Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 16:16, дипломная работа
ХХ век, благодаря Андресу Сеговии, стал поистине «золотым» для гитары. Это было время создания нового репертуара для инструмента. Активная концертная деятельность Сеговии сделала возможным появление творческих союзов исполнителя с серьезными и талантливыми композиторами разных стран. В родной Испании писали Федерико Морено-Торроба, Хоакин Турина, Мануэль де Фалья и Хоакин Родриго, в Мексике – Мануэль Мария Понсе, в Бразилии – Эйтор Вила-Лобос, в Италии – Марио Кастельнуово-Тедеско, в Польше – Александр Тансман. Это далеко не полный список мастеров, вдохновленных игрой и масштабностью творческой личности великого испанца. Создают свои концерты для гитары с оркестром М.Кастельнуово-Тедеско, Э.Вила-Лобос, Ф.Моррено-Торроба, Х.Родриго и М.М.Понсе.
Мануэль Мария Понсе создал для классической гитары ряд сонат. Художественную ценность и значение этих сонат для репертуара инструмента сложно переоценить. Как истинный профессионал, он обратился к вершине музыкальной формы – написанию сонат, и в каждом случае наполнил произведение своим глубоким и оригинальным содержанием. Как большой художник, он держал руку на пульсе своего времени, был в курсе всего, что происходило в мире серьезной академической музыки, но всегда оставался романтиком, который верен своим корням. Мануэль Понсе умело вплетал народный мексиканский мелос в рамки строгой, академически стройной сонатной формы. В результате же всегда получалось интересное, логически построенное и оригинальное сочинение, которое одинаково тепло воспринималось и коллегами – профессиональными музыкантами и самым широким кругом слушателей.
Цель данной работы – познакомить читателя с такой масштабной творческой фигурой, как Мануэль Мария Понсе, с его наследием и остановиться на более подробном рассмотрении его сонат, в особенности «Романтической Сонаты». Решение более внимательно и тщательно разобрать и проанализировать именно это произведение обусловлено тем, что «Соната №3» является, на мой взгляд, ярчайшим образцом сонатного творчества М.Понсе.
Нижегородская государственная консерватория
им.
М. И. Глинки.
Факультет
народных инструментов.
Попов
А. Ю.
М. М. Понсе
«Романтическая
соната». Анализ музыкальной
формы и исполнительские
рекомендации 1 части.
(Дипломный
реферат)
Руководитель
доцент Петропавловский А.А.
Рецензент
доцент Митяков
В.Н.
Нижний Новгород
2010 г.
Куэльяр
Мануэль Мария Понсе –
ХХ век, благодаря Андресу Сеговии, стал поистине «золотым» для гитары. Это было время создания нового репертуара для инструмента. Активная концертная деятельность Сеговии сделала возможным появление творческих союзов исполнителя с серьезными и талантливыми композиторами разных стран. В родной Испании писали Федерико Морено-Торроба, Хоакин Турина, Мануэль де Фалья и Хоакин Родриго, в Мексике – Мануэль Мария Понсе, в Бразилии – Эйтор Вила-Лобос, в Италии – Марио Кастельнуово-Тедеско, в Польше – Александр Тансман. Это далеко не полный список мастеров, вдохновленных игрой и масштабностью творческой личности великого испанца. Создают свои концерты для гитары с оркестром М.Кастельнуово-Тедеско, Э.Вила-Лобос, Ф.Моррено-Торроба, Х.Родриго и М.М.Понсе.
Мануэль Мария Понсе создал для классической гитары ряд сонат. Художественную ценность и значение этих сонат для репертуара инструмента сложно переоценить. Как истинный профессионал, он обратился к вершине музыкальной формы – написанию сонат, и в каждом случае наполнил произведение своим глубоким и оригинальным содержанием. Как большой художник, он держал руку на пульсе своего времени, был в курсе всего, что происходило в мире серьезной академической музыки, но всегда оставался романтиком, который верен своим корням. Мануэль Понсе умело вплетал народный мексиканский мелос в рамки строгой, академически стройной сонатной формы. В результате же всегда получалось интересное, логически построенное и оригинальное сочинение, которое одинаково тепло воспринималось и коллегами – профессиональными музыкантами и самым широким кругом слушателей.
Цель
данной работы – познакомить читателя
с такой масштабной творческой фигурой,
как Мануэль Мария Понсе, с
его наследием и остановиться
на более подробном рассмотрении
его сонат, в особенности «Романтической
Сонаты». Решение более внимательно и
тщательно разобрать и проанализировать
именно это произведение обусловлено
тем, что «Соната №3» является, на мой взгляд,
ярчайшим образцом сонатного творчества
М.Понсе.
Мануэль Мария Понсе родился в Мексике, в городе Фреснильо 8 декабря 1882 года. Через несколько недель после его появления на свет, семейство переезжает в Агуаскалиентас. До достижения 15ти летнего возраста Понсе жил в этом городе.
Если обратиться к биографам композитора, мы узнаем, что Понсе называли «музыкальным феноменом». Едва достигнув 4х лет от роду, он поразил окружающих следующим своим поступком. К старшей сестре Мануэля на дом приходил учитель давать уроки фортепиано. После очередного занятия, на котором присутствовал мальчик, Понсе сел за инструмент и без всякой подготовки сыграл одну из пьес, услышанных только что. Родители будущего композитора незамедлительно начали обучать мальчика вместе с сестрой игре на фортепиано и музыкальной грамоте.
В 1901 году
Понсе поступает в Национальную
Консерваторию одинаково
Творчество Мануэля Понсе неразрывно связано с мексиканским фольклором. Начав в Мехико свое музыкальное образование, Понсе продолжил его в Италии, Германии и Франции. В Париже мексиканский музыкант занимался у Поля Дюка, последователя и друга Клода Дебюсси. Вернувшись в Мексику, Понсе активно участвует в развитии национальной музыкальной культуры: становится во главе консерватории, основывает и возглавляет журнал «Cultura Musical» (Музыкальная культура). Мануэль Понсе – автор сочинений различных жанров: концертов для фортепиано, скрипки (один из его лучших исполнителей – Генрих Шеринг), струнного квартета, симфонического триптиха «Чапультатек», мексиканской баллады для фортепиано и оркестра, оркестровой сюиты в старинном стиле – «Пение и танцы древних мексиканцев» и многих других. О глубоком проникновении Понсе в мексиканский фольклор свидетельствует знаменитая песня «Эстрелита» (эта песня известна и в транскрипции для скрипки Я.Хейфеца). Среди других вокальных сочинений следует отметить «Гранаду» (посвящена А.Сеговии) и три песни на стихи М.Ю.Лермонтова.
В1932 году
в издательстве «Шота» Андрес Сеговия
опубликовал в своей редакции
«Вариации на тему Испанской Фолии»
и Фугу Мануэля Понсе. По мнению Сеговии,
это одно из самых значительных сочинений
среди когда-либо созданных для
гитары. В цитированной выше статье
«Заметки сердца и памяти», Сеговия
вспоминает о совместном автомобильном
путешествии с Мануэлем де Фальей
из Швейцарии в Венецию на международный
музыкальный фестиваль. Во время
этого путешествия Сеговия
Мануэль
Понсе настолько доверял
В творческом содружестве Понсе с Сеговией рождался«Южный Концерт», также посвященный великому гитаристу. «С весны 1926 года, - вспоминает Сеговия, - основные темы этого сочинения зрели в его душе. Но обстоятельства моей жизни, разделившие нас на долгие годы, не позволили завершить этот концерт. Частично это было связано с возникавшими трудностями. Мы боялись, что нежная звучность гитары потонет в звучании оркестра или что прозрачные краски гитары, подобно ночным светлячкам перед зарей, померкнут в соединении с оркестром. Создание «Южного Концерта» задерживалось до тех пор, пока не появился концерт Кастельнуово-Тедеско Ре-мажор, исполненный мной в Мексике с оркестром, которым дирижировал Понсе. Это послужило толчком к возвращению Понсе к работе над концертом. Я откладывал все дела и с огромным наслаждением отдавался изучению того, что выходило из-под пера Понсе». (Segovia A. Manuel. M. Ponce \\ Ritmo.1972 №422)
Творческое сотрудничество Сеговии с Мануэлем Понсе оказалось исключительно плодотворным. Помимо названных выше сочинений, Понсе посвятил Сеговии «Классическую сонату» (дань почтения Фернандо Сору), «Романтическую сонату» (Дань почтения Францу Шуберту), «Мексиканскую сонату», «Тему, вариации и Финал», «Этюд», «Вальс», «Мазурку». Мексиканский композитор сделал для Сеговии и обработку сочинений А.Скарлатти, Н.Паганини, И.С.Баха. Сравнительно недавно стало известно, что Понсе принадлежит и Сюита, которую считали сочинением знаменитого лютниста Сильвиуса Леопольда Вайса. Эту Сюиту (Прелюдию, Аллеманду, Сарабанду, Гавот и Жигу) Понсе написал по инициативе Сеговии, продемонстрировав высочайшее искусство художественной стилизации.
Мануэль де Фалья, восторгавшийся талантом Понсе, высоко ценил его пьесы в стиле Вайса. «Мой дорогой друг, - писал Мануэль де Фалья 5 апреля 1943 года Мануэлю Понсе, - опубликовали ли Вы прекрасную пьесу в стиле XVIII века, которую Андрес Сеговия лет десять назад играл в Гранаде? Никогда не забуду впечатления, которое она произвела на меня».
«Сюита в стиле Вайса» бесподобна – завершающая ее блестящая, виртуозная Жига подчеркивает танцевальный характер произведения и, безусловно, должна вызывать восторг у слушателей. Прекрасны также изысканная Аллеманда, чувственная Сарабанда, а моторная динамика Гавота просто побуждает вас пуститься в пляс. Но, на мой взгляд, наиболее выразительна среди всех пьес Прелюдия. Волнообразно, постепенно «раскручиваясь», как пружина, она приковывает к себе внимание слушателя, очаровывая своим совершенством мелодики и гармонии.
Щедрый мелодический дар Мануэля Понсе раскрывается и в его «Двенадцати Прелюдиях», посвященных Сеговии. «Мексиканская Соната», трехчастная «Тема с вариациями и Финал» - все эти пьесы составляют неотъемлемый репертуар современных гитаристов.
Понсе умер в 1948 году. Незадолго до своей кончины он получил «Национальную премию Искусства и Науки. Композитор похоронен у себя на родине, в Мехико, в «Круглом Доме» пантеона «Долорес», где покоятся выдающиеся личности Мексики. В его честь сделана надпись на колонне «Exedra». Эта мемориальная надпись говорит о вкладе Мануэля Марии Понсе – поэта от музыки в сокровищницу национального искусства Мексики.
Композитор
до сих пор пользуется