Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2011 в 16:37, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является подведение итогов политики деконцентрации (в литературе чаще используется понятие «децентрализация») промышленного производства в Парижской агломерации в 50-е годы ХХ века. Цель работы определяет следующие задачи:
определение причин проведения политики деконцентрации промышленного производства;
раскрытие содержания политики деконцентрации;
обобщение результатов проведения политики деконцентрации промышленности;
выявление позитивных и негативных последствий деконцентрации промышленного производства в Парижской агломерации;
предложение путей исправления этих негативных последствий.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Границы, структура, факторы развития Парижской агломерации.....6
1.1 Определение границ, структура Парижской агломерации…………......6
1.2 Факторы развития Парижской агломерации…………………………….9
Глава 2. Политика деконцентрации промышленности в Парижской агломерации в послевоенные годы……………………………………………..11
2.1 Причины проведения политики деконцентрации промышленного производства……………………………………………………………………..11
2.2 Содержание политики деконцентрации промышленности…………...17
2.3 Результаты политики деконцентрации промышленного производства в Парижской агломерации…………………………………………………….......25
2.4 Недостатки политики деконцентрации промышленного производства и пути их исправления…………………………………………………………..30
Заключение……………………………………………………………………….35
Список литературы………………………………………………………………41
Дальнейшая
концентрация промышленности в
Парижском районе была лишь
заторможена. Даже для крупной
компании слишком
Так
было замедлено, но не
Второй результат также заслуживает внимания. Когда сравнительно крупное парижское предприятие намеревалось расширить свою деятельность, оно стремилось основать завод не в окрестностях Парижа, а в провинции. Примеры этого достаточно многочисленны. Следующие парижские фирмы перенесли свою деятельность в провинциальные города: «Радиотекник» - в Шартр, «Мотобекан» - в Сен-Кантен, «Рено» - в Клеон и Кан, «Ситроен» - в Ренн, «Бернар мотор» - в Лианкур, «Канор» и «Шоссон» - в Реймс, «Кадум» - в Компьен, «Филипс» - в Севиль-ле-Руан, «Рон-Пуланк» - в Мюлуз. [11. – C. 330-332]
В
целом масштабы
Что
касается децентрализации в
На
1 января 1957 года было осуществлено
всего 262 операции по децентрализации
промышленности в провинции.
Более того, часто операции по децентрализации сопровождались лишь изменением производственного профиля предприятия без сооружения новых промышленных зданий. Около 2/3 децентрализованных предприятий обосновывались в уже существовавших заводских помещениях. Так, прядильные фабрики «Сен-Терез» в Лизье были куплены компанией «Сосьете Поль Даль», которая производила там оборудование для автомобилей. В Санкуане (департамент Шер) компания «Сосьете эндюстриэль д'амбалаж пластик» обосновалась на заводе, некогда производившем изделия из картона. Старые здания прядильных фабрик «Рулетт» в Фурми были использованы компанией «Осборн-Уар», производящей детали для тракторов. Последняя теперь сосредоточила там всю свою деятельность, ранее разделенную между Пор-Марли и Мобежем. Однако имели место и случаи нового строительства, как, например, у «Рено» в Клеоне, у «Сосьете франсэз дю Феродо» в Амьене, производившей автоматические сцепления, или у «Сосьете Фреза» в Шалоне-на-Марне, изготовлявшей электроды для электросварки. Но подобные примеры менее многочисленны.
Следующая
черта заключается в
Это связано с рядом обстоятельств. Прежде всего, перемещение предприятия в провинцию отнюдь не упраздняло его административной зависимости от руководящих органов, которые обычно оставались в Париже. Более того, редко случалось, чтобы новые заводы намного удалялись от Парижа. Конечно, в этом следует видеть нежелание предпринимателей отдаляться от торгового и административного центра страны. Важную роль играло также использование избыточной рабочей силы в сельских местностях близ Парижа. Перемещение промышленности в районы запада, юго-запада и юго-востока было очень незначительно. На 1 января 1957 года насчитывалось лишь 25 случаев децентрализации, связанной с перемещением предприятий в районы между Луарой и Пиренеями, еще менее – в Альпы и на юго-восток и ни одного переезда в западную часть Бретани. Основными департаментами, принимавшими децентрализующиеся предприятия, были департаменты Эр, Эр и Луар, Луаре, Марна и Сомма. В целом отмечено, что на конец 1956 года 50% всех мероприятий по децентрализации осуществлялось в радиусе 200 километров от Парижа, между департаментом Нор и средней частью долины Луары и между Кальвадосом и Марной, а 16% - в радиусе 100 километров от Лиона. Следовательно,еще далеко до рационального распределения промышленности между Парижем и провинцией и от того возрождения многочисленных районов упадка, которое должна была принести с собой децентрализация.
Конечно,
нельзя сказать, что результатов не было
совсем; первые конкретные шаги были сделаны.
Однако это лишь скромное начало. [11. –
C. 336-338]
2.4 Недостатки политики деконцентрации промышленного производства и пути их исправления
Мизерные
результаты политики
Действительно, в 50-е годы ХХ века не существовало подлинного исполнительного органа, ответственного за рациональное размещение производства на территории страны. Разумеется, поскольку сама проблема децентрализации возникла в результате действия векового процесса централизации промышленности вокруг Парижа, то было бы парадоксальным сожалеть об отсутствии централизованного органа по размещению производства. Но при существовавшем положении вещей дело не могло обстоять иначе по многим причинам. Без центрального органа децентрализация происходила в условиях полной анархии. Каждый район, каждый департамент, каждый провинциальный город при поддержке своих представителей в законодательных органах старался что называется протащить в большей или меньшей мере претенциозные планы индустриализации, некоторые элементы которых не имели никакого оправдания, если, конечно, при этом не руководствоваться узкоместническими интересами. С одной стороны, эти планы могли не соответствовать условиям здорового экономического развития, с другой – они могли привести к дублированию аналогичных предприятий, действующих в другом месте в лучших условиях. Для того чтобы избежать подобного дублирования и местнических ошибок, необходим арбитраж в национальном масштабе. Вместе с тем, чтобы сравнить возможности различных районов с точки зрения целесообразности развития в них новых отраслей промышленности, нужно предварительно провести исследования. Эти исследования должны подчиняться практическим целям и давать выводы для принятия практических решений. Они не должны носить характер дипломных работ, диссертаций или каких-либо других чисто научных исследований. Единообразный глубоко продуманный план, единство замысла при сопоставлении работ, наличие точной программы развития района – вот что было бы необходимо вместо множества имеющихся несвязанных и разношерстных работ.
Но
такого исполнительного органа,
облеченного не только
В
выборе зон для
Государство
особо рекомендовало
Наконец,
развитию децентрализации
Другое
препятствие на пути
Третье психологическое препятствие проистекает из отсталого образа мышления многих предпринимателей. Их психология выражается в желании установить предельно низкий уровень заработной платы; они соглашаются на ее увеличение только под давлением необходимости или силы. Такая тактика, отличающаяся от тактики американских предпринимателей, имеет два последствия. Предприниматели считают недопустимым решать вопрос о децентрализации их предприятий в пользу городов с развитой промышленностью и высоким уровнем заработной платы. Так, ни одно децентрализованное предприятие не обосновалось в Клермон-Ферране из-за высокой заработной платы и социальных пособий, выплачиваемых фирмой «Мишлен» своим работникам. И, наоборот, некоторые зоны, нуждающиеся в развитии промышленности, выступали против размещения у себя предприятий. Предприниматели этих зон опасались, что выплата более высокой заработной платы на новых предприятиях может повлечь за собой повышение уже существующего ее уровня в этих зонах. Иногда даже некоторые партии боялись, как бы индустриализация не вызвала политического сдвига «влево», что могло бы им повредить. [8. – C. 221]