Гражданско-правовой статус религиозных организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июля 2011 в 22:57, курсовая работа

Описание

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ СТАТУС, НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО, РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, РЕЛИГИОЗНАЯ ОБЩИНА, РЕЛИГИОЗНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ, ПРАВА РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПРИГЛАШЕНИЕ ИНОСТРАННОГО ГРАЖДАНИНА

Содержание

Введение………………………………………………………………………...4
1 Понятие и сущность религиозной организации…………………………..7
1.1 История развития религиозной организации как субъекта гражданского права……………………………………………………………7
1.2 Понятие и признаки религиозной организации.………………………10
2 Порядок организации, реорганизации и ликвидации религиозных организаций…………………………………………………………..……….13
2.1 Порядок образования религиозной организации…………….………..13
2.2 Порядок реорганизации и ликвидации религиозной организации…..18
3 Права и условия деятельности религиозных организаций…………..…22
3.1 Основные права религиозных организаций……………………………22
3.2 Приглашение иностранных граждан в целях осуществления ими религиозной деятельности…………………………………..……………….25
3.3 Право собственности религиозных организаций………...……………29
3.4 Предпринимательская деятельность религиозных организаций……..32
Заключение………………………………………..…………………………..33
Список использованных источников……………………………………….35

Работа состоит из  1 файл

!!!Курсовая работа.docx

— 85.32 Кб (Скачать документ)

     Уполномоченный  вправе не указывать в уведомлении  причины отказа в согласовании приглашения  иностранца.

     По  решению Уполномоченного приглашение  иностранца согласовывается с отделами по делам религий и национальностей  облисполкомов, Минского горисполкома по месту нахождения религиозной  организации, в которой иностранец будет осуществлять религиозную  деятельность.

     Окончательное решение о длительности периода, в течение которого иностранец вправе заниматься религиозной деятельностью  в Республике Беларусь, принимается  Уполномоченным. Уполномоченный вправе на основании представленных религиозным  объединением документов сократить  срок приглашения иностранца в случае, если время, необходимое для реализации целей, для которых приглашается иностранец, не соответствует сроку, указанному в запросе.

     Решение Уполномоченного о согласовании приглашения иностранца для осуществления  религиозной деятельности (далее - решение  Уполномоченного) оформляется в  одной из следующих форм:

  • письмо Уполномоченного о согласовании приглашения иностранца с указанием срока, в течение которого иностранец вправе заниматься религиозной деятельностью в Республике Беларусь;
  • гриф согласования Уполномоченного на запросе религиозного объединения с указанием даты согласования, заверенный печатью Уполномоченного в случаях, когда срок приглашения, указанный в запросе, не изменяется Уполномоченным.

     Решение Уполномоченного об отказе в согласовании приглашения иностранца для осуществления  религиозной деятельности может  быть принято по следующим основаниям:

  • отсутствие необходимости для приглашения иностранца,;
  • сведения, содержащиеся в представленных религиозным объединением документах, недостоверны;
  • во время своего прежнего пребывания в Республике Беларусь иностранец неоднократно (два и более раз) в течение одного года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства Республики Беларусь либо включен в список лиц, въезд которых на территорию Республики Беларусь запрещен или нежелателен;
  • по иным основаниям, предусмотренным законодательством Республики Беларусь.

     Иностранец, приглашенный в Республику Беларусь для осуществления религиозной  деятельности, не имеет права заниматься религиозной деятельностью в населенных пунктах, не входящих в территорию деятельности религиозной организации, в которой ему согласовано осуществление религиозной деятельности.

     Иностранцу, приглашенному в Республику Беларусь для занятия религиозной деятельностью, на основании информации отделов  по делам религий и национальностей  облисполкомов, Минского горисполкома Уполномоченным может быть сокращен срок действия приглашения для осуществления  религиозной деятельности в случаях, если иностранец:

  • в месячный срок со дня, указанного в решении Уполномоченного, не въехал в Республику Беларусь;
  • в трехдневный срок со дня прибытия в Республику Беларусь не прошел регистрацию в отделе по делам религий и национальностей облисполкома, Минского горисполкома по месту нахождения религиозной организации, в которой он будет осуществлять религиозную деятельность;
  • неоднократно (два и более раз) в течение одного года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства Республики Беларусь;
  • нарушил требования, содержащиеся в Положения, а также иные требования, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.

     Религиозные объединения, пригласившие в Республику Беларусь иностранцев для осуществления  религиозной деятельности, а также  иностранцы, приглашенные в Республику Беларусь для осуществления религиозной  деятельности, обязаны выполнять  требования законодательства Республики Беларусь, в том числе о правовом положении иностранцев и настоящего Положения [14].

     Таким образом, религиозные организации в Республике Беларусь имеют право приглашать иностранных граждан и лиц без гражданства для осуществления религиозной деятельности. Положение предусматривает повышенные требования к иностранным священнослужителям, в то время как о статусе священнослужителя гражданина Республики Беларусь выдвигается требования только гражданства. Положение же требует от иностранного священнослужителя предъявления документов, подтверждающих наличие духовного образования, и сведения об опыте работе в качестве священнослужителя. На мой взгляд, данные нормы являются дискредитирующими. Так же настораживает открытый перечень причин сокращения срока пребывания иностранного священнослужителя на территории Республики Беларусь, что дает возможность государственным органам беспричинно депортировать иностранных граждан, осуществляющих религиозную деятельность на территории нашей страны. Об этом свидетельствуют реальная практика. В 2008-2009 годах в Беларуси, по-прежнему, имели место случаи необоснованного отказа в продлении виз иностранным гражданам и депортации иностранных граждан в связи с их религиозной деятельностью. 
 

     3.3 Право собственности  религиозных организаций 
 

     Для нормального существования, выполнения уставных целей и задач религиозным  организациям необходима определенная материальная база: здания, помещения, денежные средства, иное имущество. Все  имущество, которое в своей деятельности используют религиозные организации, можно разделить на две части  в зависимости от того, кто является его собственником — имущество, собственниками которого являются сами религиозные организации, и имущество, находящееся в собственности  государства, юридических лиц и  граждан. Последнее передается в  пользование религиозным организациям на договорных началах.[17, стр. 42]

     В собственности религиозных организаций  могут находиться здания, предметы культа, объекты производственного, социального и благотворительного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения  их деятельности. Здания, предметы культа, объекты производственного и  иного назначения, другие предметы относятся к овеществленному  имуществу. Оно может иметь как  культовое, так и некультовое  назначение. К объектам культового назначения относятся здания (церкви, мечети, костелы), специально предназначенные  для проведения богослужений, совершения различных религиозных обрядов, а также оборудованные для  аналогичных целей обыкновенные помещения типа домов культуры, актовых  залов, другие помещения, предметы культа (иконы, крестики), религиозная атрибутика и литература и др.

     К имуществу, не имеющему специального культового назначения, относятся здания религиозных  центров и управлений, складские  помещения, гаражи, транспортные средства, бытовые предметы и другое имущество.

     Религиозные организации обладают правом собственности  на имущество, приобретенное или  созданное ими за счет собственных  средств, пожертвованное физическими  или юридическими лицами или переданное религиозным организациям в собственность  государством либо приобретенное другим способом, не противоречащим законодательству Республики Беларусь.

     Передача  в собственность религиозным  организациям для использования  в религиозных целях культовых  зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и  иного имущества религиозного назначения, находящегося в республиканской  или коммунальной собственности, осуществляется в соответствии с законодательством  Республики Беларусь.

     Религиозные организации имеют преимущественное право на передачу им государством культовых зданий с прилегающей  территорией, за исключением тех, которые  используются как объекты культуры, физической культуры и спорта.

     Имущество, передаваемое религиозными объединениями  религиозным общинам, входящим в  религиозное объединение, а также  монастырям и монашеским общинам, религиозным  братствам и сестричествам, религиозным миссиям, духовным учебным заведениям, закрепляется за указанными религиозными организациями на праве оперативного управления.

     Религиозные общины, входящие в религиозное объединение, монастыри и монашеские общины, религиозные  братства и сестричества, религиозные миссии, духовные учебные заведения могут передавать свои культовые здания и иное имущество в пользование другим религиозным организациям только с согласия органа управления религиозного объединения, в подчинении которого они находятся.

     В порядке, установленном законодательством, государство оказывает религиозным  организациям помощь в реставрации  культовых зданий, иных предметов, представляющих историко-культурную ценность.

     Государство может предоставлять религиозным  организациям налоговые и иные льготы в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь [1, ст. 29-31].

     Религиозные организации могут использовать для своих нужд здания и другое имущество, предоставляемые им на условиях договоров, заключаемых с юридическими и физическими лицами.

     Споры по вопросам, касающимся владения и  пользования культовыми зданиями и  имуществом, разрешаются в судебном порядке, если иное не установлено законодательством  Республики Беларусь.

    Также в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 01.12.2005 N 571 не облагаются:

  1. земельным налогом земельные участки, предоставленные религиозным организациям согласно приложению 1 к Указу для содержания и (или) обслуживания, а также строительства культовых зданий и сооружений, в том числе епархиальных управлений, монастырских комплексов, духовных учебных заведений;
  2. налогом на недвижимость основные средства, являющиеся собственностью или находящиеся во владении религиозных организаций, и относящиеся к культовому имуществу по перечню этого имущества, кроме культовых зданий, не облагаемых налогом на недвижимость.[16]

    Также согласно подпункту 1.8 пункта 1 статьи 94 Налогового кодекса Республики Беларусь, освобождение от налога на добавленную стоимость распространяется на всех плательщиков, реализующих приобретенные ритуальные предметы: религиозными организациями в рамках религиозной деятельности, услуг по организации и проведению религиозных обрядов, церемоний, молитвенных собраний или других культовых действий; религиозной литературы и (или) предметов религиозного назначения (кроме подакцизных).

     Это свидетельствует о заинтересованности государства в развитии зарегистрированных религиозных организаций и  их поддержке. Однако смущает, что под данные льготы распространяются только на определенный круг религиозных организаций, который указан в Перечне Указа Президента. Это может выступать противоречием нормам Конституции и Закона «О свободе совести и религиозных организациях» в части равенства всех конфессий в Республике Беларусь.

     Еще одним видом имущества, находящимся  в собственности религиозных  организаций, являются денежные средства. Они расходуются па различные  цели, так или иначе связанные  с удовлетворением религиозных  потребностей. Источники образования  денежных средств религиозных организаций  различны. Среди них можно выделить следующие:

  • добровольные пожертвования граждан, государственных,6 общественных и иных предприятий, учреждений, организаций;
  • доходы, получаемые религиозными организациями в результате совершения обрядов, реализации предметов религиозного назначения, религиозной литературы;
  • доходы, получаемые в результате деятельности различных предприятий, учрежденных религиозными организациями, а также доходы от издательской деятельности;
  • банковские кредиты, страховые возмещения;
  • доходы, образующиеся в результате совершения различных гражданско-правовых сделок; купли-продажи, аренды и т. п.

     Уплата  членских взносов, что характерна для  некоторых общественных организаций, в уставах (положениях) религиозных  организаций не предусмотрена.

     Перечисленные источники характерны в общем  плане для всех религиозных организаций. Однако есть и другие источники, а  также различия при образовании  денежных фондов в конкретных религиозных  организациях. Так, некоторые религиозные  центры и управления получают денежные отчисления от религиозных обществ. В свою очередь религиозные центры и управления перечисляют денежные средства духовным учебным заведениям или другим религиозным организациям. В ряде протестантских религиозных  организаций не принято продавать  религиозную литературу и предметы культа, брать плату за совершение обрядов, следовательно, такой источник образования денежных средств у  них отсутствует. Денежные средства религиозных организаций хранятся в банковских учреждениях как  внутри страны, так и за границей [17, стр.101].

Информация о работе Гражданско-правовой статус религиозных организаций