — используются и в наше время. Основным представителем этого семейства является кларнет in В (в строе си-бемоль; также иногда называемый сопрановым или большим кларнетом). Однако из-за особенностей строения системы клапанов на этом кларнете сложно исполнять произведения в тональностях с большим

количеством диезов, и в  таких случаях используется кларнет  in А (в строе ля). Помимо этих двух основных инструментов также иногда находят применение в музыке: кларнет-сопранино in As или G — редкие инструменты, сфера применения которого ограничивается австрийскими и южнонемецкими духовыми и танцевальными оркестрами.

Кларнеты in Es и in С в Фантастической симфонии Берлиоза

малый кларнет (кларнет-пикколо). Существует в двух строях: 1. in Es — был изобретён в начале XIX века, применялся французскими композиторами (одним из первых этот инструмент ввёл в оркестр Берлиоз в финале Фантастической симфонии), в XX веке получил более широкое применение в оркестре (сочинения Малера, Равеля, Стравинского, Шостаковича, Мессиана).            Звучит на малую терцию выше написанных нот и на чистую кварту выше кларнета in В. Отличается резковатым, несколько крикливым тембром (особенно в верхнем регистре), как сольный инструмент используется крайне редко. 2. in D — почти не отличается от малого кларнета in Es, звучит на полтона ниже его, применяется достаточно редко, в основном для исполнения концертов Иоганна Мольтера, а также в оркестре, подобно кларнету in А для диезных тональностей, кларнет in С — использовался наравне с кларнетами in А и in В в XVIII—XIX веке, в основном, в оркестре (Бетховен — 1-я симфония, увертюры «Творения Прометея», «Победа Веллингтона» и др., Берлиоз — Фантастическая симфония, Лист — симфония «Фауст», Р. Штраус — «Кавалер розы»), впоследствии, из-за достаточно невыразительного тембра уступил своё место кларнету in В, на котором сейчас и принято исполнять его партии. В отличие от остальных инструментов семейства, не транспонирует, то есть звучит точно в соответствии с написанными нотами. В настоящее время используется лишь как учебный инструмент.

бассет-кларнет — применяется  в тех же строях (in А и in В), что и обычный инструмент, но с расширенным вниз на малую терцию диапазоном. По сути своей представляя разновидность бассетгорна, используется достаточно редко, как правило, для исполнения партий в операх Моцарта «Волшебная флейта» и «Милосердие Тита» (в последней есть знаменитая ария Секста с солирующим бассет-кларнетом) и его же Квинтета для кларнета и струнных, в оригинале которого требуется исполнение низких звуков, недостижимых на обычном кларнете. Такие инструменты сохранились в единичных экземплярах с XIX века, в 1951 году на их основе была сконструирована современная модель.

Контрабасовый кларнет

бассетгорн — в XVIII и начале XIX века достаточно часто вводился в оркестр с целью расширения диапазона обычного кларнета вниз, а иногда использовался и как солирующий инструмент. Существовал в строях A, Es, G и F (последняя разновидность применялась чаще всего). Нередко в своих произведениях его использовал Моцарт (Реквием, «Масонская траурная музыка»), для бассетгорна изначально предназначался его Концерт для кларнета с оркестром. Партии бассетгорна встречаются и в сочинениях композиторов-романтиков (Мендельсон — два Концертштюка для кларнета, бассетгорна и фортепиано, Массне — опера «Сид», Р. Штраус — «Кавалер розы» и др.), но постепенно этот инструмент был вытеснен из употребления бас-кларнетом. В настоящее время употребляется как ансамблевый инструмент, изредка — в качестве солиста, альтовый кларнет — инструмент, отчасти напоминающий бассетгорн, но отличающийся от него более широкой трубкой, строем (почти все альтовые кларнеты построены in Es, крайне редко in E) и отсутствием низких нот — диапазон альтового кларнета ограничивается снизу нотой Fis (фа-диез большой октавы). Изобретён в начале XIX века в Германии, позднее усовершенствован Адольфом Саксом. Несмотря на то, что обладает полным, мощным и ровным звуком, практически не используется в музыке, за исключением некоторых американских духовых оркестров.

Бас-кларнет  сконструирован Адольфом Саксом в 1830-х годах на основе более ранних моделей других мастеров 1770-х годов и впервые использован  в оркестре в опере Мейербера  «Гугеноты» (1836), в дальнейшем применялся другими французскими композиторами, позднее — также немецкими (от Вагнера) и русскими (от Чайковского). Звучит на октаву ниже сопранового  кларнета, применяется почти исключительно  in В. На практике используется обычно только низкий регистр бас-кларнета. В оркестре выполняет функцию усиления басовых голосов, реже исполняет сольные эпизоды, как правило, трагического, мрачного, зловещего характера. В XX веке некоторые композиторы стали писать сольную литературу для бас-кларнета, контральтовый кларнет — редкий инструмент, звучащий на октаву ниже альтового кларнета и имеющий, подобно ему же, строй Es. Сфера его применения — ансамбли, состоящие исключительно из кларнетов, а также — реже — духовые оркестры, контрабасовый кларнет — самая низкая по звучанию разновидность кларнета, имеющая общую длину почти 3 метра. Отдельные упоминания об этом инструменте относятся ещё к 1808 году, но в основном он используется современными авторами для получения специфических низких звуков, а также в ансамблях, состоящих только из кларнетов. Нужно отметить также факт применения этого инструмента в операх «Фервааль» Венсана д'Энди, «Елена» Камиля Сен-Санса, Пяти пьесах для оркестра Арнольда Шёнберга и некоторых других произведениях.

«Рабочие» диапазоны основных разновидностей кларнета. В зависимости  от инструмента, требований композитора  и мастерства кларнетиста могут  быть расширены.

 

Конструкция и  строение

Современный кларнет представляет собой достаточно технически сложный  механизм. Инструмент имеет около 20 клапанов, множество осей, рессор, тяг  и винтов. Ведущие фирмы-изготовители музыкальных инструментов постоянно  совершенствуют конструкцию кларнета и создают новые модели.

Корпус кларнета in В (а также in A, in С и малых кларнетов in D и in Es) представляет собой длинную прямую цилиндрическую трубку (в отличие, например, от гобоя или саксофона, имеющих конический корпус). Как правило, корпус кларнета изготавливается из древесины благородного дерева (чёрное дерево или палисандр). Некоторые модели (предназначенные для учебных целей или для любительского музицирования) иногда делают из пластика. В 1930-е годы джазовые музыканты в поисках новых звучаний использовали металлические кларнеты, но такие инструменты не прижились. В то же время, например, в турецкой народной музыке металлический кларнет — один из основных инструментов.

В последние несколько  лет некоторые фирмы стали  выпускать кларнеты из смешанных  материалов, объединяющие преимущества деревянных и пластиковых инструментов. Например, компания «Buffet Crampon» с 1994 года выпускает инструменты по технологии Green Line из материала, состоящего на 95 % из порошка чёрного дерева и на 5 % — из углепластика. Обладая теми же акустическими свойствами, что и инструменты из чёрного дерева, кларнеты Green Line намного менее чувствительны к изменениям температуры и влажности, что снижает риск повреждения инструмента, кроме того, они легче и дешевле.

Клапаны кларнета изготавливают  из мельхиора и покрывают тонким слоем никеля (иногда серебра, совсем редко — золота).

Для удобства изготовления и транспортировки кларнет разделяется  на шесть частей:Составные части  кларнета

Основные 6 частей «прямого»  кларнета: мундштук и лигатура; трость; бочонок;

верхнее колено (для левой  руки); нижнее колено (для правой руки); раструб.

Верхнее и нижнее колено (основные части корпуса инструмента) маркируются номером серии и  своеобразным «регистрационным номером» инструмента. При покупке кларнета необходимо сверять, чтобы номера на обеих частях совпадали. Бочонок  и раструб, часто делающиеся из разных кусков дерева и даже из разных материалов, как правило, не маркируются.

Мундштук (или  амбушюр) — часть кларнета, в которую музыкант вдувает воздух. Мундштук кларнета имеет клювообразную форму. Раньше мундштуки изготавливались из дерева или слоновой кости, в наше время — из чёрного или белого эбонита, пластика и даже из стекла («хрустальный мундштук»). Поверхность мундштука шлифуется и полируется.

Информация о работе История создания и происхождение кларнета