Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 20:10, курсовая работа
Эта тема актуальна на сегодняшний день. Тексты бардовских песен представляли собой лирические произведения, внимание их авторов было посвящено субъективному опыту переживания любви, предательства, измены, наслаждению природой и единоборству с ней. Тексты песен носили “идеологический” характер, т.к. в них утверждались ценности “романтического” бытия, включающие в себя товарищество и дружбу, верность и взаимопомощь, стремление к преодолению себя и ориентацию на антипотребительский стиль жизни. В одном из интервью суть этой идеологии определялась так: «Барды, это то, что душа поет. У них не стоит материальное на первом месте, у них на первом стоит духовное».
Введение................................................................................................................
Глава 1. Теоретические предпосылки использования бардовской песни в музыкально-эстетическом и нравственном воспитании школьников………
1.1 Нравственно-эстетический потенциал бардовской песни в процессе музыкально воспитания школьников………………………………………….
1.2 Нравственно-эстетическая тематика авторской песни как ее традиция…
1.3 Педагогические предпосылки и принципы использования бардовской песни в процессе музыкально-эстетического воспитания на уроках музыки в старших классах……………………………………………………………………………
Глава 2. Практика использования бардовской песни на уроках музыки как средства музыкально-эстетического и нравственного воспитания школьников.
2.1. Место бардовской песни в песенных интересах учащихся старших
классов…………………………………………………………………………….
2.2.Педагогические условия использования бардовской песни как средства музыкально-эстетического и нравственного воспитания школьников………
Заключение..............................................................................................................
Список литературы.................................................................................................
Приложение…………………………
Глава 2. Практика использования бардовской песни на уроках музыки как средства музыкально-эстетического и нравственного воспитания школьников
2.1. Место бардовской песни в песенных интересах учащихся старших
классов
Бардовские песни на
уроках музыки развивают в детях нравственнос
Неизмеримы и неисчерпаемы возможности нравственно-эстетического воспитания в формировании и развитии личности. Современная тенденция гуманизации образования ставит одним из условий раскрытия потенциальных духовных ресурсов учащегося реализацию его личностных целей и интересов. Зависимость гуманитарного образования от условий общественно-политической жизни, от уровня культуры общества в целом и от уровня культуры самих учащихся, составляющих это общество, стимулирует поиск новых, отвечающих современному времени, путей развития нравственно-эстетического воспитания.
Среди наиболее действенных форм эстетического воздействия можно выделить музыку и слово. Песенная мелодия, впитавшая на основе ритма и гармонии интонации человеческой речи, всегда эмоционально насыщена, соткана из чувств и переживаний. Она одухотворяет, возвышает и побуждает в человеке стремление к самосовершенствованию.
Каждый учитель сталкивается с проблемой выбора репертуара, который отвечал бы как интересам учащихся, так и являлся при этом средством их нравственно-эстетического развития.
Практика работы показывает, что одни песни приживаются в учебном коллективе, доставляют радость поющим, активизируют их творческие возможности, другие вызывают лишь скуку и утомление. Некоторые же современные песни, смакуя негативные стороны жизни, отрицательно влияют на развитие личности.
Наиболее демократичным, понятным каждому песенным жанром является авторская песня. Она была востребована в период критического отношения, зажима творчества и концертной деятельности некоторых авторов. Активно продолжает развиваться этот жанр и сейчас. Особенно привлекает авторская песня студенчество. Причем студенты последних десятилетий любят не только слушать известных бардов, но и стремятся к собственному исполнительству и сочинительству.
Следует отметить, что факультет начальных классов как многопрофильное (с широким выбором специализации) подразделение Московского педагогического госдарственного университета обладает значительными возможностями реализации нравственно-эстетического воспитания будущих учителей начальной школы в процессе аудиторных музыкальных занятий. Эти занятия включают в себя следующие разделы с соответствующим содержанием: элементарная музыкальная грамота, сольфеджио, элементы музыкальной культуры, вокально-хоровые навыки. Все студенты дневного отделения в течение 2-х семестров обязаны посещать "Хор". Для закончивших музыкальную школу предлагаются индивидуальные занятия на музыкальном инструменте (фортепиано, аккордеон, баян).
Вместе с тем, подчас, вне сферы внимания преподавателей музыки остается интерес студентов к песенному жанру - внеаудиторные формы студенческого музицирования, параллельно с аудиторными занятиями формирующие нравственно-эстетические ориентиры будущих учителей начальной школы. В результате этого спонтанно реализующиеся музыкальные интересы студентов используются недостаточно для оптимизации их нравственно-эстетического воспитания.
Выпускники ФНК Mill У являются высококвалифицированными специалистами. Они, работая с детьми (традиционные формы: учитель начальных классов в школе, гимназии, лицее; нетрадиционные: учитель предметник, педагог дополнительного образования), должны уметь организовать не только учебный процесс, но и заботиться при этом о здоровом нравственно-психологическом климате в учебном коллективе. Однако, последнее невозможно без развития организаторских качеств будущих учителей начальной школы, педагогов дополнительного образования (руководителей кружков и факультативов).
Авторская песня как
форма любительского
2.2.Педагогические условия использования бардовской песни как средства музыкально-эстетического и нравственного воспитания школьников
Соответствующая профессиональному
уровню теоретическая и
Любители авторской песни - люди увлеченные этим жанром, подчас до фанатизма. Авторская песня - это часть их жизни, связанная с походами и общением с интересными людьми. Эта увлеченность может служить только на пользу детскому нравственно-эстетическому воспитанию, ибо как писала основоположник отечественной системы эстетического воспитания профессор В.Н. Шацкая: "В работе с детьми решающую роль играет увлечение педагога своим делом и самой музыкой. Педагог, добросовестно, но суховато ведущий урок, никогда не будет иметь особых успехов в эстетическом развитии детей, воспитании у них интереса и любви к музыке" /153, с. 88/.
Наиболее точное определение авторской песни как "личностной" предполагает значительный нравственно-эстетический потенциал как самого педагога, так и того песенного материала, с которым он обращается к детям, влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений", - констатировал К.Д. Ушин-ский /145, с. 29/. "Эффективность этого влияния, - как пишет профессор МШУ А.В. Мудрик, - К.Д. Ушинский связывал с характером и взглядами самого воспитателя, с теми отношениями, которые сложились у него с воспитанниками." /90, с. 10/.
Авторская песня - это всегда разговор "на равных" между исполнителями и слушателями, независимо от того, к кому обращается в данный момент исполнитель - к взрослому или ребенку; это разговор об актуальном, волнующем обоих. Поэтому не случайно многих авторов привлекает наравне со взрослой и детская аудитория (1В. Берестов ),Т. Дрыгина, В. Ланцберг, В.
Заключение
Перед современным музыкальным воспитанием сегодня стоит целый ряд этических проблем. Многие из них имеют давнюю предысторию, но есть и те, что появились только в последние десятилетия как результат изменения социально-психологического климата в мире и как следствие научно-технической революции. В большинстве своем они имеют психологическую основу и связаны либо с особенностями психологии современного человека, либо с психологическим воздействием музыки, либо с психологией отношения человека к музыкальному искусству. Поэтому обозначим данные проблемы как этико-психологические и попробуем отметить некоторые наиболее важные из них.
В первую очередь, к ним следует отнести проблему мотивации музыкального воспитания, из-за которой и у нас в стране, и за рубежом постановка музыкального воспитания во многих случаях оставляет желать лучшего. Если в педагогике древних цивилизаций или средневековья необходимость музыкального воспитания не вызывала сомнений, то впоследствии, особенно начиная с Нового времени, роль музыки в воспитательно-образовательном процессе стала уменьшаться, и в последние десятилетия ХХ века проблема мотивации приобрела особую остроту. Происшедшие процессы свидетельствуют о том, что нарушена гармония между воспитанием и образованием. В погоне за объемом информации, за углублением так называемых более «практически значимых» знаний упущена забота о формировании нравственного мира ребенка и подростка. Преподаватели музыки зачастую сталкиваются с недооценкой значения предмета «Музыка» на всех уровнях – как в педагогической среде, так и со стороны родителей.
Одним из доказательств необходимости музыкального воспитания, полноправного существования музыки среди других предметов школьного цикла является История возникновения Искусства и опыт педагогики, начиная с древних цивилизаций. Если исходить из положения о преемственности культурных традиций как основы развития человечества, то необходимо признать всеобщность музыкального воспитания высокого уровня. Существует множество теорий о зарождении музыки: из обряда и магии, из подражания звукам природы, ритмам трудовых процессов, эмоционально возбужденной речи и т. д. Всё это говорит о том, что музыка возникла из практических потребностей и как результат высокого психического развития человека.
Крупнейший ученый западноевропейского
средневековья Боэций считал, что музыка
находится в квадривиуме ведущих наук – наравне с арифметикой, геометрией и
астрономией. Издревле музыкальному воспитанию
придавалось общегуманитарное з
Список литературы
1 Дьякова Л Н Авторская песня как форма общения в русской культуре / ЛН Дьякова - Язык и национальное сознание Выпуск 4 Воронеж, 2008
2 Дьякова ЛII Из наблюдений
над авторской песней как
3 Дьякова Л Н - Авторская
песня как коммуникативный жанр
- / Л Н Дьякова -Проблемы
4 Дьякова ЛН - Тема общения в русской авторской песне / ЛН Дьякова -Культура общения и ее формирование Выпуск 10 Воронеж «Истоки», 2009
5 Дьякова ЛН - Авторская песня как форма общения - / Л II Дьякова -Коммуникативное поведение Вып 18 Песня как коммуникативный жанр -Воронеж «Истоки», 2010
6 Дьякова Л Н - Авторская
песня как коммуникативный жанр
/ Л Н Дьякова -Человек в
7 Дьякова ЛН - Коммуникативные особенности авторской песни / Л Н Дьякова - Культура общения и ее формирование Выпуск 13 Воронеж «Истоки», 2008
8 Дьякова Л Н - Жанр разговора по душам и русская авторская песня / Л Н Дьякова, И А Стернин - Жанры речи, Выпуск 4 Издательство Государственного учебно-научного центра Саратов «Колледж», 2009
9 Дьякова Л Н Коммуникативный
аспект русской бардовской
10 Дьякова ЛН Тема застолья в авторской песне / ЛН Дьякова -Коммуникативные исследования Воронеж «Истоки», 2005 - С 161-166
11 Дьякова Л Н Авторская песня
как коммуникативный жанр / Л Н
Дьякова -Вестник Воронежского
университета Серия Филология Ж
Информация о работе Предпосылки использования и применения бардовской песни