Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 10:21, методичка
Учебно-методический комплекс по курсу «Основы вокальной методики» предназначен для студентов музыкальных вузов и музыкальных факультетов высших учебных заведений культуры и искусств, изучающих современное эстрадно-джазовое вокальное искусство, мировую историю и культуру эстрады, и получающих квалификацию по профилю подготовки эстрадно-джазовое пение: концертный исполнитель, солист ансамбля, преподаватель.
Пояснительная записка с.3-7
Тематический план курса с.8-12
Содержание курса с.13-19
Самостоятельная работа студентов с. 20-21
Методические рекомендации к написанию курсовых работ с.22-32
Словарь специальных терминов с.33-35
Учебно-материальное обеспечение курса, литература с.36-37
Приложение (контрольно-измерительные материалы) с.38-42
Семинарское занятие №6. . Формирование вокальных навыков. Певческое дыхание. Воспитание певческого дыхания.
Задание для самостоятельной работы студента: составить конспект по возможным типам дыхания в пении;
письменно описать несколько упражнений на постановку певческого дыхания с указанием цели и исполнительских задач.
Тема 4.3. Работа гортани в пении. Регистры голоса.
Особенности певческого положения гортани. Зависимость уровня положения гортани от типа и характера голоса.
Понятие регистра голоса. Наименования
регистров. Два природных
Семинарское занятие №7. Работа гортани в пении. Регистры голоса. Певческая атака. Ее виды. Роль атаки в пении. Певческое вибрато.
Задание для самостоятельной работы студента: описать и продемонстрировать методы сглаживания регистров певческого голоса (теория лифта – метод глиссандо и др.);
подобрать аудио-примеры на различные виды атаки;
подобрать аудиозаписи исполнителей различных музыкально-стилевых направлений и проанализировать характер их вибрато.
Тема 4.4. Певческая атака. Ее виды. Роль атаки в пении.
Понятие певческой атаки.
Тема 4.5. Певческая артикуляция и дикция.
Понятие певческой артикуляции.
Тема 4.6. Орфоэпия в пении.
Понятие орфоэпии. Особенности речевой
орфоэпии. Отличие певческой орфоэпии
от речевой. Редукция гласных
в пении. Современные
Семинарское занятие №8. Певческая артикуляция и дикция. Орфоэпия в пении.
Задание для самостоятельной работы студента: описать и продемонстрировать методы сглаживания гласных в пении; подобрать упражнения для улучшения певческой дикции.
Тема 4.7. Певческое вибрато.
Понятие вибрато. Определение вибрато с точки зрения акустики. Физиологический механизм образования вибрато. Эстетическая роль вибрато в пении. Характер вибрато, его зависимость. Вибрато как критерий стилевой выразительности.
Раздел 5. Работа над голосом.
Тема 5.1. Диагностика вокальной одаренности.
Голос как основа певческой
одаренности (сила, диапазон, тембр). Акустические,
физиологические, психофизиологические,
психоакустические и
Семинарское занятие №9. Диагностика вокальной одаренности.
Задание для самостоятельной работы студента: Составить конспект комплексного метода диагностики вокальной одаренности В.П. Морозова.
Тема 5.2. Определение типа голоса.
Тип певческого голоса как важнейшая эстетическая категория в музыкальном искусстве. Критерии определения типа певческого голоса (акустические, физиологические, анатомические, нейропсихологические и др.). Проблема правильного определения типа голоса в вокальной педагогике.
Семинарское занятие №10. Определение типа голоса.
Задание для самостоятельной работы студента: Составить конспект критериев определения типа певческого голоса (акустических, физиологических, анатомических, нейропсихологических и др.).
Тема 5.3. Роль вокальных упражнений в формировании и совершенствовании вокальных навыков.
Вокальное упражнение. Три компонента упражнения. Цели и задачи вокальных упражнений. Методические установки распевания. Основные принципы организации вокальных упражнений. Начальный комплекс вокальных упражнений. Виды вокальных упражнений. Попевка как основной метод в вокальной работе с детьми. Примеры подбора вокальных упражнений. Значение пения без сопровождения.
Семинарское занятие №11. Роль вокальных упражнений в формировании и совершенствовании вокальных навыков.
Задание для самостоятельной работы студента: Практически освоить различные вокальные упражнения (игра упражнений на фортепиано во всех тональностях, в мелодическом исполнении и с гармонической поддержкой), озвучить цели и исполнительские задачи каждого вокального упражнения, исполнить упражнения голосом.
Семинарское занятие №12. Роль вокальных упражнений в формировании и совершенствовании вокальных навыков.
Задание для самостоятельной работы студента: составить начальный комплекс вокальных упражнений.
Сочинить несколько попевок для вокальной работы с детьми.
Тема 5.4. Особенности проведения начальных занятий пением.
Первые занятия: знакомство
с голосовыми данными и выявление
особенностей психики и характера
учащегося. Некоторые практические
рекомендации в определении голоса.
Составление индивидуального
Семинарское занятие №13. Особенности проведения начальных занятий пением.
Задание
для самостоятельной работы
Тема 5.5. Особенности работы с женскими голосами.
Характеристика и диапазон женских голосов. Регистры женского голоса (грудной, смешанный, головной). Упражнения для женских голосов.
Семинарское занятие №14. Особенности работы с женскими голосами.
Задание для самостоятельной работы студента: прослушать аудиозаписи какой-либо исполнительницы в разные возрастные периоды, проанализировать основные элементы голосообразования и особенности их развития с учетом женской природы организма и его возможностей.
Тема 5.6. Особенности работы с мужскими голосами.
Характеристика и диапазон мужских голосов. Регистры мужского голоса (грудной и фальцетный). Упражнения для мужских голосов.
Семинарское занятие №15. Особенности работы с мужскими голосами.
Задание для самостоятельной работы студента: прослушать аудиозаписи какого-либо исполнителя в разные возрастные периоды, анализ основных элементов голосообразования и особенностей их развития с учетом мужской природы организма и его возможностей.
Тема 5.7. Особенности работы с детскими голосами. Охрана детского голоса.
Характеристика и вокальные возможности детского голоса, физиологические ограничения. Четыре возрастные категории (дошкольная, младшая школьная, средняя школьная, старшая школьная). Особенности организации вокальных занятий с детьми младшего школьного возраста (7-9). Особенности вокальной работы с детьми среднего школьного возраста (10-14). Особенности вокальных занятий с детьми старшего школьного возраста (15-17). Упражнения для детских голосов.
Семинарское занятие №16. Особенности работы с детскими голосами. Охрана детского голоса.
Задание для самостоятельной работы студента: прослушать и проанализировать звучание различных детских голосов четырех возрастных категорий.
Тема 5.8. Зарубежные и отечественные методики постановки певческого голоса.
Знакомство с современными вокальными школами и методиками, работа с методической литературой, изучение научных статей и публикаций в вокальной области.
Семинарское занятие №17. Зарубежные и отечественные методики постановки певческого голоса.
Задание для самостоятельной работы студента: ознакомиться и подготовить сообщение по одной из предложенных авторских методик или публикаций.
Самостоятельная работа студентов
Для овладения знаниями
1.Чтение дополнительной
вокально-методической
2.Работа со словарями и справочниками, использование аудио- и видеозаписей певцов различных музыкальных направлений и стилей, а также информации из Интернета – для ОДО - 20 часов, для ОЗО – 40 часов.
Для закрепления и систематизации знаний
3. Работа с конспектами
лекций, составление таблиц для
систематизации учебного
Интересные сайты в сети Интернет:
completevocalinstitute.com
www.vocal-coaches.com
singingiseasy.com
brettmanningsingingsuccess.com
rockvocalist.ru
knyazhinskaya.ru
Для формирования умений
4.Практическое освоение игры
вокальных упражнений на
Методические рекомендации к написанию курсовых работ
В соответствии с программой
обучения каждый студент ежегодно самостоятельно
выполняет творческое задание - пишет
курсовую работу по одной из проблем дисциплины
«Основы вокальной методики».
Курсовая работа - одна из важных форм
обучения студента. В процессе выполнения
курсовой работы студент приобретает
навыки самостоятельной научной работы
- обобщает и систематизирует научную,
учебную, публицистическую литературу
и статистические данные; осваивает современные методы
ведения исследовательской деятельности;
развивает творческое мышление и умение
аргументировано отстаивать свою точку
зрения.
Цель написания курсовых работ – научить
студентов самостоятельно применять полученные
знания при анализе конкретных теоретических
и практических проблем профессиональной
деятельности; грамотно и убедительно
излагать материал, четко и логично формулировать
выводы и практические рекомендации.