М. М. Понсе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 16:16, дипломная работа

Описание

ХХ век, благодаря Андресу Сеговии, стал поистине «золотым» для гитары. Это было время создания нового репертуара для инструмента. Активная концертная деятельность Сеговии сделала возможным появление творческих союзов исполнителя с серьезными и талантливыми композиторами разных стран. В родной Испании писали Федерико Морено-Торроба, Хоакин Турина, Мануэль де Фалья и Хоакин Родриго, в Мексике – Мануэль Мария Понсе, в Бразилии – Эйтор Вила-Лобос, в Италии – Марио Кастельнуово-Тедеско, в Польше – Александр Тансман. Это далеко не полный список мастеров, вдохновленных игрой и масштабностью творческой личности великого испанца. Создают свои концерты для гитары с оркестром М.Кастельнуово-Тедеско, Э.Вила-Лобос, Ф.Моррено-Торроба, Х.Родриго и М.М.Понсе.
Мануэль Мария Понсе создал для классической гитары ряд сонат. Художественную ценность и значение этих сонат для репертуара инструмента сложно переоценить. Как истинный профессионал, он обратился к вершине музыкальной формы – написанию сонат, и в каждом случае наполнил произведение своим глубоким и оригинальным содержанием. Как большой художник, он держал руку на пульсе своего времени, был в курсе всего, что происходило в мире серьезной академической музыки, но всегда оставался романтиком, который верен своим корням. Мануэль Понсе умело вплетал народный мексиканский мелос в рамки строгой, академически стройной сонатной формы. В результате же всегда получалось интересное, логически построенное и оригинальное сочинение, которое одинаково тепло воспринималось и коллегами – профессиональными музыкантами и самым широким кругом слушателей.
Цель данной работы – познакомить читателя с такой масштабной творческой фигурой, как Мануэль Мария Понсе, с его наследием и остановиться на более подробном рассмотрении его сонат, в особенности «Романтической Сонаты». Решение более внимательно и тщательно разобрать и проанализировать именно это произведение обусловлено тем, что «Соната №3» является, на мой взгляд, ярчайшим образцом сонатного творчества М.Понсе.

Работа состоит из  1 файл

Диплом Понсе.docx

— 285.03 Кб (Скачать документ)

3.Обзор  сонат, написанных  Мануэлем Понсе  для гитары. Черты  стиля композитора.

   В  данном разделе работы будут  рассматриваться «Классическая  соната», законченная в 1923 году (посвящение виртуозу гитары XIX века и замечательному композитору Фернандо Сору), «Романтическая соната» (дань памяти Францу Шуберту, любившему гитару), написанная Мануэлем Понсе в 1929 году и «Мексиканская соната», созданная композитором в период работы над «Южным Концертом» для гитары с оркестром и других крупномасштабных произведений, основанных на национальной музыке Мексики. «Соната №3» будет подробно рассматриваться в следующих разделах.

 Обращение Понсе к неоклассицизму говорит  о глубоком и искреннем интересе композитора к истории европейской  классической и романтической музыки. Интересен еще и тот факт, что курс истории музыки. Неоклассические произведения Понсе  показывают нам его отличные знания гармонии, контрапункта и особенности стилей композиторов прошлого.

 Все сонаты Мануэля Понсе посвящены Андресу  Сеговии. Замысел «Классической  сонаты» появился у композитора  после того, как в Париже он услышал  в исполнении Сеговии музыку Фернандо Сора, «Бетховена гитары». Сор был испанцем по рождению, но практически всю свою творческую жизнь провел во Франции, Англии и России. Менуэты Сора, миниатюры по форме, являются, однако шедеврами в плане освоения гармонического словаря гитары и технических возможностей инструмента. Музыка Сора – чистый образец классического стиля.

 «Классическая соната» Мануэля Понсе является ярким образцом неоклассицизма. Форма  и произведения в целом, и отдельных  его частей полностью соответствует  понятию «классической сонатной формы»

 Открывает сонату Allegro, построенное по всем канонам жанра: яркая главная партия создает основной контраст с оттеняющей ее лиричной побочной. Повторяющаяся буквально экспозиция заканчивается яркой, триольной заключительной партией. Затем начинается разработка. Этот раздел построен на всестороннем развитии элементов всех партий экспозиции. Здесь мы видим Понсе, как композитора, который не разбрасывает как попало мелодический материал, а умело развивает интонацию, и показывает весь скрытый потенциал любого мелодического оборота. Разработка заканчивается классическим предыктом на доминантовом органном пункте в стиле Бетховена, Сора и других композиторов-классиков. В репризе, как и положено, главная партия «примиряется» с побочной, проходя в одной тональности. Построение завершается оптимистичной, полной и совершенной каденцией с задержанием к тонике в верхнем голосе (типично классический прием, уходящий, однако, своими  корнями в барокко).

 Вторая  часть Сонаты, как и положено, написана в темпе Andante. Это лирическая трехчастная пьеса с чертами сицилианы или медленной сарабанды с хоральным эпизодом в середине. Здесь очень выразительно слушается пунктирный ритм, создающий смысловые аллюзии с музыкой VIII века.

  Третья  часть – типичный образец менуэта  Сора, тонально обогащенный за  счет достижений гармонического  языка Понсе, впитавшего все  последние достижения в этой  области.

  Финал  – сонатная форма с чертами  рондо. В роли рефрена выступает  побочная партия, элементы которой  мы встречаем в разработке  в Фа-мажоре. Вообще, следует заметить  тяготение Понсе к рондосонатности в заключительных разделах сонат (так же черта классического сонатно-симфонического цикла). Темп Allegro, насыщенная событиями разработка и кода на материале главной партии ставят логическую точку в формообразовании. Классические традиции подчеркнуты завершающей коду каденцией с задержанием к тонике.

 Классическая  соната Мануэля Понсе является образцом полного проникновения в стиль  Фернандо Сора, композитора начала XIX века, художником ХХ столетия с пониманием, любовью и большой ответственностью.

 В 1929 году Понсе заканчивает еще одну стилизацию. На этот раз это Соната, посвященная  Францу Шуберту, великому романтику. Она  так и называется: «Романтическая Соната». Произведение действительно  «дышит» настроением музыки Шуберта. Уже в первой части  четырехчастного  цикла (Allegro moderato) мы встречаем две темы, типично по-шубертовски взаимодействующие между собой через внезапные смены настроения и ритмически капризные. Понсе использует типичные для австрийского романтика мажоро-минорные сопоставления. Здесь мы видим даже излюбленный прием Шуберта – внезапную паузу на целый такт. Очень интересен раздел разработки триольного строения, сильно напоминающий своим настроением и тревожной темой в басу знаменитого «Лесного царя» Ф.Шуберта.

  Второй  раздел – чувственная песня,  наполненная подголосками и имитациями, -  написана в форме АВА. Средний  раздел – хорал, создающий  ощущение легкой встревоженности,  которое испаряется при повторном  проведении основной песенной  темы. Прерванный оборот в коде  окончательно утверждает состояние  полного успокоения и приносит  твердую уверенность в том,  что все беды и невзгоды  рано или поздно заканчиваются.  Я бы назвал Andante expressivo «Романтической Сонаты» колыбельной песней.

 Третья  часть (Allegro vivo – piu lento expressivo) – также трехчастна. Здесь контраст основан уже на темповом противопоставлении крайних разделов тревожно-вопросительного характера и середины, – хорала успокаивающего, слегка отрешенного характера, перекидывающего «смысловую арку» во вторую часть Сонаты. 

 Финал –  это «романтическая соната» в  буквальном смысле, со всеми драматическими событиями, присущими романтизму. Главная  партия – маршеобразная песня  жизнеутверждающего характера. Она  уступает место контрастной, развернутой  и  модулирующей связуюшей партии встревоженного характера, построенной  на арпеджио. Далее следует изящная  побочная партия игривого характера, на материале которой строится следующий  за ней раздел разработки. Связующим, «цементирующим» элементом этой части сонаты является начальный марш, который проводится в разных тональностях три раза, придавая финалу черты Рондо. Кода – аккордовая последовательность, расцвеченная красками романтических гармоний. Здесь дается жизнеутверждающий ответ на  все вопросы, которые были подняты в предыдущих частях сонаты.

 В плане  композиторского стиля и языка  Мануэля Понсе очень интересна  его «Мексиканская Соната». Это  вполне объяснимо – здесь для  автора благодарнейшая почва для  творческого высказывания. Само название и тематика Сонаты были выбраны Понсе  неслучайно. В возрасте 44 лет, неудовлетворенный  своей технической оснащенностью, Понсе едет в Париж и проходит обучение в классе композиции и оркестровки  у Поля Дюка, последователя и друга  великого французского импрессиониста Клода Дебюсси. Здесь он знакомится с Эйтором Вила-Лобосом, отцом  современной бразильской музыки. Вдохновленный Вила-Лобосом и  идеями Дюка о свободном тематическом развитии и оркестровых красках, Мануэль Понсе в очередной  раз обращается к мексиканскому  фольклору. Первыми плодами этого  увлечения стали симфонический  триптих Чапультатек (1929) для оркестра, «Пение и танцы древних мексиканцев» и «Фериал», симфонический дивертисмент. Эти произведения были с энтузиазмом  восприняты думающей  прогрессивной  публикой того времени. В 1929 году его  знания в области мексиканского  искусства были настолько обширными, что он был избран Профессором  Музыкального Фольклора в Университете Мехико.

 Большинство произведений Понсе для гитары посвящены  Андресу Сеговии. Не является исключением  и «Мексиканская Соната». Четыре раздела Сонаты были развиты из предложенных испанским маэстро названий: I. Bailecito del Rebozo (маленький танец длинного шарфа); II. Lo Que Suena el Ahuehuete (грезы Ахьехьете (мексиканское дерево, название которого означает: «то, что не хочет стареть»)); III. Interludio Tapatio (интерлюдия национального мексиканского танца); IV. Ritmos y Cantos Aztecas (ритмы и песни ацтеков). Как видно из вышесказанного, замысел произведения был изначально программным. Однако в окончательной редакции «Мексиканской Сонаты» Мануэль Понсе решил не давать программных названий частям опуса. Вся программа сжалась до названия опуса – «Мексиканская Соната».

 В этой Сонате мы видим симбиоз классической сонатной формы с тематизмом, основанным на национальном фольклоре Мексики  – родины композитора.

 Уже с  начальных тактов первой части (Allegro moderato), мы попадаем в мир гармоний и ритмов, непривычных для уха европейского слушателя. Невольно возникают ассоциации с ранними стилями джазовой музыки, такими, как фокстрот и регтайм. Ритмика здесь изыскана. Практически во всех партиях сонатной формы мы встречаем синкопы и смысловые акценты на слабых долях такта. Поражает кристальная чистота и выдержанность канонов сонатной формы в первой части «Мексиканской Сонаты». Танцевальная главная партия строится с использованием джазовых гармоний при практическом отсутствии «чистых» трезвучий. Здесь в арсенале композитора в основном септаккорды и нонаккорды, часто альтерированные. Связующая партия также остро синкопирована. Основная ее задача – это модуляция в тональность побочной партии (E-dur). Побочная – «жемчужина» ритма. Здесь замечательно используется тембральная палитра гитары – натуральные флажолеты в басу на сильную долю - просто находка. Далее – очень яркая заключительная партия. Здесь резкие расгеадо и характерные полутоновые сопоставления гармоний (E-dur  и F-dur-ный септаккорд) создают аллюзии с музыкой фламенко. Завершается экспозиция пентатоническими пассажами, подчеркивающими связь с фольклорной музыкой. Экспозиция повторяется. Разработка практически вся строится на материале главной партии и заключается в мастерском «жонглировании» попевками. Здесь мы видим полную свободу Понсе во владении гармонией. Он легко модулирует в любую тональность и звучит это всегда оригинально и естественно. Заканчивается раздел многозначительной ферматой на паузе. Реприза полностью повторяет экспозицию. Как и положено, в репризе побочная партия проходит в тональности главной.

 Настоящим импрессионистом показывает себя Мануэль  Понсе во второй части «Мексиканской  Сонаты». Размер 5/8, неторопливый темп, еле уловимые «переползания» из тональности  в тональность. Роскошные, немыслимые гармонии-образы рисуют картину медитации  и вечного покоя. Лишь серединная восходящая секвенция вносит легкую тревогу в повествовательную  безмятежность, но затем опять восстанавливается  вечное, нерушимое равновесие и картина  растворяется вдали.

  Третья  часть, - это скерцо-серенада (Allegretto in tempo di serenata). Она также ритмически и гармонически изыскана. Некоторые элементы (вступительный проигрыш) придают ей черты баркаролы. Это простая трехчастная форма с кодой. Подвижная первая часть сменяется аккордовым эпизодом, растворяющимся в звучании искусственных флажолетов. Ритмически замысловатый (смещение акцентов-аккордов по разным долям такта) и технически сложный пассаж приводит к повторному проведению первой, скерцозной темы. Кода заставляет опять вспомнить об Испании (Ля-мажорное и Си-бемоль-мажорное трезвучия на остинатном басу Ля). В целом, третья часть «Мексиканской Сонаты» выполняет роль, своего рода интерлюдии, связывая медитативную вторую часть с финалом опуса.

 Заключительный  раздел сонаты (Allegretto un poco vivace) написан в сонатной форме. В целом, раздел носит жизнерадостный, танцевальный характер. Главная партия развивается в переменном размере (6/8:3/4). Развернутая связующая партия носит черты разработки, настолько интересно развивает Понсе отдельные фольклорные попевки. Побочная партия более лирична и лаконична. Экспозиция не повторяется, однако разработочный раздел начинается с проведения элементов главной партии в тональности Фа-мажор (основная тональность финала – Ля-мажор). Это придает разделу признаки рондо. Далее мы встречаем в разработке напоминания и о главной партии первой части сонаты, что является, в своем роде, «смысловой аркой», соединяющей крайние части «Мексиканской Сонаты». Вообще форму финала можно назвать сонатной лишь условно: после мощного аккордового нагнетения на доминантовом органном пункте наступает кода, построенная на элементах разработки. В последних тактах сонаты происходит «борьба за тонику» с использованием трезвучия VI пониженной ступени.

 На примере  вышеописанных трех сонат Мануэля  Марии Понсе мы можем сделать  некоторые выводы:

 Во-первых, художник всю свою жизнь находился  в поиске, характеризующая настоящего профессионала постоянная тяга к  самосовершенствованию никогда  не покидала композитора.

 Во-вторых, Понсе стал настоящим мастером стилизации. Он настолько глубоко проникал в  стиль и настроение музыки разных эпох, что порой его музыку можно  легко спутать с ее прообразами (пример – неутихающие до сих  пор споры об авторстве Понсе  в отношении «Сюиты в стиле  Л.С.Вайса»)

 В третьих, попробовав себя в различных стилях и жанрах: классической, романтической  музыки и музыки барокко, Мануэль  Понсе становится на путь истинного  композитора – сына своего народа – обращается к родному фольклору  и применяет свой профессионализм  на благодатнейшей почве родной мексиканской музыки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

4.Анализ музыкальной формы «Романтической сонаты» М. М. Понсе 
 
 
 
 
 
 
 

 

5.Исполнительские  рекомендации 

1 части 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

Информация о работе М. М. Понсе