Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 14:02, реферат
Кларнет был изобретён в конце XVII — начале XVIII столетия (некоторые справочники указывают в качестве года изобретения кларнета 1690, другие исследователи оспаривают эту дату и указывают, что первые упоминания о кларнете датированы 1710 годом[2]) нюрнбергским музыкальным мастером Иоганном Христофом Деннером (1655—1707), работавшим в то время над улучшением конструкции старинного французского духового инструмента — шалюмо (фр. chalumeau).
1. История создания и происхождение кларнета
2. Этапы развития и эволюция
3. Системные разновидности и их различия
4. Основные разновидности кларнетов
5. Конструкция и строение
6. Примеры использования в симфонической, оперной и сольной музыке
7. Примеры использования в эстрадной музыке
8. Примеры использования в народной музыке
9. Известные исполнители и педагоги прошлого
10. Ранние методические и педагогические школы
11. Русские композиторы и исполнители
12. Белорусские композиторы и исполнители
13. Белорусские педагоги и их труды
14. Международные конкурсы и их лауреаты
15. Известные производители
16. Интересные факты
Примеры использования в эстрадной музыке
Кларнет — один из основных инструментов джаза. Особенно широко он использовался на ранних этапах становления этого стиля, в новоорлеанский период. В дальнейшем, с появлением свинга и бибопа, кларнет уступил своё место саксофону. Тем не менее, во все периоды в джазе было много выдающихся кларнетистов: Джонни Доддс (1892—1940), Джимми Нун (1895—1944), Сидни Беше (1890—1959) в первой половине XX века, Барни Бигэрд (1906—1980), Арти Шоу (1910—2004), Вуди Херман (1913—1987) Клод Лютер (1923—2006) — во второй, Дон Байрон (р. 1958), Джон Серман (р. 1944), Эдди Дэниеле (р. 1941), Бадди де Франко (р. 1923) — в наши дни, и многие другие. Одним из самых известных джазовых кларнетистов (также с успехом исполнявшим и классические сочинения) является Бенни Гудмен.
В джазе нередки случаи, когда на кларнете и саксофоне играет один и тот же исполнитель (среди классических музыкантов так бывает намного реже). Благодаря некоторому сходству в постановке губ и аппликатуре переход с одного инструмента на другой для многих джазовых музыкантов не представляет особой сложности. В качестве примера можно назвать таких музыкантов, как Сидни Беше и Арт Пеппер.
В современном джазе всё чаще используется бас-кларнет. Одним из первых популяризаторов этого инструмента был саксофонист Эрик Дольфи (1928—1964).
Композиторы классической музыки, использовавшие элементы джаза в своих сочинениях, также не обошли кларнет своим вниманием: знаменитая «Голубая рапсодия» (Rhapsody in Blue) Джорджа Гершвина начинается с соло кларнета, написанного в традициях джаза того времени. Соло кларнета звучит также в мюзикле Гершвина «Пусть гремит оркестр» (Strike Up The Band), одним из первых исполнителей этой партии был Бенни Гудмен. Для Гудмена же написан и концерт для кларнета с оркестром Аарона Копленда, созданный в 1943 году. Каденция в центральном эпизоде этого концерта напоминает джазовую импровизацию.
Примеры использования в народной музыке
Кларнет применяется в народной музыке разных регионов — испанской Кантабрии (обычно используют малый кларнет, называемый pito, сопровождаемый малым барабаном — tambor), французской Бретани и других. Кларнет — один из главных инструментов еврейского клезмера, где используются самые разнообразные типы техники, основанные на разных положениях губ, четвертитоновых интервалах, восходящих и нисходящих
глиссандо и др. Среди известных кларнетистов этого жанра — Нафтуле Брандвейн, Гиора Фейдман, Давид Кракауэр, Герман Гольдентптейн.
В народной музыке Болгарии, Румынии, Греции и Турции кларнет in G (наряду с саксофоном) также находит широкое применение. Он часто звучит на свадьбах, деревенских праздниках, а также на «современных» концертах с участием народных инструментов. Как правило, балканские кларнетисты используют открытые мундштуки и лёгкие трости, таким образом получая специфическое звучание: крупное вибрато, многочисленные «украшения» и др. Одним из известных балканских фольклорных кларнетистов является болгарин Иво Папазов.
Огромную роль кларнет играет в народной и популярной музыке Армении. Почти все армянские музыканты отдают предпочтение кларнету немецкой системы. На нём играется большинство сольных партий.
Известные исполнители и педагоги прошлого
Выдающиеся кларнетисты:
Штадлер — австрийский виртуоз XVIII—XIX веков, первый исполнитель сочинений Моцарта.
Генрих Йозеф Берман — немецкий виртуоз XIX века, первый исполнитель сочинений Вебера;
Бенни Гудмен — крупнейший джазовый кларнетист, «Король свинга»; Сергей Розанов — основоположник отечественной школы игры на кларнете; Владимир Соколов — один из лучших советских кларнетистов.
Появление кларнета в России относится к середине XVIII века. Первыми кларнетистами были немецкие и чешские музыканты, приглашённые на службу в императорскую капеллу: Кристоф Ланкаммер, Карл Компаньон, Йозеф Гримм (1750—1831), Георг Бруннер (1750—1826), Карл Манштейн. С 1764 года кларнетистом в придворном оркестре был первый русский кларнетист Фёдор Ладунка. В течение 10 лет (1782—1792) по приглашению Екатерины II в России работал выдающийся немецкий кларнетист-виртуоз Иоганн Йозеф Бер (1744—1812).
На рубеже XVIII—XIX веков с гастролями в Россию приезжали крупнейшие европейские кларнетисты — австриец Антон Штадлер, швед Бернхард Хенрик Круселль, позднее (в 1822 и 1832 годах) — немец Генрих Йозеф Берман (1784—1847) и его сын Карл (1810— 1885), бельгиец Арнольд Йозеф Блез (1814—1892). Среди русских кларнетистов этого периода следует отметить солиста Императорского театрального оркестра в Москве П. И. Титова (1796—1860), активно концертировавшего до середины XIX века, и петербуржца Михаила Тушивжого (1817—1852).
Во второй половине XIX столетия развитие отечественного музыкального искусства настоятельно требовало такой постановки обучения музыке, которая соответствовала бы запросам времени и позволяла готовить образованных композиторов, певцов и оркестровых исполнителей. Эти задачи были призваны решать Санкт-Петербургская (1862) и Московская (1866) консерватории, а также музыкальные училища Императорского русского музыкального общества.
Первыми профессорами Петербургской консерватории по классу кларнета были итальянец Эрнесто Каваллини (1807—1874; профессор с 1862 по 1868 год) и Карл Христианович Нидман (1823—1901), по происхождению немец, артист оркестров Российских Императорских театров, преподаватель оркестровых классов придворной певческой капеллы. С 1897 года в Консерватории работал выдающийся кларнетист Василий Фёдорович (Вильгельм Фридрих) Бреккер.
В Московской консерватории первым и единственным преподавателем игры на кларнете с 1867 по 1872 год был Вольдемар Гут (1815—1872). После его кончины на должность профессора был приглашён один из виднейших исполнителей и педагогов того времени, солист оркестра Большого театра Карл Циммерман (1818—1891). Среди учеников Циммермана — первые крупные отечественные кларнетисты, в том числе Сергей Розанов, ставший впоследствии основоположником современной методики обучения игре на духовых инструментах.
В Ленинградской консерватории длительное время преподавал профессор Владимир Генслер — выдающийся кларнетист, ученик Вильгельма Бреккера и продолжатель его школы. Среди его учеников — Михаил Измайлов и профессор Валерий Безрученко. Другие знаменитые профессора консерватории этого периода — Анатолий Березин, Владимир Красавин, Павел Суханов.
Ранние методические и педагогические труды, школы
После революции перед Московской консерваторией были поставлены задачи по коренному перестраиванию обучения и воспитания исполнителей на духовых инструментах.
Важнейшую роль в развитии
современной школы
1920-3Ое годы отмечены
зарождением методики обучения
игре на духовых инструментах
как науки. Педагоги стремятся
к выработке общих подходов
к вопросам исполнительского
дыхания, техники губ, пальцев,
С 1960-х годов выдвинулись музыканты молодого поколения, достойно поддержавшие советскую исполнительскую школу: Владимир Соколов, Лев Михайлов, Рафаэль Багдасарян и др.
Русские композиторы и исполнители
Кларнету уделяется большое внимание и в творчестве русских композиторов XIXв. Большую известность получило «Патетическое трио» для кларнета, фагота и фортепиано Михаила Глинки, а также Концерт Es-dur с духовым оркестром и Квинтет для фортепиано и духовых Римского-Корсакова, Канцона для кларнета и струнного оркестра Танеева.
Значительна роль кларнета в музыке отечественных композиторов XX века, создававших для него как концертные произведения, так и ответственные соло в оркестровых сочинениях. Одно из самых известных оркестровых соло кларнета — в третьей части Второй симфонии Сергея Рахманинова, композитор написал его для выдающегося кларнетиста Сергея Розанова. Среди сочинений советского' периода — Увертюра на еврейские темы для кларнета и фортепианного квинтета Сергея Прокофьева, трио для скрипки, кларнета и фортепиано Арама Хачатуряна, Ноктюрн для кларнета и фортепиано Александра Гедике, концерты для кларнета с оркестром Сергея Василенко и Мечислава Вайнберга, сонаты Николая Ракова и др. Дмитрий Шостакович часто поручал кларнету большие сольные эпизоды в своих симфониях, в частности, в Девятой (II и Ш часть) и Десятой (I часть). В знаменитом «Эпизоде нашествия» из Седьмой «Ленинградской» симфонии одну из вариаций исполняют в унисон два кларнета и малый кларнет. Ряд сочинений для кларнета принадлежит композиторам-авангардистам: Эдисону Денисову, Софии Губайдулиной, Вячеславу Артёмову.
Среди исполнителей выделяются: Владимир Соколов, Лев Михайлов, Рафаэль Багдасарян, Евгений Петров.
Белорусские композиторы и их произведения
Белорусские композиторы
также широко использовали кларнет
в своём творчестве. Для него пишут
как эффектные оркестровые
Известный белорусский композитор Д.Смольский широко использует кларнет в своих симфониях (№9, 13 и др.). Г.Вагнер написал для кларнета ряд сольных произведений: “Полька” для кларнета и фортепиано, “Лирическая пьеса”, “Прелюдия для кларнета и фортепиано”, “Скерцино”.Также для кларнета писали и другие композиторы Беларуси: Л.Абельович (“Танец” для кларнета и фо-но), А.беренсон (“Соната для кларнета и фо-но”), В.Доморацкий (Соната для кларнета и фортепиано), В.Корольчук(“Море”.Ноктюрн для кларнета и фортепиано,
Е.Глебов (Экспромт для кларнта и фо-но),
А.Литвиновский (“FARGON”. Соната для кларнета и фортепиано),
М.Морозова (Романс для кларнета ифо-но),
Л.Мурашко ( Маленькая легенда для кларнета и фортепиано),
П.Подковыров ( Соната для кларнета и фо-но),
Г.Сурус ( Концертная пьеса; Монолог и юмореска для кларнета и фо-но),
А.Туренков ( Юмореска; Сонатина для кларнета и фортепиано),
Н.Устинова (Скерцо; Соната для кларнета и фортепиано).
Среди белорусских произведений есть большое количество ансамблей, в которых присутствует партия кларнета:
В.Воронов ”Studies of figure in Movement Ascending”,
Н.Голубева “Кристалл в свете луча”
А.Данилова “Т.Р.И.О. Для кларнета, виолончели и фо-но,
Г.Ермаченков “Легенда” для октета деревянных инструментов,
О.Залетнев “Театральный дивертисмент” для флейты, кларнета, фагота, трубы, фо-но и ударных,
А.Литвиновский “Sky Skape” цикл пьес для октета деревянных духовых инструментов,
М.Морозова “Ностальгия” для кларнета и гитары.
Белорусские педагоги и их труды
Среди наиболее выдающихся
педагогов нашей страны можно
выделить в первую очередь Г.Забару,
который также является первым Белорусским
лауреатом международных
Моисеенко и И.Бричиков, который является доцентом Академии музыки.
Международные конкурсы и их лауреаты
В 1935 и 1941 годах были проведены
Всесоюзные конкурсы музыкантов-исполнителей
на духовых инструментах, в которых
принимали участие и
Валентин Урюпин – лауреат
15 международных конкурсов в
Участник многих музыкальных фестивалей, среди которых Usedomer Musikfestival (Германия), Concertino Praga Bohemian Festival, Les Eurichestries (Франция), «Летние музыкальные вечера в Киеве», «Кремль музыкальный», Фестиваль памяти Мстислава Ростроповича в Баку, «Дни Моцарта в Москве», «Молодые звезды XXI века» в Самаре и других.
В конце февраля в Москве завершился фестиваль, посвященный творчеству французского композитора, участника группы «Шести» Франсиса Пуленка. Масштабная монография была задумана организаторами к 110-летию со дня рождения композитора. Фестиваль стал ярким событием музыкальной жизни Москвы — программы концертов показали многообразие жанровых предпочтений композитора и открыли для слушателей множество прекрасных сочинений. В течение двух месяцев в различных залах столицы звучали вокальные и камерно-инструментальные сочинения Пуленка — от дуэтов до больших ансамблей, сочинения для фортепиано соло и инструментальные концерты.
Известные производители
Лидером среди ведущих мировых производителей кларнетов считается Buffet Crampone (Франция). Он производит кларнеты начиная с 1825г. До сегодняшнего дня они следуют лучшим традициям изготовления инструментов, чётко прослеживая все современные тенденции развития конструкции инструментов и вводя свои усовершенствования их конструкцию.
Среди других известных производителей кларнетов можно отметить производства Selmer(США), Jamaha(Япония), Amati(Чешская Республика).
Информация о работе История создания и происхождение кларнета