Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 14:58, реферат
Проблема развития чувства эмпатии младших школьников в настоящее время достойно актуальности, это подтверждает концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности;
Развитие социально-педагогического партнерства должно стать приоритетной сферой государственной политики.
Введение………………………………………………………………………стр.3
1.Характеристика понятия «эмпатия» ……………………………………...стр.5
2.Формы проявления чувства эмпатии у детей младшего школьного возраста………………………………………………………………………..стр.8
3.Музыка как вид искусства. Понятие классической музыки ………………………………………………………………………………..стр.11
4.Способы развития эмпатии средствами музыки………………………стр.15
Заключение………………………………………………………………….стр.18
Библиографический список………………………………………………………………………..стр.19
Терминологический справочник…………………………………………..стр.20
3.Музыка как вид искусства. Понятие классической музыки
Одно
из средств художественного
Система образования предусматривает всеобщее обязательное музыкальное воспитание в начальной и средней школе. В программу входит обучение хоровому пению, основам музыкальной и нотной грамоте и навыкам эстетического восприятия и посильно анализа доступных детям произведений народного творчества, русской и зарубежной музыки классики произведений советских композиторов вокальных и инструментальных.
Музыка хорошо используется в школе на внеклассных занятиях, в работе хоровых кружков и школьно хоровых, в вокальных и инструментальных ансамблях. В школе применяются массовые формы музыкально воспитательного и образовательной работы темой музыкального вечера, концерты и музыкальные лектории, дающие возможность широко ознакомить учащихся с музыкой с жизнью и творчеством наиболее выдающихся композиторов.
У древних Греков «musike» - искусство музыки, т.е. искусство плясок и пения, а позже и совокупность всех изящных искусств, необходимые для гармонического развития духа, в противоположность гимнастике, искусству воспитания тела.
В.
Даль, дал такое определение музыке
- искусство стройного и
Музыка - искусство, которое отражает действительность и воздействует на человека посредствам осмысленных и особами образами организованных звуков последований состоящих в основном из тонов.
Музыка,
как вид специфической
Музыка, самая символическая из всех искусств, т.к. оказывает влияние на человека, не используя слов и зрительного образования. Музыка считается одним из самых высоких способов символического мышления, поскольку в основе всякого символического мышления лежат музыкальные основания и наоборот, символы определённые музыкальными принципами.
Музыка - вид искусства, художественным материалом которого является звук, особым образом организованный во времени.
В историческом контексте развитие музыки неотделимо от деятельного развития чувственных способностей человека — ход слухового освоения человеком музыкального материала в изменяющихся культурных условиях составляет наиболее фундаментальный уровень истории музыки.
Классическая музыка — свободное от терминологической строгости понятие, употребляющееся, в зависимости от контекста, в различных значениях.
В оценочном смысле классической называется музыка прошлого, выдержавшая испытание временем и имеющая аудиторию в современном обществе. Уже сегодня в качестве классических воспринимаются не только вершины высокого музыкального искусства, но и лучшие образцы развлекательных жанров прошлого: например, вершины французской, венской и венгерской оперетты XIX - начала XX вв., вальсы Иоганна Штрауса и т. п.
В
историческом смысле под классической
понимают музыку второй половины XVIII века -
начала XIX
века (этот период
традиционно соотносят с классицизмом).
Понятие классицизма не слишком широко
применимо к музыке, так что в устойчивой
характеристике Гайдна, Моцарта и Бетховена как венски
В
типологическом смысле «классической»
часто называется в разговорном
и публицистическом стиле речи так
называемая «академическая»
музыка, находящаяся
в отношении преемственности, прежде всего
к сформировавшимся в Европе в XVII—XIX вв.
музыкальным жанрам и формам (опера, симфония, соната и т.
Умение
воспринимать музыку связанно с развитием
духовно эстетической стороны личности.
4.Способы развития эмпатии средствами музыки
Это целенаправленный процесс восприятия и осознания музыкального произведения.
Существуют определённые условия, педагогические приёмы и методы, способствующие эффективному формированию эмпатии, развитию сострадания у детей.
Музыка, как и другое любое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению. Наряду с художественной литературой, театром, изобразительным искусством она выполняет социальную воспитательную функцию.
Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни.
Доказано, что музыка имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка, а может быть, уже формирует его вкусы и интересы.
Музыка как вид искусства открывает человеку возможность познавать мир и в процессе познания развиваться. Воспитательная эффективность музыкального воздействия таится в самой специфике постижения музыки на уровне музыкального восприятия как художественного общения, когда в музыкальном звучании воспринимаются не просто звуки или структурные элементы, а социальные чувства человека и эстетическое переживание заключается в сопереживании, в сочувствии выраженной радости или горю, дружбе или вражде.
"Музыка переносит нас из сферы видимости – в сферу чувств, из области предметных образов – в область бесплотных звуков, из царства зрения в царство слуха. Предметом музыки становится непосредственно слышимая "жизнь души", интонационно выраженные переживания и чувства людей, заключенный в них жизненный смысл"
Активное восприятие музыкальных произведений способно удовлетворять потребность людей в самих переживаниях, которые монотонный быт приносит в недостаточном количестве. Вместе с тем в процессе восприятия музыки могут хотя бы частично удовлетворяться такие эстетические потребности, которые в сегодняшних условиях жизни практически невыполнимы. Итогом восприятия музыкального произведения является преобразование эмоционального состояния и поведения человека.
У ребенка в процессе восприятия музыкальных образов возникает чувство сопереживания, до которого он в своей обыденной жизни не поднимается и не сможет подняться. После завершения контакта с музыкальным произведением ребенок возвращается в зону своих эмоций, но уже в какой-то степени обогащенной. Эта особенность музыки дает возможность ребенку духово восполнять то, что недостает ему в неизбежно ограниченной пространством и временем жизни, компенсировать посредством воображения удовлетворения множества потребностей.
Музыка, как и другие виды искусства, отражает действительность. В опере и балете она характеризует поступки, отношение, переживание героев. В музыке изобразительного характера, которую можно назвать "музыкальной живописью", "рисуются" великолепные картины природы. В повседневной жизни музыка сопровождает человека, выявляет его отношение к окружающему миру, обогащает духовно, помогает трудиться, отдыхать. По выражению композитора Б. В. Асафьева, музыка - "образно-звуковое отображение действительности. В ней слышится живая речь - взволнованный или спокойный рассказ, прерывистое или плавное повествование, вопросы, ответы, возгласы.
Таким образом, у ребенка в процессе восприятия музыкальных образов возникает чувство сопереживания, до которого он в своей обыденной жизни не поднимается. После завершения контакта с музыкальным произведением ребенок возвращается в зону своих эмоций, но уже в какой-то степени обогащенной.
Следствием восприятия музыки является рождение новых чувств у учащихся, воспитание соответствующих ценностных ориентиров.
Одной из задач учителя является – не сводить проблемы музыкального воспитания и образования к информации, а средствами искусства учить мыслить, чувствовать, сопереживать, чтобы у школьников развивался не только интеллект, но и душа. Учитель должен ориентировать школьников в мире музыки, привить им художественный вкус и приобщить средствами искусства к высшим духовным ценностям, частое повторение которых должно восприниматься как истина, указывающая путь через чувства прекрасного в искусстве к любви, состраданию, милосердию, чувства долга в жизни.
При слушании музыкальных произведений, отражающих сильные и глубокие переживания, младшие школьники способны испытать сильнейшие эмоции, достигнуть катарсиса, который духовно обогащает челов.
Заключение
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что развитии чувство эмпатии младших школьников – одна из главных задач современной школы.
Характеризуя младший школьный возраст, специалисты указывают на особую социальную ситуацию развития, воплощающую сочетание внутренних процессов развития и внешних условий. Основным компонентом этой ситуации называют школьное обучение и освоение позиции учащегося, в связи, с чем интерес исследователей сосредоточивается на учебной деятельности как ведущей в этом возрасте. При этом ряд ученых обращает внимание на то, что ведущая - не единственная деятельность, в которой происходят значимые изменения в формирующемся развитее.
Чувство эмпатии у младших школьников представляет собой интерес для исследователей, педагогов и является чрезвычайно актуальной.
Переход ребенка к школьному обучению коренным образом изменяет весь образ жизни ребенка. В этот период в его жизнь входит учение, деятельность обязательная, ответственная, требующая систематического организованного труда, а так же определенные чувства. Поступление в школу знаменует собой и новое положение ребенка в обществе, в государстве, что выражается в изменении его конкретных отношений с окружающими людьми.
Важную роль в формировании эмпатии ребенка играют его чувства.
Развитее чувства эмпатии и проблема является чрезвычайно актуальной.
В
процессе работы над рефератом цель, была
достигнута, выявив развитие младшего
школьника, с помощью музыки. Так же были
разрешены поставленные задачи: определены
чувства эмпатии, понятие музыки и классической
музыки, а так же рассмотрено развитие
эмпатии с помощью классической музыки.
Библиографический
список