Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников в процессе ознакомления с классической музыкой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 14:58, реферат

Описание

Проблема развития чувства эмпатии младших школьников в настоящее время достойно актуальности, это подтверждает концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности;
Развитие социально-педагогического партнерства должно стать приоритетной сферой государственной политики.

Содержание

Введение………………………………………………………………………стр.3
1.Характеристика понятия «эмпатия» ……………………………………...стр.5
2.Формы проявления чувства эмпатии у детей младшего школьного возраста………………………………………………………………………..стр.8
3.Музыка как вид искусства. Понятие классической музыки ………………………………………………………………………………..стр.11
4.Способы развития эмпатии средствами музыки………………………стр.15
Заключение………………………………………………………………….стр.18
Библиографический список………………………………………………………………………..стр.19
Терминологический справочник…………………………………………..стр.20

Работа состоит из  1 файл

реферат развитее эмоциональной отзывчивости младших школьников в процессе ознакомления с классической музыки - копия.doc

— 127.00 Кб (Скачать документ)

3.Музыка  как вид искусства.  Понятие классической  музыки

       Одно  из средств художественного воспитания и образования учащихся, с помощью которого развиваются музыкальные способности детей, прививается любовью и интерес к музыке, приобретаются первые навыки и умения коллективного исполнения музыкальных произведений.

       Система образования предусматривает всеобщее  обязательное музыкальное воспитание в начальной и средней школе. В программу входит обучение хоровому пению, основам музыкальной и нотной грамоте и навыкам эстетического восприятия и посильно анализа доступных детям произведений народного творчества, русской и зарубежной музыки классики произведений советских композиторов вокальных и инструментальных.

       Музыка  хорошо используется в школе на внеклассных занятиях, в работе хоровых кружков и школьно хоровых, в вокальных и инструментальных ансамблях. В школе применяются массовые формы музыкально воспитательного и образовательной работы темой музыкального вечера, концерты и музыкальные лектории, дающие возможность широко ознакомить учащихся с музыкой с жизнью и творчеством наиболее выдающихся композиторов.

       У древних Греков «musike» - искусство музыки, т.е. искусство плясок и пения, а позже и совокупность всех изящных искусств, необходимые для гармонического развития духа, в противоположность гимнастике, искусству воспитания тела.

       В. Даль, дал такое определение музыке - искусство стройного и согласного сочетания звуков, как последовательных (мелодия, напев, голос) так и совместных (созвучие, гармония, согласованность).

       Музыка - искусство, которое отражает действительность и воздействует на человека посредствам  осмысленных и особами образами организованных звуков последований состоящих  в основном из тонов.

       Музыка, как вид специфической разновидности звуковой деятельности людей с другими разновидностями (речь, инструментально-звуковая сигнализация) её объединяет способность выражать эмоции, мысли и волевые процессы человека в смешанной форме и служить средством общением людей и управления их поведением.

       Музыка, самая символическая из всех искусств, т.к. оказывает влияние на человека, не используя слов и зрительного образования. Музыка считается одним из самых высоких способов символического мышления, поскольку в основе всякого символического мышления лежат музыкальные основания и наоборот, символы определённые музыкальными принципами.

       Музыка - вид искусства, художественным материалом которого является звук, особым образом организованный во времени.

       В историческом контексте развитие музыки неотделимо от деятельного развития чувственных способностей человека — ход слухового освоения человеком музыкального материала в изменяющихся культурных условиях составляет наиболее фундаментальный уровень истории музыки.

       Классическая музыка — свободное от терминологической строгости понятие, употребляющееся, в зависимости от контекста, в различных значениях.

       В оценочном смысле классической называется музыка прошлого, выдержавшая испытание  временем и имеющая аудиторию  в современном обществе. Уже сегодня  в качестве классических воспринимаются не только вершины высокого музыкального искусства, но и лучшие образцы развлекательных жанров прошлого: например, вершины французской, венской и венгерской оперетты XIX - начала XX вв., вальсы Иоганна Штрауса и т. п.

       В историческом смысле под классической понимают музыку второй половины XVIII века - начала XIX века (этот период традиционно соотносят с классицизмом). Понятие классицизма не слишком широко применимо к музыке, так что в устойчивой характеристике Гайдна, Моцарта и Бетховена как венских классиков присутствует и немалая доля качественной оценки их творчества как фундамента для дальнейшего развития музыкальной композиции.

       В типологическом смысле «классической» часто называется в разговорном  и публицистическом стиле речи так  называемая «академическая» музыка, находящаяся в отношении преемственности, прежде всего к сформировавшимся в Европе в XVII—XIX вв. музыкальным жанрам и формам (операсимфониясоната и т. п.), мелодическим и гармоническим принципам и инструментальному состав. В тех или иных конкретных случаях конфликт композиторов-академистов XX века, особенно принадлежащих к авангардным течениям (например, Джона Кейджа или  Карлхайнца Штокхаузена), с музыкальной традицией прошлого может быть очень резким, но это именно конфликт (предельно напряжённый диалог), тогда как иные типы современной музыки - от поп-музыки до джаза - с классической европейской музыкальной традицией почти не взаимодействуют. Впрочем, те или иные эксперименты по скрещиванию академической музыки с разными другими традициями предпринимались на протяжении всего XX века: от созданного Джорджем Гершвином гибрида классики и джаза до записей в сопровождении симфонического оркестра.

       Умение  воспринимать музыку связанно с развитием  духовно эстетической стороны личности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       4.Способы  развития эмпатии  средствами музыки

       Это целенаправленный процесс восприятия и осознания музыкального произведения.

       Существуют определённые условия, педагогические приёмы и методы, способствующие эффективному формированию эмпатии, развитию сострадания у детей.

       Музыка, как и другое любое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению. Наряду с художественной литературой, театром, изобразительным искусством она выполняет социальную воспитательную функцию.

       Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни.

       Доказано, что музыка имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка, а может быть, уже формирует его вкусы и интересы.

       Музыка как вид искусства открывает человеку возможность познавать мир и в процессе познания развиваться. Воспитательная эффективность музыкального воздействия таится в самой специфике постижения музыки на уровне музыкального восприятия как художественного общения, когда в музыкальном звучании воспринимаются не просто звуки или структурные элементы, а социальные чувства человека и эстетическое переживание заключается в сопереживании, в сочувствии выраженной радости или горю, дружбе или вражде.

       "Музыка переносит нас из сферы видимости – в сферу чувств, из области предметных образов – в область бесплотных звуков, из царства зрения в царство слуха. Предметом музыки становится непосредственно слышимая "жизнь души", интонационно выраженные переживания и чувства людей, заключенный в них жизненный смысл"

       Активное восприятие музыкальных произведений способно удовлетворять потребность людей в самих переживаниях, которые монотонный быт приносит в недостаточном количестве. Вместе с тем в процессе восприятия музыки могут хотя бы частично удовлетворяться такие эстетические потребности, которые в сегодняшних условиях жизни практически невыполнимы. Итогом восприятия музыкального произведения является преобразование эмоционального состояния и поведения человека.

       У ребенка в процессе восприятия музыкальных образов возникает чувство сопереживания, до которого он в своей обыденной жизни не поднимается и не сможет подняться. После завершения контакта с музыкальным произведением ребенок возвращается в зону своих эмоций, но уже в какой-то степени обогащенной. Эта особенность музыки дает возможность ребенку духово восполнять то, что недостает ему в неизбежно ограниченной пространством и временем жизни, компенсировать посредством воображения удовлетворения множества потребностей.

       Музыка, как и другие виды искусства, отражает действительность. В опере и балете она характеризует поступки, отношение, переживание героев. В музыке изобразительного характера, которую можно назвать "музыкальной живописью", "рисуются" великолепные картины природы. В повседневной жизни музыка сопровождает человека, выявляет его отношение к окружающему миру, обогащает духовно, помогает трудиться, отдыхать. По выражению композитора Б. В. Асафьева, музыка - "образно-звуковое отображение действительности.  В ней слышится живая речь - взволнованный или спокойный рассказ, прерывистое или плавное повествование, вопросы, ответы, возгласы.

       Таким образом, у ребенка в процессе восприятия музыкальных образов возникает чувство сопереживания, до которого он в своей обыденной жизни не поднимается. После завершения контакта с музыкальным произведением ребенок возвращается в зону своих эмоций, но уже в какой-то степени обогащенной.

       Следствием восприятия музыки является рождение новых чувств у учащихся, воспитание соответствующих ценностных ориентиров.

       Одной из задач учителя является – не сводить проблемы музыкального воспитания и образования к информации, а средствами искусства учить мыслить, чувствовать, сопереживать, чтобы у школьников развивался не только интеллект, но и душа. Учитель должен ориентировать школьников в мире музыки, привить им художественный вкус и приобщить средствами искусства к высшим духовным ценностям, частое повторение которых должно восприниматься как истина, указывающая путь через чувства прекрасного в искусстве к любви, состраданию, милосердию, чувства долга в жизни.

       При слушании музыкальных произведений, отражающих сильные и глубокие переживания, младшие школьники способны испытать сильнейшие эмоции, достигнуть катарсиса, который духовно обогащает челов.

       Заключение

       Исходя  из вышесказанного, можно сделать  вывод, что  развитии чувство эмпатии младших школьников – одна из главных  задач современной школы.

       Характеризуя младший школьный возраст, специалисты указывают на особую социальную ситуацию развития, воплощающую сочетание внутренних процессов развития и внешних условий. Основным компонентом этой ситуации называют школьное обучение и освоение позиции учащегося, в связи, с чем интерес исследователей сосредоточивается на учебной деятельности как ведущей в этом возрасте. При этом ряд ученых обращает внимание на то, что ведущая - не единственная деятельность, в которой происходят значимые изменения в формирующемся развитее.

       Чувство эмпатии у младших школьников представляет собой интерес для исследователей, педагогов  и является чрезвычайно актуальной.

       Переход ребенка к школьному обучению коренным образом изменяет весь образ жизни ребенка. В этот период в его жизнь входит учение, деятельность обязательная, ответственная, требующая систематического организованного труда, а так же определенные чувства. Поступление в школу знаменует собой и новое положение ребенка в обществе, в государстве, что выражается в изменении его конкретных отношений с окружающими людьми.

       Важную роль в формировании эмпатии ребенка играют его чувства.

       Развитее чувства эмпатии и проблема является чрезвычайно актуальной.

       В процессе работы над рефератом цель, была достигнута, выявив развитие младшего школьника, с помощью музыки. Так же были разрешены поставленные задачи: определены чувства эмпатии, понятие музыки и классической музыки, а так же рассмотрено развитие эмпатии с помощью классической музыки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Библиографический список 

       
  1. Лихачёв, Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие  для студентов пед. учебн. заведений  и слушателей ИПК и ФПК [Текст] / Б.Т. Лихачёв. – М.: Юрайт, 1998.
  2. Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей [Текст] / Н.В. Нижегородцева, В.Д. Щадрикова  – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – ил. – (Подготовка детей к школе).
  3. Асмолов А. Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990
  4. «Большая Советская Энциклопедия»
  5. Толковый словарь Ушакова
  6. Мировая психология «Научно методический журнал»
  7. Том 22; номер 1 январь-февраль 2001 «Психологический журнал», главный редактор А.В. Брушлинский.
  8. Педагогический словарь. 2том. 1960 год
  9. Свободная энциклопедия  http://www.wikipedia.ru
  10.             http://easyschool.ru

Информация о работе Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников в процессе ознакомления с классической музыкой