Деконцентрация промышленного производства в Парижской агломерации в послевоенные годы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2011 в 16:37, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является подведение итогов политики деконцентрации (в литературе чаще используется понятие «децентрализация») промышленного производства в Парижской агломерации в 50-е годы ХХ века. Цель работы определяет следующие задачи:

определение причин проведения политики деконцентрации промышленного производства;
раскрытие содержания политики деконцентрации;
обобщение результатов проведения политики деконцентрации промышленности;
выявление позитивных и негативных последствий деконцентрации промышленного производства в Парижской агломерации;
предложение путей исправления этих негативных последствий.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Границы, структура, факторы развития Парижской агломерации.....6

1.1 Определение границ, структура Парижской агломерации…………......6

1.2 Факторы развития Парижской агломерации…………………………….9

Глава 2. Политика деконцентрации промышленности в Парижской агломерации в послевоенные годы……………………………………………..11

2.1 Причины проведения политики деконцентрации промышленного производства……………………………………………………………………..11

2.2 Содержание политики деконцентрации промышленности…………...17

2.3 Результаты политики деконцентрации промышленного производства в Парижской агломерации…………………………………………………….......25

2.4 Недостатки политики деконцентрации промышленного производства и пути их исправления…………………………………………………………..30

Заключение……………………………………………………………………….35
Список литературы………………………………………………………………41

Работа состоит из  1 файл

Главная часть.doc

— 184.00 Кб (Скачать документ)

     С  января 1955 года строительство новых  значительных промышленных предприятий  было запрещено в Парижском районе, включающем департаменты Сена, Сена-и-Уаза, Сена-и-Марна и четыре смежных кантона департамента Уаза. Увеличивать площадь разрешалось лишь на 10% - льгота, очень незначительная для тех промышленных предприятий, которые стремились расширяться. Однако это запрещение распространялось лишь на предприятия с персоналом свыше 50 человек и площадью свыше 500 кв. метров. Оно не касалось мелких предприятий с числом рабочих меньше 50 человек; таких предприятий насчитывалось 161 тысяча из общего числа предприятий в Парижском районе (164 820), то есть 97%, а с учетом площади – 92%.

     Вполне  естественно, что это новое  запрещение не применялось со  всей строгостью, поскольку многие  предприятия с числом рабочих более 50 человек, но имевшие слабые финансовые возможности, не могли с такой легкостью, как крупные фирмы, переместиться в провинцию или построить там второе предприятие вдали от первого. Это значило бы обречь на застой большую часть парижской промышленности. Поэтому были предусмотрены некоторые исключения из правил. Согласительная комиссия занималась рассмотрением заявок на строительство и выдвигала перед Министерством строительства соответствующие предложения.

     Наконец,  можно добавить, что декрет от 5 января 1955 года не запрещал скупки существовавших заводов, что создавало возможность развития предприятий без физического расширения прежних промышленных помещений. [4. – C. 213-214]

     С  одной стороны, чтобы быть эффективной,  деконцентрация должна была осуществляться без всякой анархии, способной привести к малополезным и экономически малорентабельным результатам, в соответствии с надлежащим образом разработанными комплексными программами. С другой стороны, в работах по деконцентрации и в их финансовой поддержке обязаны были, насколько это возможно, совместно участвовать государство, которому должно быть чуждо равнодушие к делу, выходящему за рамки частного предприятия, и частный капитал, без которого государство одно несло бы все материальные расходы. Следовало предусмотреть создание целой сети новых учреждений. Более того, совершенно очевидно, что государство должно было содействовать деконцентрации в форме предоставления финансовых и налоговых преимуществ и оказания конструктивной помощи предприятиям, намеревающимся в целях деконцентрации произвести крупные капиталовложения.

     Государство  прежде всего содействовало составлению региональных планов действий, применив хотя и длительную, но избавленную от сюрпризов импровизации процедуру. Исследование возможностей регионального развития, в том числе и в области промышленности, начинается обычно на уровне районов в управлениях префектур или региональными комитетами экономического развития. Так, первый по времени создания региональный комитет, основанный в 1951 году – Комитет по изучению и согласованию бретонских интересов, - имел целью поддержание постоянной связи между представителями Бретани, занимающими официальные посты в центре и на местах, и руководителями крупных предпринимательских объединений района. Вторая фаза состоит в изучении плана в Париже сначала Комиссариатом по планированию и секретариатом Министерства экономики, затем межведомственным комитетом по синтезу в присутствии заинтересованных министерств и районного префекта и, наконец, министром финансов. Третья фаза – это одновременное изучение программы в Париже Национальным комитетом экономической ориентации, который рассматривает вопрос о ее влиянии на национальную экономику в целом, и в районе – компетентными организациями, как частными (банки, торговые палаты, профсоюзы, региональные комитеты действия), так и государственными (генеральные советы департаментов). Наконец, на четвертом этапе происходит окончательное рассмотрение программы в Париже межведомственным комитетом по синтезу, затем межминистерским советом по ориентации, после чего уже следует официальное постановление о вступлении программы в силу. Таким порядком было разработано более 20 региональных программ, и 4 из них были приняты к нач. 60-х годов. [11. – C. 324-325]

     Шагом  вперед явилось решение об  официальном статусе (декрет от 30 июня 1955 года) «компаний регионального  развития», задуманных как региональные по своему характеру и компетенции финансовые компании. Их цель состоит в том, чтобы облегчить осуществление инвестиций в районах путем участия в создающихся или расширяющихся промышленных или других компаниях. В этом качестве они могут вложить в одну и ту же компанию до 25% своего капитала и владеть до 35% капитала этой компании. Для того чтобы облегчить их задачи в деле инвестирования, государство предоставило для них три группы льгот:

  • льготы налогового характера в виде освобождения от налогов компании, которыми в обычном порядке должны были бы облагаться прибыли от портфеля участия, и в виде освобождения распределяемых ими дивидендов от пропорционального налога;
  • гарантированный государством пятипроцентный дивиденд, что должно облегчить «компаниям регионального развития» мобилизацию средств на рынке капиталов, эта гарантия выступает в форме аванса государственного казначейства с выгодными условиями погашения;
  • для получения всех перечисленных финансовых и налоговых льгот этим компаниям достаточно иметь свой собственный капитал в размере 250 млн. франков, составленный наполовину из банковского капитала и наполовину из капитала промышленности.

     Так  образовалось определенное число  «компаний регионального развития»,  в ряде случаев они возникли в результате расширения «компаний изучения местных условий», как это было в Бордо и Тулузе. К созданным таким порядком компаниям относятся «Сосьете альзасьен де девелопман э д'экспаньсьон» (САДЭ) в департаментах Верхний и Нижний Рейн, «Сосьете лоррен де девелопман э д'экспаньсьон» («Лордекс»), «Сосьете де девелопман режьональ дю Нор э дю Па-де-Кале», компания Средиземноморского района, компания Юго-Востока, охватывающая департаменты от Савойи до Дрома и Алье, компания «Петрофигаз» в Аквитании, созданная в целях промышленного развития районов, которые перейдут на снабжение газом из района Лак. Такие же компании есть в Бретани и Нормандии. Чтобы быть одобренными, эти общества должны представить программу действий в рамках района и подписать с государством соглашения, уточняющие предоставляемые им льготы.

     Кроме  того, июньский декрет 1955 года разрешил  создание «региональных предпринимательских  объединений», не ставящих своей  целью получение прибыли.

     Наконец,  декретом от 6 ноября 1956 года правительство  предусмотрело создание третьей  категории учреждений. В целях  осуществления в определенном  объеме работ по благоустройству  территории могут создаваться  государственные и смешанные  компании, обладающие соответствующими полномочиями. Это постановление может относиться как к организации жилищного и другого крупного городского строительства, так и к созданию «промышленных зон», для которых законом, принятым в сентябре 1953 года, уже предусмотрено изъятие земельных участков. [9. – C. 84]

     Финансовая поддержка осуществлялась, во-первых, в виде своего рода помощи деконцентрации, которая часто играла решающую роль, но плохо поддавалась учету в целом, поскольку она очень распылена и разнообразна. Сюда относилось частичное освобождение новых промышленных предприятий от местных налогов, строительство жилищ для персонала предприятий, строительство заводов, ставшее возможным после появления декрета от 11 ноября 1954 года, который разрешил органам местного управления для постройки промышленных зданий прибегать к займам в Фонде деконцентрации, улучшения условий для промышленности посредством строительно-монтажных работ, проводившихся подчас в рамках создания «промышленных зон» (проведение линий высокого напряжения и устройство трансформаторных станций, подвод железнодорожных путей, подсоединение к водо- и газораспределительным системам, дорожное строительство), наконец, уступка на выгодных условиях участков под застройку.

     В  качестве удачного примера вмешательства органов местного управления в дело деконцентрации промышленности можно назвать небольшой город Лангр (департамент Верхняя Марна). Опираясь на декрет от 10 ноября 1957 года, предусматривающий такое вмешательство, Генеральный совет департамента Верхняя Марна создал смешанную компанию «Сосьете эндюстриэль э иммобильер де ля От-Марн», имеющую в качестве акционеров департамент (51%), город Лангр, Торговую палату, местные банки и несколько частных лиц. Затем через эту компанию департамент гарантировал промышленникам займы на строительство зданий и даже в ряде случаев сам построил помещения, впоследствии сданные внаем или проданные. Первый способ позволил промышленникам воспользоваться финансовыми средствами, обычно предназначенными для местных органов власти, поскольку речь идет о кредите, предоставляемом депозитно-сберегательной кассой сроком на 20 лет и из расчета достаточно низкой процентной ставки в 5,5% . Таким путем многие проекты создания промышленных предприятий получили финансовые гарантии, достигающие в совокупности суммы несколько сот миллионов франков. В частности, это касается двух фирм, действовавших в Булонь-Бийанкуре. Одна из них производит подъемно-монтажное оборудование, другая – высоковольтное электрооборудование. Обе объединились, чтобы построить завод в Лангре площадью 16 тыс. кв. метров. Другой проект касается нового трикотажного предприятия, филиала общества в Труа.

     Во-вторых, кроме этих поощрительных мер  местного или регионального масштаба, правительство предоставляло ряд преимуществ налогового и финансового характера.

     Помимо  уже упоминавшихся льгот, предоставляемых  «компаниям регионального развития»,  и тех льгот, которыми пользовались региональные предпринимательские объединения, освобожденные от налога с дохода от взносов предприятий-участников, правительство предоставляет две значительные налоговые льготы: освобождение от налога на приобретение торгово-промышленного патента и уменьшение налога на передачу имущества.

     Предприятия,  создававшиеся в «критической зоне», полностью освобождались от налога на приобретение торгово-промышленного патента. Что же касается налога на передачу имущества, то с февраля 1953 года он был снижен для предприятий, использующих уже имеющиеся промышленные сооружения для иного рода деятельности и проводящих перестройку. В сентябре 1957 года было разрешено частичное (с 10,8 до 3%) освобождение от налогов тех предприятий, которые принимают участие в деконцентрации. [11. – C. 327]

      Непосредственная финансовая помощь  была организована начиная с  августа 1950 года, когда был создан Фонд благоустройства территории. Она была расширена в сентябре 1954 года с созданием Фонда деконцентрации и Фонда переквалификации рабочей силы и перестроена 30 июня 1955 года путем преобразования различных существующих фондов в Фонд экономического и социального развития. Финансовая помощь предоставляется в нескольких формах. Предприятия, осуществляющие деконцентрацию, могут получать кредиты. Долгосрочные шестипроцентные ссуды выдаются довольно быстро и, конечно, весьма выгодны. В случае отсутствия ссуд Фонд может брать на себя частичную выплату процентов по займам, которые предприятие получает на денежном рынке с целью мобилизовать средства на деконцентрацию. Это фактически снижает процент по займам до такого же или примерно такого же уровня, каким является уровень процента по ссудам самого Фонда. Процентной льготой со стороны Фонда пользовались главным образом крупные предприятия, которым гораздо легче, нежели другим, обеспечить себе займы через банки и денежный рынок, а прямые ссуды Фонд выдавал преимущественно мелким предприятиям. [5. – C. 92]

     Третья  форма помощи выражалась в выдаче предприятиям, создающимся в «критических» зонах, безвозвратных ссуд на оснащение, которые могли покрывать до 20% их первоначальных вложений (приобретение земли, оборудования, капитальное строительство).

     Четвертая  форма помощи состояла в выдаче средств для переквалификации рабочей силы. Предприятия, набиравшие рабочую силу в порядке проведения деконцентрации, должны были заботиться об ее обучении, чтобы ее можно было использовать на новой работе. После 8 декабря 1951 года предприятия получили возможность обращаться за помощью в Фонд переквалификации рабочей силы. В основном эта помощь выделялась на выплату заработной платы преподавателям и рабочим-стажерам, на возмещение износа оборудования за период стажировки, на расходы по техническому и финансовому контролю, а также на медицинское обследование. Параллельно с помощью, оказываемой предпринимателям, могли выплачиваться субсидии наемным рабочим, которые должны переменить место жительства. Эти субсидии шли на возмещение транспортных расходов, связанных с переездом самих рабочих и их семей, с перевозкой имущества и устройством на новом месте. Размер субсидий был определен постановлениями, принятыми в мае и июне 1955 года.

     Наконец,  последняя форма помощи, имеющая  ограниченное значение, касалась мобилизации ценных бумаг для передачи их в порядке возмещения убытков закрывавшимся винокуренным предприятиям.

     Для  оказания этих различных видов финансовой помощи деконцентрации был создан специальный орган – Комитет №9 Фонда экономического и социального развития. Ему направлялись ходатайства о предоставлении финансовой помощи в тех случаях, когда речь шла о мероприятиях по деконцентрации промышленности, об освобождении от налогов, о переквалификации рабочих и о «компаниях регионального развития». Эти ходатайства подавались соответственно Управлением благоустройства территории, Комиссариатом по планированию, Управлением по рабочей силе и секретариатом Совета директоров Фонда. Комитет рассматривал просьбы о помощи, изучал их с финансовой точки зрения. При этом Комитет обращался либо к финансовой службе Министерства промышленности и торговли, либо, если речь шла о ссудах, превышающих 100 млн. франков, к «Креди насьональ». Если результаты рассмотрения были благоприятны, то помощь предоставлялась решением Министерства финансов, а помощь в отношении рабочей силы – Министерством труда. С 1955 года вопрос о ссудах стал решаться председателем Комитета. [11. – C. 328]

      Опубликованные в начале 60-х гг. данные уточнили итоги помощи, оказанной на конец 1957 года. Ссуды по деконцентрации были выданы 70 предприятиям. Почти все предприятия находились в Парижском районе. Большая часть ссуд предоставлялась в виде помощи на переустройство, так как значительное число мелких предприятий обосновалось в провинции в пустовавших заводских помещениях. Общая сумма кредитов на переустройство за три года составила 3154,5 млн. франков. Безвозвратных ссуд на оснащение выдано меньше. Они покрывали в среднем 11% первоначальных вложений предприятий, и их размеры колебались между 300 тыс. и 120 млн. франков. Безвозвратные ссуды на оснащение были выданы лишь 36 предприятиям. Субсидии на переквалификацию рабочей силы составили всего 314 млн. франков; с их помощью получили новую квалификацию 4960 рабочих. Субсидии, выданные в связи с переменой места жительства рабочих, составили 43 млн. франков. [1. – C. 108] 

2.3 Результаты политики деконцентрации промышленного производства в Парижской агломерации

    Основной  целью такой политики была  децентрализация чрезмерно развитой  промышленности Парижского района  и достижение наиболее рационального  размещения промышленности страны. Было бы несправедливо утверждать, что эта политика не дала  никакого ощутимого результата, но еще большей несправедливостью было бы утверждение о том, что она дала все ожидаемые результаты.

Информация о работе Деконцентрация промышленного производства в Парижской агломерации в послевоенные годы