Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 20:58, реферат
Мусульманское право является одной из основных правовых систем мира. Для исследователя, представляющего европейскую правовую традицию, оно представляет особый интерес по причине значительных различий между ним (правом) и европейскими правовыми системами – евро-континентальной (романо-германской) и системой общего права (англосаксонской).
Введение............................................................................................................………..........3
Глава I Источники мусульманского права.
1.1.Соотношение мусульманского права и религии……………...…………………5
1.2.Основные источники мусульманского права…………………………...………13
Глава II. Основные институты уголовного права в системе шариата.
2.1. Понятие преступления, классификация преступления.........………................25
2.2. Виды преступлений………………………………………………………………30
2.3. Цели и виды наказаний в мусульманском праве……………………………….43
Глава III. Основные институты гражданского права в системе шариата
3.1.Возникновение и развитие института права собственности …………………..59
3.2. Регулирование отношений земельной собственности в мусульманском праве..66
Заключение..............................................................................................………...................73
Список используемой литературы...........................................
Если у преступника отсутствовала цель убийства, то совершается неумышленное убийство. Орудие или действие, используемые обычно для преступления не должны были причинить смерть, но случайно ее вызвали.
По мнению Фань Ден Берга «неумышленное убийство бывает двоякого рода: оно может произойти, когда кто-либо желает только ранить другого, но по несчастью убивает его или, когда он вовсе не имеет намерения причинить ему страдания»[84].
Убийство хата – убийство, совершенное случайно, в результате ошибки при абсолютном отсутствии мысли об убийстве, но в результате небрежности или халатности. М.И. Садагдар в качестве примера приводит случай, когда охотник стрелял в дичь издалека и случайно попал в человека[85].
Ханифиты, кроме вышеперечисленных, рассматривают еще один вид убийства: тасбиб – убийство, при котором действие лица совершенно не направлено на убийство, человек не предвидел и не обязан был предвидеть последствия своего действия в этом плане. Однако убийство происходит, но абсолютно без намерения. Например, человек на своей земле вырыл колодец, в который случайно попал и погиб человек.
Если совершается умышленное убийство из хулиганских побуждений, явившееся причиной смерти другого лица, то, как считают шафииты и ханбалиты, оно приравнивается к умышленному убийству. К этой же группе преступлений относятся, по мнению этих правоведов, действия, когда кади умышленно подписывает смертный приговор невиновному, или свидетели дают ложные показания, на основании которых выносится смертный приговор невиновному.
В доисламской Аравии был также распространен обычай касама, который сохранился и в мусульманском праве. Суть касама заключается в том, что при обнаружении убитого человека хозяин земли, на которой был найден труп, платит выкуп – диа, если убийца не обнаружен. Если родственники убитого подозревают кого-либо в совершении убийства, то они должны пятьдесят раз поклясться для доказательства обвинения. Тогда лицу или лицам, которые обвиняются в убийстве, необходимо уплатить выкуп за кровь убитого.
Мусульманское право предусматривает также безнаказанные убийства. Сюда относятся убийства по приказанию властей или в принудительном порядке, а также, когда убийство совершается в случае необходимой обороны и крайней необходимости. Убийство вора, пойманного с поличным, также не является преступлением. Возможно, справедливость последней нормы объясняется тем, что кража по мусульманскому праву является преступлением против Аллаха, а убийство – против отдельных лиц. Таким образом, мусульманское право весьма строго, как уже было ранее указано, охраняло частную собственность.
Под причинением телесных повреждений (джарх) понимается преимущественно нанесение увечий, повлекших ампутацию частей тела или органов. Они, как и убийства разделяются на умышленные и неумышленные. И.П. Петрушевский выделяет членовредительства при отягчающих обстоятельствах: лишение глаза одноглазого, языка, ушей, если это вызовет потерю слуха; отсечение обеих рук, или обеих ног, или 10 пальцев; и менее важные членовредительства: лишение одного глаза, одной руки или ноги[86].
Мусульманское право очень тщательно разработало разные случаи «кровных» преступлений, но, конечно, оно не могло предусмотреть всех возможных случаев. В сомнительных случаях судья обращался к авторитету муджтахидов. Так как «кровные» преступления наказывались на основании «права человека», то есть права потерпевшего (или его семьи, или опекуна, или господина раба), то и дело такого рода могло быть возбуждено только по жалобе этих лиц.
Одним из видов преступлений против личности, помимо вышеперечисленных, является гасаб. Как уже было ранее отмечено, гасаб – это насильственный захват чужого имущества.
Абу Ханифа и Абу Йусуф, а также шииты считают, что гасаб имеет следующие признаки: имущество должно быть вывезено из владения собственника. Вторым признаком является то, что данное имущество должно перейти во владение гасиба – захватчика. Кроме того, имущество должно быть дозволенной вещью по мусульманскому праву[87].
Некоторые правоведы считают данное преступление совершенным с момента захвата вещи у собственника независимо от того, перешло оно во владение преступника или нет.
Суннитские правоведы не считают захват недозволенных вещей преступлением. Захват же недозволенных вещей (свинины, спиртных напитков и прочих) у немусульман рассматривается шиитами как преступление. Совсем иначе решается вопрос, если эти вещи принадлежат мусульманину: в этих случаях захватчик не несет ответственности. Захват плодов или прибыли от вещи по учению ханифитов не считается преступлением, так как, по их мнению, они не являются имуществом.
Присвоение заклада, по учению Шафии и Ханифа, считается гасабом. В противоположность им шиитские правоведы захват прибыли и плодов считают гасабом, а присвоение заклада рассматривают как хищение.
2.3. Цели и виды наказании в мусульманском праве.
Все виды наказания, налагаемых за преступления, служат обеспечению неприкосновенности как личности, так и имущества, чести и прочих составляющих достояние людей. Главная же цель наказания по мнению В.А. Лихачева, - «предупреждение греха (совершения преступления) путем устрашения возможностью применения жестоких наказаний»[88]. Наказание преследовало также цели возмездия за совершенное преступление и возмещения ущерба, причиненного потерпевшему.
«Наказание применяется непосредственно к тому, к кому оно относится, не может быть перекладываемо на другого, за преступление одного лица, другое не может быть наказываемо»[89] - указывает востоковед-исламовед Ризаэтдин ибн Фахретдин. Вообще, что касается уголовной ответственности, то, по мнению Р.Шарля «мусульманское право в этом отношении опередило на двенадцать столетий законодателей Европы, которые в свое время вершили суд над животными и над трупами»[90].
Согласно мусульманскому праву, только живой человек, находящийся в здравом уме, обладающий дееспособностью, требуемой с точки зрения религии и гражданских прав, полностью несет ответственность за свои поступки, а подростки до достижения половой зрелости (либо в возрасте от 15 до 18 лет в зависимости от принадлежности к тому или иному мазхабу) подлежат только мерам принуждения. Сумасшествие и опьянение, повлекшие потерю сознания, являются обстоятельствами, освобождающими от ответственности. В то же время степень виновности обуславливается свободой действий виновного: в тех случаях, когда под воздействием «явной и неминуемой угрозы» утрачивается свобода выбора, допускается законная самозащита и, как уже было указано в предыдущей главе настоящей работы, она включает не только защиту личности, но и имущества, подвергающегося угрозе, делает владельца правомочным преследовать похитителя днем и ночью и убить его, чтобы возвратить похищенные вещи. Наконец, гражданская ответственность и нанесение материального ущерба не отпадает в тех случаях, когда виновниками являются малолетние или умалишенные[91].
Что же касается наказаний, предусмотренных законом, а также наказаний, налагаемых по усмотрению, то в сунне проявляется определенная забота об исправлении виновного: так, например, раскаяние в своем поступке избавляет нарушителя от наказания, когда дело относится к категории худуд.
Большинство мусульманских правоведов выделяет три вида наказаний: 1) «хадд» - наказание, назначаемое за совершение преступлений против Аллаха; 2) «кисас» - возмездие однородным действием и 3) «тазир» - наказание, род которого устанавливается судьей[92].
«Хадд» по мусульманскому словарю имеет значение «граница чего-либо». По шариату, в Коране и в хадисах «хадд» имеет значение «Божье наказание за какое-либо преступление»[93]. Выдающийся дореволюционный востоковед Н. Торнау в книге «Изложение начал мусульманского законоведения» также указывает, что «хадд» - есть общее выражение наказания за преступление, но имеет разные степени, смотря по роду и важности преступлений и по числу возобновления оных»[94]. Вообще, хадд совершается для того, чтобы полностью исполнить приказания Аллаха.
Наказание хадд назначалось за самые опасные преступления: преступления против Аллаха, к которым, как уже отмечалось, относятся семь видов преступлений: измена исламу, бунт, разбой, хищение, употребление спиртных напитков, прелюбодеяние и недоказанное обвинение в прелюбодеянии. Данный вид наказания включает в себя несколько разновидностей: смертную казнь, отсечение конечностей, бичевание (удары плетьми), тюремное заключение, ссылку и конфискацию имущества[95].
Смертная казнь применяется за вероотступничество, преступления против правителей, разбой и за повторное совершение некоторых преступлений. Смертная казнь применяется также за совершение прелюбодеяния, употребление спиртных напитков и за умышленное убийство в виде кисаса со стороны родственников убитого по приговору хакима или кади.
Смертная казнь может совершаться через повешение, четвертование, что часто применялось к руководителям восставших. Казнь обычно совершалась в присутствии халифа или султана и всей знати. На кожаную скатерть ставился тазик и над ним палач одним ударом отсекал голову виновному. Голову и тело на некоторое время выставляли на показ народу, для устрашения, чтобы люди видели судьбу противников власти.
Другим видом бесчеловечного наказания было избиение камнями – раджам. По учению Корана, это наказание применялось за совершение прелюбодеяния. По приговору кади или указанию хакима заранее собирался народ; люди с собой приносили камни. В определенном для раджам месте преступника на смерть забивали камнями. Н.Торнау называет другую разновидность этого наказания: реджм «наказание, по которому зарывают преступника в землю и забрасывают камнями»[96]. Смертная казнь применялась и в виде утопления в реке, море или путем погребения заживо.
Отсечение конечностей, по Корану применялось к похитителям. Это наказание по-разному толковалось представителями различных сект и школ. Коран предложил только отсечение рук. В дальнейшем правоведы решали вопрос об этом наказании в зависимости от обстоятельств.
Бичевание (удары плетьми) – это наказание в мусульманском праве применяется при различных преступлениях. В некоторых преступлениях число ударов определяется Кораном, как, например, в случае прелюбодеяния: «Прелюбодея и прелюбодейку – побивайте каждого из них сотней ударов»[97]. Однако по вопросу о количестве ударов среди правоведов существуют разногласия. Шиитские правоведы не определяют число ударов и передают его на усмотрение кади. Но большинство юристов высказываются за то, что максимальное количество ударов не должно превышать 100, а минимальное – 2 удара. Сила удара меняется в зависимости от состояния наказуемого и не должна повредить мышцы. Несовершеннолетние не подвергаются бичеванию.
В начале распространения ислама такой вид наказания, как тюремное заключение, применялся редко. Он был наиболее распространен в период Арабской империи. В городах под наблюдением хакима и шурта были построены страшные тюрьмы. В них держали главным образом опасных преступников до суда. Кроме того, сажали в тюрьму лиц, отказавшихся платить алименты, а также разбойников и других правонарушителей. Шиитские правоведы считали, что разбойников надо пожизненно держать в тюрьме[98]. При смягчающих обстоятельствах тюремное заключение применялось на ограниченные сроки не более шести месяцев.
Ссылка и высылка применялись в мусульманском праве как самостоятельный вид наказания или как дополнительные меры. Так, например, ссылка применялась как дополнительное наказание холостому мужчине за прелюбодеяние с незамужней женщиной. Основное же наказание в этом случае было 100 ударов плетью и пострижение бороды.
Высылка применялась также к мелким разбойникам как основная мера наказания. Кроме того, во всех городах объявлялось запрещение поддерживать с ними какие-либо связи или совершать с ними сделки.
Большинство шиитских правоведов высказывают мнение, что эта мера, применявшаяся к разбойникам, не должна превышать одного года. Это наказание было направлено на исправление преступника. В случае, если преступник официально перед кади или хакимом попросит прощения или даст обещание никогда не заниматься разбоем, то он освобождается от наказания и не лишается прав.
Конфискация имущества применяется в редких случаях и является дополнительной мерой наказания при самых тяжелых преступлениях против правителей. Конфискация имущества в период Аббасидов часто применялась в отношении к высшим феодалам или чиновникам по указанию кади. При этом конфискация иногда сопровождалась тюремным заключением. В дальнейшем это наказание стало традицией и применялось за различные преступления: обмеривание, обвешивание, лихоимство и другие.
Таким образом, проанализировав особенности наказания хадд, можно отметить, что это очень суровый вид наказания, но налагалось оно «единственно в тех случаях, когда погрешение или преступление делаются известными и доказанными»[99]. Доказательствами преступлений или погрешений служили собственное признание (экрор) и свидетельские показания (шеходет). Число свидетелей и количество объявления признаний зависело от вида преступления. Свидетели должны были давать четкие показания с точным обозначением времени и места совершения преступления. В случае, если свидетели преднамеренно дают неясные, неопределенные показания, они сами подвергаются тому наказанию, за преступление против которого свидетельствуют[100].
Информация о работе Основные положения средневекового мусульманского права