Все
эти преимущества предвещали успешное
развитие основанного здесь города. Но
на роль столицы претендовали и такие
города, как Лион и Дижон. Удача Парижа
объясняется тем, что он был центром Французского
герцогства, а это маленькое феодальное
государство стало ядром, вокруг которого
объединилась Франция. [3. – C. 104]
Политическая
роль Парижа – столицы крупного
государства и крупной империи
– и его административное значение
как центра сильного централизованного
государства способствовали созданию
вокруг него густой транспортной сети,
скоплению здесь банковских и кредитных
учреждений, которые в свою очередь привлекали
промышленность даже тогда, когда она
слабо связана с его нуждами. В Париже
осуществляется также большая часть торгово-финансовых
сделок даже между провинциальными центрами
и иностранными государствами. Парижская
биржа играет господствующую роль на рынке
ценных бумаг во Франции.
Наличие
емкого потребительского рынка объясняет
развитие промышленности, производящей
предметы потребления, необходимые для
удовлетворения весьма различных нужд
крупного города. Величина торгового оборота
Парижа – 3200 млрд. франков в 1949 году –
наглядно показывает значимость этого
рынка. Удельный вес занятых в торговле
и проживающих в департаменте Сена составляет
28%. [10. – C. 329]
Глава
2.
Политика
деконцентрации промышленности
в Парижской агломерации
в послевоенные годы.
2.1
Причины проведения
политики деконцентрации
промышленного производства
Чрезмерная
концентрация в размещении многих
отраслей французской промышленности
выдвигает проблему деконцентрации
промышленности, то есть требует создания
новых промышленных центров, которые были
бы удалены от существующих, или развития
уже имеющихся небольших промышленных
центров.
Для
обоснования политики деконцентрации
промышленности обычно выдвигаются две
группы соображений. Речь идет, во-первых,
о чрезмерной скученности населения в
Париже. Скопление населения в этом крупном
городе представляет собой резкий контраст
по сравнению с положением в районах упадка,
население которых сокращается. Во-вторых,
деконцентрация необходима для ликвидации
безработицы.
Скученность
населения в Парижской агломерации
действительно чревата серьезными последствиями.
Конечно,
с точки зрения промышленников,
размещение в уже существующем
крупном индустриальном центре
и городе имеет ряд важных
преимуществ. Предприниматель знает,
что здесь он легко найдет
рабочую силу нужной квалификации
и в большом количестве и сможет гораздо
легче, нежели в другом месте, осуществить
расширение своего предприятия. И рабочий
знает, что здесь он получит более высокую
заработную плату, в случае увольнения
легче сможет найти работу на другом предприятии,
следовательно, находится в меньшей зависимости
от своего хозяина.
Именно
поэтому значительная часть промышленности
и рабочей силы Франции сосредоточена
в Парижском районе. За период
с 1936 по 1954 год его население
увеличилось на 570 тысяч человек,
что соответствует числу жителей Лиона.
Однако такая чрезмерная концентрация
порождает различного рода опасности
и затруднения.
Опасности
общего порядка серьезны и
многочисленны. Гипертрофированная
концентрация производства в
крупном центре порождает жилищную
проблему. С увеличением населения остается
все меньше свободного пространства, цены
на землю растут. В крупном центре по сравнению
с небольшим городом строительство обходится
дороже главным образом из-за более высокой
заработной платы и более высоких требований,
предъявляемых рабочими. Разрастание
крупного центра вширь не является решением
проблемы, так как оно лишь распространяет
перенаселенность в более или менее короткие
сроки на пригороды. Отмеченное выше увеличение
населения Парижского района за восемнадцать
лет имело место не столько в центральных
кварталах Парижа, сколько в его пригородах
и, в частности, окраинах, расположенных
в департаменте Сена, население которых
увеличилось на 170 тысяч человек, и в департаменте
Сена-и-Уаза, где население увеличилось
на 300 тысяч человек. Жилищная проблема
в настоящее время столь же остра в Булони,
Пюто и Сен-Дени, как и в центре Парижа.
[11. – C. 150-153]
Немаловажна
также и проблема уличного
движения, острота которой порождается
одновременно и увеличением интенсивности
движения автотранспорта пропорционально
росту численности населения (один автомобиль
на семь жителей в Парижском районе) и
увеличением движения грузов между заводами,
расположенными в разных районах Парижа.
Перевозку грузов через Париж с помощью
тягачей следует рассматривать как анахронизм.
Движение на некоторых участках города
оказывается в большей или меньшей степени
парализованным.
Наконец,
атмосфера «холодной войны», в
которой находился весь мир,
и угроза использования оружия
массового уничтожения делали нелепой
с военной точки зрения гипертрофированную
концентрацию жизненно важных отраслей
промышленности в комплексе Парижа. Вывод
из строя Парижа путем наземных операций
или бомбардировки с воздуха уничтожил
бы значительную часть военно-экономического
потенциала страны. В этом случае Франция
потеряла бы почти 4/5 производства
автомобилей, авиамоторов и реактивных
двигателей, 2/3 производства других изделий
для авиации и 1/3 производства станков
и продуктов химической промышленности.
Главной
жертвой противоречий в размещении
производства является сама промышленность.
Рабочие и служащие устают
от ежедневных, подчас очень долгих,
поездок, что сказывается на
производительности труда. Заводские
издержки возрастают в связи
с более высоким уровнем заработной
платы, а также более крупными первоначальными
капиталовложениями из-за высокой стоимости
земли и строительства. Из-за недостатка
места промышленные предприятия не могут
рационально разместить свои цехи, что
увеличивает накладные расходы и подчас
приводит к географическому распылению
цехов, обременяющему стоимость готовой
продукции дополнительными транспортными
издержками. И, наконец, предприятия часто
обречены на застой, так как они не могут
расширяться из-за недостатка свободных
земельных участков. Небольшое предприятие,
не способное развиваться, вынуждено отказываться
от принятия заказов и не может перейти
к крупносерийному производству; следовательно,
оно не в состоянии уменьшить издержки
производства продукции.
Перенаселенность
Парижа, являлась действительно серьезной
помехой в жизни нации, национальным бедствием,
источником многочисленных затруднений
для самой промышленности; последние сводят
на нет те преимущества, которые промышленники
первоначально извлекают от размещения
предприятий в крупных центрах скопления
рабочей силы.
Оборотной
стороной подобного размещения
французской промышленности является
наличие многочисленных районов
упадка, находящихся в состоянии
хронического кризиса. Недостаточно
благоприятные природные условия, удаленность
от крупных торговых путей, упадок местного
кустарного производства из-за конкуренции
со стороны промышленности вызвали там
прогрессирующее сокращение численности
населения. Никакой традиционный вид деятельности
не может удержать население, а заразительный
пример ухода одних в крупные города и
центры влечет за собой уход других. Так
было в Нижних Альпах и в Морване. В районе,
расположенном севернее линии Мон – Сен-Мишель
– Сен-Веран, насчитывается 109 жителей
на 1 кв. километр против 54 жителей на 1
кв. километр на юг от этой линии, причем
на севере доход занятого в промышленности
населения вдвое выше, чем на юге.
С
точки зрения национальных интересов
достоин всяческого сожаления
тот факт, что люди все в
большей степени покидают определенную
часть территории страны, тем более что
одновременно имеет место приток населения
в уже перенаселенные центры. Чтобы остановить
этот процесс, необходимо развивать в
районах упадка высокодоходные виды деятельности.
Возможно, что решение этого вопроса можно
найти на пути развития сельского хозяйства
и туризма с учетом почвенно-климатических
условий. В определенных условиях может
быть даже предусмотрено создание промышленности.
В этом отношении весьма показательны
попытки, предпринятые в Морване по инициативе
Комитета по исследованию развития Морвана.
Разумеется,
не может быть и речи о
том, чтобы без разбора внедрять
различные отрасли промышленности
в районах, удаленных от источников
сырья и крупных транспортных
путей. Тем не менее, можно
наметить для этих районов две формы промышленного
производства. Первая – это маленькая
мастерская с небольшим количеством рабочих,
использующая в качестве двигательной
силы энергию рек, специализирующаяся
на производстве продукции, имеющей небольшой
удельный вес, но значительную стоимость.
Примером этого может служить «Компани
меканик де ла Кюр» около Каррэ-ле-Томб,
которая, имея не более 20 человек персонала,
освоила серийное производство отдельных
мелких деталей электрооборудования автомобилей.
Другой формой могло бы быть более крупное
промышленное производство, перерабатывающее
местное сырье, например лес, поскольку
близость сырья чрезвычайно снижала бы
транспортные издержки. Так, возле Отена
уже проектируется строительство завода
по производству целлюлозы и картона на
базе местных лиственных лесов. [11. – C.
318-320]
Официальная
политика деконцентрации никоим образом
не подразумевает «перемещение рабочей
силы». Наоборот, ее цель состоит в том,
чтобы удержать на месте рабочую силу,
которая могла бы покинуть данный район
и тем самым еще более увеличить перенаселенность
такого крупного промышленного города,
как Париж. Безработица же развивалась
или может развиваться в следующих случаях.
Первый
случай: когда промышленные отрасли
ряда районов испытывают трудности.
Примером могут служить горнорудные и
сталелитейные районы Центрального массива
(Алес, Сент-Этьенн, Монсо-ле-Мин, Коммантри,
Деказвиль), бретонский сталелитейный
центр (Энбон), где кризис наступил в результате
деятельности Европейского объединения
угля и стали. Не менее показателен пример
многих районов текстильной промышленности,
где снижение хозяйственной активности,
начавшееся с 1952 года, положило начало
крупной по своим масштабам частичной
или полной безработице. В частности, так
обстоит дело в центрах текстильной промышленности
департамента Сомма, в Фурми, в южных Вогезах,
в департаменте Вьенна и на юге Центрального
массива (в Кастре, Лодеве, Бедарье и Ганже).
То же относится и к другим отраслям промышленности,
которым свойственны замедленные темпы
роста производства либо, потому что они
производят предметы роскоши, либо вследствие
конкуренции национальных и иностранных
товаров. Такое же положение с производством
мелких металлоизделий в Тьере, с фарфоровой
и обувной промышленностью в Лиможе, ковровой
промышленностью Обюссона, обувной промышленностью
Фужера.
Имевшее
место до настоящего времени
ослабление промышленной активности
обязывает принять одно из
двух решений: необходимо либо
лучше приспособить данное производство
к требованиям рынка, либо (если предприятие,
испытывающее трудности, прекратило всякую
деятельность) трудоустроить безработных
в новых отраслях промышленности, создаваемых
в зонах низкой занятости.
Второй
случай: когда низкая занятость
объясняется положением, сложившимся
в сельском хозяйстве. Уже в 50 – 60-х гг.
ХХ века во Франции появились районы, где
сельское хозяйство в результате аграрного
перенаселения порождало избыточную рабочую
силу, частично или целиком направлявшуюся
в крупные города, в частности в Париж.
Таково было положение в Бретани. Только
развитие промышленности могло бы затормозить
утечку населения. В этой связи можно сослаться
на опыт создания мастерских точной механики
в Редоне и Сен-Брие, который оказался
весьма успешным. Аграрное перенаселение
все более усиливается и в Эльзасе.
Более
того, определенные изменения в
сельском хозяйстве призваны
увеличить избыток рабочей силы
в деревне, утечки которой надлежит
избежать. Этот избыток может
быть следствием механизации
сельского хозяйства и изменений
его производственной структуры (замена
ряда отраслей растениеводства посевами
фуражных культур для животноводства).
В
третьем случае рабочая сила
высвобождается из ряда отраслей
хозяйства в результате проведения
мероприятий, носящих временный
характер. Таков, в частности, был результат
подходящей к концу перестройки экономики,
приведшей к определенному снижению занятости
в Бретани, особенно в Бресте и Лориане,
а также в северной части Эльзаса.
В
этих трех случаях политика
деконцентрации выполняет те же функции,
что и политика, направленная на повышение
занятости. [11. – C. 323]
2.2
Содержание политики
деконцентрации промышленности
Три
основных элемента этой политики
состояли в следующем: избегать
чрезмерной индустриализации уже перенаселенного
Парижского района; различными мерами
финансового, налогового и другого характера
создавать благоприятные условия для
развития промышленности в пока еще слаборазвитых
индустриальных районах; особо рекомендовать
развитие промышленности в определенных
районах, считающихся «критическими».
Прежде
всего следовало остановить рост перенаселенности
Парижской агломерации, а затем, если возможно,
уменьшить ее. Декрет от 5 января 1955 года
явился серьезной и частично эффективной
мерой. До его появления администрация,
не вооруженная никакими предписаниями,
пыталась ограничить строительство новых
промышленных предприятий в Париже и его
пригородах, препятствуя выдаче разрешений
на постройку и стараясь убедить предпринимателей
создавать предприятия в провинции. Административная
бумажная волокита была в то время важным
средством отсрочки строительства. [1.
– C. 67]