Предпосылки использования и применения бардовской песни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 20:10, курсовая работа

Описание

Эта тема актуальна на сегодняшний день. Тексты бардовских песен представляли собой лирические произведения, внимание их авторов было посвящено субъективному опыту переживания любви, предательства, измены, наслаждению природой и единоборству с ней. Тексты песен носили “идеологический” характер, т.к. в них утверждались ценности “романтического” бытия, включающие в себя товарищество и дружбу, верность и взаимопомощь, стремление к преодолению себя и ориентацию на антипотребительский стиль жизни. В одном из интервью суть этой идеологии определялась так: «Барды, это то, что душа поет. У них не стоит материальное на первом месте, у них на первом стоит духовное».

Содержание

Введение................................................................................................................
Глава 1. Теоретические предпосылки использования бардовской песни в музыкально-эстетическом и нравственном воспитании школьников………
1.1 Нравственно-эстетический потенциал бардовской песни в процессе музыкально воспитания школьников………………………………………….
1.2 Нравственно-эстетическая тематика авторской песни как ее традиция…
1.3 Педагогические предпосылки и принципы использования бардовской песни в процессе музыкально-эстетического воспитания на уроках музыки в старших классах……………………………………………………………………………
Глава 2. Практика использования бардовской песни на уроках музыки как средства музыкально-эстетического и нравственного воспитания школьников.
2.1. Место бардовской песни в песенных интересах учащихся старших
классов…………………………………………………………………………….
2.2.Педагогические условия использования бардовской песни как средства музыкально-эстетического и нравственного воспитания школьников………
Заключение..............................................................................................................
Список литературы.................................................................................................
Приложение…………………………

Работа состоит из  1 файл

SODERZhANIE (1).doc

— 91.00 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение................................................................................................................

Глава 1.  Теоретические предпосылки использования бардовской песни в музыкально-эстетическом  и нравственном воспитании школьников………

1.1 Нравственно-эстетический потенциал бардовской песни в процессе музыкально воспитания школьников………………………………………….

1.2 Нравственно-эстетическая тематика авторской песни как ее традиция…

1.3 Педагогические предпосылки и принципы использования бардовской песни в процессе музыкально-эстетического воспитания на уроках музыки в старших классах……………………………………………………………………………

Глава 2.  Практика использования бардовской песни на уроках музыки как средства музыкально-эстетического и нравственного воспитания школьников.

2.1. Место бардовской песни в песенных интересах учащихся старших

классов…………………………………………………………………………….

2.2.Педагогические условия использования бардовской песни как средства музыкально-эстетического  и нравственного воспитания школьников………

Заключение..............................................................................................................

Список литературы.................................................................................................

Приложение……………………………………………………………………….                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Темой данной работы является: «Предпосылки использования и применения бардовской песни».

Эта тема актуальна на сегодняшний  день. Тексты бардовских песен представляли собой лирические произведения, внимание их авторов было посвящено  субъективному опыту переживания любви, предательства, измены, наслаждению природой и единоборству с ней. Тексты песен носили “идеологический” характер, т.к. в них утверждались ценности “романтического” бытия, включающие в себя товарищество и дружбу, верность  и взаимопомощь, стремление к преодолению себя и ориентацию на антипотребительский стиль жизни. В одном из интервью суть этой идеологии определялась так: «Барды, это то, что душа поет. У них не стоит материальное на первом месте,  у них на первом стоит духовное».

Предмет исследования - Предпосылки использования и применения бардовской песни.

Объект исследования – бардовская песня

Целью данной работы является раскрытие таких понятий как: нравственно-эстетический потенциал бардовской песни в процессе музыкально воспитания школьников, практика использования бардовской песни на уроках музыки как средства музыкально-эстетического и нравственного воспитания школьников, педагогические условия использования бардовской песни как средства музыкально-эстетического  и нравственного воспитания школьников.

Задачи:

- рассмотреть нравственно-эстетический потенциал бардовской песни в процессе музыкально воспитания школьников

- исследовать практику использования бардовской песни на уроках музыки как средства музыкально-эстетического и нравственного воспитания школьников

- проанализировать педагогические условия использования бардовской песни как средства музыкально-эстетического  и нравственного воспитания школьников.

Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.  Теоретические  предпосылки использования бардовской песни в музыкально-эстетическом  и нравственном воспитании школьников………

    1. Нравственно-эстетический потенциал бардовской песни в процессе музыкально воспитания школьников

 

Музыка быта безусловно оказывает свое определенное воздействие  на нравственно-эстетическое развитие школьников и студентов. Влияние  определенного пласта бытовой городской музыки (мещанского романса, уличной, дворовой песни) в отечественной педагогике традиционно рассматривалось как отрицательное. Однако еще не завершившаяся переоценка ценностей позволяет по-новому взглянуть и подвергнуть беспристрастному анализу казавшиеся недавно незыблемыми догмы, формирующие взгляды и суждения. Особенно те, которые в новой социальной реальности не потеряли своего нравственно-эстетического значения.

Продолжается процесс  естественного отбора и в авторской  песне. Многое уже забыто. Что-то вызывает недоумение, а порой и полное непонимание. Но в связи с отказом от политической идеологизации искусства многие образцы авторской песни начинают занимать свое полноправное место в рамках отечественной культуры.

Однако, первичный, наиболее глубинный пласт авторской песни, связанный с самодеятельным любительским музицированием, нередко страдает отсутствием художественного вкуса. Поэтому, одной из основных задач нравственно-эстетического воспитания посредством авторской песни было и остается развитие художественного вкуса.

Однако с середины 80-х годов центр притяжения музыкальных  интересов подростков и юношества  в сфере музыки быта перемещается от электроинструментов к пению  под аккомпанемент акустической шестиструнной гитары. Заметим, что  не исчезавший ранее, он стал более видимым на фоне угасания всплеска самодеятельных вокально-инструментальных ансамблей.

В связи с этим проблема развития художественного вкуса, выдвинутая видным отечественным педагогом  В.Н. Шацкой в 20-х годах и подробно изложенная в ее более поздних работах, естественно сохраняет свою актуальность и ныне. Однако динамика развития музыкальной жизни в обществе показывает, что при ориентации на вкусы современной духовно развитой аудитории - интеллигенции и лучшей части студенчества, - у симпатизирующих ей появляется возможность сравнивать и выбирать между конъюнктурщиной, шаблонностью, безвкусицей и песнями, способными содействовать эстетическому развитию и нравственному совершенствованию.

Таким образом, при использовании  в педагогическом процессе любого средства нравственно-эстетического воспитания, необходимо ясно осознавать механизмы его реализации. Нисколько не умаляя значения выдающихся образцов классической музыки как наилучшего выразителя духовности, способной побуждать в человеке стремление к совершенству, нам представляется возможным расширить этот арсенал гораздо менее изученным средством эстетического воздействия - авторской песней как современным музыкальнопоэтическим видом искусства. Для этого необходимо проанализировать нравственно-эстетическую тематику авторской песни в контексте ее исторического развития и определить соответствие этого частного средства с традиционными критериями нравственно-эстетического идеала. Заметим, что нам не известно ни одной работы, проделанной в этом направлении, несмотря на ее очевидную актуальность и педагогическую востребованность.

    1. Нравственно-эстетическая тематика авторской песни как ее традиция

 

Основными предпосылками  при этом выделены характерные для  музыкальных занятий приемы обучения, воздействующие на аффективную сферу учащихся и особый интерес именно студенческой аудитории к творчеству В. Высоцкого, аккумулирующего основные особенности жанра авторской песни.

Следует отметить, что  авторская песня, благодаря значительному  вкладу бардов-студентов в свое развитие, долгое время была ориентирована на любительский туризм. Как писал Ю. Визбор: "Чтобы не только аудиторный потолок, а и звездный полог почаще бы висел над студенческими головами.". Увлеченность пением у костра нашла для песни соответствующие названия: туристическая, походная, костровая, гитарная, самоходная. А наряду с преимущественно вузовскими клубами самодеятельной песни (КСП) широкое распространение получают клубы туристической песни (КТО) в системе туристско-краеведческой работы.

Педагогические функции туристических клубов рассматриваются в диссертационных исследованиях Б.Ф. Омельченко, А.А. Остапца-Свешникова. Однако, анализируя педагогические особенности и условия деятельности туристских клубов, указанные авторы также не отмечают весьма существенный, на наш взгляд, музыкальный аспект их деятельности.

Таким образом, наблюдается  явное несоответствие между высоким  нравственно-эстетическим потенциалом  авторской песни и слабой разработанностью вопроса ее педагогического воздействия  и применения в учебном процессе. Обнаружен, во-первых, значительный пробел в теоретической разработке воздействия авторской песни как жанра со значительным нравственно-эстетическим потенциалом, который не противоречит музыкальным интересам и вкусам молодежи, особенно студентов и в частности студентов ФНК. Во-вторых отсутствует теоретическое осмысление спонтанного педагогического опыта в рамках социального движения клубов самодеятельной песни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Педагогические предпосылки и принципы использования бардовской песни в процессе музыкально-эстетического воспитания на уроках музыки в старших классах

 

Перед современным музыкальным воспитанием сегодня стоит целый ряд этических проблем. Многие из них имеют давнюю предысторию, но есть и те, что появились только в последние десятилетия как результат изменения социально-психологического климата в мире и как следствие научно-технической революции. В большинстве своем они имеют психологическую основу и связаны либо с особенностями психологии современного человека, либо с психологическим воздействием музыки, либо с психологией отношения человека к музыкальному искусству. Поэтому обозначим данные проблемы как этико-психологические и попробуем отметить некоторые наиболее важные из них.

В первую очередь, к ним следует отнести проблему мотивации музыкального воспитания, из-за которой и у нас в стране, и за рубежом постановка музыкального воспитания во многих случаях оставляет желать лучшего. Если в педагогике древних цивилизаций или средневековья необходимость музыкального воспитания не вызывала сомнений, то впоследствии, особенно начиная с Нового времени, роль музыки в воспитательно-образовательном процессе стала уменьшаться, и в последние десятилетия ХХ века проблема мотивации приобрела особую остроту. Происшедшие процессы свидетельствуют о том, что нарушена гармония между воспитанием и образованием. В погоне за объемом информации, за углублением так называемых более «практически значимых» знаний упущена забота о формировании нравственного мира ребенка и подростка. Преподаватели музыки зачастую сталкиваются с недооценкой значения предмета «Музыка» на всех уровнях – как в педагогической среде, так и со стороны родителей.

Одним из доказательств необходимости музыкального воспитания, полноправного существования музыки среди других предметов школьного цикла является История возникновения Искусства и опыт педагогики, начиная с древних цивилизаций. Если исходить из положения о преемственности культурных традиций как основы развития человечества, то необходимо признать всеобщность музыкального воспитания высокого уровня. Существует множество теорий о зарождении музыки: из обряда и магии, из подражания звукам природы, ритмам трудовых процессов, эмоционально возбужденной речи и т. д. Всё это говорит о том, что музыка возникла из практических потребностей и как результат высокого психического развития человека.

Крупнейший ученый западноевропейского  средневековья Боэций считал, что  музыка находится в квадривиуме ведущих наук – наравне с арифметикой, геометрией и астрономией. Издревле музыкальному воспитанию придавалось общегуманитарное значение, за ним признавалась ведущая роль в нравственном и интеллектуальном совершенствовании личности. С одной стороны, это связано с особенностями средств музыкальной выразительности, их влиянием на психику, с другой – со способностью музыки, как никакого другого вида искусства, моделировать сложнейшие процессы духовного мира человека на уровне сознания и подсознания, наконец с ее исключительно сильным нравственным воздействием на эмоциональную сферу и духовный мир человека, что приобрело сегодня особую актуальность.

Музыкальное воспитание способствует развитию и интеллектуальных способностей личности. В современной науке  признается наличиемузыкального мышления. Оценочная деятельность, которая всегда присутствует в музыкальном восприятии, предполагает серьезные аналитические операции. Справедливо наблюдение Е.В. Назайкинского, что простейшее осмысление музыки невозможно без анализа и синтеза.

Музыкальное воспитание развивает воображение, фантазию, концентрацию внимания. Наука приходит к выводу, что существует специфическое музыкальное воображение. Развитие всех этих психических функций (в совокупности с эмоциональной сферой и интеллектом) активизирует творческий потенциал личности. К современному же образованию предъявляются требования не столько увеличивать сумму преподаваемых знаний, сколько развить эвристические способности ребенка.

Нельзя забывать и  о компенсаторной функции музыки. Большая нравственная и психическая нагрузка современной жизни, ее стремительные темпы в совокупности с тотальной технизацией пагубно влияют на нервную систему людей, особенной детей. Компенсаторная роль музыки заключается в том, что она дополняет недостаток удовлетворения базовых потребностей в сфере подсознания. Музыка способна доставлять удовольствие, наслаждение. Ныне уроки музыки, в известной мере, играют лечебно-профилактическую роль.

Информация о работе Предпосылки использования и применения бардовской песни