Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 22:19, дипломная работа
Актуальность исследования. Столетиями русские люди в ходе завоеваний или в процессе осуществления экономических проектов осваивали новые для них территории, но в оказавшемся после распада СССР разрозненном политическом пространстве они вдруг перестали быть гражданами того государства, на благо которого работали и жили. С 1990 по 2005 годы в Россию из стран СНГ и Балтии въехало более 8, 5 млн. человек, из которых 65 % составляли этнические русские.
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические основы исследования миграции населения.
1.1.Что такое миграция. Виды миграционных движений……………………..5
1.2.Значение миграции: причины, функции, последствия……………………13
Выводы по Ι главе……………………………………………………………..18
Глава II. Динамика миграции в России и странах СНГ
2.1.Миграционная ситуация в России и странах СНГ……………………….20
Выводы по ΙΙ главе ……………………………………………………………32
Глава III. Миграционная политика в России.
3.1.Интерпретация и структурирование миграционной политики………….34
3.2.Особенности миграционной политики РФ………………………………39
3.3.Законодательное обеспечение миграционной политики РФ…………….46
3.4.Соотечественники за рубежом…………………………………………….49
Выводы по ΙΙΙ главе ………………………………………………..………….53
Заключение ………………………………………………….………………….55
Литература и Интернет ресурсы………………………….………………….57
Приложение …………………………………………………………………….61
Спорной
представляется также и
По мнению,
директора Института
В представленной
концепции совершенно никак не отражается
понятие селективной миграции, т.
е. нет критериев отбора. Нет и
намека на то, что в первую очередь
нужно задействовать
То же
самое могла бы осуществлять и
Россия, например, в Средней Азии,
размещая там плодоовощные комбинаты
по заготовке фруктов и
Возвращаясь
к вопросу квот – они необходимы
еще и потому, что есть определенные
критические пределы
К сожалению,
в данной Концепции (имеющей все
шансы быть принятой) не продемонстрирована
никак осознанность необходимости
грамотной реорганизации
России, возможно, стоит обратиться к опыту Скандинавии, где в отдельно взятом подъезде не может проживать более одной семьи мигрантов: потоки миграции распространяются по территории, и допустимые пределы очень строго соблюдаются. Образец весьма грамотной миграционной политики демонстрирует так же и Израиль. Возможно, и его опыт следует изучить подробнее.
России
необходимо дальнейшее позитивное технологическое
развитие, инновации. Поэтому можно
совершенно спокойно рассматривать
возможность привлечения
Но в предлагаемой концепции, разумеется, есть и прогрессивные, своевременные меры. В первую очередь это касается системы выставления баллов желающим жить и работать в России. Претендентам предстоит продемонстрировать владение русским языком и должной квалификацией, мотивировать свое пребывание на территории России. Данная инициатива имеет опыт отработки в других странах. В частности, позитивные плоды она долгое время приносила в США. Эту инициативу стоит развивать и совершенствовать: необходим комплекс критериев. В частности, обоснованной видится следующая мера – проверять потенциальных переселенцев на предмет законопослушности. Если у кого-то из них на родине были проблемы с законом – въезд для такого мигранта должен быть закрыт.
Альтернативная концепция.
Фонд
«Миграция XXI век» презентовал
альтернативную
«Последствия ошибок и неверных решений в сфере российской миграционной политики могут быть гораздо хуже, чем, предположим, то, что происходит сейчас в Норвегии или Великобритании», – предостерегает президент Фонда «Миграция XXI век» Вячеслав Поставнин. Он заявил об этом, представляя в августе 2011 года альтернативную концепцию миграционной политики, одним из авторов которой он является .
«ФМС России существует уже около 20 лет, – напомнил Поставнин, – но до сих пор не решены даже проблемы соотечественников и вынужденных переселенцев». По его мнению, существующая формула решения миграционных проблем – «мина замедленного действия», которая не сегодня-завтра взорвется, и тогда последствия просчетов станут необратимыми.
Свою
позицию относительно
Существующая
сейчас практика временной регистрации
мигрантов, по мнению авторов альтернативной
концепции миграционной политики, также
бесполезна: лишь 20-25% мигрантов ее оформляют,
и только половина из них действительно
проживает по указанному адресу. В
итоге из учета выпадают порядка
90% иностранных тружеников. В связи
с этим один из авторов альтернативной
концепции Ольга Воробьева
«Они (мигранты) не платят ни налогов, ни госпошлин, – рассказывает Вячеслав Поставнин. – Миграционные патенты и карты просто покупаются. Государством теряются колоссальные деньги – эти суммы сравнимы с доходами нефтегазового сектора».
Для
того, чтобы выйти из сложившейся
ситуации, авторы альтернативной
концепции миграционной
Существующую
систему квотирования авторы
альтернативной концепции
Вячеслав Поставнин считает необходимым «повысить роль низших уровней власти – городских, районных и муниципальных» в решении вопросов, лежащих в плоскости миграционной политики. Миграционные проблемы, по его словам, зреют на уровне муниципалитетов: «Они работают на земле. Вот пусть они и принимают решения, пусть регистрируют, выдают разрешения на работу, собирают налоги и пошлины, но пусть и несут ответственность, вплоть до уголовной, за миграционную обстановку на вверенной территории».
Эти
преобразования, по подсчетам директора
Фонда «Миграция XXI век», будут
приносить в бюджет по $6 млрд
ежегодно. Именно столько Россия
теряет в теневых потоках. А
вот официальная концепция –
в той редакции, которую недавно
презентовал глава ФМС
По
заключению авторов
3.3. Законодательное обеспечение миграционной политики РФ.
После распада Советского Союза миграционная политика в России проводилась не всегда согласованно, поскольку была непосредственной реакцией на потоки беженцев, появившиеся в результате межнациональных и военных конфликтов. С тех пор характер миграции изменился - она перешла в более спокойную стадию, где миграция обусловлена не ситуационными вызовами, а тенденциями, имеющими долгосрочный характер – состоянием экономической, демографической и региональной политики (Здоровец Я.И. Миграционная проблематика и развитие российского законодательства/АВ СФ ФС РФ, № 22, декабрь 2007 года).
В 1996 году
был принят Федеральный закон
«О порядке выезда из Российской Федерации
и въезда в Российскую Федерацию»
(от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ). В 2002 году
вступили в силу новая редакция Федерального
закона от 28 ноября 1991 года № 1948-1 «О гражданстве
Российской Федерации» (от 31 мая 2002 года
№ 62-ФЗ) и Федеральный закон от
25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении
иностранных граждан в
Обновление законодательства в этот период было направлено на усиление паспортно-визового режима, упорядочение системы регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на приграничных территориях. Предусматривался централизованный учет - создание центрального банка данных иностранных граждан, проживающих или временно находящихся в стране.
Позиция государства по вопросам регулирования миграции на среднесрочную перспективу изложена в Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2003 года № 256-р. Согласно Концепции, целями регулирования миграционных процессов являются «обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, национальной безопасности Российской Федерации, удовлетворение потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах, рациональное размещение населения на территории страны, использование интеллектуального и трудового потенциала мигрантов для достижения благополучия и процветания Российской Федерации».
Информация о работе Динамика миграции населения в России и странах СНГ в 2005 – 2010 гг