История создания и происхождение кларнета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 14:02, реферат

Описание

Кларнет был изобретён в конце XVII — начале XVIII столетия (некоторые справочники указывают в качестве года изобретения кларнета 1690, другие исследователи оспаривают эту дату и указывают, что первые упоминания о кларнете датированы 1710 годом[2]) нюрнбергским музыкальным мастером Иоганном Христофом Деннером (1655—1707), работавшим в то время над улучшением конструкции старинного французского духового инструмента — шалюмо (фр. chalumeau).

Содержание

1. История создания и происхождение кларнета
2. Этапы развития и эволюция
3. Системные разновидности и их различия
4. Основные разновидности кларнетов
5. Конструкция и строение
6. Примеры использования в симфонической, оперной и сольной музыке
7. Примеры использования в эстрадной музыке
8. Примеры использования в народной музыке
9. Известные исполнители и педагоги прошлого
10. Ранние методические и педагогические школы
11. Русские композиторы и исполнители
12. Белорусские композиторы и исполнители
13. Белорусские педагоги и их труды
14. Международные конкурсы и их лауреаты
15. Известные производители
16. Интересные факты

Работа состоит из  1 файл

История инструмента.docx

— 55.74 Кб (Скачать документ)

Эбонитовые мундштуки  наиболее часто используются в музыке всех жанров и дают большие возможности  управления звуком. Стеклянные проще  в эксплуатации и дают более открытое звучание; они используются достаточно редко, как правило, только в классической музыке. Мундштуки из пластика дешевле  и беднее звуком, обычно используются при обучении.

Мундштуки отличаются друг от друга по таким параметрам, как  открытость (расстояние от кончика  трости до верхнего кончика мундштука) и длина выемки (длина свободной части прижатой к мундштуку трости). Более открытый мундштук даёт большую силу звука, но может снизить его качество.

Выбор мундштука не менее  важен для кларнетиста, чем выбор  инструмента. Правильно подобранный  мундштук влияет на комфортность исполнения.

Трость (или  язычок) — звукопроизводящая (вибрирующая) часть инструмента, тонкая узкая пластинка, изготавливающаяся из особых пород камыша (Arundo donax) или (реже) тростника. Трость прикрепляется к мундштуку с помощью лигатуры (на жаргоне музыкантов — «машинки») — специального металлического, кожаного или пластикового устройства с двумя винтами, но новейшие модели лигатур могут иметь один винт. Изобретение лигатуры приписывается Ивану Мюллеру и относится к первой четверти XIX века. До этого времени в качестве лигатуры использовался особый шнурок (на немецких и австрийских моделях кларнета шнурок применяется до наших дней). На самых ранних моделях кларнетов трость находилась сверху мундштука и управлялась верхней губой, но с конца XVIII века используется модель мундштука с тростью, расположенной снизу. Музыкант управляет её колебаниями нижней губой.

Трости продаются в  упаковках, в соответствии со своей  «твёрдостью» или, как говорят музыканты, «тяжестью», которая зависит от толщины  рабочей поверхности трости. Некоторые музыканты с помощью специальных инструментов сами делают трости или переделывают уже купленные (до постановки производства тростей на конвейер так делали все кларнетисты). «Тяжесть» трости и характеристики мундштука взаимосвязаны.

В процессе использования  трости достаточно быстро выходят из строя из-за изнашивания волокон  камыша. Срок службы трости зависит  от силы вдуваемого потока воздуха, «тяжести»  самой трости, силы давления на неё  и других факторов. При каждодневных занятиях по два часа в день трость изнашивается приблизительно через две недели.

Трость кларнета — хрупкое  и тонкое устройство. Для предохранения её от случайного повреждения используется специальный металлический или пластмассовый колпачок, который надевается на мундштук, если инструмент долго не используется.

Бочонок — часть кларнета, ответственная за его настройку. Своё название этот элемент получил из-за внешнего сходства с маленькой бочкой. Слегка выдвигая бочонок из корпуса или вдвигая обратно перед началом игры, можно изменять общий строй кларнета в пределах приблизительно четверти тона. Как правило, кларнетисты запасаются несколькими бочонками разной длины, чтобы иметь возможность приспосабливаться к меняющимся условиям игры (температура, влажность воздуха и т. п.) и диапазону оркестра. Длина бочонка подгоняется к общей длине корпуса инструмента.

Верхнее и нижнее колено также могут быть слегка выдвинуты  из соседних частей инструмента для  изменения его общего строя. Тем  не менее, этот способ настройки использовать не рекомендуется. Профессиональные музыканты могут изменять чистоту интонации инструмента, просто меняя положение губ. В особых случаях нужна перемена бочонков.

Верхнее и  нижнее колена расположены между бочонком и раструбом. На них находятся звуковые отверстия, кольца и клапаны. Музыкант пальцами закрывает те или иные отверстия для получения звуков разной высоты. Если до отверстия не удаётся дотянуться пальцами (например, оно расположено слишком высоко, слишком низко или сбоку), кларнетист использует клапаны и тяги, предусмотренные для таких случаев.

Некоторые кларнеты (пикколо-кларнеты in Es и in D), а также металлические инструменты имеют цельный корпус, не разделённый на части.

Изообретение раструба приписывается Якобу Деннеру (1720-е годы). Эта часть инструмента позволяет извлечь самую низкую ноту (ми малой октавы) и улучшить интонирование некоторых других низких нот, а также добиться большей точности соотношения между низким и средним регистрами. Раструб бассетгорна и более низких разновидностей кларнета делается из металла и изгибается.

Низкие разновидности  кларнета (бассетгорн, басовый и  контрабасовый кларнеты) отличаются по своей конструкции от обычных  «прямых» кларнетов. Кроме того, что  эти инструменты имеют большую  длину (обеспечивающую им более низкие звуки), у них

есть дополнительные части, которые для компактности делаются из металла (используются те же материалы, что и для саксофона и медных духовых инструментов) и изгибаются: «бокал» (небольшая изогнутая трубка, соединяющая мундштук с основным корпусом инструмента) и металлический  раструб. У самых низких разновидностей кларнета из металла может также  быть сделан и весь корпус.

Басовые модели кларнета снабжены особым небольшим костылём, располагающимся  под изгибом раструба. Костыль  поддерживает массивный инструмент, не давая ему соскользнуть или  упасть. Играют на басовых разновидностях кларнетов, как правило, сидя.

Новейшие модели басовых  кларнетов также бывают снабжены дополнительными клапанами, расширяющими их диапазон вниз, вплоть до низкого  до.

Современный кларнет имеет  обширный диапазон: по написанию —  от e (ми малой октавы) до с4 (до четвёртой октавы) и выше. В его тембре различают три регистра: низкий (так называемый «регистр шалюмо») — до середины первой октавы, средний — до начала третьей октавы, высокий («регистр кларино») — третья-четвёртая октава. Тембр кларнета богат обертонами, придающими его звучанию блеск. Регистры кларнета более, чем у других деревянных духовых, отличаются друг от друга по своему характеру.

В технике легато кларнет  превосходит все деревянные духовые  инструменты. На нём без передувания  возможно исполнение пассажей в диапазоне  дуодецимы, а также диатонические  и хроматические гаммы, скачки на большие интервалы. Кларнет пригоден и для экспрессивных мелодий  широкого дыхания благодаря малому расходу воздуха. В отношении  силы звука кларнет даёт огромную градацию от пианиссимо до фортиссимо.

Слабым местом техники  игры на кларнете некоторое время  назад традиционно считалось  стаккато, поскольку двойной и  тройной удары языка на нём  не применяются, а из-за достаточно плотной трости многократное применение обыкновенного одинарного стаккато утомительно, что особенно проявляется  в крайних регистрах, однако продолжающееся совершенствование конструкции  трости и мундштука, а также повышение  исполнительского мастерства современных  кларнетистов практически свели  эту проблему на нет.

В современном симфоническом  оркестре используется два (реже три  или четыре) кларнета, при этом музыкант, играющий на последнем по номеру кларнете, может также (в соответствии с  партитурой) исполнять партию малого кларнета или бас-кларнета. В оркестровой партитуре партии кларнетов пишутся под партиями гобоев, над партиями фаготов.

Примеры использования  в симфонической, оперной и сольной  музыке

Первый известный опыт использования кларнета в качестве оркестрового инструмента относится к 1716 году: Антонио Вивальди ввёл два кларнета в оркестр оратории «Торжествующая Юдифь» и в «Туринские концерты», где они играли в унисон с гобоями[7]. В 1740-е годы Иоганн Мельхиор Мольтер (1695—1755) пишет для кларнета четыре концерта, считающиеся первыми в истории сольными произведениями для этого инструмента. Кларнеты появляются в Маннгеймском оркестре в Германии и в оркестре Пульпиньеры во Франции. Одни из первых сочинений, в которых кларнет используется как самостоятельный оркестровый инструмент — оперы Рамо «Заратустра» (1749) и «Аканта и Цефиза» (1751).

Композиторы XVIII века, как правило, редко включали кларнет в оркестр, но писали многочисленную концертную литературу. Среди известных сочинений для кларнета этого периода — концерт Иоганна Фридриха Фаша (первоначально написанный для шалюмо с оркестром), концерты Иоганна Стамица и его сына Карла, Леопольда Кожелуха, Иоганна Ванхаля, Михаэля Гайдна, Франца Антона Хоффмайстера, Игнаца Плейеля и многих других. Часто в качестве композиторов выступали сами кларнетисты-виртуозы: Иоганн Генрих Бакофен, Франц Тауш, Жан Лефевр, Мишель Йост. Последний, считающийся основоположником французской школы игры на кларнете, является автором четырнадцати концертов. В 1770 году была написана первая в истории соната для кларнета, её автором стал итальянский композитор Грегорио Скироли. 

Вершиной жанра концерта для кларнета в XVIII веке считается концерт A-dur KV622 Вольфганга Амадея Моцарта — одно из последних сочинений композитора. Концерт посвящен знаменитому австрийскому кларнетисту того времени Антону Штадлеру и впервые исполнен им 16 сентября 1791 года в Праге.

С конца XVIII века кларнет появляется в камерных ансамблях. Одним из первых сочинения для ансамблей с кларнетом стал писать Моцарт, наиболее известны Трио для клавира, кларнета и альта Es-dur KV498 (1787) и Квинтет для кларнета и струнного квартета A-dur KV581, написанный в 1789 году (Квинтет, как и Концерт, посвящен его первому исполнителю Антону Штадлеру).

Наступление эпохи романтизма в музыке ознаменовалось не только изменением музыкального стиля, но и  улучшением возможностей музыкальных  инструментов, в том числе и  кларнета. Композиторы обратили своё внимание на усовершенствованный инструмент и создали ряд сочинений, до сих  пор входящих в репертуар кларнетистов.

К числу наиболее популярных сочинений для кларнета принадлежат  произведения Карла Марии фон  Вебера: два концерта (f-moll и Es-dur) и Концертино (Es-dur) с оркестром, Вариации B-dur и Большой концертный дуэт Es-dur для кларнета и фортепиано, Квинтет для кларнета и струнного квартета B-dur. Помимо этих сочинений, сохранились наброски Третьего концерта, а также Концертино № 2 и Дивертисмент для кларнета с оркестром, в которых авторство Вебера ставится под сомнение. Почти все они посвящены выдающемуся немецкому кларнетисту-виртуозу Генриху Берману.

Большой популярностью среди  кларнетистов пользуются четыре концерта Людвига Шпора и Интродукция  и тема с вариациями Джоаккино  Россини.

Как и раньше, некоторые  кларнетисты сами создавали произведения для своего инструмента. Ярким примером является шведский музыкант Бернхард Хенрик Круселль, автор трёх концертов  для кларнета с оркестром и  ряда других сочинений. 

Создаются многочисленные камерные сочинения с участием кларнета, среди  которых нужно отметить Трио для  кларнета, виолончели и фортепиано B-dur, op. 11, Квинтет для фортепиано и духовых Es-dur, op. 16 и Септет для струнных и духовых Es-dur, ор.20 Бетховена, трио для сопрано, кларнета и фортепиано «Пастух на скале» Франца Шуберта, два концертштюка для кларнета, бассетгорна и фортепиано, op. 113 и 114 Мендельсона, Сонату для кларнета и фортепиано Доницетти. Образцами позднеромантических сочинений для кларнета считаются Фантастические пьесы для кларнета и фортепиано,

 

op.73 Шумана и сочинения Брамса: Две сонаты с фортепиано (f-moll и Es-dur), op. 120. Трио a-moll с виолончелью и фортепиано, ор. 14 и Квинтет со струнными h-moll. op. 115. Первым исполнителем партии кларнета в этих сочинениях был известный немецкий кларнетист Рихард Мюльфельд.

Со времён Бетховена кларнету поручается важная роль и в симфоническом  оркестре. Он часто солирует в операх, балетах, симфонических произведениях. Композиторы поручали ему значительные сольные эпизоды как светлого и жизнерадостного, так и драматического характера. В полной мере возможности  кларнета в оркестре раскрыли Верди, Брамс, Пуччини, из российских композиторов — Чайковский, в сочинениях которого кларнет часто исполняет основные темы, например, «тему судьбы» в  начале I части Пятой симфонии (два кларнета в унисон) или «рассказ Франчески» (начало среднего раздела симфонической фантазии «Франческа да Римини», соч.32).

В XX веке кларнет остался одним из самых востребованных инструментов в музыке. Способность выражать самые разнообразные настроения и чувства и техническая подвижность по-прежнему привлекали к этому инструменту внимание композиторов разных стилей и направлений — от поздних романтиков (Соната для кларнета и фортепиано Es-dur, op. 167 Сен-Санса) и импрессионистов (Рапсодия для кларнета с оркестром Дебюсси) до композиторов «неоклассического» стиля (Соната для кларнета и фортепиано Хиндемита) и авангардистов («Секвенция» Берио). Другие известные сочинения для кларнета XX века:

Альбан Берг — Четыре пьесы для кларнета и фортепиано (1913) Игорь Стравинский — Три  пьесы для кларнета соло (1919) Карл Нильсен — Концерт для кларнета с оркестром, ор.57 (1928)

Бела Барток — Трио «Контрасты»  для скрипки, кларнета и фортепиано (1939, посвящено Бенни Гудмену)

Пауль Хиндемит — Концерт  для кларнета с оркестром (1949) Франсис  Пуленк — Соната для кларнета и  фортепиано (1962)

XX век богат на выдающихся исполнителей: крупные солисты и оркестровые музыканты из Франции, Германии, России, США и других стран обогатили мировую музыкальную культуру.

Информация о работе История создания и происхождение кларнета