Формирование рациональных внешнеторговых транспортно-экономических связей на примере приморского края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 11:00, курсовая работа

Описание

Цель выполнения курсового проекта – систематизация студентами теоретических знаний в области географии транспорта стран мира и овладение практическими навыками разработки рациональных схем перевозок грузов в международном сообщении.
Основными задачами курсового проекта являются:
исследование и анализ экономико-географической и транспортной характеристик региона Российской Федерации и зарубежной страны;
выявление и установление рациональных международных транспортно-экономических связей по заданной корреспонденции.
Объектом исследования является экономико-географическая и транспортная характеристика одного из регионов Российской Федерации и зарубежная страна.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
Исходные данные…………………………………………………………………3
Аналитическая часть. Экономико-географическая и транспортная характеристика региона Российской Федерации (зарубежной страны)………4
Экономико-географическая характеристика региона Российской
Федерации………………………………………………………………….4
Географическое положение региона Российской Федерации………5
Территориальная организация региона Российской Федерации……7
Анализ показателей, характеризующих экономическое развитие региона Российской Федерации…………..….11
Перспективы экономического развития региона Российской Федерации………………………………………………………..….…14
Транспортная характеристика региона Российской Федерации………..14
Состав транспортной системы региона Российской федерации как организованной совокупности видов транспорта…………………...14
География путей сообщения региона Российской Федерации……..15
Анализ показателей, характеризующих уровень развития .транспортной системы региона……………………………………...18
Перспективы развития видов транспорта региона Российской Федерации…………………………………………………………...….19
Экономико-географическая характеристика зарубежной страны…...….22
Географическое положение зарубежной страны…………….…….…22
Территориальная организация зарубежной страны…………………24
Анализ показателей, характеризующих экономическое развитие зарубежной страны…………………………………………………….26
Перспективы экономического развития страны……………………..30
Транспортная характеристика зарубежной страны…………..…………..31
Состав транспортной системы зарубежной страны………………….31
География путей сообщения зарубежной страны…………………….32
Анализ показателей, характеризующих уровень развития транспортной системы зарубежной страны…………………………..40
Перспективы развития видов транспорта зарубежной страны……...41
Проектная часть. Формирование рациональных схем перевозок грузов
по заданной корреспонденции……………………………………………………..43
Заключение……………………………………………………………………………....46
Литература……………………………………………………………..……………...…47

Работа состоит из  1 файл

нормальный курсач.docx

— 518.68 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

Институт  управления на транспорте

Кафедра управления на транспорте

 

КУРСОВОЙ  ПРОЕКТ

 

По дисциплине “География транспорта”

 

Тема:

“ Формирование рациональных внешнеторговых транспортно-экономических связей

 

 

Выполнила студентка

очной формы  обучения

специальности менеджмент организации

специализации международные перевозки

V курса, I группы

 

 

 

           ______________   

                (подпись)            

 

 

Руководитель  проекта

к. э. н. , доцент

______________    

                                                                   (подпись)            

 

 

 

 

 

Москва – 2011

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3

  1. Исходные данные…………………………………………………………………3
  2. Аналитическая часть. Экономико-географическая и транспортная характеристика региона Российской Федерации (зарубежной страны)………4
    1. Экономико-географическая характеристика региона Российской

Федерации………………………………………………………………….4

      1. Географическое положение региона Российской Федерации………5
      2. Территориальная организация региона Российской Федерации……7
      3. Анализ показателей, характеризующих экономическое развитие региона Российской Федерации…………………………………..….11
      4. Перспективы экономического развития региона Российской Федерации………………………………………………………..….…14
    1. Транспортная характеристика региона Российской Федерации………..14
      1. Состав транспортной системы региона Российской федерации как организованной совокупности видов транспорта…………………...14
      2. География путей сообщения региона Российской Федерации……..15
      3. Анализ показателей, характеризующих уровень развития .транспортной системы региона……………………………………...18
      4. Перспективы развития видов транспорта региона Российской Федерации…………………………………………………………...….19
    2. Экономико-географическая характеристика зарубежной страны…...….22
      1. Географическое положение зарубежной страны…………….…….…22
      2. Территориальная организация зарубежной страны…………………24
      3. Анализ показателей, характеризующих экономическое развитие зарубежной страны…………………………………………………….26
      4. Перспективы экономического развития страны……………………..30
    3. Транспортная характеристика зарубежной страны…………..…………..31
      1. Состав транспортной системы зарубежной страны………………….31
      2. География путей сообщения зарубежной страны…………………….32
      3. Анализ показателей, характеризующих уровень развития транспортной системы зарубежной страны…………………………..40
      4. Перспективы развития видов транспорта зарубежной страны……...41
  1. Проектная часть. Формирование рациональных схем перевозок грузов

по  заданной корреспонденции……………………………………………………..43

           Заключение……………………………………………………………………………....46

           Литература……………………………………………………………..……………...…47

           Приложения……………………………………………………………………………...48

 

 

Введение

 

Курсовой  проект “Формирование рациональных внешнеторговых транспортно-экономических  связей” разрабатывается в соответствии с учебной программой дисциплины “География транспорта” и является важным этапом в закреплении и  углублении знаний, полученных в процессе изучения данной дисциплины, подготовки к дипломному проектированию, а также  в формировании квалифицированных  специалистов данной специальности.

Тема  курсового проекта “Формирование  рациональных внешнеторговых транспортно-экономических  связей” представляется актуальной в связи с тем, что научно обоснованное установление рациональных транспортно-экономических  связей при осуществлении экспортных и импортных перевозок является основополагающим фактором снижения транспортных затрат и повышения конкурентоспособности  России на мировом рынке транспортных услуг.

Цель  выполнения курсового проекта –  систематизация студентами теоретических  знаний в области географии транспорта стран мира и овладение практическими  навыками разработки рациональных схем перевозок грузов в международном  сообщении.

Основными задачами курсового проекта являются:

    1. исследование и анализ экономико-географической и транспортной характеристик региона Российской Федерации и зарубежной страны;
    2. выявление и установление рациональных международных транспортно-экономических связей по заданной корреспонденции.

Объектом  исследования является экономико-географическая и транспортная характеристика одного из регионов Российской Федерации и  зарубежная страна.

 

 

  1. Исходные данные.

 

Корреспонденция: Дальневосточный  регион (приморский край) Российской Федерации – Япония.

 

 

 

 

 

 

 

2.Аналитическая часть. Экономико-географическая  и транспортная характеристика  региона Российской Федерации  (зарубежной страны)

2.1 Экономико-географическая характеристика региона Российской Федерации.

2.1.1. Географическое положение региона  Российской Федерации.

Приморский край занимает юго-восточную  окраину России(приложение 1). Расположен в самой южной части Дальнего Востока на берегу Японского моря. Территория края - 165,9 тыс. км2, что составляет около 1% (0,97%) площади Российской Федерации.  В состав Приморского края кроме материковой части входят многочисленные острова: Русский, Попова, Путятина, Рейнеке, Рикорда, Римского-Корсакова, Аскольд, Петрова и другие. Названия многим этим островам даны в честь русских мореплавателей, открывших или исследовавших наши Дальневосточные моря и земли, а также в честь судов, на которых совершались путешествия. Самая северная точка Приморского края находится вблизи истоков реки Дагды (приток реки Самарги) (48о 23’ c.ш.), а крайняя южная точка - в устье реки Туманной (Туманган, Тумыньцзян) на границе с Корейской Демократической Республикой (42о 18’ с.ш.). Крайняя западная точка лежит вблизи истока р. Новгородовки (Хасанский район) на границе с Китайской Народной Республикой (130о 24’ в.д.), крайняя восточная точка - мыс Золотой на берегу Японского моря (139о 02’ в.д.). Расстояние между крайними - северной и южной - точками ровно 900 км., между западной и восточной точками оно составляет 430 км. На самом юге края Приморский край граничит с Корейской Демократической Республикой, юго-западный участок границы начинается от устья р. Туманной (Туманган, Тумыньцзян) и проходит по ней до п.Хасан.  
Западный участок - государственная граница с Китайской Народной Республикой. Она идет в направлении на северо-запад к сопке Заозерной (высота 167 м), и далее на север, пересекая болотистую местность. Доходит до пика Поворотного (высота 454 м), а затем проходит по гребню Черных гор. Далее по р. Гранитной, пересекая р. Раздольная, выходит на водораздел пограничного хребта и идет к устью р. Тур. Затем государственная граница по прямой линии пересекает озеро Ханка , достигает истока вытекающей из озера Ханка р.Сунгач и следует по ней до ее впадения в р.Уссури, дальше идет по реке до административной границы между Приморским и Хабаровским краями. На севере граница между Приморским и Хабаровским краем проходит в основном по водоразделу бассейнов рек Бикина и Хора (правых притоков р.Уссури), а затем по водоразделу реки Хора и реки Самарги, впадающей в Японское море. Северо-восточный участок границы проходит по водоразделу бассейнов реки Самарги и более мелких рек, стекающих с восточного склона Сихотэ-Алиня: Ботчи, Нельмы и др., текущих в Хабаровском крае. С востока и юго-востока Приморье омывается водами Японского моря, являющегося окраинным морем Тихого океана. Свободный выход в Тихий океан, особенности геополитического положения, обширность и разнообразие территории делают географическое положение Приморского края выгодным.

 
2.1.2. Территориальная организация  региона Российской Федерации.

 

Приморский край включает в себя 12 городских округов и 22 муниципальных района, на территории которых располагаются 29 городских поселений и 116 сельских поселений (приложение 2). Многие населённые пункты основаны поселенцами из Центральной России, с Украины и из Белоруссии и получили имена родных мест. Административный центр — город Владивосток. Площадь — 165,9 тыс. км².

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.

Территориальная организация Приморского края

 

Таблица 1. Дает сведения о территориальной  организации Приморского края. Самый  плотно населенный муниципальный район  – это Надеждинский (23,9 чел./км2). Самый населенный район – также Надеждинский (39,0 тыс. жителей). Чтобы лучше увидеть площадь каждого района, сделаем диаграмму.

 

Рис1. Структура размещения площади в Приморском крае.

 

Из диаграммы видно, что самый большой по площади – это Тернейский район. Также довольно крупные районы Пожарский и Красноармейский.

Есть малые районы, занимающие существенно  меньшую площадь. Это районы Черниговский, Хорольский, Надеждинский, Михайловский, Октябрьский.

 

2.1.3. Анализ показателей,  характеризующих экономическое  развитие региона Российской  Федерации.

 

В структуре валового регионального  продукта в 2008 г. основными видами экономической деятельности являлись: оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – 23,5%; транспорт и связь – 19,6%; государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение – 8,7%; обрабатывающие производства – 8,2%; операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг – 8,2%.

Индекс промышленного  производства по сравнению с 2007 г. составил 108,6%, по видам деятельности «Добыча полезных ископаемых» - 97,0%, «Обрабатывающие производства» - 114,2, «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» - 104,8%. В объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по добыче полезных ископаемых край занял 42 место в России (в федеральном округе - 7), по обрабатывающим производствам – 52(2),  по производству и распределению электроэнергии, газа и воды - 26(1).

На долю края приходится 15,9% общероссийского  производства товарной пищевой рыбной продукции, включая консервы рыбные.

Край имеет довольно развитое сельское хозяйство. Здесь выращивают рис, сою, пшеницу, ячмень, овес, картофель  и овощи, добывают пушнину и панты. Развиты мясомолочное животноводство, клеточное звероводство, оленеводство (пятнистые олени), пчеловодство.

Оборот розничной торговли составил 150,0 млрд. руб., или 109,9% (в сопоставимых ценах) к 2007 г. По уровню оборота розничной торговли на душу населения край занял 39 место в Российской Федерации (в 2007 г. – 32 место). В структуре оборота розничной торговли удельный вес продовольственных товаров составил 45,4%, непродовольственных товаров – 54,6%  (в 2007 г. – соответственно 46,2 и 53,8%). 

Оборот общественного питания  составил 6,0 млрд. руб., или 104,4% (в сопоставимых ценах) к 2007 г.

Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) деятельности организаций составил 17813 млн. руб.

В объеме инвестиций в основной капитал 34,8% заняли собственные средства, 65,2% - привлеченные средства.

В экономику края от иностранных  инвесторов поступило 804148 тыс. долл. США.

Внешнеторговый оборот края составил 6681,1 млн. долл. США, в том числе  экспорт – 871,0 млн. долл. США, или 78,3% к уровню 2007 г., импорт – соответственно 5810,1 млн. долл. США и 137,8%.

 

 


Рис. 2 Структура валового регионального продукта по видам деятельности.

Исходя из рисунка 2, можно сказать, что наибольшая доля ВРП это оптовая и розничная и транспорт. Наименьшую долю составляют образование, сельское хозяйство и рыболовство.

 

 

Лесная и деревообрабатывающая промышленность - одна из старейших отраслей хозяйства Приморского края. С началом разработки ряда крупных месторождений минеральных ресурсов и усилением морехозяйственной ориентации экономики Приморья лесная промышленность утратила свое приоритетное положение. В общем объеме промышленного производства ее доля составляет 3.4%. Более 3/4 лесопродукции направляется на экспорт. 
Горнодобывающая промышленность представлена предприятиями цветной металлургии, горной химии, угледобывающей отрасли. В крае производится более 80% плавикового шпата, 71% вольфрамовых концентратов, 90% борных продуктов, 80% свинца в концентрате и 30% свинца рафинированного, добывается пятая часть олова России. Сырьевой базой цветной металлургии является крупные месторождения полиметаллических руд, расположенные в северных районах края и месторождение плавикового шпата в Хорольском районе. Ресурсную базу угольной промышленности образует серия отдельных бассейнов и месторождений, главным образом, в южной части края, крупнейшими из которых являются Бакинское и Павловское. Угли Приморья используются исключительно в качестве котельно-печного топлива. Приморье относится к числу наиболее медоносных регионов страны, производство меда составляет 7 тыс. тонн в год. Возможен экспорт меда и продукции пчеловодства. Край специализируется на выращивании норки и пантового оленеводства. При расширении рынка сбыта имеются возможности наращивания этих видов производств. 
Машиностроение и металлообработка - одна из ключевых отраслей промышленного комплекса Приморья. Она производит почти 8% промышленной продукции края. На предприятиях сосредоточено около 20% основных производственных фондов промышленного комплекса края. 
Основная специализация: судоремонт и судостроение, машино- и приборостроение, авиастроение.  
Электроэнергетика, занимающая в структуре промышленного производства Приморья более 1/3, является важнейшим элементом производственной инфраструктуры. Линии электропередач южной, наиболее населенной части Дальнего Востока объединены в энергосистему, которая имеет единый режим работы. Крупнейшими потребителями электроэнергии являются промышленность и жилищно-коммунальное хозяйство.

Информация о работе Формирование рациональных внешнеторговых транспортно-экономических связей на примере приморского края