История создания и происхождение кларнета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 14:02, реферат

Описание

Кларнет был изобретён в конце XVII — начале XVIII столетия (некоторые справочники указывают в качестве года изобретения кларнета 1690, другие исследователи оспаривают эту дату и указывают, что первые упоминания о кларнете датированы 1710 годом[2]) нюрнбергским музыкальным мастером Иоганном Христофом Деннером (1655—1707), работавшим в то время над улучшением конструкции старинного французского духового инструмента — шалюмо (фр. chalumeau).

Содержание

1. История создания и происхождение кларнета
2. Этапы развития и эволюция
3. Системные разновидности и их различия
4. Основные разновидности кларнетов
5. Конструкция и строение
6. Примеры использования в симфонической, оперной и сольной музыке
7. Примеры использования в эстрадной музыке
8. Примеры использования в народной музыке
9. Известные исполнители и педагоги прошлого
10. Ранние методические и педагогические школы
11. Русские композиторы и исполнители
12. Белорусские композиторы и исполнители
13. Белорусские педагоги и их труды
14. Международные конкурсы и их лауреаты
15. Известные производители
16. Интересные факты

Работа состоит из  1 файл

История инструмента.docx

— 55.74 Кб (Скачать документ)

Примеры использования  в эстрадной музыке

Кларнет — один из основных инструментов джаза. Особенно широко он использовался на ранних этапах становления  этого стиля, в новоорлеанский период. В дальнейшем, с появлением свинга и бибопа, кларнет уступил своё место саксофону. Тем не менее, во все периоды в джазе было много  выдающихся кларнетистов: Джонни Доддс (1892—1940), Джимми Нун (1895—1944), Сидни Беше (1890—1959) в первой половине XX века, Барни Бигэрд (1906—1980), Арти Шоу (1910—2004), Вуди Херман (1913—1987) Клод Лютер (1923—2006) — во второй, Дон Байрон (р. 1958), Джон Серман (р. 1944), Эдди Дэниеле (р. 1941), Бадди де Франко (р. 1923) — в наши дни, и многие другие. Одним из самых известных джазовых кларнетистов (также с успехом исполнявшим и классические сочинения) является Бенни Гудмен.

В джазе нередки случаи, когда на кларнете и саксофоне  играет один и тот же исполнитель (среди классических музыкантов так  бывает намного реже). Благодаря некоторому сходству в постановке губ и аппликатуре переход с одного инструмента на другой для многих джазовых музыкантов не представляет особой сложности. В качестве примера можно назвать таких музыкантов, как Сидни Беше и Арт Пеппер.

В современном джазе всё  чаще используется бас-кларнет. Одним  из первых популяризаторов этого  инструмента был саксофонист  Эрик Дольфи (1928—1964).

Композиторы классической музыки, использовавшие элементы джаза в  своих сочинениях, также не обошли кларнет своим вниманием: знаменитая «Голубая рапсодия» (Rhapsody in Blue) Джорджа Гершвина начинается с соло кларнета, написанного в традициях джаза того времени. Соло кларнета звучит также в мюзикле Гершвина «Пусть гремит оркестр» (Strike Up The Band), одним из первых исполнителей этой партии был Бенни Гудмен. Для Гудмена же написан и концерт для кларнета с оркестром Аарона Копленда, созданный в 1943 году. Каденция в центральном эпизоде этого концерта напоминает джазовую импровизацию.

 

Примеры использования  в народной музыке

 

Кларнет применяется в  народной музыке разных регионов —  испанской Кантабрии (обычно используют малый кларнет, называемый pito, сопровождаемый малым барабаном — tambor), французской Бретани и других. Кларнет — один из главных инструментов еврейского клезмера, где используются самые разнообразные типы техники, основанные на разных положениях губ, четвертитоновых интервалах, восходящих и нисходящих

глиссандо и др. Среди  известных кларнетистов этого жанра  — Нафтуле Брандвейн, Гиора Фейдман, Давид Кракауэр, Герман Гольдентптейн.

В народной музыке Болгарии, Румынии, Греции и Турции кларнет  in G (наряду с саксофоном) также находит широкое применение. Он часто звучит на свадьбах, деревенских праздниках, а также на «современных» концертах с участием народных инструментов. Как правило, балканские кларнетисты используют открытые мундштуки и лёгкие трости, таким образом получая специфическое звучание: крупное вибрато, многочисленные «украшения» и др. Одним из известных балканских фольклорных кларнетистов является болгарин Иво Папазов.

Огромную роль кларнет  играет в народной и популярной музыке Армении. Почти все армянские  музыканты отдают предпочтение кларнету немецкой системы. На нём играется большинство  сольных партий.

Известные исполнители  и педагоги прошлого

Выдающиеся кларнетисты:

Штадлер — австрийский  виртуоз XVIII—XIX веков, первый исполнитель сочинений Моцарта.

Генрих Йозеф Берман —  немецкий виртуоз XIX века, первый исполнитель сочинений Вебера;

Бенни Гудмен — крупнейший джазовый кларнетист, «Король свинга»; Сергей Розанов — основоположник отечественной школы игры на кларнете; Владимир Соколов — один из лучших советских кларнетистов.

Появление кларнета в России относится к середине XVIII века. Первыми кларнетистами были немецкие и чешские музыканты, приглашённые на службу в императорскую капеллу: Кристоф Ланкаммер, Карл Компаньон, Йозеф Гримм (1750—1831), Георг Бруннер (1750—1826), Карл Манштейн. С 1764 года кларнетистом в придворном оркестре был первый русский кларнетист Фёдор Ладунка. В течение 10 лет (1782—1792) по приглашению Екатерины II в России работал выдающийся немецкий кларнетист-виртуоз Иоганн Йозеф Бер (1744—1812).

На рубеже XVIII—XIX веков с гастролями в Россию приезжали крупнейшие европейские кларнетисты — австриец Антон Штадлер, швед Бернхард Хенрик Круселль, позднее (в 1822 и 1832 годах) — немец Генрих Йозеф Берман (1784—1847) и его сын Карл (1810— 1885), бельгиец Арнольд Йозеф Блез (1814—1892). Среди русских кларнетистов этого периода следует отметить солиста Императорского театрального оркестра в Москве П. И. Титова (1796—1860), активно концертировавшего до середины XIX века, и петербуржца Михаила Тушивжого (1817—1852).

Во второй половине XIX столетия развитие отечественного музыкального искусства настоятельно требовало такой постановки обучения музыке, которая соответствовала бы запросам времени и позволяла готовить образованных композиторов, певцов и оркестровых исполнителей. Эти задачи были призваны решать Санкт-Петербургская (1862) и Московская (1866) консерватории, а также музыкальные училища Императорского русского музыкального общества.

Первыми профессорами Петербургской  консерватории по классу кларнета были итальянец Эрнесто Каваллини (1807—1874; профессор с 1862 по 1868 год) и Карл Христианович Нидман (1823—1901), по происхождению немец, артист оркестров Российских Императорских  театров, преподаватель оркестровых  классов придворной певческой капеллы. С 1897 года в Консерватории работал выдающийся кларнетист Василий Фёдорович (Вильгельм Фридрих) Бреккер.

В Московской консерватории  первым и единственным преподавателем игры на кларнете с 1867 по 1872 год был  Вольдемар Гут (1815—1872). После его  кончины на должность профессора был приглашён один из виднейших  исполнителей и педагогов того времени, солист оркестра Большого театра Карл Циммерман (1818—1891). Среди учеников Циммермана — первые крупные отечественные  кларнетисты, в том числе Сергей Розанов, ставший впоследствии основоположником современной методики обучения игре на духовых инструментах.

В Ленинградской консерватории  длительное время преподавал профессор  Владимир Генслер — выдающийся кларнетист, ученик Вильгельма Бреккера и продолжатель его школы. Среди его учеников — Михаил Измайлов и профессор  Валерий Безрученко. Другие знаменитые профессора консерватории этого  периода — Анатолий Березин, Владимир Красавин, Павел Суханов.

 

Ранние методические и педагогические труды, школы

После революции перед  Московской консерваторией были поставлены задачи по коренному перестраиванию обучения и воспитания исполнителей на духовых инструментах.

Важнейшую роль в развитии современной школы исполнительства  на духовых инструментах и на кларнете в частности сыграл Сергей Розанов. Ещё до революции, в 1916 году, он получил  звание профессора, а несколько лет  спустя он был назначен на должность  заведующего кафедрой духовых инструментов. Среди учеников Розанова — будущие  профессора консерватории, преподававшие  в 1940-60е годы: Александр Володин, Иван Майоров, Александр Александров, Абрам Пресман, Александр Семёнов, Александр Штарк.

1920-3Ое годы отмечены  зарождением методики обучения  игре на духовых инструментах  как науки. Педагоги стремятся  к выработке общих подходов  к вопросам исполнительского  дыхания, техники губ, пальцев,  языка. В Москве в 1935 году  появляется брошюра С. В. Розанова  «Методика обучения игре на  духовых инструментах» — первая  научно-методическая работа такого  плана в СССР. Композиторы вели  работу над созданием и расширением  художественного репертуара для  духовых инструментов и для  кларнета в частности.

С 1960-х годов выдвинулись  музыканты молодого поколения, достойно поддержавшие советскую исполнительскую  школу: Владимир Соколов, Лев Михайлов, Рафаэль Багдасарян и др.

Русские композиторы и исполнители

Кларнету уделяется большое  внимание и в творчестве русских  композиторов XIXв. Большую известность получило «Патетическое трио» для кларнета, фагота и фортепиано Михаила Глинки, а также Концерт Es-dur с духовым оркестром и Квинтет для фортепиано и духовых Римского-Корсакова, Канцона для кларнета и струнного оркестра Танеева.

Значительна роль кларнета в музыке отечественных композиторов XX века, создававших для него как концертные произведения, так и ответственные соло в оркестровых сочинениях. Одно из самых известных оркестровых соло кларнета — в третьей части Второй симфонии Сергея Рахманинова, композитор написал его для выдающегося кларнетиста Сергея Розанова. Среди сочинений советского' периода — Увертюра на еврейские темы для кларнета и фортепианного квинтета Сергея Прокофьева, трио для скрипки, кларнета и фортепиано Арама Хачатуряна, Ноктюрн для кларнета и фортепиано Александра Гедике, концерты для кларнета с оркестром Сергея Василенко и Мечислава Вайнберга, сонаты Николая Ракова и др. Дмитрий Шостакович часто поручал кларнету большие сольные эпизоды в своих симфониях, в частности, в Девятой (II и Ш часть) и Десятой (I часть). В знаменитом «Эпизоде нашествия» из Седьмой «Ленинградской» симфонии одну из вариаций исполняют в унисон два кларнета и малый кларнет. Ряд сочинений для кларнета принадлежит композиторам-авангардистам: Эдисону Денисову, Софии Губайдулиной, Вячеславу Артёмову.

Среди исполнителей выделяются: Владимир Соколов, Лев Михайлов, Рафаэль  Багдасарян, Евгений Петров.

 

Белорусские композиторы  и их произведения

Белорусские композиторы  также широко использовали кларнет  в своём творчестве. Для него пишут  как эффектные оркестровые соло, так и многочисленные оригинальные камерные произведения.

Известный белорусский композитор Д.Смольский широко использует кларнет в своих симфониях (№9, 13 и др.). Г.Вагнер написал для кларнета ряд сольных произведений: “Полька” для кларнета и фортепиано, “Лирическая пьеса”, “Прелюдия для кларнета и фортепиано”, “Скерцино”.Также для кларнета писали и другие композиторы Беларуси: Л.Абельович (“Танец” для кларнета и фо-но), А.беренсон (“Соната для кларнета и фо-но”),                  В.Доморацкий (Соната для кларнета и фортепиано), В.Корольчук(“Море”.Ноктюрн для кларнета и фортепиано,

Е.Глебов (Экспромт для кларнта  и фо-но),

А.Литвиновский (“FARGON”. Соната для кларнета и фортепиано),

М.Морозова (Романс для кларнета ифо-но),

Л.Мурашко ( Маленькая легенда  для кларнета и фортепиано),

П.Подковыров ( Соната для  кларнета и фо-но),

Г.Сурус ( Концертная пьеса; Монолог и юмореска для кларнета и фо-но),

А.Туренков ( Юмореска; Сонатина для кларнета и фортепиано),

Н.Устинова (Скерцо; Соната для  кларнета и фортепиано).

Среди белорусских произведений есть большое количество ансамблей, в которых присутствует партия кларнета:

В.Воронов ”Studies of figure in Movement Ascending”,

Н.Голубева “Кристалл в  свете луча”

А.Данилова “Т.Р.И.О. Для кларнета, виолончели и фо-но,

Г.Ермаченков “Легенда”  для октета деревянных инструментов,

О.Залетнев “Театральный дивертисмент”  для флейты, кларнета, фагота, трубы, фо-но и ударных,

А.Литвиновский “Sky Skape” цикл пьес для октета деревянных духовых инструментов,

М.Морозова “Ностальгия” для  кларнета и гитары.

Белорусские педагоги и их труды

Среди наиболее выдающихся педагогов  нашей страны можно  выделить в первую очередь Г.Забару, который также является первым Белорусским  лауреатом международных конкурсов. Не менее известным является В.Скороходов. Он долгие годы активно занимается педагогической деятельностью, работая профессором БГАМ. Также он внёс немалый вклад в развитие белорусской исполнительской школы, рассмотрев наиболее важные вопросы кларнетового исполнительства в своей книге “Советы моим ученикам”. Также известны и другие преподаватели:

Моисеенко и И.Бричиков, который  является доцентом Академии музыки.

Международные конкурсы и их лауреаты

В 1935 и 1941 годах были проведены  Всесоюзные конкурсы музыкантов-исполнителей на духовых инструментах, в которых  принимали участие и кларнетисты. Победителями первого конкурса стали  Александр Володин и Владимир Генслер, будущие профессора Московской и Ленинградской консерваторий  соответственно, второй конкурс выиграл  Исаак Рогинский, в дальнейшем ставший  солистом оркестра Кировского театра.

Валентин Урюпин – лауреат 15 международных конкурсов в Германии, Финляндии, Италии, Чехии, Болгарии, Швейцарии, Китае, Казахстане и России, в их числе: Международный конкурс кларнетистов имени Круселля (I премия; Финляндия, 2009), Второй Международный конкурс кларнетистов в Пекине (I премия и специальный приз за лучшее исполнение сочинения китайского автора; 2009), Второй Международный конкурс кларнетистов в Санкт-Петербурге (I премия и специальный приз; 2008). Эти победы подтвердили высокий исполнительский статус российского музыканта, ставшего в 2007 году лауреатом III премии конкурса в Женеве – старейшего и самого престижного кларнетового соревнования в мире.

Участник многих музыкальных фестивалей, среди которых Usedomer Musikfestival (Германия), Concertino Praga Bohemian Festival, Les Eurichestries (Франция), «Летние музыкальные вечера в Киеве», «Кремль музыкальный», Фестиваль памяти Мстислава Ростроповича в Баку, «Дни Моцарта в Москве», «Молодые звезды XXI века» в Самаре и других.

В конце февраля в Москве завершился фестиваль, посвященный  творчеству французского композитора, участника группы «Шести» Франсиса Пуленка. Масштабная монография была задумана организаторами к 110-летию со дня  рождения композитора. Фестиваль стал ярким событием музыкальной жизни  Москвы — программы концертов  показали многообразие жанровых предпочтений композитора и открыли для  слушателей множество прекрасных сочинений. В течение двух месяцев в различных залах столицы звучали вокальные и камерно-инструментальные сочинения Пуленка — от дуэтов до больших ансамблей, сочинения для фортепиано соло и инструментальные концерты.

Известные производители

Лидером среди ведущих  мировых производителей кларнетов  считается Buffet Crampone (Франция). Он производит кларнеты начиная с 1825г. До сегодняшнего дня они следуют лучшим традициям изготовления инструментов, чётко прослеживая все современные тенденции развития конструкции инструментов и вводя свои усовершенствования их конструкцию.

Среди других известных производителей кларнетов можно отметить производства Selmer(США), Jamaha(Япония), Amati(Чешская Республика).

Информация о работе История создания и происхождение кларнета