Динамика миграции населения в России и странах СНГ в 2005 – 2010 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 22:19, дипломная работа

Описание

Актуальность исследования. Столетиями русские люди в ходе завоеваний или в процессе осуществления экономических проектов осваивали новые для них территории, но в оказавшемся после распада СССР разрозненном политическом пространстве они вдруг перестали быть гражданами того государства, на благо которого работали и жили. С 1990 по 2005 годы в Россию из стран СНГ и Балтии въехало более 8, 5 млн. человек, из которых 65 % составляли этнические русские.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические основы исследования миграции населения.
1.1.Что такое миграция. Виды миграционных движений……………………..5
1.2.Значение миграции: причины, функции, последствия……………………13
Выводы по Ι главе……………………………………………………………..18
Глава II. Динамика миграции в России и странах СНГ
2.1.Миграционная ситуация в России и странах СНГ……………………….20
Выводы по ΙΙ главе ……………………………………………………………32
Глава III. Миграционная политика в России.
3.1.Интерпретация и структурирование миграционной политики………….34
3.2.Особенности миграционной политики РФ………………………………39
3.3.Законодательное обеспечение миграционной политики РФ…………….46
3.4.Соотечественники за рубежом…………………………………………….49
Выводы по ΙΙΙ главе ………………………………………………..………….53
Заключение ………………………………………………….………………….55
Литература и Интернет ресурсы………………………….………………….57
Приложение …………………………………………………………………….61

Работа состоит из  1 файл

диплом.docx

— 306.98 Кб (Скачать документ)

 

С учетом зарегистрированных по месту пребывания на срок 9 месяцев и более наибольший миграционный прирост населения  Россия получила в обмене с Узбекистаном (28,2 тысячи человек). Наибольшее превышение величины миграционного прироста, рассчитанного  с учетом зарегистрированных по месту  пребывания на срок 9 месяцев и более, над тем, который рассчитан без  учета их (то есть только по числу  зарегистрированных по месту жительства), отмечается в миграционном обмене с  Узбекистаном (в 4,8 раза), Белоруссией (в 3,9 раза), Украиной (в 3,7 раза), Арменией (в 3,1 раза), а также с рядом стран, не входящих в СНГ. В частности, если по данным о регистрации по месту  пребывания в обмене с Китаем отмечался  миграционный прирост в 2,8 тысячи человек, а по данным о регистрации по месту  жительства – незначительная миграционная убыль (-37 человек). Аналогично, в миграционном обмене с Германией по данным о  регистрации по месту жительства отмечалась небольшая миграционная убыль (-707 человек), а по данным о  регистрации по месту пребывания – небольшой миграционный прирост (+214 человек).

С учетом числа зарегистрированных по месту  пребывания на срок 9 месяцев и более  наибольшее числа мигрантов за январь-июнь 2011 года прибыло в Россию из Узбекистана (28,6 тысячи человек). Число прибывших  из Киргизии было заметно меньше – 19,9 тысячи человек, лишь немного превышая число прибывших с Украины (19,3 тысячи человек). За этими тремя странами-«лидерами» следовали Казахстан (16,6), Таджикистан (15,8) и Армения (15,0). (кандидат экономических наук Екатерина Щербакова, www.demoscope.ru,  № 479 – 48026 сентября - 9 октября 2011).

 

Выводы  по второй главе

 

На основе анализа статистических данных, мы пришли к выводу, что число выбывающих за пределы России было наиболее значительным в конце 1980-х годов (792 тысячи человек в 1988 году), но затем оно неуклонно и довольно быстро снижалось с некоторыми отклонениями от тренда в 1995, 1999 и 2010 годах, в которые из России выехало несколько больше людей, чем в предшествующие годы. За 2010 год страну покинули 33,6 тысячи человек, что на 1,1 тысячи человек, или на 3,4% больше, чем за предшествующий 2009 год. В январе-июне 2011 года увеличение числа выбывших за пределы России продолжалось, хотя и было незначительным - на 125 человек, или на 0,8% больше по сравнению с тем же периодом 2010 года (15,1 против 15,0 тысячи человек).

С 2005 года число иммигрантов вновь стало  возрастать, причем в значительной мере за счет роста числа зарегистрированных по месту жительства из числа ранее  прибывших в Российскую Федерацию. Однако эта тенденция сохранялась  лишь в течение четырех лет. По уточненной оценке за 2008 год (При годовой  разработке данных о миграции объемы миграционных потоков корректируются на недоучет прибывших из государств - республик бывшего СССР. При  этом используются сведения о числе  мигрантов, зарегистрированных по месту  пребывания на срок 1 год и более (с 2011 года – на 9 месяцев и более), которые собираются вручную территориальными органами Росстата в течение года), в страну прибыло 297,2 тысячи человек, а по данным помесячной регистрации  – 281,6 тысячи человек, что было несколько  меньше, чем за предшествующий 2007 год, но больше, чем за каждый из предшествующих шести лет (2001-2006 годы). В 2009 году в  Россию прибыло еще меньше иммигрантов: по данным помесячной регистрации - 279,9 тысячи человек, а по уточненным оценкам  годовой разработки - 291,8 тысячи человек.

Таким образом, признаки возобновления снижения числа  прибывших в Россию на постоянное место жительства появились уже  в 2008 году, а в 2010 году эта тенденция стала явной. По данным оперативного текущего учета, число прибывших составило 191,6 тысячи человек, снизившись по сравнению с 2009 годом на 88,3 тысячи человек, или на 31,5%. При годовой разработке данных о миграции оценка числа прибывших в Россию за 2010 год не уточнялась - по всей видимости, из-за того, что предварительные итоги Всероссийской переписи населения 2010 года (ВПН-2010) свидетельствуют о довольно значительном недоучете числа иммигрантов. В I полугодии 2011 года число зарегистрированных по месту жительства иммигрантов в Российскую Федерацию продолжало сокращаться, уменьшившись на 38,1 тысячи человек, или на 36,5% по сравнению с тем же периодом предшествующего 2010 года (66,4 против 104,5 тысячи человек).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава ΙΙΙ. Миграционная политика в России.

3.1.  Интерпретация и структурирование миграционной политики.

 

Е. Волосенкова, П. Кабаченко и Е. Тарасова отмечают, что в современной  политической теории миграция рассматривается  в двух измерениях: общегосударственном  и ситуационно-политическом.

В рамках общегосударственного направления  изучается влияние миграционных потоков на социально-политическое устройство государства и национальную идентичность его граждан, систему  внутригосударственных отношений, человеческий потенциал государства. На основании данного измерения  строится миграционная политика государства, определяются формы контроля над  миграционными потоками.

Ситуационно-политическое направление  предопределяет внимание политологов  к проблемам национальной безопасности и угроз, которые предвещают неконтролируемые и нелегальные миграционные потоки. Авторы подчеркивают, что особенно актуальной данная тематика стала после  теракта 11 сентября 2001 в США (а для  нашей страны, очевидно, гораздо  ранее), когда большинство стран  мира сконцентрировалось на решении  трех основных задач – «предотвращение, наказание, защита» (англ. – 3P – preventing, prosecuting, protecting).

Вопросам взаимосвязи миграции и безопасности – экономической, культурной и др. в современной  российской литературе действительно уделяется широкое внимание (Витковская, Кузьмин). В периодической литературе неизменно подчеркивается необходимость грамотного регулирования миграционных процессов в контексте действующей Концепции национальной безопасности РФ от 10.01.2000 г. (Луняка, Балашова).

Так, Я.А. Пляйс в классификации  приоритетных национальных интересов  во внутренней политике выделяет следующие:

  • приумножение народа;
  • сохранение целостности государства;
  • глубокое реформирование общественно-политической, экономической, правовой систем на принципах демократии и плюрализма;
  • решение проблем взаимоотношений в рамках СНГ;
  • возрождение промышленного и научно-технического потенциала;
  • развитие науки, образования и культуры;
  • осуществление политики открытости внешнему миру;
  • обеспечение территориальной и иной безопасности (Балашова, 2007, с.20).

Безусловно, вопросы обеспечения  территориальной безопасности, решения  проблем взаимоотношений с бывшими  союзными государствами, вопросов приумножения населения России решаются и в  рамках миграционной политики.

Как и при определении самого понятия «миграция» или выявлении  статуса миграциологии как науки, при формулировании понятия «миграционная  политика» мы сталкиваемся с многообразием  подходов и точек зрения.

Например, миграционная политика –  это совокупность социально-политических концепций и взглядов на миграционную ситуацию, складывающуюся в стране, а также конкретных организационно-правовых и социально-экономических мероприятий  по регулированию миграционных процессов, направленных на создание условий для  обустройства и социальной адаптации  мигрантов, вынужденных переселенцев и беженцев (Зайнышев, 2000, с. 365).

Это определение, заимствованное из учебного пособия по социальной работе, давая  общую характеристику данной отрасли  деятельности государства, акцентирует  внимание преимущественно на категориях мигрантов и задачах, попадающих в сферу рассмотрения указанной  дисциплины.

Денисенко М.Б., Ионцев В.А. и Хорев  Б.С. дают следующее определение: «миграционная  политика – это, прежде всего, воздействие  на миграционное поведение, которое  является одним из видов, элементов  социального поведения» (Денисенко, Ионцев, Хорев, 1989,с.55). Здесь отражается взаимосвязь интересов государства и поведения личности, однако, как подчеркивают авторы, в широком смысле миграционная политика должна воздействовать на совокупность всех факторов, определяющих характер миграционных процессов – распределение рабочих мест, различия в условиях жизни населения и т. д.

Т.И. Леонидова вводит новое понятие, характеризующее рассматриваемую  область государственной деятельности – миграционная функция государства, призванная, по мнению автора, обеспечить контроль государства и его органов  за пребыванием на территории государства  в целях восполнения и воспроизводства общества (Леонидова,2007, с.24).

Определение, представленное И. Г. Зайнышевым, выглядит наиболее точным, отражающим основные составляющие данного действия (лишь спектр направлений миграционной политики должен быть существенно расширен, что возможно сделать на основании  изучения соответствующих нормативных  актов); схожие взгляды мы встречаем  у Е.Б. Бреевой.

Наконец, Е. Волосенкова, П. Кабаченко  и Е. Тарасова, обобщая многочисленные исследования, приводят ряд неотъемлемых характеристик миграционной политики:

  • «миграционная политика – есть продукт политической системы»;
  • это прерогатива не только государства, но и общественных институтов;
  • миграционная политика – это процесс согласования интересов государства в области регулирования миграций на федеральном и региональном уровнях с интересами мигрантов, местного сообщества, политических и экономических элит, партий, общественных институтов;
  • «миграционная политика – это процесс взаимодействия между государствами, при котором происходит передача юрисдикции, так как мигранты, прекращая быть членами одного общества, становятся членами другого».

Также авторы отмечают, что миграционная политика подразделяется на реальную (выражающую интересы государства) и  декларируемую (провозглашающую своей  целью защиту интересов мигрантов).

Важно и структурирование миграционной политики. В качестве базовых ее составляющих выделяются:

  • иммиграционная политика, которая касается вопросов предоставления тем или иным категориям лиц права на пребывание в данном государстве, контроля за нелегальной миграцией, социального обеспечения иммигрантов, а главная ее задача состоит в создании действенной системы регулирования миграционных потоков и определения положения мигрантов;
  • политика интеграции главной своей задачей видит обеспечение условий успешного включения мигрантов в жизнь данного сообщества;
  • политика натурализации нацелена на создание условий и процедур предоставления гражданства мигрантам.

По мнению В.И. Мукомеля, эти направления  представляют собой три последовательные стадии политики приема, обустройства и трансформации вчерашнего мигранта в полноправного члена принимающего сообщества.

Для понимания международной трактовки  миграционной политики следует также  ввести термин абсорбция, применяющийся  в Израиле. Абсорбция – это  процесс, цель которого – сближение  репатриантов с исторической родиной, нейтрализация тех свойств, которые мешают такому сближению (Акмалова, 2008, с.41). Учреждения по абсорбции оказывают социальную помощь, организуют различные курсы с целью приобщения к языку, истории, обычаям, духовной культуре, экономической сфере. В идеале абсорбция приводит к результату, когда репатрианты наиболее полно идентифицируются с территорией и культурой общества, становятся его гражданами.

При всей значимости данных схем и  подходов, отметим, что они охватывают лишь политику государства в отношении  иммигрантов; вместе с тем, она должна быть много шире, и регулировать вопросы эмиграции и внутренней миграции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Особенности миграционной политики РФ.

 

Согласно  принятым в международном сообществе представлениям, основой миграционной политики является баланс представлений  о необходимости решения следующих  проблем: демографической, освоения и  удержания территорий государства, кадрового обеспечения экономики, сохранения определенной культурной идентичности страны; принципиальной управляемости  внутренних процессов.

Нерешенность  многих из этих проблем в современной  России имеет своим результатом  отток граждан нашего государства  за рубеж.

Согласно  данным Росстата, в 2009 году Россию покинули 32458 человек. В 2010 году из России выехали 33578 человек. Чаще всего в последние  годы мигрантов из России стали принимать  Германия, Израиль, США и Финляндия. Несмотря на политические и дипломатические  противоречия между Россией и  странами Балтики, русские стабильно  увеличивают количество граждан  этих государств в среднем на 1 тыс. человек в год.

В то время  как в США и Израиль с  каждым годом отправляется все меньше российских граждан, в два раза увеличилось  количество переселенцев из России в  Чехию. Ежегодно в Чешскую республику переезжают около 400 человек. На 80% увеличился поток русских в Великобританию и Францию. В два раза чаще в  качестве своей новой родины русские  стали выбирать Норвегию.

Обсуждение  проекта Концепции государственной  миграционной политики. Авторы проекта  Концепции государственной миграционной политики РФ предполагают, что основная причина миграционного беспредела кроется в наличии системы  квот. Любопытно, что корнем проблемы ведется не то, что исполнение этой «гибкой системы» практически никак  не контролируется, а именно в самом  наличии этих квот.

Проблема, со слов главы ФМС Константина  Ромодановского, который презентовал  проект документа в Общественной палате, заключается не в мигрантах, а в посредниках.

«Проблемы квотирования как таковой нет, есть проблема правоприменительной практики. Закон позволяет применять квоты  достаточно гибко. Но применяются они  безобразно. Они стали коррупционным  механизмом. Никто не отменит квоту  как регулятор», – ответил Ромодановскому бывший замдиректора ФМС и ныне президент  фонда «Миграция XXI век» Вячеслав Поставнин.

Информация о работе Динамика миграции населения в России и странах СНГ в 2005 – 2010 гг