Музыкальная лексема (на примере Вокализа С.Рохманинова)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 21:07, реферат

Описание

Обратимся к роли дыхания в образовании певческого звука. Прежде всего отметим, что работа дыхательного аппарата во время речевой и певческой фонации тесно связана с работой гортани и артикуляционного аппарата, поэтому изолированное рассмотрение действий дыхательного аппарата в пении в значительной мере условно. Голосовой аппарат работает как единое взаимосвязанное целое

Содержание

Взаимосвязь дыхания с другими частями голосового аппарата 3
Визуальные наблюдения за дыханием в пении и мнения педагогов
и певцов о роли дыхания 4
2. Исторические данные о дыхании при пении. 6
3. Профессиональный долг и авторитет как важнейшие
категории этики дирижера. 8
4. Справедливость, честь и достоинство дирижера. 11
5. Навыки и умения дирижера как составная часть этики
с учетом разновидностей профессии. 13
6. Эстетические особенности воздействия музыки на
духовный мир личности. 15
Заключение 17
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Дыхание оля.doc

— 139.50 Кб (Скачать документ)

   Основной  причиной перехода к грудодиафрагматическому типу дыхания явился иной характер голоса, которым стали пользоваться после реформы Ж. Дюпре.

   В век колоратуры не требовался голос  большой силы, способный к передаче драматизма, имеющий мощное звучание в верхнем отрезке диапазона. Критерием профессионализма были прежде всего легкость, изящество, техническое совершенство, владение всеми видами колоратурной техники, умение импровизировать, украшать композиторскую мелодию.

      Большая французская опера Галеви, Мейербера  и вокальный стиль опер Верди  предъявили новые требования к певцам. Тесситура партий повысилась. В связи с драматической насыщенностью кульминации партий перенеслись на верхний отрезок диапазона голоса, усилился состав оркестра, повысилась плотность его звучания. Наконец, и помещения, в которых приходилось петь, стали несравнимо большими, чем в эпоху старой итальянской школы. Эти новые требования заставили искать необходимые приспособления голосового аппарата. Фальцетное звучание верхнего отрезка диапазона мужских голосов не могло выразить ни того драматизма, ни той эмоциональной насыщенности, которая вкладывалась в вокальные партии новых опер. В результате было найдено и введено в практику оперного пения так называемое смешанное прикрытое звучание верхнего отрезка диапазона мужских голосов, связанное с именем знаменитого драматического тенора французской оперы Жильбера Дюпре.

   Подводя итоги сказанному, можно сделать  три основных вывода.

   Исторически характер дыхания и характер звука, которым пользовались певцы, всегда были тесно связаны друг с другом.

   Вокально-техническое  совершенство может быть достигнуто при любом типе дыхания.

   Грудной тип дыхания не является порочным. На нем можно выработать и большую  длительность звучания голоса, и большое  вокально-техническое мастерство.

   Научные данные по дыханию в пении.

   Как говорилось выше, одним из первых научных опытов, показавших разницу расхода дыхания в зависимости от организованности певческого звука, был эксперимент старых итальянцев с пламенем свечи. Мануэль Гарсиа (сын) в середине прошлого столетия отметил разницу в затратах дыхания в грудном и фальцетном регистрах голоса и, впервые заглянув через изобретенное им гортанное зеркало в гортань поющего человека, установил причину этого явления. В грудном регистре, при малых затратах дыхания, голосовые складки сомкнуты плотно, а в фальцетном регистре, где наблюдалась большая трата дыхания, голосовые складки не замыкали голосовую щель, оставляя между собой пространство веретенообразной формы. Так М. Гарсиа впервые удалось точно установить, что расход дыхания при голосообразовании зависит от характера работы голосовых складок.

   С появлением в конце XIX века физиологических методов исследования, позволявших записывать движения грудных и брюшных стенок во время речи и пения, удалось точно зафиксировать и обобщать наблюдения над дыханием в пении.

     В нашей стране дыхание у певцов наиболее полно исследовал в 20—30-х годах Л. Д. Работнов. Прежде всего он установил, что расход дыхания и движения стенок дыхательных органов зависят от квалификации певца, от степени владения певческим голосом.

   Своей гипотезой Работнов внес большой  вклад в изучение фонационного дыхания, расширил представления о работе дыхательного аппарата во время пения. Непосредственные наблюдения за работой гладких мышц легких, сделанные уже в наше время, показали правильность его предположения об активной их роли во время фонации, хотя и не подтвердили всех положений.

диафрагмы.

   Как только перед голосовым аппаратом ставится задача произнесения звуков речи, работа дыхания необычайно усложняется. Оно начинает гибко подчиняться тем требованиям, которые диктует ему гортань и ар-тикуляторные органы для воспроизведения нужного речевого звука, произнесенного с той или иной экспрессией.

      Все звуки речи делятся по звучанию и  механизму образования на две большие группы: гласные и согласные. В соответствии  с этим,  в организме есть два  возбудителя звуков Один из них — тоновой генератор, т. е. возбудитель звуковых колебаний, имеющих определенную высоту, силу и тембр. Это голосовая щель (голосовой затвор). Благодаря этому возбудителю звуковых колебаний возникает голос, звук, который потом, в рсзультате резонанса глоточной и ротовой полостей, меняет свой тембр, превращаясь в тот или иной гласный.

   Второй  тип возбудителя — шумовой  — создает непрерывные спектры, часто очень широкой полосы, которые мы воспринимаем как шумы. Шумы возникают благодаря прорыву или прохождению струи воздуха через препятствия: суженые отверстия, щели или другие затворы, ставящиеся артикуляторным аппаратом (артикуляционный затвор). Эти шумы мы классифицируем нашим ухом как тот или иной согласный звук. При формировании сонорных (звучных) согласных в работу включаются и звуковой и шумовой возбудители звуков.

   Энергию для рождения звуковых колебаний  всегда несет дыхание, которое в зависимости от того, какой возбудитель звуков работает, какой звук формируется и с какой силой он должен прозвучать, подается в нужном количестве и под необходимым давлением.

   На  характер работы голосовой щели в  сильной степени влияет то противодавление (импеданс), которое образуется в полостях ротоглоточного канала. Импеданс различен на разных звуках речи и оказывает свое влияние на работу голосовой щели, а тем самым и на дыхание.

   В системе управления дыхательной  функцией заложены механизмы, способные  осуществить  быстротекущую смену давлений и нужных для каждого звука порций дыхания. Как показали рентгенографические исследования Н.И. Жинкина, таким автоматическим устройством, регулирующим давление, является гладкая мускулатура бронхиального дерева и диафрагма.

      Жинкину удалось установить, что при произнесении слова "мила" в момент формирования и диафрагма стоит выше, а при переходе к а она делает резкое движение вниз (парадоксальное движение),  чем снижает давление под складками и тем самым громкость а. Бронхи, которые были широкими на и, мгновенно суживаются при переходе от и к о, так как для уменьшения громкости а надо не только снизить давление, но и подать к складкам меньше дыхания, чем на и.

        Ширина просвета бронхов регулирует количество воздуха, поступающее к голосовой щели, а движения диафрагмы — степень его давления. Следовательно, на общий посыл дыхания, который определяет уровень громкости речи в данный момент, регулировочная мускулатура — диафрагма и гладкие мышцы бронхиального дерева накладывают свой "узор" смены давлений, в зависимости от работы голосового и артикуляционного затворов1. Так, в исследованиях Жинкина получила четкое экспериментальное подтверждение гипотеза Работнова об активной роли гладких мышц бронхов. Однако если Работнов считал ее основной силой, создающей бронхиальный выдох, то теперь экспериментально доказана ее регулировочная роль. Она осуществляется автоматически, рефлекторно, без участия нашего сознания. Сознание контролирует только общий посыл дыхания, т. е. громкость речи, ее акценты, повышения и понижения, связанные с эмоциональной окраской произносимого. Автоматизм, который вырабатывается между подачей дыхания, работой гортани и артикуляторных органов при произношении звуков речи, устанавливается с детства. Это саморегулирующаяся система работы артикуляторных органов и голосовой щели, с одной стороны, и дыхания — с другой.

   В речевой функции весьма явственно  выражается двойное управление дыханием и его гибкая приспособляемость к жизненным заданиям, о которых мы говорили выше.

   Дыхание при певческом  звукообразовании. В  пении мы сталкиваемся с той же системой органов, работающих по тем же законам, что и в речи. Однако по сравнению с речью, пение имеет ряд принципиальных отличий, поэтому и координация здесь совершенно иная. Пение нельзя рассматривать как растянутую речь. Оно связано с образованием специфического певческого звука. Мы уже говорили об этом в разделе акустики. Вспомним лишь принципиальные отличия от речи.

   Речь  построена на скользящих вверх и  вниз движениях голоса. На гласных это скольжение зависит от интонации, с которой мы произносим слово. Тем самым создается определенная мелодика речи. В пении высота остается строго постоянной для каждого щука в соответствии с музыкальной мелодией. Звуки речи, скользя но туковой шкале, быстро сменяют друг друга, подчиняясь законам речевого произнесения слов. В пении эта скорость задается

   1 Понятии "голосовой" и "артикуляционный зитворы" даются в книге наравне ■ т»|1мн1М1ми "галоетмя щель" и "артикуляционный аппарат".

музыкальным темпом и ритмом, произнесение слов бывает сильно растянуто и не подчиняется речевым нормам. Отличительным  признаком певческого голоса является тембр. В пении он приобретает льющийся характер благодаря вибрато, которого в речи нет. Кроме того, он получает специфическую округлость и одновременно металличность, что, как мы знаем, связано с образованием особых певческих формант. Часто речевой и певческий тембры у одного и того же человека не совпадают и по речевому голосу нельзя определить, есть ли у него певческий голос и какого он тембра. Каждый имеющий отношение к вокальному искусству замечал, что встречаются, например, меццо-сопрано, которые в речи производят впечатление сопрано, и наоборот.

   Все это показывает, что в работе голосового аппарата для формирования певческого голоса есть своя особая певческая координация. Специфические певческие качества голоса требуют для своего образования столь же специфической координации в работе голосового аппарата. Сколько бы мы ни растягивали речь, она никогда не прозвучит певчески. И наоборот, даже убыстренное пение, скороговорка должна звучать певчески, не переходя в речь. Эти особые певческие координации, как и речевые, зафиксированы современными методами исследования и подвергнуты научному анализу. Естественно, что наряду с иными органами, участвующими в голосообразовании, и дыхание работает различно при речевой и певческой фонации.

   Все те особенности работы дыхания, которые  были отмечены при произнесении гласных  и согласных, а именно координированный особый для каждого звука посыл дыхания к голосовому или артикуляторному затворам, остаются в силе и при пении, хотя несколько видоизменяются с образованием певческого звука. При формировании глухих согласных эта разница несущественна, так как голосовая щель не включается в работу. Лишь необходимость значительно повысить громкость глухих согласных в пении требует большего усилия как от дыхания, так и от мышц, формирующих артикуляционное препятствие. Что касается формирования звонких согласных, а тем более гласных, где включается в работу голосовой затвор — голосовые складки, координация дыхания и складок резко изменяется.

Как показывают рентгенологические наблюдения в пении, гортань занимает особое "певческое" положение и система полостей надставной трубки организуется иначе. У певцов, пользующихся повышенным положением гортани (по отношению к состоянию покоя), в пении надставная трубка укорачивается, у певцов, опускающих гортань, она удлиняется. У всех певцов полость глотки, рта и само ротовое отверстие относительно больше в пении, чем вречи. Таким образом, условия для выведения звуковой энергии и аэродинамические условия, и сопротивление, создающееся в надставной трубке, при пении будут иными.

   Однако  наиболее существенные изменения в  работе голосовой щели происходят при образовании певческого звука. Как вибрато, так и высокая певческая форманта, являющаяся важнейшей характеристикой певческого звука, формируются в самой гортани в результате специально найденной координации.

   Поиск наилучшего звучания голоса помогает выработать нужный тип смыканий голосовых складок, характер их колебаний. Различные педагогические приемы приводят к координации в работе гортанного сфинктера и дыхания, что рождает наилучшие певческие качества голоса. Гортанный сфинктер по-разному включается в работу в зависимости от посыла дыхания. Величина его напора при образовании звука меняет плотность соприкосновения голосовых складок и влияет на длительность фазы смыкания и размыкания, а вместе с этим и на тембр певческого голоса, на его вокальные качества.

   Естественно, в процессе постановки голоса и произвольные, и непроизвольные мышцы, участвующие  в акте дыхания, взаимодействуя между собой, обеспечат те новые требования, которые предъявляет к ним певческая работа гортани и артикуляторных органов. Дыхание гибко приспосабливается к этим требованиям. Вырабатываются необходимые рефлексы, и певческая фонация начинает осуществляться так же ловко, просто и легко, как речь.

Информация о работе Музыкальная лексема (на примере Вокализа С.Рохманинова)