Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 20:58, реферат
Мусульманское право является одной из основных правовых систем мира. Для исследователя, представляющего европейскую правовую традицию, оно представляет особый интерес по причине значительных различий между ним (правом) и европейскими правовыми системами – евро-континентальной (романо-германской) и системой общего права (англосаксонской).
Введение............................................................................................................………..........3
Глава I Источники мусульманского права.
1.1.Соотношение мусульманского права и религии……………...…………………5
1.2.Основные источники мусульманского права…………………………...………13
Глава II. Основные институты уголовного права в системе шариата.
2.1. Понятие преступления, классификация преступления.........………................25
2.2. Виды преступлений………………………………………………………………30
2.3. Цели и виды наказаний в мусульманском праве……………………………….43
Глава III. Основные институты гражданского права в системе шариата
3.1.Возникновение и развитие института права собственности …………………..59
3.2. Регулирование отношений земельной собственности в мусульманском праве..66
Заключение..............................................................................................………...................73
Список используемой литературы...........................................
Предписания Корана и сунны, а также казуально-нормативные решения сподвижников Пророка и их первых последователей теоретически рассматриваются в качестве основы мусульманского права в целом и любой из его отраслей. Отдельные авторы высказываются еще более определенно и утверждают, что основные нормы мусульманского права содержатся в сунне.[12] Такая оценка, на наш взгляд, является преувеличением. Более убедительной представляется точка зрения арабских ученых, которые отмечают, что в Коране и сунне содержится очень немного конкретных норм мусульманского права – не более десятка норм государственного и уголовного права, столько же правил, регулирующих обязательства, и т.п., – по большинству же вопросов, требующих нормативных регламентаций, эти источники хранят молчание. Аналогичную позицию занимают авторитетные буржуазные правоведы. Так, крупный французский компаративист Р. Давид утверждает, что «положения юридического характера, которые содержит Коран, недостаточны для того, чтобы составить кодекс».[13] По мнению известного исламоведа Р.Шарля, Пророк оставил слабо разработанные основы мусульманского права, поскольку в Коране и сунне нет какой-либо исходной правовой теории. Французский исследователь справедливо обращает внимание на то, что в Коране установлены лишь исходные начала шариата.[14]Условно источники мусульманского права можно разделить на следующие группы.
К первой группе относятся те источники, которые сторонниками различных сект и юридических школ ислама считаются бесспорными. Этими источниками является совокупность юридических норм, содержащихся в Коране и сунне, получившая название шариата («аш-шариа»).
Ко второй группе источников мусульманского права относятся те юридические нормы, на которые нет бесспорных указаний в Коране и и сунне, но которые, по мнению представителей той или иной богословско-юридической школы, вероятно, согласуются с духом Корана и сунны. Сюда относятся: кияс – умозаключение по аналогии; фетва – решение высших мусульманских религиозных руководителей, облеченных соответствующей властью, по отдельным религиозным и юридическим вопросам; иджма – согласованное мнение мусульманских авторитетов по каким-либо вопросам; иджтихад – творческая разработка и толкование правовых и религиозных норм основателями богословско-юридических школ и их ближайшими преемниками (муджтахидами).
К третьей группе источников относятся обычаи и традиции исламизированных народов, не противоречащие основам мусульманского права.
Важнейшим источником мусульманского права считается Коран – священная книга мусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей предписываемых Мухаммеду. Исследователи находят в Коране положения заимствованные из более ранних правовых памятников Востока и из обычаев доисламской Аравии. Составление Корана растянулось на несколько десятилетий. Канонизация его содержания и составление окончательной редакции произошло при Хамиде Омаре (644–656 гг.). В самом Коране его право вся значимость определяется следующим образом: «И так мы ниспослали его как судебник».[15] Коран предписывает арабам покинуть обычаи отцов, в пользу правил установленных исламом.
Коран состоит из 114 сур, расчлененных на 6219 стихов (аят). Большая часть этих стихов содержит предписания, относящиеся к правилам поведения мусульман. При этом не более чем 80 из них можно рассматривать как собственно правовые (в основном это правила, относящиеся к браку и семье), остальные касаются религиозного ритуала и обязанностей.
Все правовые нормы Корана условно можно поделить на две категории. К первой категории относятся те правовые нормы, в которых содержатся ясные указания на решение каких-либо судебных дел: о браке, наследстве, налогах м т.п. Такие нормы содержатся не более чем в ста стихах (аятах) Корана.
Ко второй относятся те нормы в которых имеются лишь косвенные указания по тому или иному вопросу. И правоведам приходиться прибегать к предположениям, выводам по аналогии и тому подобным методам эти нормы содержаться примерно в 150 аятах Корана.
Таким образом, общее количество правовых норм, содержащихся в Коране, занимает лишь несколько страниц. Поэтому вопреки мнению некоторых исламоведов нельзя считать Коран основным источником мусульманского права.
Нормативные акты Корана возникали из конкретных случаев. Например: о 14-летней жене Мухаммеда Аише пошла в Медине дурная молва. (Однажды она потерялась и была доставлена Мухаммеду только на следующий день). Для того, чтобы прекратить пересуды, была создана легенда о том, будто бы бог возвысил Мухаммеду о невинности Аиши. Он в своем приказе, под страхом наказания 100 ударрами бича, запретил касаться чести замужних женщин, если обвинитель не может подтвердить своё обвинение показаниями четырех свидетелей очевидцев.
Условно стихи Корана подразделяются на мухкамад бесспорные и муташабихат – стихи, которые могут толковаться по-разному. Мусульманские факихи – правоведы в большинстве своем пришли к выводу, что в решениях не надо ссылаться на муташабихат, поскольку эти тексты не достоверны по содержанию и вызывают споры.
В отношении мухкамат факихи разделялись на две группы: ахбари и усули.
Абхариды вообще отрицают прямые ссылки на Коран и опираются только на толкования его компетентными лицами, такими имамы, высшие юристы, духовенство.
Усулиды говорят, что Коран не является загадочной книгой и написан простым доходчивым языком, и многие стихи Корана не нуждаются в толковании. Без всяких ссылок на толкование других лиц можно понять Коран и ссылаться только на него.
Другим не менее важным источником мусульманского права является сунна.
На арабском языке сунна означает обычай и традиция. По мусульманскому праву сунна содержит высказывания, решения и действия Мухаммеда, а также высказывания и решения его сподвижников, одобренные им. Основные правовые ворам мусульманского права содержатся в сунне. Французский востоковед Масса считает: «Если сунна может обойтись без Коране, то Корен не может обойтись без сунны. Отсюда правоверные мусульмане получили название ахльаса-сунна или «сунниты» – «люди сунны».[16]
Вопросы, возникавшие в период формирования ислама среди приверженцев Мухаммеда не были сложными, так как жизнь членов общества ислама была еще очень простая. Мухаммед как глава мусульманской общины единолично от имени «невидимого аллаха» решал все вопросы. Его указания считались поведениями бога и были обязательны для всех мусульман.После смерти пророка придания о его действиях и высказываниях (сунна) стали передаваться от поколения к поколению. Отдельные такие сообщения получили названия хадисов. Хадисы являются одним из основных источников мусульманского права. Многие хадисы составлялись в интересах отдельных лиц, или группировок использовались как средство укрепления политического влияния. Некоторые сподвижники пророка, как например его жена Аиша или его родственник ибн Аббас, для усиления своего влияния стали прибегать к созданию выгодных им хадисов. Постепенно количество хадисов возросло до таких размеров, что даже сами правоверные стали сомневаться в их достоверности.
В связи с этим возникла специальная наука о хадиса. По ней требовалось, чтоб каждый из них имел свою цепь передатчиков (иснад), восходящую обычно к сподвижника Мухаммеда, кроме того, анализировались сами иснады, (с целью отличить «надежных» передатчиков от «ненадежных»). Однако это не помогло избежать достаточно большого количества противоречий в хадисах.
После смерти Мухаммеда в сунне накапливалось все больше противоречий и такое положение грозило основам мусульманского учения. Поэтому были установлены правила проверки достоверности предания. «Если два предания противоречат друг другу, то кади должен решать на основе более достоверного».[17]
Если по достоверности оба хадиса равны, то предпочтение отдается тому, который содержит позднейшее действие или изречение пророка, а также то, при котором число присутствовавших было больше. Хадисы делились на несколько категорий: мутаватир называли те преданий, которые считались абсолютно достоверными и не существовало сомнения за счет их содержания. Для того чтобы хадис был мутаватиром, необходимо, чтобы передающие его были совершеннолетними, и их было не менее трех. Хадис должен быть услышанным из уст сподвижников Мухаммеда. Если же хадис передается не из уст сподвижника, а от третьих лиц, то в таком случае должно быть определенное количество свидетелей, подтверждающих его. В-четвертых, пересказчик должен быть лицом нейтральным и не заинтересованным относительно хадиса, который пересказывает.[18]
Ко второй категории относятся хадисы, которые называются «гайруль-мутаватир», то есть не достигшие абсолютной достоверности.
Большинство мусульманских юристов считают, что если хадис ясен без подтверждения 3-х пересказчиков, то он может считаться мутуватиром, то есть абсолютно действительным.
С течением времени все отчетливее ощущалась недостаточность конкретных предписаний Корана и сунны, а также нормативных решений сподвижников Пророка. Эти разрозненные н не представляющие единой системы правила поведения сами по себе в дальнейшем не могли обеспечить необходимой нормативной регламентации изменяющихся общественных отношений в мусульманском государстве – халифате. Поэтому, начиная с VIII в., главную роль в ликвидации пробелов и приспособлении положений указанных источников к потребностям общественного развития постепенно взяли на себя правоведы – основатели правовых школ-толков и их последователи.
К началу VIII в. мусульманско-правовая доктрина только начинала складываться, а до того времени не могла играть сколько-нибудь заметной роли в качестве источника действующего права. Первым же шагом на пути ее возникновения явился рай – относительно свободное усмотрение, которое применялось при толковании Корана и сунны и формулировании новых правил поведения в случае молчания этих источников.[19] Данный принцип получил нормативное закрепление в знаменитом предании о разговоре Пророка с его сподвижником Муазом, назначенным наместником в Йемен. «По чему ты будешь судить?» – сказал Мухаммад. «По писанию Аллаха», – отвечал Муаз. «А если не найдешь?» – спросил Пророк. «По сунне посланника Аллаха», – сказал Муаз. «А если не найдешь?», –вопрошал Пророк. «То вынесу решение по своему усмотрению», – сказал Муаз. «Хвала Аллаху, который наставил посланника Аллаха на путь, угодный его посланнику!», – воскликнул Пророк.
Это предание толкуется мусульманскими правоведами как поощрение Пророком решения судебных споров на основе собственного усмотрения судьи по вопросам, не урегулированным в Коране и сунне. Мусульманские ученые юристы часто приводят и другое предание, свидетельствующее о том, что Пророк всячески поощрял иджтихад – свободное усмотрение судьи в случае молчания общепризнанных источников мусульманского права. По этому преданию, Мухаммаду принадлежат следующие слова: «Если судья вынес решение по своему усмотрению и оказался прав, то он должен быть вознагражден вдвойне, а если он судил по своему усмотрению и ошибся, то ему причитается вознаграждение в однократном размере».
Ал-ИДЖТИХАД («усердствование», «большое старание») – деятельность богослова в изучении и решении вопросов богословско-правового комплекса, система принципов, аргументов, методов и приемов, используемых им при этом исследовании, а также степень авторитетности самого ученого (муджтахида) в знании, интерпретировании и комментировании богословско-правовых источников. Согласно традиции, ал-Иджтихад возник еще при жизни Мухаммада в среде его сподвижников, которые считаются носителями совершенного ал-Иджтихад. Как вид направленной деятельности ал-Иджтихад появился в конце VII в., когда обнаружились значительные расхождения (ихтилаф) в том, что передавали, как объясняли и чего требовали оставшиеся в живых асхабы, ссылаясь на известные им высказывания и действия Мухаммада. Кроме того, в связи с изменяющимися условиями жизни в мусульманской общине возникло множество проблем правового характера. Поэтому главной целью ал-Иджтихада стало обнаружение и решение вопросов – новых или решенных предшественниками – таким образом, чтобы эти решения одновременно опирались на ислам и поддерживали его, ал-Иджтихад состоит в выборе правовых источников, их оценке, определении их соотношения, выборе и классификации аргументов и методов, казуистическом рассмотрении вопросов и выработке типовых формул их решения, а в случае несовпадения этих решений с реальностью – в изыскании компромиссов. Основным орудием ал-Иджтихад был арабский язык, на котором кроме Корана были записаны хадисы и все другие вспомогательные материалы (тафсир, та’вил, асар и др.). Потому знание арабскою языка со всеми его грамматическими и лексическими тонкостями cтало первым условием ал-Иджтихад. Второе условие – знание Корана наизусть, умение его истолковывать грамматически и по смыслу, знание всех обстоятельств появления как целых сур, так и отдельных айатов. Третье – знание сунны и комментариев к ней, причем множество хадисов (до 3 тыс.) надо было значь наизусть. Четвертое – знание обстоятельств сложения согласного мнения (иджма’) и расхождения (ихтилаф) по гласным вопросам фикха. Пятое – владение методикой интерпретации избираемых правовых материалов.
Арабские исследователи единодушны в том, что примерно до конца Х в. мусульманские судьи пользовались значительной свободой в выборе решения по вопросам, не урегулированным Кораном, сунной, индивидуальными и единогласными решениями сподвижников Пророка. Иначе говоря, в то время судьи, как правило, были муджтахидами. Однако в такой роли выступали не только они: со временем функции иджтихада все чаще выполняли ученые-правоведы. Признанием их авторитета явилось то обстоятельство, что не только судьи, но и халифы при рассмотрении споров нередко обращались к ним за советами по сложным вопросам, в частности при толковании преданий о жизни Пророка, которые долгое время оставались несистематизированными. Именно ученые-правоведы спустя десятки лет после смерти Пророка составили авторитетные сборники хадисов, признанные различными школами мусульманского права в качестве источников их выводов.
Уже в период правления Омара (634—644) у кади появились советники из числа факихов, которые помогали им решать дела по вопросам, не урегулированным Пророком, на основе консенсуса. В VIII–Х вв. такая традиция мусульманского правосудия не только поддерживалась, но и получила дальнейшее развитие. Постепенно в теории мусульманского права утвердилось мнение, что судьей может быть назначено лицо, которое по не урегулированным Коранам и сунной вопросам принимает решения не по собственному усмотрению, а ориентируясь на мнения факихов, обращаясь к ним за заключением — фетвои.
Фетва принадлежит ко второй группе источников мусульманского права и не должна противоречить шариату (Корану и сунне).
Первые фетвы в исламе принадлежат праведным халифам и сподвижникам Мухаммеда и вошли в систему мусульманского права как важнейшие источники.
С появлением разных сект и юридических школ в исламе муфти разделились по сектам. Каждая группировка имела своих муфти или муджитахидов.
В суннитском обществе, первыми степени муфти получили основоположники четырех юридических школ (Абу Ханифа, Шафии, Малик, Хаибаа). Фетвы этих главных муфти стали руководящим материалом для их приверженцев. В дальнейшем муфти каждой школы и секты осуществляли юридические консультации, давали советы, инструкции (рисала) своим приверженцам по отдельным вопросам на основе шариата и фетвы основоположника учения.
При возникновении вопросов, ответов на которые нет в шариате, в фетвах судьи могли или решать сами, или, в противном случае, обязаны обратиться к главному муфти. По мусульманскому праву муфти могут решать религиозные вопросы и юридические. Кади не имеют права решать религиозные вопросы, а только юридические.
Информация о работе Основные положения средневекового мусульманского права