Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2011 в 16:37, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является подведение итогов политики деконцентрации (в литературе чаще используется понятие «децентрализация») промышленного производства в Парижской агломерации в 50-е годы ХХ века. Цель работы определяет следующие задачи:
определение причин проведения политики деконцентрации промышленного производства;
раскрытие содержания политики деконцентрации;
обобщение результатов проведения политики деконцентрации промышленности;
выявление позитивных и негативных последствий деконцентрации промышленного производства в Парижской агломерации;
предложение путей исправления этих негативных последствий.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Границы, структура, факторы развития Парижской агломерации.....6
1.1 Определение границ, структура Парижской агломерации…………......6
1.2 Факторы развития Парижской агломерации…………………………….9
Глава 2. Политика деконцентрации промышленности в Парижской агломерации в послевоенные годы……………………………………………..11
2.1 Причины проведения политики деконцентрации промышленного производства……………………………………………………………………..11
2.2 Содержание политики деконцентрации промышленности…………...17
2.3 Результаты политики деконцентрации промышленного производства в Парижской агломерации…………………………………………………….......25
2.4 Недостатки политики деконцентрации промышленного производства и пути их исправления…………………………………………………………..30
Заключение……………………………………………………………………….35
Список литературы………………………………………………………………41
С
января 1955 года строительство новых
значительных промышленных
Вполне естественно, что это новое запрещение не применялось со всей строгостью, поскольку многие предприятия с числом рабочих более 50 человек, но имевшие слабые финансовые возможности, не могли с такой легкостью, как крупные фирмы, переместиться в провинцию или построить там второе предприятие вдали от первого. Это значило бы обречь на застой большую часть парижской промышленности. Поэтому были предусмотрены некоторые исключения из правил. Согласительная комиссия занималась рассмотрением заявок на строительство и выдвигала перед Министерством строительства соответствующие предложения.
Наконец, можно добавить, что декрет от 5 января 1955 года не запрещал скупки существовавших заводов, что создавало возможность развития предприятий без физического расширения прежних промышленных помещений. [4. – C. 213-214]
С
одной стороны, чтобы быть
Государство прежде всего содействовало составлению региональных планов действий, применив хотя и длительную, но избавленную от сюрпризов импровизации процедуру. Исследование возможностей регионального развития, в том числе и в области промышленности, начинается обычно на уровне районов в управлениях префектур или региональными комитетами экономического развития. Так, первый по времени создания региональный комитет, основанный в 1951 году – Комитет по изучению и согласованию бретонских интересов, - имел целью поддержание постоянной связи между представителями Бретани, занимающими официальные посты в центре и на местах, и руководителями крупных предпринимательских объединений района. Вторая фаза состоит в изучении плана в Париже сначала Комиссариатом по планированию и секретариатом Министерства экономики, затем межведомственным комитетом по синтезу в присутствии заинтересованных министерств и районного префекта и, наконец, министром финансов. Третья фаза – это одновременное изучение программы в Париже Национальным комитетом экономической ориентации, который рассматривает вопрос о ее влиянии на национальную экономику в целом, и в районе – компетентными организациями, как частными (банки, торговые палаты, профсоюзы, региональные комитеты действия), так и государственными (генеральные советы департаментов). Наконец, на четвертом этапе происходит окончательное рассмотрение программы в Париже межведомственным комитетом по синтезу, затем межминистерским советом по ориентации, после чего уже следует официальное постановление о вступлении программы в силу. Таким порядком было разработано более 20 региональных программ, и 4 из них были приняты к нач. 60-х годов. [11. – C. 324-325]
Шагом вперед явилось решение об официальном статусе (декрет от 30 июня 1955 года) «компаний регионального развития», задуманных как региональные по своему характеру и компетенции финансовые компании. Их цель состоит в том, чтобы облегчить осуществление инвестиций в районах путем участия в создающихся или расширяющихся промышленных или других компаниях. В этом качестве они могут вложить в одну и ту же компанию до 25% своего капитала и владеть до 35% капитала этой компании. Для того чтобы облегчить их задачи в деле инвестирования, государство предоставило для них три группы льгот:
Так
образовалось определенное
Кроме
того, июньский декрет 1955 года разрешил
создание «региональных
Наконец,
декретом от 6 ноября 1956 года правительство
предусмотрело создание
Финансовая поддержка осуществлялась, во-первых, в виде своего рода помощи деконцентрации, которая часто играла решающую роль, но плохо поддавалась учету в целом, поскольку она очень распылена и разнообразна. Сюда относилось частичное освобождение новых промышленных предприятий от местных налогов, строительство жилищ для персонала предприятий, строительство заводов, ставшее возможным после появления декрета от 11 ноября 1954 года, который разрешил органам местного управления для постройки промышленных зданий прибегать к займам в Фонде деконцентрации, улучшения условий для промышленности посредством строительно-монтажных работ, проводившихся подчас в рамках создания «промышленных зон» (проведение линий высокого напряжения и устройство трансформаторных станций, подвод железнодорожных путей, подсоединение к водо- и газораспределительным системам, дорожное строительство), наконец, уступка на выгодных условиях участков под застройку.
В
качестве удачного примера
Во-вторых,
кроме этих поощрительных мер
местного или регионального
Помимо
уже упоминавшихся льгот,
Предприятия, создававшиеся в «критической зоне», полностью освобождались от налога на приобретение торгово-промышленного патента. Что же касается налога на передачу имущества, то с февраля 1953 года он был снижен для предприятий, использующих уже имеющиеся промышленные сооружения для иного рода деятельности и проводящих перестройку. В сентябре 1957 года было разрешено частичное (с 10,8 до 3%) освобождение от налогов тех предприятий, которые принимают участие в деконцентрации. [11. – C. 327]
Непосредственная финансовая
Третья форма помощи выражалась в выдаче предприятиям, создающимся в «критических» зонах, безвозвратных ссуд на оснащение, которые могли покрывать до 20% их первоначальных вложений (приобретение земли, оборудования, капитальное строительство).
Четвертая форма помощи состояла в выдаче средств для переквалификации рабочей силы. Предприятия, набиравшие рабочую силу в порядке проведения деконцентрации, должны были заботиться об ее обучении, чтобы ее можно было использовать на новой работе. После 8 декабря 1951 года предприятия получили возможность обращаться за помощью в Фонд переквалификации рабочей силы. В основном эта помощь выделялась на выплату заработной платы преподавателям и рабочим-стажерам, на возмещение износа оборудования за период стажировки, на расходы по техническому и финансовому контролю, а также на медицинское обследование. Параллельно с помощью, оказываемой предпринимателям, могли выплачиваться субсидии наемным рабочим, которые должны переменить место жительства. Эти субсидии шли на возмещение транспортных расходов, связанных с переездом самих рабочих и их семей, с перевозкой имущества и устройством на новом месте. Размер субсидий был определен постановлениями, принятыми в мае и июне 1955 года.
Наконец, последняя форма помощи, имеющая ограниченное значение, касалась мобилизации ценных бумаг для передачи их в порядке возмещения убытков закрывавшимся винокуренным предприятиям.
Для оказания этих различных видов финансовой помощи деконцентрации был создан специальный орган – Комитет №9 Фонда экономического и социального развития. Ему направлялись ходатайства о предоставлении финансовой помощи в тех случаях, когда речь шла о мероприятиях по деконцентрации промышленности, об освобождении от налогов, о переквалификации рабочих и о «компаниях регионального развития». Эти ходатайства подавались соответственно Управлением благоустройства территории, Комиссариатом по планированию, Управлением по рабочей силе и секретариатом Совета директоров Фонда. Комитет рассматривал просьбы о помощи, изучал их с финансовой точки зрения. При этом Комитет обращался либо к финансовой службе Министерства промышленности и торговли, либо, если речь шла о ссудах, превышающих 100 млн. франков, к «Креди насьональ». Если результаты рассмотрения были благоприятны, то помощь предоставлялась решением Министерства финансов, а помощь в отношении рабочей силы – Министерством труда. С 1955 года вопрос о ссудах стал решаться председателем Комитета. [11. – C. 328]
Опубликованные в начале 60-х гг. данные
уточнили итоги помощи, оказанной на конец
1957 года. Ссуды по деконцентрации были
выданы 70 предприятиям. Почти все предприятия
находились в Парижском районе. Большая
часть ссуд предоставлялась в виде помощи
на переустройство, так как значительное
число мелких предприятий обосновалось
в провинции в пустовавших заводских помещениях.
Общая сумма кредитов на переустройство
за три года составила 3154,5 млн. франков.
Безвозвратных ссуд на оснащение выдано
меньше. Они покрывали в среднем 11% первоначальных
вложений предприятий, и их размеры колебались
между 300 тыс. и 120 млн. франков. Безвозвратные
ссуды на оснащение были выданы лишь 36
предприятиям. Субсидии на переквалификацию
рабочей силы составили всего 314 млн. франков;
с их помощью получили новую квалификацию
4960 рабочих. Субсидии, выданные в связи
с переменой места жительства рабочих,
составили 43 млн. франков. [1. – C. 108]
2.3 Результаты политики деконцентрации промышленного производства в Парижской агломерации
Основной
целью такой политики была
децентрализация чрезмерно