Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 16:16, дипломная работа
ХХ век, благодаря Андресу Сеговии, стал поистине «золотым» для гитары. Это было время создания нового репертуара для инструмента. Активная концертная деятельность Сеговии сделала возможным появление творческих союзов исполнителя с серьезными и талантливыми композиторами разных стран. В родной Испании писали Федерико Морено-Торроба, Хоакин Турина, Мануэль де Фалья и Хоакин Родриго, в Мексике – Мануэль Мария Понсе, в Бразилии – Эйтор Вила-Лобос, в Италии – Марио Кастельнуово-Тедеско, в Польше – Александр Тансман. Это далеко не полный список мастеров, вдохновленных игрой и масштабностью творческой личности великого испанца. Создают свои концерты для гитары с оркестром М.Кастельнуово-Тедеско, Э.Вила-Лобос, Ф.Моррено-Торроба, Х.Родриго и М.М.Понсе.
Мануэль Мария Понсе создал для классической гитары ряд сонат. Художественную ценность и значение этих сонат для репертуара инструмента сложно переоценить. Как истинный профессионал, он обратился к вершине музыкальной формы – написанию сонат, и в каждом случае наполнил произведение своим глубоким и оригинальным содержанием. Как большой художник, он держал руку на пульсе своего времени, был в курсе всего, что происходило в мире серьезной академической музыки, но всегда оставался романтиком, который верен своим корням. Мануэль Понсе умело вплетал народный мексиканский мелос в рамки строгой, академически стройной сонатной формы. В результате же всегда получалось интересное, логически построенное и оригинальное сочинение, которое одинаково тепло воспринималось и коллегами – профессиональными музыкантами и самым широким кругом слушателей.
Цель данной работы – познакомить читателя с такой масштабной творческой фигурой, как Мануэль Мария Понсе, с его наследием и остановиться на более подробном рассмотрении его сонат, в особенности «Романтической Сонаты». Решение более внимательно и тщательно разобрать и проанализировать именно это произведение обусловлено тем, что «Соната №3» является, на мой взгляд, ярчайшим образцом сонатного творчества М.Понсе.
Значение наследия Куэльяра Мануэля Марии Понсе для репертуара классической гитары и воспитания истинного художественного вкуса у исполнителей на этом инструменте сложно переоценить. Благодаря активной гастрольно-концертной деятельности и личным качествам великого пропагандиста гитары XX века Андреса Сеговии появились произведения, уникальные по своей глубине и воздействию на слушателя. Благодаря своему огромному таланту и бесконечной любви к фольклору родной Мексики, Понсе всю свою жизнь не переставал совершенствоваться, чтобы создать непревзойденные по мастерству и художественной ценности произведения, которые навсегда вошли в репертуар лучших концертирующих гитаристов мира. Однако Понсе не ограничился только музыкой, основанной на народных традициях Мексики. Как уже говорилось ранее, композитор создал ряд замечательных стилизаций, всякий раз очень точно попадая в стиль изображаемых мастеров прошлого. Его «Южный концерт» из года в год исполняется лучшими оркестрами и гитаристами на лучших концертных площадках по всему миру. Сонаты входят в обязательную для исполнения программу многих международных конкурсов. Долгую концертную жизнь получили также его вокальные, оркестровые произведения и сочинения для других инструментов (вокальная «Эстрелита», скрипичный концерт и другие).
Цель
данной работы заключается в том,
чтобы исследовать и обратить
внимание читателя на гитарное наследие
одного из ярчайших композиторов XX столетия,
сделать его музыку ближе и понятней для
российских гитаристов, хотя произведения
маэстро, безусловно, говорят сами за себя.
К огромному сожалению, существует
ничтожное количество материалов и литературы
по исследуемому вопросу, но музыка Понсе
настолько насыщена содержанием и смыслом,
что любое вербальное описание блекнет,
при личном знакомстве со звучащим материалом.
Автор не претендует на однозначную трактовку
исследованных в данной работе Сонат Мануэля
Понсе, так, как нет еще таких слов, которые
могли бы вполне адекватно заменить личное
знакомство с музыкой. Но, исходя из личного
опыта, (мной лично были исполнены в концертах
«Сюита в стиле Вайса», «Романтическая
Соната», «Мексиканская Соната» и «Соната
№3») хочется отметить, что испытываешь
редкое эстетическое чувство, прикасаясь
к произведениям великого мексиканца
по происхождению, но гражданина мира,
который в полной мере унаследовал и развил
традиции европейской композиторской
школы, и сказал свое, глубоко индивидуальное
слово в музыкальном искусстве XXго столетия.
Мастера узнают по почерку, и в данной
работе была предпринята попытка проследить
определенные этапы формирования личного,
индивидуального почерка замечательного
мексиканского композитора, педагога
и общественного деятеля Куэльяра Мануэля
Марии Понсе.
7.Список литературы.