М. М. Понсе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 16:16, дипломная работа

Описание

ХХ век, благодаря Андресу Сеговии, стал поистине «золотым» для гитары. Это было время создания нового репертуара для инструмента. Активная концертная деятельность Сеговии сделала возможным появление творческих союзов исполнителя с серьезными и талантливыми композиторами разных стран. В родной Испании писали Федерико Морено-Торроба, Хоакин Турина, Мануэль де Фалья и Хоакин Родриго, в Мексике – Мануэль Мария Понсе, в Бразилии – Эйтор Вила-Лобос, в Италии – Марио Кастельнуово-Тедеско, в Польше – Александр Тансман. Это далеко не полный список мастеров, вдохновленных игрой и масштабностью творческой личности великого испанца. Создают свои концерты для гитары с оркестром М.Кастельнуово-Тедеско, Э.Вила-Лобос, Ф.Моррено-Торроба, Х.Родриго и М.М.Понсе.
Мануэль Мария Понсе создал для классической гитары ряд сонат. Художественную ценность и значение этих сонат для репертуара инструмента сложно переоценить. Как истинный профессионал, он обратился к вершине музыкальной формы – написанию сонат, и в каждом случае наполнил произведение своим глубоким и оригинальным содержанием. Как большой художник, он держал руку на пульсе своего времени, был в курсе всего, что происходило в мире серьезной академической музыки, но всегда оставался романтиком, который верен своим корням. Мануэль Понсе умело вплетал народный мексиканский мелос в рамки строгой, академически стройной сонатной формы. В результате же всегда получалось интересное, логически построенное и оригинальное сочинение, которое одинаково тепло воспринималось и коллегами – профессиональными музыкантами и самым широким кругом слушателей.
Цель данной работы – познакомить читателя с такой масштабной творческой фигурой, как Мануэль Мария Понсе, с его наследием и остановиться на более подробном рассмотрении его сонат, в особенности «Романтической Сонаты». Решение более внимательно и тщательно разобрать и проанализировать именно это произведение обусловлено тем, что «Соната №3» является, на мой взгляд, ярчайшим образцом сонатного творчества М.Понсе.

Работа состоит из  1 файл

Диплом Понсе.docx

— 285.03 Кб (Скачать документ)

Нижегородская государственная  консерватория

им. М. И. Глинки. 
 

      Факультет народных инструментов. 
 
 
 

      Попов А. Ю. 
 
 

М. М. Понсе 

«Романтическая  соната». Анализ музыкальной формы и исполнительские рекомендации 1 части. 
 

(Дипломный  реферат) 
 
 

           

Руководитель

  доцент Петропавловский А.А.

 

Рецензент

  доцент Митяков В.Н. 
 
 
 

Нижний Новгород

2010 г.

Содержание :

 
 
 
 
  1. Введение.
  2. Жизнь и творчество М. М. Понсе.
  3. Обзор сонат, написанных Мануэлем Понсе для гитары. Черты стиля композитора.
  4. Анализ музыкальной формы «Романтической сонаты» М. М. Понсе.
  5. Исполнительские рекомендации 1 части.
  6. Заключение.
  7. Список литературы.

    1.Введение.

 Куэльяр Мануэль Мария Понсе – мексиканский композитор, чье содружество со знаменитым испанским гитаристом XX века Андресом Сеговией стало благодатнейшей почвой для рождения одной из самых прекрасных страниц современного репертуара классической гитары. Символично то, что до встречи с испанским маэстро Понсе не писал для гитары. С начала дружбы с Андресом Сеговией в 1923м году (началом стала Соната№1) и до последних дней жизни композитор сочинял для этого инструмента. В статье «Заметки сердца и памяти», Андрес Сеговия писал: «Необъятная география моих путешествий подарила мне только двух или трех людей, которые могли бы сравниться с Понсе своим душевным благородством. Нуждался ли он в какой-нибудь помощи, сочиняя для гитары? Я должен был познакомить его с техническими возможностями гитары. И хотя он не играл на ней, ему было нетрудно  почувствовать их. Все сочинения Понсе были чистыми и прекрасными потому, что композитор был всегда искренним, не писал для успеха, не интересовался теми, от кого зависела судьба его сочинений. Он писал потому, что чувствовал потребность высказаться в звуках».

 ХХ век, благодаря Андресу Сеговии, стал поистине «золотым» для гитары.  Это было время создания нового репертуара для инструмента. Активная концертная деятельность Сеговии сделала  возможным появление творческих союзов исполнителя с серьезными и талантливыми композиторами разных стран. В родной Испании писали Федерико Морено-Торроба, Хоакин Турина, Мануэль де Фалья и Хоакин Родриго, в Мексике – Мануэль Мария Понсе, в Бразилии – Эйтор Вила-Лобос, в Италии – Марио Кастельнуово-Тедеско, в Польше – Александр Тансман. Это далеко не полный список мастеров, вдохновленных игрой и масштабностью творческой личности великого испанца. Создают свои концерты для гитары с оркестром М.Кастельнуово-Тедеско, Э.Вила-Лобос, Ф.Моррено-Торроба, Х.Родриго и М.М.Понсе.

 Мануэль Мария Понсе создал для классической гитары ряд сонат. Художественную ценность и значение этих сонат для репертуара инструмента  сложно переоценить. Как  истинный профессионал, он обратился  к вершине музыкальной формы  – написанию сонат, и в каждом случае наполнил произведение своим  глубоким и оригинальным содержанием. Как большой художник, он держал руку на пульсе своего времени, был  в курсе всего, что происходило  в мире серьезной академической  музыки, но всегда оставался романтиком, который верен своим корням. Мануэль  Понсе умело вплетал народный мексиканский мелос в рамки строгой, академически стройной сонатной формы. В результате же всегда получалось интересное, логически построенное и оригинальное  сочинение, которое одинаково тепло воспринималось и коллегами – профессиональными музыкантами и самым широким кругом слушателей.

 Цель  данной работы – познакомить читателя с такой масштабной творческой фигурой, как Мануэль Мария Понсе, с  его наследием и остановиться на более подробном рассмотрении  его сонат, в особенности «Романтической Сонаты». Решение более внимательно и тщательно разобрать и проанализировать именно это произведение обусловлено тем, что «Соната №3» является, на мой взгляд, ярчайшим образцом сонатного творчества М.Понсе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 
 

2.Жизнь и творчество М.М.Понсе.

 Мануэль Мария Понсе родился в Мексике, в  городе  Фреснильо 8 декабря 1882 года. Через несколько недель после  его появления на свет,  семейство  переезжает в Агуаскалиентас. До достижения 15ти летнего возраста Понсе жил  в этом городе.

 Если  обратиться к биографам композитора, мы узнаем, что Понсе называли «музыкальным феноменом». Едва достигнув 4х лет  от роду, он поразил окружающих следующим  своим поступком. К старшей сестре Мануэля на дом приходил учитель  давать уроки фортепиано. После очередного занятия, на котором присутствовал мальчик, Понсе сел за инструмент и без всякой подготовки сыграл одну из пьес, услышанных только что. Родители будущего композитора незамедлительно начали обучать мальчика вместе с сестрой игре на фортепиано и музыкальной грамоте.

 В 1901 году Понсе поступает в Национальную Консерваторию одинаково успешно  сразу по двум специальностям: как  пианист и как композитор, и  занимается в Мехико до 1903 года. Затем  он возвращается в родной город. Это  было лишь началом его музыкального образования. В 1904 году Понсе отправляется в Италию, чтобы продолжить свою учебу в «Болонской Школе». Далее  он совершенствуется в Германии в 1906-1908 годах. По возвращении на родину, он начинает преподавать фортепиано и  историю музыки в Консерватории  Мехико. В 1912 году Понсе  опубликовал  «Эстрелиту» (название этой песни можно  перевести, как «маленькая звездочка). Это не обычная любовная песенка, а, скорее, «ожившая ностальгия». В этом же году композитор организует и проводит в театре «Arbeau» концерт мексиканской музыки, составленный, по большей части, из его собственных произведений. Этот концерт стал, безусловно, событием музыкальной жизни, запомнившимся надолго. Последовал шквал нападок на Понсе в прессе от ярых поклонников традиционной европейской музыки. Но с этого концерта начинается возрождение национальной мексиканской песни, да и музыки в целом. Написав ряд мелодий в народном стиле, Понсе получает почетный титул «Создателя современной мексиканской песни». Мануэль Понсе становится также первым мексиканским композитором популярной музыки, вышедшим на международную арену. «Эстрелита», например, прочно вошла в репертуар лучших оркестров мира и бесчисленного количества вокалистов. Очень жаль, что исполнители часто опускают в концертах имя композитора и позволяют себе слишком свободную трактовку авторского текста.

 Творчество  Мануэля Понсе неразрывно связано  с мексиканским фольклором. Начав  в Мехико свое музыкальное образование, Понсе продолжил его в Италии, Германии и Франции. В Париже мексиканский музыкант занимался у Поля Дюка, последователя и друга Клода Дебюсси. Вернувшись в Мексику, Понсе активно участвует в развитии национальной музыкальной культуры: становится во главе консерватории, основывает и возглавляет журнал «Cultura Musical» (Музыкальная культура). Мануэль Понсе – автор сочинений различных жанров: концертов для фортепиано, скрипки (один из его лучших исполнителей – Генрих Шеринг), струнного квартета, симфонического триптиха «Чапультатек», мексиканской баллады для фортепиано и оркестра, оркестровой сюиты в старинном стиле – «Пение и танцы древних мексиканцев» и многих других. О глубоком проникновении Понсе в мексиканский фольклор свидетельствует знаменитая песня «Эстрелита» (эта песня известна и в транскрипции для скрипки Я.Хейфеца). Среди других вокальных сочинений следует отметить «Гранаду» (посвящена А.Сеговии) и три песни на стихи М.Ю.Лермонтова.

 В1932 году в издательстве «Шота» Андрес Сеговия  опубликовал в своей редакции «Вариации на тему Испанской Фолии» и Фугу Мануэля Понсе. По мнению Сеговии, это одно из самых значительных сочинений  среди когда-либо созданных для  гитары. В цитированной выше статье «Заметки сердца и памяти», Сеговия  вспоминает о совместном автомобильном  путешествии с Мануэлем де Фальей из Швейцарии в Венецию на международный  музыкальный фестиваль. Во время  этого путешествия Сеговия много  говорил о Понсе. «На конкретных примерах, - вспоминает Сеговия, - я стремился  раскрыть честный и возвышенный  характер мексиканского маэстро, его  простой, скромный образ жизни. Однажды  в Кремоне Фалья вошел ко мне  в тот момент, когда я работал  над «Вариациями на тему Испанской  Фолии». Он слушал с большим вниманием. Его нетерпение узнать, кто автор, было столь велико, что он пытался  узнать это жестами. Окончив исполнение, я ответил: «Понсе». «Как я рад, - воскликнул облегченно Фалья, - что это его  сочинение». Фалья был обрадован  тем, что эта правдивая и прекрасная музыка была рождена такой же правдивой  и прекрасной душой». (Segovia A. Manuel M. Ponce \\ Ritmo. 1972. №422)

 Мануэль Понсе настолько доверял художественному  вкусу Сеговии, что посылая для  редакции это сочинение, состоящее  из двадцати вариаций, предложил ему  отказаться от тех, которые полностью  его не удовлетворят. Отредактировав все вариации, Сеговия решил пошутить и в письме к композитору написал: «Дорогой Мануэль! Со всеми вариациями у меня ничего не получается. Поэтому  думаю опубликовать только четыре-пять». Понсе ответил кратко: «Согласен». Каково же было удивление композитора, когда Сеговия вручил ему опубликованные издательством «Шотт» все двадцать вариаций.

 В творческом содружестве Понсе с Сеговией рождался«Южный Концерт», также посвященный  великому гитаристу. «С весны 1926 года, - вспоминает Сеговия, - основные темы этого  сочинения зрели в его душе. Но обстоятельства моей жизни, разделившие  нас на долгие годы, не позволили  завершить этот концерт. Частично это  было связано с возникавшими трудностями. Мы боялись, что нежная звучность  гитары потонет в звучании оркестра или что прозрачные краски гитары, подобно ночным светлячкам перед  зарей, померкнут в соединении с  оркестром. Создание «Южного Концерта»  задерживалось до тех пор, пока не появился концерт Кастельнуово-Тедеско Ре-мажор, исполненный мной в Мексике с оркестром, которым дирижировал Понсе. Это послужило толчком к возвращению Понсе к работе над концертом. Я откладывал все дела и с огромным наслаждением отдавался изучению того, что выходило из-под пера Понсе». (Segovia A. Manuel. M. Ponce \\ Ritmo.1972 №422)

 Творческое  сотрудничество Сеговии с Мануэлем Понсе оказалось исключительно  плодотворным. Помимо названных выше сочинений, Понсе посвятил Сеговии  «Классическую сонату» (дань почтения Фернандо Сору), «Романтическую сонату» (Дань почтения Францу Шуберту), «Мексиканскую  сонату», «Тему, вариации и Финал», «Этюд», «Вальс», «Мазурку». Мексиканский композитор сделал для Сеговии и обработку  сочинений А.Скарлатти, Н.Паганини, И.С.Баха. Сравнительно недавно стало  известно, что Понсе принадлежит  и Сюита, которую считали сочинением знаменитого лютниста Сильвиуса  Леопольда Вайса. Эту Сюиту (Прелюдию, Аллеманду, Сарабанду, Гавот и Жигу) Понсе написал по инициативе Сеговии, продемонстрировав высочайшее искусство  художественной стилизации.

 Мануэль де Фалья, восторгавшийся талантом Понсе, высоко ценил его пьесы в стиле  Вайса. «Мой дорогой друг, - писал  Мануэль де Фалья 5 апреля 1943 года Мануэлю  Понсе, - опубликовали ли Вы прекрасную пьесу в стиле XVIII века, которую Андрес Сеговия лет десять назад играл в Гранаде? Никогда не забуду впечатления, которое она произвела на меня».

 «Сюита  в стиле Вайса» бесподобна – завершающая  ее блестящая, виртуозная Жига подчеркивает танцевальный характер произведения и, безусловно, должна вызывать восторг  у слушателей. Прекрасны также  изысканная Аллеманда, чувственная  Сарабанда, а моторная динамика Гавота просто побуждает вас пуститься  в пляс. Но, на мой взгляд, наиболее выразительна среди всех пьес Прелюдия. Волнообразно, постепенно «раскручиваясь», как пружина, она приковывает  к себе внимание слушателя, очаровывая своим совершенством мелодики и  гармонии.

 Щедрый  мелодический дар Мануэля Понсе  раскрывается и в его «Двенадцати  Прелюдиях», посвященных Сеговии. «Мексиканская  Соната», трехчастная «Тема с  вариациями и Финал» - все эти  пьесы составляют неотъемлемый репертуар  современных гитаристов.

 Понсе умер в 1948 году. Незадолго до своей кончины  он получил «Национальную премию Искусства и Науки. Композитор похоронен  у себя на родине, в Мехико, в «Круглом Доме» пантеона «Долорес», где покоятся выдающиеся личности Мексики. В его  честь сделана надпись  на колонне  «Exedra». Эта мемориальная  надпись говорит о вкладе Мануэля Марии Понсе – поэта от музыки в сокровищницу национального искусства Мексики.

  Композитор  до сих пор пользуется признанием  на родине, да и во всем мире. 10-13 марта 1982 года в Мехико к  столетию со дня рождения Мануэля  Понсе состоялся Первый Международный  Конкурс гитаристов его имени. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе М. М. Понсе