Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 14:58, реферат
Проблема развития чувства эмпатии младших школьников в настоящее время достойно актуальности, это подтверждает концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности;
Развитие социально-педагогического партнерства должно стать приоритетной сферой государственной политики.
Введение………………………………………………………………………стр.3
1.Характеристика понятия «эмпатия» ……………………………………...стр.5
2.Формы проявления чувства эмпатии у детей младшего школьного возраста………………………………………………………………………..стр.8
3.Музыка как вид искусства. Понятие классической музыки ………………………………………………………………………………..стр.11
4.Способы развития эмпатии средствами музыки………………………стр.15
Заключение………………………………………………………………….стр.18
Библиографический список………………………………………………………………………..стр.19
Терминологический справочник…………………………………………..стр.20
Министерство общего профессионального образования Свердловской области
Государственное
бюджетное образовательное
среднего профессионального образования
«Свердловский областной педагогический колледж»
Кафедра
образования периода детства
Развитие
эмоциональной отзывчивости младших школьников
в процессе ознакомления с классической
музыкой
Исполнитель: студентка 24Н группы
Вощикова В. Г. Специальность 050709
«Преподавание в начальных классах».
Научный руководитель:
Екатеринбург
2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Характеристика понятия «эмпатия» ……………………………………...стр.5
2.Формы
проявления чувства эмпатии у детей
младшего школьного возраста…………………………………………………………
3.Музыка
как вид искусства. Понятие классической
музыки ………………………………………………………………………………
4.Способы развития эмпатии средствами музыки………………………стр.15
Заключение……………………………………………………
Библиографический
список………………………………………………………………
Терминологический
справочник…………………………………………..
Введение
Проблема развития чувства эмпатии младших школьников в настоящее время достойно актуальности, это подтверждает концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности;
Развитие
социально-педагогического
Индивидуально-личностное развитие являлось безусловным приоритетом отечественной педагогики 90-х г г. ХХ в. и остается одной из важнейших задач современного образования. В пространстве духовно-нравственного развития оно приобретает полноту своей реализации.
Педагогическая
поддержка самоопределения
Духовно-нравственное
развитие и воспитание обучающихся
должны быть интегрированы в основные
виды деятельности обучающихся: урочную,
внеурочную, внешкольную и общественно
полезную. Иными словами необходима интегративность
программ духовно-нравственного воспитания.
Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства.
Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.
Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. При этом особое значение имеют следующие друг за другом возрастные переходы от детства к подростковому возрасту, а затем к юности.
Цель работы: раскрыть проблему, развитие чувств эмпатии, средствами классической музыки.
Методы: изучение
психолого-педагогической и методической
литературы по проблеме исследования,
анализ, синтез, реферирование.
1.Характеристика понятия «эмпатия»
Эмпатия – эмоциональный отклик человека на переживания других людей, проявляющийся как в сопереживании, так и в сочувствии, а так же это умение поставить себя на место другого человека и способность к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей.
При сопереживании эмоциональный отклик идентичен тому, что и как переживает конкретный человек; это возможно лишь при представлении себя на месте переживающего. При сочувствии эмоциональный отклик выражается лишь в участливом отношении к переживающему человеку или страдающему животному. Переживания сочувствующего человека и их проявления могут быть весьма разнообразны. Эффективность эмпатии снижается, если человек старается избегать личных контактов, считает неуместным проявлять любопытство к другой личности, убедил себя спокойно относиться к переживаниям и проблемам окружающих. Подобные умозрения резко ограничивают диапазон эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия.
С помощью искусства можно воспитать человека, что в свою очередь является одной из качеств личностной характеристики.
Личность — это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой. Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.
Каждая личность обладает совокупностью внутренних качеств, свойств, которые составляют ее структуру.
Личность, должна сформировывать в себе, социально ориентированный взгляд на мир, в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
А так же, формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Выделяют две формы эмпатии:
Принципиально иной подход к пониманию места и роли сопереживания в эмпатическом взаимодействии мы находим у ряда исследователей, которые считают, что сопереживание включает в себя эмпатию ( Г.М. Андреева).
Сочувствие выражается
в понимании другого человека, его мыслей,
чувств и в готовности содействовать их
осуществлению. Сочувствие определяется
как более высокая форма эмпатического
реагирования.
Сострадание
– самая высокая форма эмпатического
реагирования, поскольку предполагает
возможность человеку поставить себя
на место другого, оказать ему помощь.
Способность к состраданию, сочувствию
является одной из фундаментальных характеристик
личности.
Таким
образом, можно сделать вывод, что эмпатия,
это эмоциональное отождествление себя
с другим человеком, способность видеть
его ситуацию, чувства и мотивы, а также
способность вызвать у себя чувства, которые
тот переживает. Структуру эмпатии составляют
сочувствие, жалость, сопереживание, куда
входят компоненты направленность, сила,
глубина, продолжительность чувства сострадания.
2.Формы проявления чувства эмпатии у детей младшего школьного возраста
Специфика
проявления сострадания в младшем школьном
возрасте
Эмпатия (от греч. empatheia – сопереживание)
– постижение эмоционального состояния,
вчувствование в переживания другого
человека.
Термин "сострадание" непосредственно
связан с переживанием. Переживания в
психологических источниках рассматриваются
как эмоционально окрашенное состояние
личности, как особая форма активности
человека. Благодаря переживаниям осознаётся
личностный смысл происходящего, осуществляется
регуляция поведения субъекта. Значение
переживаний в жизни ребёнка наиболее
последовательно изучалось Л. С. Выготским,
А.В.Запорожцем, Л.И. Божович, Я.З.Неверович,
С.Л. Рубинштейном и другими.
Л.С. Выготский, рассматривая эмоции, утверждал, что переживания есть центральное звено в психическом развитии ребёнка и что эмоциональные реакции оказывают существенное влияние на все формы его поведения.
Младший
школьный возраст – сензитивный период
для формирования нравственной сферы
личности, в том числе и чувства сострадания.
Новообразованиями младшего школьного
возраста являются личностная и интеллектуальная
рефлексия. На момент прихода в школу отношения
школьников друг к другу регламентируются
в основном нормами "взрослой" морали,
т.е. успешностью в учебе, выполнением
требований взрослых, к 9-10 годам на первый
план выступают нормы, связанные с качествами
настоящего товарища.
Возрастные
психологические особенности младших
школьников зависят от предшествующего
психического развития детей, от их готовности
к чуткому отклику, как на музыкальные
факторы, так и на воспитательные воздействия
взрослых. Выделяют два вида эмпатии –
гуманистическую и эгоцентрическую. К
первому виду относят эмпатические переживания,
в которых человек эмоционально откликается
на неблагополучие или благополучие другого
(сообразование, сострадание, сочувствие,
жалость). Эгоцентрическая эмпатия связана
с переживаниями не за другого, а за себя.
Страдания другого в этом случае являются
лишь поводом переживать за себя. Эгоцентрические
эмпатические переживания: страдание,
грусть, страх, радость в ответ на печаль
другого, печаль в ответ на радость (последние
являются переживания завистью)
В младшем школьном возрасте, особенно
во второй его половине, проявляются оба
вида эмпатии, причем дети способны к достаточно
острым переживаниям сочувствия и к ярким
проявлениям зависти. Как зависть, так
и сострадание воплощаются в поступках:
если ребенок завидует, он может нажаловаться;
если сострадает, может поделиться самым
дорогим для себя.
Девятилетний ребенок уже способен воспроизвести
переживания других людей, связать их
с определенными действиями.
Некоторые дети младшего школьного возраста в ситуации морального выбора показывают очень высокую степень нравственной зрелости и эмоциональной отзывчивости. В то же время будет справедливо отметить, что наличие способности сопереживать другому или ее отсутствие являются устойчивыми примерно у половины детей младшего школьного возраста. Остальные дети составляют очень сложную подгруппу с нестабильными проявлениями эмоциональной отзывчивости.
Таким образом, сострадание, эмпатия - важнейший компонент в структуре положительного эмоционального отношения ребёнка к другим людям, помогающий не только понимать и эмоционально отзываться на переживания другого, но и на этом основании оказывать ему реальное содействие; на эмпатии строится привязанность ребёнка к другому лицу. Однако в младшем школьном возрасте сострадание по форме смещается в сторону сопереживания, причём ярко проявляются сострадательные эмоции к животным и меньше - к сверстникам и другим людям.
Таким
образом, специфика проявления сострадания
в младшем школьном возрасте проявляется
в том, что сострадание по форме смещается
в сторону сопереживания, причем ярко
проявляются сострадательные эмоции к
животным, меньше к сверстникам и другим
людям.