Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июля 2011 в 22:57, курсовая работа
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ СТАТУС, НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО, РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, РЕЛИГИОЗНАЯ ОБЩИНА, РЕЛИГИОЗНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ, ПРАВА РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПРИГЛАШЕНИЕ ИНОСТРАННОГО ГРАЖДАНИНА
Введение………………………………………………………………………...4
1 Понятие и сущность религиозной организации…………………………..7
1.1 История развития религиозной организации как субъекта гражданского права……………………………………………………………7
1.2 Понятие и признаки религиозной организации.………………………10
2 Порядок организации, реорганизации и ликвидации религиозных организаций…………………………………………………………..……….13
2.1 Порядок образования религиозной организации…………….………..13
2.2 Порядок реорганизации и ликвидации религиозной организации…..18
3 Права и условия деятельности религиозных организаций…………..…22
3.1 Основные права религиозных организаций……………………………22
3.2 Приглашение иностранных граждан в целях осуществления ими религиозной деятельности…………………………………..……………….25
3.3 Право собственности религиозных организаций………...……………29
3.4 Предпринимательская деятельность религиозных организаций……..32
Заключение………………………………………..…………………………..33
Список использованных источников……………………………………….35
Законодательство
Республики Беларусь закрепляет право
на свободное создание религиозных
объединений, а также право религиозных
общин и их религиозных центров
основывать и содержать свободно
доступные места богослужений или
собраний: организовываться в соответствии
со своей собственной
На
религиозные организации
Конституция Республики Беларусь запрещает деятельность конфессиональных организаций, их органов и представителей, которая направлена против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия либо сопряжена с нарушением прав и свобод граждан (ст. 16). Закон "О свободе вероисповеданий и религиозных организациях" определяет, что возглавлять религиозные организации могут только граждане Республики Беларусь.
За последние 7 лет количество религиозных общин всех конфессий и течений в республике возросло в 2,5 раза, а некоторых вероисповеданий - в три и более раз. Количество общеконфессиональных организаций возросло с 15 до 72, конфессий и течений - с 8 до 24. Большинство из них - новые, которых никогда в истории республики не было [3].
Белорусское
законодательство о свободе вероисповеданий
и религиозных организациях представляет
собой совокупность государственно-правовых
актов, которые определяют положение
религии в Республике Беларусь, взаимоотношения
между государством и церковью, фиксируют
права и обязанности верующих,
регулируют широкий комплекс общественных
отношений в области свободы
совести и вероисповеданий.
История современного белорусского законодательства
о свободе вероисповеданий и религиозных
организациях насчитывает чуть менее
десяти лет. Его основы были заложены Верховным
Советом Республики Беларусь, принявшим
17 декабря 1992 г. Закон "О свободе вероисповеданий
и религиозных организациях". Данный
Закон уже имеет две редакции: 2002 и 2008 годов,
которые внесли достаточно противоречивые
новеллы в законодательство.
Развитие общества и государства ставило перед человеком не только материальные, но и социальные цели. Все это способствовало появлению образований некоммерческого характера - различных богоугодных заведений, больниц, богаделен и т.п. Поскольку наряду с различными религиозными и благотворительными организациями стали появляться и такие союзы людей, которые занимались производственно-хозяйственной деятельностью, возникла необходимость в структуризации объединений людей и их юридическом оформлении в качестве самостоятельных субъектов права. Поэтому стали появляться «искусственные образования, действующие на рынке в качестве самостоятельных субъектов хозяйствования, именуемых юридическими лицами» [2].
В
настоящее время в
К первой группе можно отнести специальные законы об отдельных юридических лицах. Например, Закон Республики Беларусь "Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственность и обществах с дополнительной ответственностью".
Во
вторую группу входят законы, предусматривающие
особенности правового
Третья
группа включает разнообразные по своему
предмету законы, отражающие динамику
правового положения
Таким
образом, в системе законодательства
о юридических лицах Республики
Беларусь имеются существенные пробелы,
поскольку отсутствуют законы о
производственной кооперации, о некоммерческих
организациях, о благотворительных
организациях, о фондах и др.
1.2
Понятие и признаки
религиозной организации
как юридического лица
Признание
некоммерческих организаций юридическими
лицами в настоящее время
В современной правовой теории под юридическим лицом понимается признанная государством в качестве субъекта права организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде [4, ст. 44].
Юридические
лица, являющиеся некоммерческими организациями,
могут создаваться в форме
потребительских кооперативов, общественных
или религиозных организаций (объединений),
финансируемых собственником
Общественными
и религиозными организациями (объединениями)
признаются добровольные объединения
граждан, в установленном
Общественные
и религиозные организации
Религиозными организациями в Республике Беларусь признаются добровольные объединения граждан Республики Беларусь (религиозные общины) или религиозных общин (религиозные объединения), объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения религиозных потребностей, а также монастыри и монашеские общины, религиозные братства и сестричества, религиозные миссии, духовные учебные заведения [1, ст.13].
Религиозные организации как некоммерческие организации отличаются от коммерческих двумя признаками:
Необходимость
наделения религиозных
Хотя извлечение прибыли и не является целью некоммерческой организации, в отдельных случаях она ведет такую деятельность, которая может быть отнесена к предпринимательской, поскольку предполагает выпуск продукции, выполнение работ, оказание услуг, например, издание и реализация книг, журналов, проведение консультаций, конкурсов (тендеров), организация спортивных, культурно-просветительных мероприятий и т.п. Тем не менее, некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для тех уставных целей, ради которых они созданы, соответствует эти целям и отвечает предмету деятельности некоммерческих организаций. В отличие от коммерческих организаций для некоммерческих организаций получение прибыли от предпринимательской деятельности становится не целью, а средством достижения таких целей, ради которых такая организация создана [4, ст. 46 ]. Таким образом, учредители имеют возможность самостоятельно определять цели и направления деятельности, отражая их в уставных документах. С одной стороны, это позволяет расширять сферу деятельности по усмотрению учредителей в рамках нормативных актов, а с другой - отсутствие четких критериев порождает произвольную трактовку данного положения не только самими участниками, но и контролирующими органами.
Взаимоотношения
государства и религиозных
Запрещается деятельность религиозных организаций, их органов и представителей, которая направлена против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия либо сопряжена с нарушением прав и свобод граждан, а также препятствует исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносит вред их здоровью и нравственности.
Государство не возлагает на религиозные организации выполнение каких-либо государственных функций, не вмешивается в деятельность религиозных организаций, если она не противоречит законодательству. Оно не финансирует деятельность религиозных организаций.
Религиозные
организации не выполняют государственных
функций. Они вправе участвовать
в общественной жизни, а также
использовать наравне с другими
общественными объединениями
Религиозные организации не участвуют в деятельности политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели, и не оказывают им финансовой и иной поддержки.
В местах богослужений не допускается использование государственной символики, проведение собраний, митингов и других мероприятий политического характера, а также выступлений, призывов, оскорбляющих представителей органов власти, должностных лиц и отдельных граждан [6].
Религиозные организации имеют следующие признаки:
Руководителем религиозной организации может быть только гражданин Республики Беларусь [1, ст.13].
В законодательстве выделяют следующие виды религиозных организаций в зависимости от количества входящих в него членов:
Религиозной
общиной признается объединение
в пределах территории одного или
нескольких населенных пунктов группы
граждан Республики Беларусь, являющихся
приверженцами единого
Религиозным
объединением признается объединение
религиозных общин единого
Информация о работе Гражданско-правовой статус религиозных организаций