Вокальные методики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 10:21, методичка

Описание

Учебно-методический комплекс по курсу «Основы вокальной методики» предназначен для студентов музыкальных вузов и музыкальных факультетов высших учебных заведений культуры и искусств, изучающих современное эстрадно-джазовое вокальное искусство, мировую историю и культуру эстрады, и получающих квалификацию по профилю подготовки эстрадно-джазовое пение: концертный исполнитель, солист ансамбля, преподаватель.

Содержание

Пояснительная записка с.3-7
Тематический план курса с.8-12
Содержание курса с.13-19
Самостоятельная работа студентов с. 20-21
Методические рекомендации к написанию курсовых работ с.22-32
Словарь специальных терминов с.33-35
Учебно-материальное обеспечение курса, литература с.36-37
Приложение (контрольно-измерительные материалы) с.38-42

Работа состоит из  1 файл

Основы вокальной методики.doc

— 309.00 Кб (Скачать документ)

 

Семинарское занятие  №6. . Формирование вокальных навыков. Певческое дыхание. Воспитание певческого дыхания.

       Задание для самостоятельной работы студента:   составить конспект по возможным типам дыхания в пении;

письменно описать несколько  упражнений на постановку певческого дыхания с указанием цели и  исполнительских задач.

 

Тема 4.3. Работа гортани в пении. Регистры голоса.

        Особенности певческого положения гортани. Зависимость уровня положения гортани от типа и характера голоса.

        Понятие регистра голоса. Наименования  регистров. Два природных механизма  работы голосовых связок (грудной  и головной), их недостатки и  достоинства. Характеристика  и значение смешанного регистра в пении. Физиологическая характеристика трех основных регистров голоса. Методы сглаживания регистров голоса в пении. Регистровые возможности использования голоса в эстрадном пении.

 

Семинарское занятие №7. Работа гортани в пении. Регистры голоса. Певческая атака. Ее виды. Роль атаки в пении. Певческое вибрато.

              Задание для самостоятельной работы студента: описать и продемонстрировать методы сглаживания регистров певческого голоса (теория лифта – метод глиссандо и др.);

подобрать аудио-примеры  на различные виды атаки;

подобрать аудиозаписи  исполнителей различных музыкально-стилевых направлений и проанализировать характер их вибрато.

 

Тема 4.4. Певческая атака. Ее виды. Роль атаки в пении.

         Понятие певческой атаки. Характеристика  видов атак (твердой, мягкой, придыхательной). Значение придыхательной и твердой  атаки в эстрадном пении. Атака  как метод исправления недостатков  голосообразования.

 

 

 

Тема 4.5. Певческая артикуляция и дикция.

         Понятие певческой артикуляции.  Отличие певческой артикуляции  от обычной речи. Роль гласных  и согласных в певческом голосообразовании.  Однородность звучания гласных  и четкость произнесения согласных.  Методы нивелирования гласных  в пении. Значение дикции в пении.

 

Тема 4.6. Орфоэпия в пении.

         Понятие орфоэпии. Особенности речевой  орфоэпии. Отличие певческой орфоэпии  от речевой. Редукция  гласных  в пении. Современные тенденции  в развитии орфоэпии.

 

Семинарское занятие  №8. Певческая артикуляция и дикция. Орфоэпия в пении.

     Задание для самостоятельной работы студента: описать и продемонстрировать  методы сглаживания гласных в пении; подобрать упражнения для улучшения певческой дикции.

 

Тема 4.7. Певческое вибрато.

Понятие вибрато. Определение вибрато с точки зрения акустики. Физиологический механизм образования вибрато. Эстетическая роль вибрато в пении. Характер вибрато, его зависимость. Вибрато как критерий стилевой выразительности.

 

 

Раздел 5. Работа над голосом.

 

Тема 5.1. Диагностика вокальной одаренности.

Голос как основа певческой  одаренности (сила, диапазон, тембр). Акустические, физиологические, психофизиологические, психоакустические и психологические  критерии оценки голоса. Комплексный  метод диагностики вокальной  одаренности  В.П. Морозова. Диагностика вокальной одаренности детей.

 

Семинарское занятие  №9. Диагностика вокальной одаренности.             

        Задание для самостоятельной работы студента: Составить конспект комплексного метода диагностики вокальной одаренности В.П. Морозова.

 

Тема 5.2. Определение типа голоса.

Тип певческого голоса как  важнейшая эстетическая категория  в музыкальном искусстве. Критерии определения типа певческого голоса (акустические, физиологические, анатомические, нейропсихологические и др.). Проблема правильного определения типа голоса в вокальной педагогике.

 

 

 

 

Семинарское занятие  №10. Определение типа голоса.

        Задание для самостоятельной  работы студента:  Составить конспект критериев определения типа певческого голоса (акустических, физиологических, анатомических, нейропсихологических и др.).

 

Тема 5.3. Роль вокальных упражнений в формировании и совершенствовании вокальных навыков.

Вокальное упражнение. Три  компонента упражнения. Цели и задачи вокальных упражнений. Методические установки распевания. Основные принципы организации вокальных упражнений. Начальный комплекс вокальных упражнений. Виды вокальных упражнений. Попевка как основной метод в вокальной работе с детьми. Примеры подбора вокальных упражнений. Значение пения без сопровождения.

 

Семинарское занятие  №11.  Роль вокальных упражнений в формировании и совершенствовании вокальных навыков.

        Задание для самостоятельной работы студента:   Практически освоить различные вокальные упражнения (игра упражнений на фортепиано во всех тональностях, в мелодическом исполнении и с гармонической поддержкой), озвучить цели и исполнительские задачи   каждого вокального упражнения, исполнить упражнения голосом.

 

Семинарское занятие  №12.  Роль вокальных упражнений в формировании и совершенствовании вокальных навыков.

        Задание для самостоятельной работы студента:   составить начальный комплекс вокальных упражнений.

        Сочинить несколько  попевок для вокальной работы  с детьми.

 

Тема 5.4. Особенности проведения начальных занятий пением.

Первые занятия: знакомство с голосовыми данными и выявление  особенностей психики и характера  учащегося. Некоторые практические рекомендации в определении голоса. Составление индивидуального плана  работы с учеником. Организация предварительных  условий голосообразования: певческое положение головы и корпуса, вдох с полузевковой установкой ротоглотки, атака звука, равномерный выдох, дыхательная опора. Освоение навыка кантиленного пения. Принцип сознательности в обучении пению как основа воспитания вокального слуха. Значение воспитания вокального слуха для певца.

 

Семинарское занятие  №13.  Особенности проведения начальных занятий пением.

         Задание  для самостоятельной работы студента: составить индивидуальный план работы с учеником.

 

Тема 5.5. Особенности работы с женскими голосами.

Характеристика и диапазон женских голосов. Регистры женского голоса (грудной, смешанный, головной). Упражнения для женских голосов.

 

 

Семинарское занятие  №14.  Особенности работы с женскими голосами.

           Задание  для самостоятельной работы студента: прослушать аудиозаписи какой-либо исполнительницы в разные возрастные периоды, проанализировать основные элементы голосообразования и особенности их развития с учетом женской природы организма и его возможностей.

 

Тема 5.6. Особенности работы с мужскими голосами.

Характеристика и диапазон мужских голосов. Регистры мужского голоса (грудной и фальцетный). Упражнения для мужских голосов.

 

Семинарское занятие  №15. Особенности работы с мужскими голосами.

           Задание для самостоятельной работы студента:  прослушать аудиозаписи какого-либо исполнителя в разные возрастные периоды, анализ основных элементов голосообразования и особенностей их развития с учетом мужской природы организма и его возможностей.

 

Тема 5.7. Особенности работы с детскими голосами. Охрана детского голоса.

Характеристика и вокальные  возможности детского голоса,  физиологические  ограничения. Четыре возрастные категории (дошкольная, младшая школьная, средняя  школьная, старшая школьная). Особенности  организации вокальных занятий с детьми младшего школьного возраста (7-9). Особенности вокальной работы с детьми среднего школьного возраста (10-14). Особенности вокальных занятий с детьми старшего школьного возраста (15-17). Упражнения для детских голосов.

 

Семинарское занятие №16. Особенности работы с детскими голосами. Охрана детского голоса.

          Задание для самостоятельной  работы студента: прослушать и проанализировать  звучание различных детских голосов четырех возрастных категорий.

 

Тема 5.8. Зарубежные и отечественные методики постановки певческого голоса.

               Знакомство с современными вокальными школами и методиками, работа с методической литературой, изучение научных статей и публикаций в вокальной области.

 

Семинарское занятие  №17. Зарубежные и отечественные методики постановки певческого голоса.

             Задание для самостоятельной работы студента: ознакомиться и подготовить сообщение по одной из предложенных авторских методик или публикаций.

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа студентов

 

Для овладения  знаниями

 

1.Чтение дополнительной  вокально-методической литературы  – для ОДО 20 часов, для ОЗО - 40 часов.

  1. Морозов, В.П.  Искусство резонансного пения / В.П. Морозов  Москва: 2002.
  2. Дмитриев, Л.Б. Основы вокальной методики / Л.Б. Дмитриев – Москва: Музыка, 2007.
  3. Менабени, А.Г.  Методика обучения сольному пению / А.Г. Менабени – Москва:1987.
  4. Риггз, С.  Пойте как звезды (+2CD) / Сост. и ред. Дж.Д.Каррателло. – Санкт-Петербург: Питер, 2007.
  5. Малинина, Е.М.  Вокальное воспитание детей / Е.М. Малинина – Ленинград:1967г.
  6. Маркуорт, Линда Самоучитель по пению: перевод с английского / Линда Маркуорт. – Москва: АСТ: Астрель, 2008.
  7. Гонтаренко, Н.Б. Сольное пение: Секреты вокального мастерства / Н.Б. Гонтаренко. – Ростов на Дону: Феникс, 2006.
  8. Далецкий, О.В. Обучение пению / О.В. Далецкий. – Москва: 2003.
  9. Назаренко, И.К. Искусство пения. Очерки и материалы по истории, теории и практике художественного пения / И.К. Назаренко. – Москва: Государственное музыкальное издательство, 1963.

 

2.Работа со словарями и справочниками, использование аудио- и видеозаписей певцов различных музыкальных направлений и стилей, а также информации из Интернета – для ОДО - 20 часов, для ОЗО – 40 часов.

 

  1. Кочнева, И., Яковлева, А. Вокальный словарь / И. Кочнева, А. Яковлева – Ленинград: Музыка, 1986.
  2. Крэмптон, Л., Риз.Д. Энциклопедия рок- и поп-музыки год за годом / Перевод с англ. У.В.Сапциной, Н.С. Гусевой: Распространение на русском языке. – Москва: ООО «Росмэн- ИЗДАТ», 2004.
  3. Булучевский, Ю., Фомин, В. Краткий музыкальный словарь для учащихся / – Москва: Музыка, 1998.
  4. Эстрада в России, XX век / Лексикон – Москва: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2000.
  5. Словарь музыкальных терминов / сост. Е.А. Яных. – Москва: АСТ; Донецк: Агата; Владимир: ВТК, 2009.
  6. Крунтяева, Т.С., Молокова, Н.В. Словарь иностранных музыкальных терминов / Т.С. Крунтяева, Н.В. Молокова – Москва; Санкт-Петербург: Музыка, 1996.
  7. Краткий музыкальный словарь-справочник / общая редакция Э.Леонова. – Москва: Издательство «Кифара», 2002.

Для закрепления и систематизации знаний

 

3. Работа с конспектами  лекций, составление таблиц для  систематизации учебного материала  с использованием дополнительных  источников информации по заданной теме - 20 часов для ОДО, для ОЗО – 40 часов.

 

Интересные сайты в сети Интернет:

 

completevocalinstitute.com

www.vocal-coaches.com

singingiseasy.com

brettmanningsingingsuccess.com

rockvocalist.ru

knyazhinskaya.ru

 

Для формирования умений

 

4.Практическое освоение игры  вокальных упражнений на фортепиано  во всех тональностях, а также  аккомпанирование некоторых упражнений и гамм – для ОДО - 10 часов, для ОЗО – 18 часов. 

 

  1. Егорычева М. Упражнения для певца-любителя. – Москва: Музыка,1967.
  2. Сафронова О. Л. Распевки. Хрестоматия для вокалистов + CD. Учебное пособие / О. Л. Сафронова – Москва: Издательство: Лань, Планета музыки, 2009.
  3. Левина Е. Вокальные упражнения. Учимся петь и аккомпанировать: Хрестоматия педагогического репертуара / Е. Левина – Ростов на Дону: Изд.: Феникс, 2008.
  4. Чистый голос: Методические материалы для организаторов и педагогов детских эстрадно-вокальных студий / Составитель А. М. Билль, редактор Л. А. Богуславская – Москва, 2002.
  5. Ровнер В. Вокально-джазовые упражнения для голоса в сопровождении фортепиано / В.Ровнер – Москва: Изд.: Нота, 2006.
  6. Абдулов, А. А. Джазовые распевки: учебное пособие / А. А. Абдулов. – Санкт-Петербург, 1998 г

 
 

 
 
 

Методические  рекомендации к написанию курсовых работ

          В соответствии с программой обучения каждый студент ежегодно самостоятельно выполняет творческое задание - пишет курсовую работу по одной из проблем дисциплины «Основы вокальной методики». 
          Курсовая работа - одна из важных форм обучения студента. В процессе выполнения курсовой работы студент приобретает навыки самостоятельной научной работы - обобщает и систематизирует научную, учебную, публицистическую литературу и статистические данные; осваивает современные методы ведения исследовательской деятельности; развивает творческое мышление и умение аргументировано отстаивать свою точку зрения.

           Цель написания курсовых работ – научить студентов самостоятельно применять полученные знания при анализе конкретных теоретических и практических проблем профессиональной деятельности; грамотно и убедительно излагать материал, четко и логично формулировать выводы и практические  рекомендации.        

Информация о работе Вокальные методики