Динамика миграции населения в России и странах СНГ в 2005 – 2010 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 22:19, дипломная работа

Описание

Актуальность исследования. Столетиями русские люди в ходе завоеваний или в процессе осуществления экономических проектов осваивали новые для них территории, но в оказавшемся после распада СССР разрозненном политическом пространстве они вдруг перестали быть гражданами того государства, на благо которого работали и жили. С 1990 по 2005 годы в Россию из стран СНГ и Балтии въехало более 8, 5 млн. человек, из которых 65 % составляли этнические русские.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические основы исследования миграции населения.
1.1.Что такое миграция. Виды миграционных движений……………………..5
1.2.Значение миграции: причины, функции, последствия……………………13
Выводы по Ι главе……………………………………………………………..18
Глава II. Динамика миграции в России и странах СНГ
2.1.Миграционная ситуация в России и странах СНГ……………………….20
Выводы по ΙΙ главе ……………………………………………………………32
Глава III. Миграционная политика в России.
3.1.Интерпретация и структурирование миграционной политики………….34
3.2.Особенности миграционной политики РФ………………………………39
3.3.Законодательное обеспечение миграционной политики РФ…………….46
3.4.Соотечественники за рубежом…………………………………………….49
Выводы по ΙΙΙ главе ………………………………………………..………….53
Заключение ………………………………………………….………………….55
Литература и Интернет ресурсы………………………….………………….57
Приложение …………………………………………………………………….61

Работа состоит из  1 файл

диплом.docx

— 306.98 Кб (Скачать документ)

В 2006 году миграционное законодательство было дополнено  рядом правовых актов, направленных на упрощение порядка въезда, регистрации  и пребывания в стране трудовых мигрантов  на законном основании, что должно было стать основой для противодействия  незаконной миграции.

Федеральный закон от 18 июля 2006 года № 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные  акты Российской Федерации по вопросу  совершенствования государственного управления в сфере миграции»  разграничил компетенцию органов  внутренних дел и территориальных  органов Федеральной миграционной службы Российской Федерации при  осуществлении правоприменительных  функций в сфере миграции. Согласно ему, функции по контролю, надзору  и оказанию государственных услуг  в сфере миграции от органов внутренних дел передаются Федеральной миграционной службе.

Федеральный закон от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и  лиц без гражданства в Российской Федерации» вступил в силу 15 января 2007 года. Им предусмотрены новые  модели миграционного учета для  различных категорий иностранных  граждан и лиц без гражданства.

Федеральный закон от 18 июля 2006 года № 110-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон  «О правовом положении иностранных  граждан в Российской Федерации» и о признании утратившими  силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные  акты Российской Федерации» направлен  на упрощение миграционных процедур, связанных с получением статуса  временно проживающего, на совершенствование  государственного регулирования рынка  иностранной рабочей силы.

Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года утвержденная Указом Президента Российской Федерации  от 9 октября 2007 года № 1351 признает необходимость  привлечения мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции. Для этого  предполагается: содействие добровольному  переселению соотечественников, проживающих  за рубежом; стимулирование возвращения  в страну эмигрантов; привлечение  квалифицированных иностранных  специалистов, в том числе выпускников  российских ВУЗов, на постоянное место  жительства; привлечение молодежи из иностранных государств для обучения и стажировки с возможным предоставлением  преимуществ в получении гражданства  по окончанию учебы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.4.  Соотечественники за рубежом

 

После денонсации союзного договора за границами России осталось множество людей, которые  считают родным языком русский, а  себя воспитанными в русской культуре. Не всегда эти люди являются русскими по национальности.

Согласно  Федеральному закону от 24 мая 1999 года № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников  за рубежом» соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в  нем и обладающие признаками общности языка, религии, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки  указанных лиц по прямой нисходящей линии. Под понятием «соотечественники  за рубежом» подразумеваются: граждане России, постоянно проживающие за пределами страны; лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие  в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без  гражданства; выходцы из Российского  государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие  соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства либо имеющие вид  на жительство или ставшие лицами без гражданства; потомки лиц, принадлежащих  к вышеуказанным группам, за исключением  потомков лиц титульных наций  иностранных государств.

Государственная программа по оказанию содействия добровольному  переселению в Российскую Федерацию  соотечественников, проживающих за рубежом, утверждена Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в  Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом». Целями программы  являются стимулирование и организация  процесса добровольного переселения  в Россию соотечественников на основе повышения привлекательности ее регионов; компенсация естественной убыли населения в стране и в отдельных регионах.

Государственная программа реализуется поэтапно в 2006 – 2012 годах.

Первый этап (2006 год) предполагал принятие необходимых  нормативных правовых актов; создание системы управления программой; оценку регионами потребности в трудовых ресурсах, подготовку имеющейся инфраструктуры к приему переселенцев; разработку, согласование, утверждение проектов региональных программ переселения; проведение мероприятий по информационной поддержке  программы и постоянного мониторинга  миграционного потенциала, анализа  состава участников программы, мотивов  участия.

Второй  этап (2007 – 2008 годы) предполагал начало процесса добровольного переселения  участников программы и членов их семей в Россию в рамках региональных программ с последующим анализом результатов их реализации.

На третьем  этапе (2009 - 2012 годы) должны быть реализованы  региональные программы переселения, оценена их результативность, а при  необходимости проведены дополнительные мероприятия.

Финансовое  обеспечение мероприятий по реализации Государственной программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации  и местных бюджетов, а также  за счет финансового участия юридических  и физических лиц.

Для переселенцев Государственной программой предусматриваются  компенсационные выплаты: компенсация  расходов на переезд, на уплату госпошлины за оформление документов, выплата  единовременного пособия на обустройство («подъемных»), ежемесячного пособия  при отсутствии дохода от трудовой или предпринимательской деятельности в период до приобретения гражданства, но не более чем в течение шести  месяцев. Размер пособия определяется с учетом прожиточного минимума, установленного в соответствующем регионе.

Переселенцы имеют право на получение компенсационного пакета участника Государственной  программы, включающего в себя услуги государственных и муниципальных  учреждений дошкольного воспитания, общего и профессионального образования, социального обслуживания, здравоохранения  и услуги государственной службы занятости.

Участник  Государственной программы имеет  право выбирать территорию вселения среди субъектов Российской Федерации. По прибытии в регион, определенный участником Государственной программы  в качестве своего постоянного места  жительства, он и члены его семьи  получают соответствующие документы, подтверждающие законность их пребывания на территории России. В случае если участник или член его семьи покинут  регион ранее чем через два  года, они должны будут возместить затраты, связанные с выплатой им «подъемных».

Участие в Государственной программе  дает соотечественникам и членам их семей в приоритетном порядке  право на получение разрешения на временное проживание, вида на жительство и на приобретение гражданства Российской Федерации.

По данным ФМС России, на конец января 2008 года в Российскую Федерацию прибыло 890 соотечественников и членов их семей, а более 15 тыс. человек уже  приняли решение о добровольном переселении (На 31 января 2008 года. Данные ФМС России, http://fms.gov.ru).

С этим связаны  и те небольшие цифры, которые  озвучивают российские регионы, когда  говорят о своих планах по приему соотечественников. Ведь переселиться по Программе могут далеко не все  соотечественники, а только те, чья  специальность будет востребована на конкретных предприятиях и в конкретных учреждениях конкретных российских регионов. А если не будет востребована - то могут соответственно и отказать. А поскольку именно регионы несут  основную нагрузку при реализации госпрограммы, то вряд ли они будут сознательно  взваливать на свои плечи лишнюю нагрузку. Судя по результатам данной программы, можно с уверенностью сказать, что она дает откровенные сбои. В 2007 г. предусматривалось переселение в Россию 25 тыс. человек, но, к сожалению, реально на начало декабря переехали 160 семей. В 2008 г. положение не улучшилось, а ухудшилось. Это, прежде всего, касается Дальневосточного региона. Так, по данным управления Федеральной миграционной службы России по Приморскому краю, в первом квартале 2008 г. статус вынужденных переселенцев имели 153 человека (73 семьи). Это на 28,5% меньше, чем на эту же дату 2007 г. Но даже эти люди не подпадают под программу переселения соотечественников из стран СНГ.

На сегодняшний  день надо открыто признаться, что  соотечественники не смогут существенно  повлиять на решение демографической  проблемы во многих наиболее проблемных регионах России. Вот лишь некоторые  цифры. По плану до 2012 г. в Приморский край должны приехать только 6700 переселенцев. Непонятно, откуда взялась именно эта  цифра. При этом только для строительства  объектов к саммиту АТЭС, который  будет проходить на территории края, придется привлекать 25 - 30 тысяч рабочих (Рыбак А.А. Особенности демографической политики в Дальневосточном федеральном округе // Миграционное право. 2009. № 3. С. 42 – 45).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по третьей главе

 

В данной главе мы проанализировали  содержание понятия «миграционная политика», особенности современного состояния миграционной политики РФ, рассмотрели  этапы ее формирования и основополагающие документы в области регулирования миграционных процессов в целом и одного из направлений миграционной политики – политики в отношении соотечественников за рубежом.

 Миграционная политика – это совокупность социально-политических концепций и взглядов на миграционную ситуацию, складывающуюся в стране, а также конкретных организационно-правовых и социально-экономических мероприятий по регулированию миграционных процессов, направленных на создание условий для обустройства и социальной адаптации мигрантов, вынужденных переселенцев и беженцев (Зайнышев, 2000, с. 365).

Денисенко М.Б., Ионцев В.А. и Хорев Б.С. дают следующее определение: «миграционная  политика – это, прежде всего, воздействие  на миграционное поведение, которое  является одним из видов, элементов  социального поведения» (Денисенко, Ионцев,  Хорев, 1989, с.55).

Е. Волосенкова, П. Кабаченко и Е. Тарасова, обобщая  многочисленные исследования, приводят ряд неотъемлемых характеристик  миграционной политики:

- «миграционная политика – есть продукт политической системы»;

- это прерогатива не только государства, но и общественных институтов;

- миграционная политика – это процесс согласования интересов государства в области регулирования миграций на федеральном и региональном уровнях с интересами мигрантов, местного сообщества, политических и экономических элит, партий, общественных институтов;

- «миграционная политика – это процесс взаимодействия между государствами, при котором происходит передача юрисдикции, так как мигранты, прекращая быть членами одного общества, становятся членами другого» ).

Также авторы отмечают, что миграционная политика подразделяется на реальную (выражающую интересы государства) и декларируемую (провозглашающую своей целью  защиту интересов мигрантов).

Важно и  структурирование миграционной политики. В качестве базовых ее составляющих выделяются:

- иммиграционная политика, которая касается вопросов предоставления тем или иным категориям лиц права на пребывание в данном государстве, контроля за нелегальной миграцией, социального обеспечения иммигрантов, а главная ее задача состоит в создании действенной системы регулирования миграционных потоков и определения положения мигрантов;

- политика интеграции главной своей задачей видит обеспечение условий успешного включения мигрантов в жизнь данного сообщества;

- политика натурализации нацелена на создание условий и процедур предоставления гражданства мигрантам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Попытка многоаспектного изучения конкретного  направления миграционной политики в рамках целостной ее системы, во взаимосвязи с базовыми научными представлениями о миграции и  региональными особенностями локальной  миграционной ситуации дала возможность  объективно представить всю сложность  исследуемого предмета, обусловленную  как теоретической глубиной и  неоднозначностью положений всех отраслей наук, изучающих миграцию, так и  проблемами практического, организационного характера.

Информация о работе Динамика миграции населения в России и странах СНГ в 2005 – 2010 гг