Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 22:19, дипломная работа
Актуальность исследования. Столетиями русские люди в ходе завоеваний или в процессе осуществления экономических проектов осваивали новые для них территории, но в оказавшемся после распада СССР разрозненном политическом пространстве они вдруг перестали быть гражданами того государства, на благо которого работали и жили. С 1990 по 2005 годы в Россию из стран СНГ и Балтии въехало более 8, 5 млн. человек, из которых 65 % составляли этнические русские.
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические основы исследования миграции населения.
1.1.Что такое миграция. Виды миграционных движений……………………..5
1.2.Значение миграции: причины, функции, последствия……………………13
Выводы по Ι главе……………………………………………………………..18
Глава II. Динамика миграции в России и странах СНГ
2.1.Миграционная ситуация в России и странах СНГ……………………….20
Выводы по ΙΙ главе ……………………………………………………………32
Глава III. Миграционная политика в России.
3.1.Интерпретация и структурирование миграционной политики………….34
3.2.Особенности миграционной политики РФ………………………………39
3.3.Законодательное обеспечение миграционной политики РФ…………….46
3.4.Соотечественники за рубежом…………………………………………….49
Выводы по ΙΙΙ главе ………………………………………………..………….53
Заключение ………………………………………………….………………….55
Литература и Интернет ресурсы………………………….………………….57
Приложение …………………………………………………………………….61
С учетом зарегистрированных по месту пребывания на срок 9 месяцев и более наибольший миграционный прирост населения Россия получила в обмене с Узбекистаном (28,2 тысячи человек). Наибольшее превышение величины миграционного прироста, рассчитанного с учетом зарегистрированных по месту пребывания на срок 9 месяцев и более, над тем, который рассчитан без учета их (то есть только по числу зарегистрированных по месту жительства), отмечается в миграционном обмене с Узбекистаном (в 4,8 раза), Белоруссией (в 3,9 раза), Украиной (в 3,7 раза), Арменией (в 3,1 раза), а также с рядом стран, не входящих в СНГ. В частности, если по данным о регистрации по месту пребывания в обмене с Китаем отмечался миграционный прирост в 2,8 тысячи человек, а по данным о регистрации по месту жительства – незначительная миграционная убыль (-37 человек). Аналогично, в миграционном обмене с Германией по данным о регистрации по месту жительства отмечалась небольшая миграционная убыль (-707 человек), а по данным о регистрации по месту пребывания – небольшой миграционный прирост (+214 человек).
С учетом
числа зарегистрированных по месту
пребывания на срок 9 месяцев и более
наибольшее числа мигрантов за январь-июнь
2011 года прибыло в Россию из Узбекистана
(28,6 тысячи человек). Число прибывших
из Киргизии было заметно меньше –
19,9 тысячи человек, лишь немного превышая
число прибывших с Украины (19,3
тысячи человек). За этими тремя странами-«
Выводы по второй главе
На основе анализа статистических данных, мы пришли к выводу, что число выбывающих за пределы России было наиболее значительным в конце 1980-х годов (792 тысячи человек в 1988 году), но затем оно неуклонно и довольно быстро снижалось с некоторыми отклонениями от тренда в 1995, 1999 и 2010 годах, в которые из России выехало несколько больше людей, чем в предшествующие годы. За 2010 год страну покинули 33,6 тысячи человек, что на 1,1 тысячи человек, или на 3,4% больше, чем за предшествующий 2009 год. В январе-июне 2011 года увеличение числа выбывших за пределы России продолжалось, хотя и было незначительным - на 125 человек, или на 0,8% больше по сравнению с тем же периодом 2010 года (15,1 против 15,0 тысячи человек).
С 2005 года число иммигрантов вновь стало возрастать, причем в значительной мере за счет роста числа зарегистрированных по месту жительства из числа ранее прибывших в Российскую Федерацию. Однако эта тенденция сохранялась лишь в течение четырех лет. По уточненной оценке за 2008 год (При годовой разработке данных о миграции объемы миграционных потоков корректируются на недоучет прибывших из государств - республик бывшего СССР. При этом используются сведения о числе мигрантов, зарегистрированных по месту пребывания на срок 1 год и более (с 2011 года – на 9 месяцев и более), которые собираются вручную территориальными органами Росстата в течение года), в страну прибыло 297,2 тысячи человек, а по данным помесячной регистрации – 281,6 тысячи человек, что было несколько меньше, чем за предшествующий 2007 год, но больше, чем за каждый из предшествующих шести лет (2001-2006 годы). В 2009 году в Россию прибыло еще меньше иммигрантов: по данным помесячной регистрации - 279,9 тысячи человек, а по уточненным оценкам годовой разработки - 291,8 тысячи человек.
Таким образом, признаки возобновления снижения числа прибывших в Россию на постоянное место жительства появились уже в 2008 году, а в 2010 году эта тенденция стала явной. По данным оперативного текущего учета, число прибывших составило 191,6 тысячи человек, снизившись по сравнению с 2009 годом на 88,3 тысячи человек, или на 31,5%. При годовой разработке данных о миграции оценка числа прибывших в Россию за 2010 год не уточнялась - по всей видимости, из-за того, что предварительные итоги Всероссийской переписи населения 2010 года (ВПН-2010) свидетельствуют о довольно значительном недоучете числа иммигрантов. В I полугодии 2011 года число зарегистрированных по месту жительства иммигрантов в Российскую Федерацию продолжало сокращаться, уменьшившись на 38,1 тысячи человек, или на 36,5% по сравнению с тем же периодом предшествующего 2010 года (66,4 против 104,5 тысячи человек).
Глава ΙΙΙ. Миграционная политика в России.
3.1. Интерпретация и структурирование миграционной политики.
Е. Волосенкова, П. Кабаченко и Е. Тарасова отмечают, что в современной политической теории миграция рассматривается в двух измерениях: общегосударственном и ситуационно-политическом.
В рамках общегосударственного направления
изучается влияние миграционных
потоков на социально-политическое
устройство государства и национальную
идентичность его граждан, систему
внутригосударственных
Ситуационно-политическое направление предопределяет внимание политологов к проблемам национальной безопасности и угроз, которые предвещают неконтролируемые и нелегальные миграционные потоки. Авторы подчеркивают, что особенно актуальной данная тематика стала после теракта 11 сентября 2001 в США (а для нашей страны, очевидно, гораздо ранее), когда большинство стран мира сконцентрировалось на решении трех основных задач – «предотвращение, наказание, защита» (англ. – 3P – preventing, prosecuting, protecting).
Вопросам взаимосвязи миграции и безопасности – экономической, культурной и др. в современной российской литературе действительно уделяется широкое внимание (Витковская, Кузьмин). В периодической литературе неизменно подчеркивается необходимость грамотного регулирования миграционных процессов в контексте действующей Концепции национальной безопасности РФ от 10.01.2000 г. (Луняка, Балашова).
Так, Я.А. Пляйс в классификации приоритетных национальных интересов во внутренней политике выделяет следующие:
Безусловно, вопросы обеспечения
территориальной безопасности, решения
проблем взаимоотношений с
Как и при определении самого
понятия «миграция» или выявлении
статуса миграциологии как
Например, миграционная политика –
это совокупность социально-политических
концепций и взглядов на миграционную
ситуацию, складывающуюся в стране,
а также конкретных организационно-правовых
и социально-экономических
Это определение, заимствованное из учебного пособия по социальной работе, давая общую характеристику данной отрасли деятельности государства, акцентирует внимание преимущественно на категориях мигрантов и задачах, попадающих в сферу рассмотрения указанной дисциплины.
Денисенко М.Б., Ионцев В.А. и Хорев Б.С. дают следующее определение: «миграционная политика – это, прежде всего, воздействие на миграционное поведение, которое является одним из видов, элементов социального поведения» (Денисенко, Ионцев, Хорев, 1989,с.55). Здесь отражается взаимосвязь интересов государства и поведения личности, однако, как подчеркивают авторы, в широком смысле миграционная политика должна воздействовать на совокупность всех факторов, определяющих характер миграционных процессов – распределение рабочих мест, различия в условиях жизни населения и т. д.
Т.И. Леонидова вводит новое понятие,
характеризующее
Определение, представленное И. Г. Зайнышевым, выглядит наиболее точным, отражающим основные составляющие данного действия (лишь спектр направлений миграционной политики должен быть существенно расширен, что возможно сделать на основании изучения соответствующих нормативных актов); схожие взгляды мы встречаем у Е.Б. Бреевой.
Наконец, Е. Волосенкова, П. Кабаченко и Е. Тарасова, обобщая многочисленные исследования, приводят ряд неотъемлемых характеристик миграционной политики:
Также авторы отмечают, что миграционная политика подразделяется на реальную (выражающую интересы государства) и декларируемую (провозглашающую своей целью защиту интересов мигрантов).
Важно и структурирование миграционной политики. В качестве базовых ее составляющих выделяются:
По мнению В.И. Мукомеля, эти направления
представляют собой три последовательные
стадии политики приема, обустройства
и трансформации вчерашнего мигранта
в полноправного члена
Для понимания международной
При всей значимости данных схем и подходов, отметим, что они охватывают лишь политику государства в отношении иммигрантов; вместе с тем, она должна быть много шире, и регулировать вопросы эмиграции и внутренней миграции.
3.2. Особенности миграционной политики РФ.
Согласно
принятым в международном сообществе
представлениям, основой миграционной
политики является баланс представлений
о необходимости решения
Нерешенность многих из этих проблем в современной России имеет своим результатом отток граждан нашего государства за рубеж.
Согласно данным Росстата, в 2009 году Россию покинули 32458 человек. В 2010 году из России выехали 33578 человек. Чаще всего в последние годы мигрантов из России стали принимать Германия, Израиль, США и Финляндия. Несмотря на политические и дипломатические противоречия между Россией и странами Балтики, русские стабильно увеличивают количество граждан этих государств в среднем на 1 тыс. человек в год.
В то время как в США и Израиль с каждым годом отправляется все меньше российских граждан, в два раза увеличилось количество переселенцев из России в Чехию. Ежегодно в Чешскую республику переезжают около 400 человек. На 80% увеличился поток русских в Великобританию и Францию. В два раза чаще в качестве своей новой родины русские стали выбирать Норвегию.
Обсуждение
проекта Концепции
Проблема, со слов главы ФМС Константина Ромодановского, который презентовал проект документа в Общественной палате, заключается не в мигрантах, а в посредниках.
«Проблемы
квотирования как таковой нет, есть
проблема правоприменительной практики.
Закон позволяет применять
Информация о работе Динамика миграции населения в России и странах СНГ в 2005 – 2010 гг