Полетность – свойство правильного поставленного
певческого голоса быть хорошо слышимым
в зале.
Портаменто (от итал. portare la voce – переносить голос)
– в солном пении скользящий переход от
одного звука мелодии к другому. Одно из
средств выразительности в пении.
Постановка
голоса – процесс развития в голосе качеств, необходимых
для его профессионального использования.
Прикрытие – вокальный прием, применяемый при формировании
верхнего участка диапазона голоса выше
переходных звуков.
Прямой голос
– голос, лишенный вибрато.
Регистр (от лат. registrum – список, перечень) – ряд
звуков голоса, извлекаемых одним и тем
же способом и однородных по тембру.
Резонанс (от фр. resonance, от лат. resono – звучу в ответ,
откликаюсь) – явление, при котором в теле,
называемом резонатором, под воздействием
внешних колебаний возникают колебания
той же частоты.
Резонаторы – в голосовом аппарате – полости, резонирующие
на возникающий в голосовой щели звук
и придающие ему силу и тембр.
Ровность голоса – качество хорошо поставленного певческого
голоса, заключающееся в едином тембровом
звучании голоса по всему диапазону и
на всех гласных.
Рулада (от фр. rouler – катать взад и вперед) –
быстрый виртуозный пассаж в пении, род
колоратуры.
Тембр (фр. timber) – окраска звука , качество, позволяющее
различать звуки одной высоты, исполненные
на различных музыкальных инструментах
или разными голосами.
Тесситура (итал. tessitura – ткань) – звуковысотное
расположение мелодии по отношению к диапазону
конкретного голоса, без учета предельно
низких и высоких звуков голоса.
Трель (итал. trillo, от trillare – дребезжать) – мелодическое
украшение, состоящее из двух быстро чередующихся
соседних звуков, из которых нижний –
основной, определяющий высоту трели,
и верхний – вспомогательный.
Фальцет (лат. falsetto, от falso – ложный) – способ формирования
высоких звуков, а также верхний регистр
мужского певческого голоса, храрктеризующийся
слабым звучанием и бедностью тембра.
Филировка, филирование (от фр. filer un son – тянуть звук) – умение
плвно изменять динамику тянущегося звука
от forte к piano и наоборот.
Фиоритура (итал. fioritura – цветение) – различного
рода мелодические украшения.
Фонация – см. Голосообразование.
Форманта (от лат. formans – образующий) – группа усиленных
обертонов, формирующих специфический
тембр голоса.
Форсирование (от фр. force – сила) – пение с чрезмерным
напряжением голосового аппарата, нарушающее
тембровые качества голоса, естественность
звучания.
Учебно-методическое обеспечение
программы:
Дидактическое
и материальное обеспечение программы:
- Лекционная аудитория.
- Доска для демонстрационного материала
- Наличие фортепиано в классе.
- Наличие видео- и аудиосистемы в классе.
- Схемы и модели голосового аппарата (в сагиттальном разрезе)
- Наличие видео- и аудио-курсов по вокальной методике различных авторов.
- Наличие фонотеки с записями различных певцов и вокальных групп.
- Нотные издания с вокализами, джазовыми этюдами, вокальными произведениями и пр.
Литература
- Дмитриев, Л. Б. Основы вокальной методики
/ Л.Б. Дмитриев. – Москва: Музыка, 2007.
- Морозов, В. П. Искусство резонансного пения
/ В. П. Морозов. – Москва: 2002.
- Ламперти, Ф. Искусство пения / Ф. Ламперти. – Санкт-Петербург: Издательство
ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2010.
- Карягина, А. В. Джазовый вокал: практическое
пособие для начинающих + CD / А. В. Карягина.
– Санкт-Петербург: Издательство ПЛАНЕТА
МУЗЫКИ, 2010.
- Морозов, Л. Н. Школа классического вокала: Мастер-класс
(+DVD): учебное пособие / Л. Н. Морозов. –
Санкт-Петербург: Издательство ПЛАНЕТА
МУЗЫКИ, 2010.
- Романова, Л. В. Школа эстрадного пения: учебное
пособие + DVD. – 2-е издание / Л. В. Романова.
– Санкт-Петербург: Издательство ПЛАНЕТА
МУЗЫКИ, 2010.
- Сафронова, О. Л. Распевки: хрестоматия для вокалистов
+ CD. / О. Л. Сафронова. – Санкт-Петербург:
Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2010.
- Ховард, Э. Техника пения: Вокал для всех / Э. Ховард, Х. Остин. – Москва: 2009.
- Словарь музыкальных терминов / сост. Е.А. Яных. – Москва: АСТ; Донецк: Агата; Владимир: ВТК, 2009.
- Самоучитель по пению. / Линда Маркуорт, перевод с английского.
Москва: АСТ: Астрель, 2008.
- Левина, Е. Вокальные упражнения. Учимся
петь и аккомпанировать: хрестоматия
педагогического репертуара. – Ростов
на Дону: Феникс, 2008.
- Гонтаренко, Н. Б. Сольное пение: Секреты вокального
мастерства / Н. Б. Гонтаренко. – Ростов
на Дону: Феникс, 2006
- Ровнер В. Вокально-джазовые упражнения
для голоса в сопровождении фортепиано / В. Ровнер. – Москва: Нота, 2006.
- Крэмптон, Л. Энциклопедия рок- и поп-музыки год
за годом / Л.Крэмптон, Д.Риз, перевод с
англ. У.В.Сапциной, Н.С. Гусевой: Распространение
на русском языке. – Москва: ООО «Росмэн-
ИЗДАТ», 2004.
- Далецкий, О. В. Обучение пению / О. В. Далецкий.
– Москва, 2003.
- Джазовый словарь: учебное пособие. – Санкт-Петербург: Ленинградский композитор, 2002.
- Стулова, Г. П. Теория и практика работы с
детским хором / Г. П. Стулова. – Москва,
2002.
- Риггс, С. Школа для вокалистов «Как стать звездой» / С. Риггс. – Москва, 2000.
- Кирнарская, Д. К. Психология специальных способностей.
Музыкальные способности / Д. К. Кирнарская
– Москва: Таланты-21 век, 2004.
- Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология
– 2-е издание / Л. Д. Столяренко. – Ростов
на Дону: Феникс, 2003.
- Краткий музыкальный словарь-справочник / общая редакция Э.Леонова. – Москва: Кифара, 2002.
- Вайкль, Б. О пении и прочем умении / Б.Вайкль. – Москва: Аграф, 2000.
- Эстрада в России. XX век: Лексикон – Москва: Российская
политическая энциклопедия (РОССПЭН),
2000.
- Абдулов, А. А. Джазовые распевки: учебное пособие / А. А. Абдулов. – Санкт-Петербург, 1998 г
- Булучевский, Ю., Фомин, В. Краткий музыкальный словарь для учащихся / – Москва: Музыка, 1998.
- Stoloff, B. Scat. Vocal Improvisation
Techniques / B. Stoloff. – New York: The Margo Feiden Galleries, 1996.
- Крунтяева, Т. С. Словарь иностранных музыкальных
терминов / Т. С. Крунтяева, Н. В. Молокова
– Москва; Санкт-Петербург: Музыка, 1996.
- Козлянинова, И. П. Тайны нашего голоса / И. П.Козлянинова,
Э. М.Чарели. – Москва: Русская жизнь,1992.
- Менабени, А. Г. Методика обучения сольному
пению / А. Г. Менабени. – Москва: 1987.
- Аникеева, З. И. Нарушения и восстановительное
лечение голоса у вокалистов/ З. И. Аникеева.
– Кишинев Штиинца:1985.
- Кочнева, И. Вокальный словарь / И. Кочнева,
А. Яковлева. – Ленинград: Музыка, 1986.
- Тронина, П. Из опыта педагога-вокалиста
/ П. Тронина. – Москва:1976.
- Малинина, Е. М. Вокальное воспитание детей
/ Е. М. Малинина. – Ленинград:1967.
- Чишко, О. С. Певческий голос и его свойства
/ О. С. Чишко. – Ленинград: Музыка, 1966.
- Морозов, В. П. Вокальный слух и голос / В.
П. Морозов. – Москва:1965.
- Назаренко, И. К. Искусство пения. Очерки и материалы
по истории, теории и практике художественного
пения: хрестоматия. – Москва: Государственное
музыкальное издательство, 1963.
Приложения
Контрольно-измерительные
материалы для проведения входного среза
знаний по предмету «основы вокальной
методики»
97 баллов – максимальное
значение.
Оценка «отлично» - 80-97
баллов; оценка «хорошо» - 65-79 баллов; оценка
«удовлетворительно» - 50-64 баллов; оценка
«неудовлетворительно» - ниже 50 баллов.
- Какие вокальные позиции различают в пении? – (2 балла)
- На какие типы подразделяются мужские голоса? – (2 балла)
- Какими свойствами обладает певческий голос? – (2 балла)
- Как называется тембральное качество голоса, благодаря которому он хорошо слышим в зале? – (2 балла)
- Какой слух контролирует процесс голосообразования? – (2 балла)
- Что такое фонация: прием округления звука, процесс образования звука или специфическое звучание голоса? – (1 балл)
- Какая из теорий звукообразования взята за основу на современном этапе науки? – (2 балла)
- Из каких понятий вокальной педагогики складывается термин «певческая опора»? – (2 балла)
- Из каких частей состоит голосовой аппарат? – (2 балла)
- Какой термин определяется как звуковысотное расположение мелодии по отношению к диапазону конкретного голоса? – (2 балла)
- Какая категория в вокальной педагогике определяет истинную природу голоса? – (2 балла)
- Назовите три любых принципа вокальной педагогики. – (3 балла)
- Высокая и низкая певческие форманты – это позиционное ощущение звука в процессе пения; группа усиленных обертонов, формирующих специфический тембр голоса; или характеристики чистоты вокальной интонации? – (1 балл)
- Является ли верным утверждение, что для певческой орфоэпии характерна качественная редукция гласных? – (1 балл)
- Как называется открытое звучание голоса в вокальной практике? – (2 балла)
- Назовите несколько методов вокальной педагогики. – (3 балла)
- Почему вокальный навык характеризуют как идеомоторный? – (3 балла)
- Как называется период взросления детского голоса у мальчиков и у девочек? – (2 балла)
- Для исправления какого дефекта голоса может применяться твердая атака? – (3 балла)
- По каким основным принципам вокальной педагогики подбираются вокальные упражнения для конкретного голоса? – (3 балла)
- Какая форма обучения является основной в обучении пению? – (2 балла)
- Назовите несколько отличительных особенностей эстрадной манеры пения от академической. – (3 балла)
- Является ли целесообразным в работе над песней отдельно проучивать мелодию от текста. Если да, то обоснуйте это утверждение. – (3 балла)
- Как называется регистр певческого голоса, в котором смешиваются грудное и головное резонирование? – (2 балла)
- Назовите несколько специфических вокальных приемов, характерных для эстрадного пения? – (3 балла)
- Движением какой мышцы в голосовом аппарате регулируется подскладочное давление в процессе фонации? – (2 балла)
- Примарные тоны певческого голоса - это тоны, как правило, речевого диапазона, на которых голос звучит наиболее удобно и естественно; тоны, которые располагаются в верхнем участке диапазона голоса; или тоны, которые берутся с придыхательной атакой? – (1 балл)
- Является ли обязательным для всех певцов условием пение на пониженной гортани? – (2 балла)
- Назовите один из методов сглаживания регистров голоса. – (3 балла)
- Как называется певучее, связное исполнение мелодии, основной вид звуковедения, построенный на технике легато? – (2 балла)
- Какое понятие в вокальной педагогике отражает соблюдение певцом определенных правил поведения, обеспечивающих сохранение здоровья голосового аппарата? – (2 балла)
Вопросы к экзамену
- Методика обучения пению. Понятие и основные задачи.
- Раскрыть содержание четырех основных функций методики.
- Понятие вокальной педагогики.
- Раскрыть содержание основных принципов вокальной педагогики.
- Содержание обучения пению. Три основных компонента.
- Методы вокального обучения. Краткое описание каждого метода.
- Развитие зарубежной вокальной педагогики. Основные эпохи, школы, имена известных педагогов и их труды.
- Особенности развития вокальной педагогики в России.
- Охарактеризовать три основные манеры пения. Определить их принципиальные отличия.
10.Определить основные
исполнительские задачи эстрадного
певца.
11.Значение педагогического
репертуара в воспитании эстрадного
певца. Основные
критерии подбора.
12. Разучивание вокального
произведения. Основные методические
рекомендации.
13. Исполнительская интерпретация
вокального произведения.
14. Роль публичного выступления в деятельности
эстрадного певца. Некоторые методы психологической
саморегуляции перед публичным выступлением.
15. Строение голосового
аппарата. Функционирование его
органов в пении.
16. Физические свойства
голоса.
17. Физические характеристики голоса.
18. Современные теории
звукообразования.
19. Классификация певческих
голосов (классическая схема).
20. Режим и гигиена
певческого голоса. Меры по охране
голоса.
- Формирование вокальных навыков. Понятие вокального навыка, закономерности его формирования. Перечень вокальных навыков.
- Вокальный слух. Его воспитание.
- Дыхание в пении. Его организация. Типы дыхания. Опора дыхания.
- Воспитание певческого дыхания.
- Понятие певческой опоры.
- Работа гортани в пении.
- Певческие регистры голоса. Их характеристика.
- Методы сглаживания регистров голоса.
- Регистровые возможности использования голоса в пении.
- Певческая атака. Ее виды и роль в пении.
- Понятие певческой артикуляции. Роль гласных и согласных в певческом голосообразовании. Методы нивелирование гласных в пении.
- Значение дикции в пении. Методы улучшения певческой дикции.
- Особенности певческой орфоэпии.
- Певческое вибрато. Его роль в пении.
- Основные критерии оценки голоса.
- Проблема правильного определения типа голоса в вокальной педагогике.
- Особенности проведения первых занятий. Основные принципы.
- Вокальные упражнения. Их цели и задачи.
- Методические установки распевания голоса.
- Виды вокальных упражнений.
- Особенности работы с женскими голосами.
- Особенности работы с мужскими голосами.
- Особенности работы с детскими голосами. Охрана детских голосов.
Вопросы к итоговой
государственной аттестации
1.Методика обучения
эстрадному пению. Основные задачи,
принципы, функции.
2.Особенности учебно-воспитательного
процесса в ДМШ и ДШИ.
3.Певческий голос.
Его физические свойства и характеристики. Режим
и гигиена голоса.
4.Индивидуальный урок
как форма учебной работы по
специальности в ДШИ и ДМШ.
Типы индивидуальных занятий.
Примерная схема.
5.Современные теории
звукообразования: миоэластическая,
нейрохронаксическая, биомеханическая.
6.Педагогический репертуар
как основной источник вокального
обучения и воспитания. Критерии
подбора вокальных произведений.
Методические рекомендации по
работе над песней.
7.Специфика эстрадно-вокального
исполнительства. Отличие эстрадной
манеры пения от народной и академической.
Специфические вокально-исполнительские
приемы в эстрадном пении.
8.Индивидуальный план
как основа индивидуального обучения
и воспитания в ДШИ и ДМШ.
Основные принципы составления
индивидуальной программы обучения.
9.Строение голосового аппарата.
10.Содержание обучения
пению детей. Три основных компонента.
11.Формирование вокальных
навыков. Взаимодействие слуха
и голоса. Роль вокальных упражнений
в формировании навыков.
12.Основные принципы
обучения пению детей.
1.Певческое дыхание. Певческая опора. Воспитание
певческого дыхания.
2.Документальное отражение содержания
и методов вокально-педагогической
работы в ДШИ и ДМШ. Образовательные
программы. Учебные планы. Рабочие
учебные программы.
13.Работа гортани в пении.
Регистры певческого голоса. Характеристика
натуральных регистров. Формирование
смешанного регистра. Методы сглаживания
регистров голоса.
Атака звука. Виды и роль атаки в
пении.
14.Педагогические стили общения
учителя с учеником
15.Специфика работы с женскими
и мужскими голосами. Характеристика,
диапазон, регистры.
16.Система методов вокальной
работы с детьми.
17.Певческая артикуляция и дикция.
Формирование гласных и согласных
в пении. Работа органов артикуляционного
аппарата. Фонетический метод. Отличие
певческой орфоэпии от речевой.
18.Система оценки и контроля
качества обучения в ДМШ и
ДШИ.