Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 20:10, курсовая работа
Эта тема актуальна на сегодняшний день. Тексты бардовских песен представляли собой лирические произведения, внимание их авторов было посвящено субъективному опыту переживания любви, предательства, измены, наслаждению природой и единоборству с ней. Тексты песен носили “идеологический” характер, т.к. в них утверждались ценности “романтического” бытия, включающие в себя товарищество и дружбу, верность и взаимопомощь, стремление к преодолению себя и ориентацию на антипотребительский стиль жизни. В одном из интервью суть этой идеологии определялась так: «Барды, это то, что душа поет. У них не стоит материальное на первом месте, у них на первом стоит духовное».
Введение................................................................................................................
Глава 1. Теоретические предпосылки использования бардовской песни в музыкально-эстетическом и нравственном воспитании школьников………
1.1 Нравственно-эстетический потенциал бардовской песни в процессе музыкально воспитания школьников………………………………………….
1.2 Нравственно-эстетическая тематика авторской песни как ее традиция…
1.3 Педагогические предпосылки и принципы использования бардовской песни в процессе музыкально-эстетического воспитания на уроках музыки в старших классах……………………………………………………………………………
Глава 2. Практика использования бардовской песни на уроках музыки как средства музыкально-эстетического и нравственного воспитания школьников.
2.1. Место бардовской песни в песенных интересах учащихся старших
классов…………………………………………………………………………….
2.2.Педагогические условия использования бардовской песни как средства музыкально-эстетического и нравственного воспитания школьников………
Заключение..............................................................................................................
Список литературы.................................................................................................
Приложение…………………………
СОДЕРЖАНИЕ
Введение......................
Глава 1. Теоретические предпосылки использования бардовской песни в музыкально-эстетическом и нравственном воспитании школьников………
1.1 Нравственно-эстетический потенциал бардовской песни в процессе музыкально воспитания школьников………………………………………….
1.2 Нравственно-эстетическая тематика авторской песни как ее традиция…
1.3 Педагогические предпосылки и принципы
использования бардовской песни в процессе
музыкально-эстетического воспитания
на уроках музыки в старших классах……………………………………………………………
Глава 2. Практика использования бардовской песни на уроках музыки как средства музыкально-эстетического и нравственного воспитания школьников.
2.1. Место бардовской песни в песенных интересах учащихся старших
классов……………………………………………………………
2.2.Педагогические условия использования бардовской песни как средства музыкально-эстетического и нравственного воспитания школьников………
Заключение....................
Список литературы.............
Приложение……………………………………………………
Введение
Темой данной работы является: «Предпосылки использования и применения бардовской песни».
Эта тема актуальна на сегодняшний день. Тексты бардовских песен представляли собой лирические произведения, внимание их авторов было посвящено субъективному опыту переживания любви, предательства, измены, наслаждению природой и единоборству с ней. Тексты песен носили “идеологический” характер, т.к. в них утверждались ценности “романтического” бытия, включающие в себя товарищество и дружбу, верность и взаимопомощь, стремление к преодолению себя и ориентацию на антипотребительский стиль жизни. В одном из интервью суть этой идеологии определялась так: «Барды, это то, что душа поет. У них не стоит материальное на первом месте, у них на первом стоит духовное».
Предмет исследования - Предпосылки использования и применения бардовской песни.
Объект исследования – бардовская песня
Целью данной работы является раскрытие таких понятий как: нравственно-эстетический потенциал бардовской песни в процессе музыкально воспитания школьников, практика использования бардовской песни на уроках музыки как средства музыкально-эстетического и нравственного воспитания школьников, педагогические условия использования бардовской песни как средства музыкально-эстетического и нравственного воспитания школьников.
Задачи:
- рассмотреть нравственно-
- исследовать практику использования бардовской песни на уроках музыки как средства музыкально-эстетического и нравственного воспитания школьников
- проанализировать педагогически
Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические
предпосылки использования
Музыка быта безусловно оказывает свое определенное воздействие на нравственно-эстетическое развитие школьников и студентов. Влияние определенного пласта бытовой городской музыки (мещанского романса, уличной, дворовой песни) в отечественной педагогике традиционно рассматривалось как отрицательное. Однако еще не завершившаяся переоценка ценностей позволяет по-новому взглянуть и подвергнуть беспристрастному анализу казавшиеся недавно незыблемыми догмы, формирующие взгляды и суждения. Особенно те, которые в новой социальной реальности не потеряли своего нравственно-эстетического значения.
Продолжается процесс естественного отбора и в авторской песне. Многое уже забыто. Что-то вызывает недоумение, а порой и полное непонимание. Но в связи с отказом от политической идеологизации искусства многие образцы авторской песни начинают занимать свое полноправное место в рамках отечественной культуры.
Однако, первичный, наиболее глубинный пласт авторской песни, связанный с самодеятельным любительским музицированием, нередко страдает отсутствием художественного вкуса. Поэтому, одной из основных задач нравственно-эстетического воспитания посредством авторской песни было и остается развитие художественного вкуса.
Однако с середины 80-х годов центр притяжения музыкальных интересов подростков и юношества в сфере музыки быта перемещается от электроинструментов к пению под аккомпанемент акустической шестиструнной гитары. Заметим, что не исчезавший ранее, он стал более видимым на фоне угасания всплеска самодеятельных вокально-инструментальных ансамблей.
В связи с этим проблема развития художественного вкуса, выдвинутая видным отечественным педагогом В.Н. Шацкой в 20-х годах и подробно изложенная в ее более поздних работах, естественно сохраняет свою актуальность и ныне. Однако динамика развития музыкальной жизни в обществе показывает, что при ориентации на вкусы современной духовно развитой аудитории - интеллигенции и лучшей части студенчества, - у симпатизирующих ей появляется возможность сравнивать и выбирать между конъюнктурщиной, шаблонностью, безвкусицей и песнями, способными содействовать эстетическому развитию и нравственному совершенствованию.
Таким образом, при использовании в педагогическом процессе любого средства нравственно-эстетического воспитания, необходимо ясно осознавать механизмы его реализации. Нисколько не умаляя значения выдающихся образцов классической музыки как наилучшего выразителя духовности, способной побуждать в человеке стремление к совершенству, нам представляется возможным расширить этот арсенал гораздо менее изученным средством эстетического воздействия - авторской песней как современным музыкальнопоэтическим видом искусства. Для этого необходимо проанализировать нравственно-эстетическую тематику авторской песни в контексте ее исторического развития и определить соответствие этого частного средства с традиционными критериями нравственно-эстетического идеала. Заметим, что нам не известно ни одной работы, проделанной в этом направлении, несмотря на ее очевидную актуальность и педагогическую востребованность.
Основными предпосылками при этом выделены характерные для музыкальных занятий приемы обучения, воздействующие на аффективную сферу учащихся и особый интерес именно студенческой аудитории к творчеству В. Высоцкого, аккумулирующего основные особенности жанра авторской песни.
Следует отметить, что авторская песня, благодаря значительному вкладу бардов-студентов в свое развитие, долгое время была ориентирована на любительский туризм. Как писал Ю. Визбор: "Чтобы не только аудиторный потолок, а и звездный полог почаще бы висел над студенческими головами.". Увлеченность пением у костра нашла для песни соответствующие названия: туристическая, походная, костровая, гитарная, самоходная. А наряду с преимущественно вузовскими клубами самодеятельной песни (КСП) широкое распространение получают клубы туристической песни (КТО) в системе туристско-краеведческой работы.
Педагогические функции туристических клубов рассматриваются в диссертационных исследованиях Б.Ф. Омельченко, А.А. Остапца-Свешникова. Однако, анализируя педагогические особенности и условия деятельности туристских клубов, указанные авторы также не отмечают весьма существенный, на наш взгляд, музыкальный аспект их деятельности.
Таким образом, наблюдается явное несоответствие между высоким нравственно-эстетическим потенциалом авторской песни и слабой разработанностью вопроса ее педагогического воздействия и применения в учебном процессе. Обнаружен, во-первых, значительный пробел в теоретической разработке воздействия авторской песни как жанра со значительным нравственно-эстетическим потенциалом, который не противоречит музыкальным интересам и вкусам молодежи, особенно студентов и в частности студентов ФНК. Во-вторых отсутствует теоретическое осмысление спонтанного педагогического опыта в рамках социального движения клубов самодеятельной песни.
Перед современным музыкальным воспитанием сегодня стоит целый ряд этических проблем. Многие из них имеют давнюю предысторию, но есть и те, что появились только в последние десятилетия как результат изменения социально-психологического климата в мире и как следствие научно-технической революции. В большинстве своем они имеют психологическую основу и связаны либо с особенностями психологии современного человека, либо с психологическим воздействием музыки, либо с психологией отношения человека к музыкальному искусству. Поэтому обозначим данные проблемы как этико-психологические и попробуем отметить некоторые наиболее важные из них.
В первую очередь, к ним следует отнести проблему мотивации музыкального воспитания, из-за которой и у нас в стране, и за рубежом постановка музыкального воспитания во многих случаях оставляет желать лучшего. Если в педагогике древних цивилизаций или средневековья необходимость музыкального воспитания не вызывала сомнений, то впоследствии, особенно начиная с Нового времени, роль музыки в воспитательно-образовательном процессе стала уменьшаться, и в последние десятилетия ХХ века проблема мотивации приобрела особую остроту. Происшедшие процессы свидетельствуют о том, что нарушена гармония между воспитанием и образованием. В погоне за объемом информации, за углублением так называемых более «практически значимых» знаний упущена забота о формировании нравственного мира ребенка и подростка. Преподаватели музыки зачастую сталкиваются с недооценкой значения предмета «Музыка» на всех уровнях – как в педагогической среде, так и со стороны родителей.
Одним из доказательств необходимости музыкального воспитания, полноправного существования музыки среди других предметов школьного цикла является История возникновения Искусства и опыт педагогики, начиная с древних цивилизаций. Если исходить из положения о преемственности культурных традиций как основы развития человечества, то необходимо признать всеобщность музыкального воспитания высокого уровня. Существует множество теорий о зарождении музыки: из обряда и магии, из подражания звукам природы, ритмам трудовых процессов, эмоционально возбужденной речи и т. д. Всё это говорит о том, что музыка возникла из практических потребностей и как результат высокого психического развития человека.
Крупнейший ученый западноевропейского
средневековья Боэций считал, что
музыка находится в квадривиуме ведущи
Музыкальное воспитание способствует развитию и интеллектуальных способностей личности. В современной науке признается наличиемузыкального мышления. Оценочная деятельность, которая всегда присутствует в музыкальном восприятии, предполагает серьезные аналитические операции. Справедливо наблюдение Е.В. Назайкинского, что простейшее осмысление музыки невозможно без анализа и синтеза.
Музыкальное воспитание
развивает воображение, фантазию, концентрацию внимания. Наука
приходит к выводу, что существует специфическое
музыкальное воображение. Развитие всех этих психических функций
(в совокупности с эмоциональной сферой
и интеллектом) активизирует творческий
потенциал личности. К современному же
образованию предъявляются требования
не столько увеличивать сумму преподаваемых
знаний, сколько развить эвристические способно
Нельзя забывать и
о компенсаторной функции музыки. Большая нравственная
и психическая нагрузка современной жизни,
ее стремительные темпы в совокупности
с тотальной технизацией пагубно влияют
на нервную систему людей, особенной детей. Компенсаторная роль музыки заключается
в том, что она дополняет недостаток удовлетворения базовых потребностей в сфере подсознания. Музыка способна
доставлять удовольствие, наслаждение.
Ныне уроки музыки, в известной мере, играют лечебно-
Информация о работе Предпосылки использования и применения бардовской песни