Вокальные методики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 10:21, методичка

Описание

Учебно-методический комплекс по курсу «Основы вокальной методики» предназначен для студентов музыкальных вузов и музыкальных факультетов высших учебных заведений культуры и искусств, изучающих современное эстрадно-джазовое вокальное искусство, мировую историю и культуру эстрады, и получающих квалификацию по профилю подготовки эстрадно-джазовое пение: концертный исполнитель, солист ансамбля, преподаватель.

Содержание

Пояснительная записка с.3-7
Тематический план курса с.8-12
Содержание курса с.13-19
Самостоятельная работа студентов с. 20-21
Методические рекомендации к написанию курсовых работ с.22-32
Словарь специальных терминов с.33-35
Учебно-материальное обеспечение курса, литература с.36-37
Приложение (контрольно-измерительные материалы) с.38-42

Работа состоит из  1 файл

Основы вокальной методики.doc

— 309.00 Кб (Скачать документ)

 РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСНОВЫ ВОКАЛЬНОЙ  МЕТОДИКИ

Учебно-методический комплекс

для студентов института  музыки, театра и хореографии 

по направлению 070100.62 «Музыкальное искусство»

профиля «Эстрадно-джазовое пение»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тюмень, 2011

 

Рецензия

на учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы вокальной методики» специальности «Музыкальное искусство», специализации «Музыкальное  искусство эстрады» (эстрадно-джазовое пение) ФГОУ ВПО «Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий».

 

Составитель: Вейсон Марианна Ярославовна, преподаватель кафедры «Вокальное искусство» ФГОУ ВПО «Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий».

 

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы вокальной методики» разработан преподавателем Вейсон Марианной Ярославовной методически грамотно и содержательно, в соответствии с требованиями  учебного плана  Тюменский государственной академии культуры искусств и социальных технологий для специальности «Музыкальное искусство» специализации «эстрадно-джазовое пение». В выбранной структуре рассматриваемого учебно-методического комплекса выдержаны современные требования. В пояснительной записке четко определены цели и задачи учебной дисциплины, направленные на подготовку и развитие профессионально ориентированных педагогов эстрадного пения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, учреждениях дополнительного образования (в том числе дополнительного образования детей) и общеобразовательных школах. Отмечены специфика и особенности дисциплины, требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе.

          В учебно-методическом комплексе представлены учебно-тематические планы для дневной и заочной форм обучения, включающие лекции и  семинарские занятия. В содержании учебно-методического комплекса изложены необходимые дидактические единицы, перечислены темы обязательных семинарских занятий и задания для самостоятельной работы студентов.

Особенностями планируемой  самостоятельной внеаудиторной  работы является последовательное сочетание различных видов работ студентов по овладению знаниями, закреплению и систематизации знаний, формированию практических умений. Следует отметить, как положительный факт, включение в структуру и содержание учебно-методического комплекса контролирующих заданий для студентов в виде вопросов к зачету и экзамену, вопросов к итоговой государственной аттестации, методических рекомендаций по написанию курсовых работ, а также словаря специальных терминов. Для обеспечения качественной профессиональной подготовки студентов предложено необходимое учебно-методическое обеспечение, дан перечень основной и дополнительной литературы.

           В целом учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы вокальной методики» для студентов, обучающихся по направлению 070100.62 «Музыкальное искусство» профиля «Эстрадно-джазовое пение» составлен преподавателем Вейсон Марианной Ярославовной научно, доступно и соответствует требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Рассматриваемый учебно-методический комплекс рекомендуется к внедрению в учебном процессе академии.

        

 

 

 

Рецензент:

Преподаватель кафедры вокального искусства                  Н.В.Толмачева

Института музыки, театра и хореографии

ФГОУ ВПО  «Тюменская государственная

академия культуры, искусств

и социальных технологий»                                                             

 

 «__» _____________2010 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

  1. Пояснительная записка                                                                          с.3-7
  2. Тематический план курса                                                                      с.8-12
  3. Содержание курса                                                                                  с.13-19
  4. Самостоятельная работа студентов                                                      с. 20-21
  5. Методические рекомендации к написанию курсовых работ             с.22-32
  6. Словарь специальных терминов                                                           с.33-35
  7. Учебно-материальное обеспечение курса, литература                       с.36-37
  8. Приложение (контрольно-измерительные материалы)                      с.38-42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Учебно-методический комплекс по курсу «Основы вокальной методики» предназначен для студентов музыкальных вузов и музыкальных факультетов высших учебных заведений культуры и искусств, изучающих современное эстрадно-джазовое вокальное искусство, мировую историю и культуру эстрады, и получающих квалификацию по профилю подготовки эстрадно-джазовое пение: концертный исполнитель, солист ансамбля, преподаватель. Данная квалификация дает право вести педагогическую деятельность в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, учреждениях дополнительного образования (в том числе дополнительного образования детей) и общеобразовательных школах.

Изложение учебного материала  по курсу ориентировано на объем знаний и умений, соответствующих требованиям к выпускнику основной образовательной программы среднего профессионального образования по специальности в области вокального или эстрадно-джазового искусства.

Предмет «Основы вокальной методики» является неотъемлемой частью воспитания, как эстрадного певца, так и будущего преподавателя по эстрадному пению. Чтобы постичь тайны вокального искусства, необходимо развивать в себе аналитическое мышление в области процесса голосообразования,  обогащать свой музыкальный вкус, работать над совершенствованием вокального слуха,  перенимать накопленный педагогический опыт и     вокально самосовершенствоваться. Поэтому данный учебно-методический комплекс   призван выстроить в логической последовательности получение необходимых профессиональных  знаний, которые в будущем помогут студентам вести педагогическую деятельность в области эстрадного пения и прогрессивно развиваться в вокально-исполнительском направлении.

Эстрадное искусство  во все времена отличалось демократичностью своих жанров. Доступность восприятия многих эстрадно-вокальных форм обеспечивала их огромную популярность у широкого круга слушателей. В наше время значительный поток музыкальной информации эстрадного направления ежедневно поступает в телевизионный эфир и воздействует на формирование эстетических вкусов  подрастающего поколения. Более того, многие музыкальные стили эстрадной и джазовой музыки тесно связаны с идеологией различных молодежных течений, которые способны влиять  на определение жизненных ценностей и ориентиров у молодых людей.

Таким образом, учитывая современные тенденции развития вокально-эстрадного искусства, можно заключить, что обучение эстрадному пению как профессиональному виду деятельности должно осуществляться на достаточно высоком уровне, готовя в учебных заведениях не только высококвалифицированных   певцов, но и грамотных преподавателей по данной специальности.

Цель дисциплины «Основы вокальной методики»:

подготовить профессионально  ориентированного педагога эстрадного пения,    способного решать сложные  художественно-педагогические задачи в работе, как с взрослыми, так  и с детьми.

       Основные задачи данного курса:

  1. Освоение методов и принципов вокальной педагогики.
  2. Изучение специфики эстрадно-вокального исполнительства.
  3. Анализ широкого круга образовательных методик по практике обучения вокальному искусству (не только эстрадному, но и академическому и народному), включая  зарубежный опыт.
  4. Развитие индивидуальных вокально-педагогических способностей  музыканта-певца.
  5. Формирование долговременной индивидуальной системы самообразования и самосовершенствования в области вокальной педагогики. 

        Требования к уровню подготовки студентов, обучающихся по данной программе:

         Выпускник по направлению подготовки Вокальное искусство с квалификациями по профилю «эстрадно-джазовое пение», успешно освоивший курс по предмету «Основы вокальной методики», должен обладать следующими компетенциями:

а) общекультурные компетенции

− работать со специальной литературой в области музыкального искусства и науки, пользоваться профессиональными понятиями и терминологией;

− приобретать с большой степенью самостоятельности новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии;

б) профессиональные компетенции:

− готовность к постоянной и систематической работе, направленной на совершенствование своего профессионального мастерства;

− знание устройства голосового аппарата и основ обращения с   ним;

− готовность осуществлять педагогическую деятельность в учебных заведениях среднего профессионального образования, учреждениях дополнительного образования, в том числе дополнительного образования детей, общеобразовательных учреждениях;

− владение принципами, методами и формами проведения урока в исполнительском классе; методикой подготовки к уроку, методологией анализа проблемных ситуаций в сфере музыкально-педагогической деятельности и способами их разрешения;

− обладание широкими знаниями в области методики и музыкальной педагогики, умение соотносить собственную педагогическую деятельность с достижениями в области музыкальной педагогики;

− умение анализировать и подвергать критическому разбору процесс исполнения музыкального произведения, проводить сравнительный анализ разных исполнительских интерпретаций на занятиях с обучающимися;

 − умение применять рациональные методы поиска, отбора, систематизации и использования информации; ориентирования в выпускаемой специальной учебно-методической литературе по профилю подготовки и смежным вопросам, умение анализировать различные методические системы и формулировать собственные принципы и методы обучения.

          Предмет «Основы вокальной методики» изучается студентами на втором курсе в четвертом семестре  и на третьем курсе в пятом семестре, в объеме составляет 70 час.

           Предлагаемая программа по основам вокальной методики учитывает и обобщает большой опыт вокального обучения различных педагогов-вокалистов, отражая эстрадную специфику предмета и опираясь на традиции академического пения. Структурно содержание делится на 6 разделов, каждый из которых состоит из  определенного количества тем. Разделы отражают основные вопросы, связанные с воспитанием эстрадного певца. Наряду с сугубо вокальными вопросами рассматриваются проблемы воспитания  личности эстрадного певца, его внешние атрибуты и методы психологической саморегуляции, помогающие преодолеть эстрадное волнение.

         Формы и методы решения поставленных задач. Передача учебного материала студентам осуществляется преимущественно в лекционной форме. Условием освоения материала должны быть не только устные опросы студентов по пройденным темам, но и выполнение практических и творческих заданий, подготовка сообщений (при проведении семинарских занятий) и написание курсовых работ.

           Форма контроля. В конце четвертого семестра студенты сдают промежуточную аттестацию в форме контрольного урока, в конце пятого семестра – курсовую работу по одной из выбранных тем и экзамен по теоретическому минимуму дисциплины.

        Требования к уровню усвоения знаний по предмету. Критерии оценки формируются из уровня овладения студентами теоретической базой предмета и практическими навыками и умениями, освоенными компетенциями в области вокальной методики и педагогики.

         Оценка «Отлично»: студент демонстрирует глубокие познания в области вокальной методики, знает основные принципы вокальной педагогики, умеет содержательно раскрыть основные методы вокально-педагогической практики, владеет обширным инструментарием вокальной методики (знает и умеет практически продемонстрировать с помощью фортепиано и собственного голоса комплекс основных вокальных упражнений с указанием целей и исполнительских задач, знает и умеет провести поэтапную работу над вокальным произведением), четко определяет специфику эстрадного пения в сравнении с академическим и народным пением (знает основные вокально-технические приемы в пении в соотнесении со стилем музыкальной эстрады и умеет их продемонстрировать), знает особенности работы с женскими, мужскими и детскими голосами, знает основные методические труды, как отечественные, так и зарубежные,  в области вокальной музыки и их авторов.

Информация о работе Вокальные методики