Формирование рациональных внешнеторговых транспортно-экономических связей на примере приморского края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 11:00, курсовая работа

Описание

Цель выполнения курсового проекта – систематизация студентами теоретических знаний в области географии транспорта стран мира и овладение практическими навыками разработки рациональных схем перевозок грузов в международном сообщении.
Основными задачами курсового проекта являются:
исследование и анализ экономико-географической и транспортной характеристик региона Российской Федерации и зарубежной страны;
выявление и установление рациональных международных транспортно-экономических связей по заданной корреспонденции.
Объектом исследования является экономико-географическая и транспортная характеристика одного из регионов Российской Федерации и зарубежная страна.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
Исходные данные…………………………………………………………………3
Аналитическая часть. Экономико-географическая и транспортная характеристика региона Российской Федерации (зарубежной страны)………4
Экономико-географическая характеристика региона Российской
Федерации………………………………………………………………….4
Географическое положение региона Российской Федерации………5
Территориальная организация региона Российской Федерации……7
Анализ показателей, характеризующих экономическое развитие региона Российской Федерации…………..….11
Перспективы экономического развития региона Российской Федерации………………………………………………………..….…14
Транспортная характеристика региона Российской Федерации………..14
Состав транспортной системы региона Российской федерации как организованной совокупности видов транспорта…………………...14
География путей сообщения региона Российской Федерации……..15
Анализ показателей, характеризующих уровень развития .транспортной системы региона……………………………………...18
Перспективы развития видов транспорта региона Российской Федерации…………………………………………………………...….19
Экономико-географическая характеристика зарубежной страны…...….22
Географическое положение зарубежной страны…………….…….…22
Территориальная организация зарубежной страны…………………24
Анализ показателей, характеризующих экономическое развитие зарубежной страны…………………………………………………….26
Перспективы экономического развития страны……………………..30
Транспортная характеристика зарубежной страны…………..…………..31
Состав транспортной системы зарубежной страны………………….31
География путей сообщения зарубежной страны…………………….32
Анализ показателей, характеризующих уровень развития транспортной системы зарубежной страны…………………………..40
Перспективы развития видов транспорта зарубежной страны……...41
Проектная часть. Формирование рациональных схем перевозок грузов
по заданной корреспонденции……………………………………………………..43
Заключение……………………………………………………………………………....46
Литература……………………………………………………………..……………...…47

Работа состоит из  1 файл

нормальный курсач.docx

— 518.68 Кб (Скачать документ)

Предприятия радиоэлектронной и электротехнической промышленности ориентируются на центры с квалификационной рабочей силой, с хорошо развитой транспортной системой, с развитой научно-технической базой. На долю Японии в начале 90-х годов приходилось свыше 60% производства промышленных роботов, Ѕ станков с ЧПУ и продуктов чистой керамики, от 60 до 90% производства отдельных типов микропроцессоров в мире. Япония сохраняет лидирующие позиции в производстве бытовой электроники и электронной аппаратуры. Удельный вес страны в мировом выпуске цветных телевизоров (с учётом производства на зарубежных предприятиях японских компаний составляет более 60%, видеомагнитофонов – 90%, и др.). На продукцию наукоёмких отраслей приходится около 15% всего объёма промышленного производства Японии. А в целом, на продукцию машиностроения – около 40%.

Предприятия нефтеперерабатывающей, а также химической промышленности тяготеют к основным центрам Тихоокеанского промышленного пояса – в токийской агломерации аланского промышленного пояса. В токийской агломерации (Кавасаки, Тиба, Иокогама), в районе Осаки и Нагои предприятия используют привозное сырьё. По уровню развития химической промышленности Япония занимает одно из первых мест в мире.

 

2.3.4. Перспективы экономического  развития страны.

 

Главной задачей  является обеспечение высоких темпов роста внешней торговли в рамках уже сложившейся структуры.

В качестве одной из главных задач при  определении нового курса во внешнеэкономической  сфере Японии выдвигается необходимость  сокращения импорта сырья и энергоносителей. Критиками нынешнего курса предлагается и другой путь — ориентация преимущественно  на внутренний рынок и различные  меры по снижению себестоимости готовой  продукции. По мнению некоторых японских экспертов, этого можно было бы достигнуть за счет переноса некоторых производств  за границу, в основном в те регионы  мира, где уровень зарплаты значительно  ниже, чем в Японии. Дополнительные выгоды можно было бы иметь, если та, куда инвестируется японский капитал, располагает промышленным сырьем, в  котором нуждается Япония. Эта идея уже получила практическое воплощение в некоторых отраслях.

2.4. Транспортная характеристика Японии.

 

2.4.1.Состав транспортной системы Японии.

 

Быстрый рост промышленности, углубление межрайонного и международного разделения труда, увеличение зависимости от экспорта и импорта, возрастание подвижности  населения – все это предъявляло  и предъявляет повышенные требования к транспортной системе Японии. По характеру транспортной системы  она напоминает страны Западной Европы, но по размерам перевозок грузов и  пассажиров намного превосходит  любую из них.

В Японии хорошо развиты все виды транспорта, за исключением внутреннего водного и трубопроводного.  Во внутренних перевозках грузов ведущую роль играет каботажный флот, заметно возросло и значение автомобильного транспорта. А вот по железным дорогам грузы почти совсем не перевозят. Изменилась и структура внутреннего пассажиро-оборота, в котором на первое место вышел автомобильный, на втором остался железнодорожный, а третье занял воздушный транспорт. Внешние грузоперевозки обеспечиваются почти исключительно морским транспортом. Транспортная инфраструктура Японии чрезвычайно хорошо развита. На 2007 год она насчитывала 1 177 278 километров заасфальтированных дорог, 173 аэропорта и 23 577 километров железнодорожных путей. У частных компаний, занимающихся строительством платных дорог, немало конкурентов, а железнодорожные компании борются за популярность на региональных и местных рынках. Среди них особенно выделяются 7 крупных предприятий: JR («Джапан Рейлвей Груп»), Kintetsu Corporation («Кинтетсу Корпорейшн»), Seibu Railway («Сейбу Рейлвей») и Keio Corporation («Кейо Корпорейшн»). В числе крупнейших авиационных компаний можно назвать All Nippon Airways (ANA) и Japan Airlines (JAL), а наибольшими портами страны считаются Йокогама и Нагойя. 

2.4.2. География путей сообщения Японии.

Железнодорожный транспорт(приложение 6)

Характеристику  транспортной системы Японии логичнее всего начать с железнодорожного транспорта. Прежде всего потому, что именно железные дороги по-прежнему формируют ее костяк. Главные магистрали проходят вдоль северного и особенно южного побережья о. Хонсю. Более короткие поперечные дороги пересекают центральную часть гористого острова, связывая между собой береговые магистрали. Дополнением к этой системе служат дороги на островах Хоккайдо, Кюсю и Сикоку. Со временем почти все они были продублированы автомобильными магистралями.

Общая длина  железных дорог Японии за последние  десятилетия заметно сократилась, составив в 2005 г. 20 тыс. км (18-е место  в мире). По грузообороту железных дорог  она тоже занимает только 10-е место. Но по их пассажиро-обороту (380 млрд пасс. км) Япония долгое время соревновалась за первое место с огромным Советским Союзом и лишь недавно уступила лидерство Китаю и Индии – странам с миллиардным населением. Не менее наглядны и такие цифры: каждый японец за год в среднем проезжает по железной дороге 1900 км, тогда как француз – 1235 км, немец – 1170, русский – 1060, а англичанин – 670 км.

Железные  дороги Японии имеют очень высокий  технический уровень. Все основные магистрали электрифицированы. Широкое  распространение получили монорельсовые  дороги, дороги для движения поездов  на магнитной подвеске. Благодаря этому Япония наряду с Францией занимает лидирующее положение в мире по развитию высокоскоростных железных дорог, обеспечивающих движение пассажирских поездов со скоростью 200–300 км/ч. Экспериментальный вагон на электромагнито-динамической подвеске еще в 1979 г. преодолел «барьер мечты» – скорость 500 км/ч. А в 1999 г. уже пятивагонный поезд с пассажирами, тоже на магнитной подвеске, развил скорость 552 км/ч, а в 2008 г. – 581 км/ч.

Успехи Японии в области создания высокоскоростных железных дорог нагляднее всего  можно продемонстрировать на примере  магистрали «Синкансен» («линия новой колеи»), которая была открыта в 1964 г., накануне Токийской олимпиады. Эта линия соединила между собой «большую тройку» городских агломераций Японии, т. е. Токио, Нагою и Осаку, образующие вместе мегалополис Токайдо.

Длина магистрали «Синкансен» составляла поначалу 515 км. По ней стал курсировать бело-голубой экспресс «Хикари» («свет»), вмещающий от 1200 до 2000 пассажиров. Расстояние между Токио и Осакой он покрывает за 2,5 ч. И это несмотря на сложнейшую трассу с 300 мостами и 66 туннелями. В 1996 г. по этой магистрали стал курсировать суперэкспресс «Нодзоми» («надежда»), скорость которого достигает 300 км/ч. Для «Синкансен» характерна также исключительная густота движения, достигающая 285 поездов в сутки. Подсчитано, что за 35 лет существования этой линии по ней было перевезено 3,5 млрд пассажиров, причем за все это время ни один из них не пострадал по причине каких-либо происшествий на железной дороге. А среднее опоздание за год составляет всего 0,4 мин, включая и задержки из-за таких причин, как тайфуны, землетрясения, снегопады, лавины и другие стихийные бедствия.

С течением времени, однако, понятие «Синкансен» вышло далеко за пределы мегалополиса Токайдо. Сначала эту магистраль продлили до г. Фукуока, расположенного на севере о. Кюсю, при этом ее протяженность увеличилась до 1100 км. Затем была построена целая сеть высокоскоростных (до 270 км/ч) железнодорожных магистралей, которые связали между собой разные части о. Хонсю (рис. 119). К 2025 г. их общую длину намечено довести до 14 тыс. км.

Железные  дороги в Японии принадлежат компании Japan Railways (JR), группе шести компаний, действующих по всей стране, а также различным другим компаниям, которые функционируют в большинстве крупных городов. Железнодорожный сервис компании JR славится высокой степенью точности. В Токио, городе с интенсивным железнодорожным движением, поезда пригородных линий делают остановки через каждые 1,5 минуты в период максимальной интенсивности движения.

Услуги поездов дальнего следования JR: – супер экспресс, курьерские скоростные поезда, экспрессы со спальными и плацкартными местами. Цена за проезд варьируется в зависимости от расстояния и типа услуг. В городах проездные билеты на местные линии можно купить в специальных торговых автоматах, расположенных на каждой станции. Рекомендуем воспользоваться услугами офиса бронирования билетов (Мидори-но-Мадогучи) чтобы приобрести билеты в вагоны различных классов, а также на дальние расстояния.

 

Автомобильный транспорт(приложение 7)

Автомобильные трассы обычно проходят параллельно  железным дорогам, образуя так называемые полимагистрали. Шоссейные дороги (хайвэи) Японии обеспечивают двухрядное, а то и многорядное движение в обоих направлениях. Через каждые 15–20 км в наиболее живописных местах на них располагаются площадки отдыха – с кафе, столовыми, телефонами междугородной и аварийной связи, заправочными станциями, киосками сувениров. А через каждые 40–60 км оборудованы станции техобслуживания, работающие круглосуточно. По грузоперевозкам (50% их общего количества) и по перевозке пассажиров (70%) среди видов транспорта в Японии с 70-х годов лидирует автомобильный транспорт. У Японии одно из первых мест в мире по плотности автодорожной сети (3 км на 1 км2). Все города с населением более 500 тыс. человек соединены сетью высокоскоростных автомагистралей (первая появилась в 1963 г.). В 2001 г. длина шоссейных дорог высшего класса в Японии составляла почти 8 тыс. км, и их строительство продолжается. Но число автомобилей очень велико, поэтому показатели протяженности скоростных дорог в расчете на один автомобиль здесь существенно ниже, чем в других развитых странах — 0,09 км против 0,45 в США, 0,30 во Франции, 0,26 в Германии, 0,21 в Италии. 
По размеру автомобильного парка (76 млн машин, из них около 70% — легковые, 30% — грузовые и 1% — автобусы) Япония занимает второе место в мире после США. На одну семью (домохозяйство) в среднем приходится 1,13 автомобиля.

Японцы не устают стремиться к полной автоматизации  всех аспектов жизни. Подтверждением тому является недавно представленная интеллектуальная транспортная система ITS-Safety 2010 (Intelligent Transportation System), которая позволит водителям добираться до пунктов назначения с гораздо большими гарантиями безопасности, чем когда-либо ранее. Разумеется, отвечать за безопасность будут встроенные компьютеры. На данный момент прототип системы уже установлен на 30 машин как японских, так и других автопроизводителей. Для связи будут использоваться беспроводные протоколы диапазонов 5,8 ГГц и 720 МГц.

В числе прочего, система будет способна предотвращать  удары столкновения автомобиля с  любой из четырех сторон, предотвращать  игнорирование водителем стоп-сигналов впередиидущих автомобилей, а также  информировать водителя о возникающих  на пути следования препятствиях и  об общем состоянии дорожного  движения по выбранному маршруту.

 

Городской транспорт

Метро доступно во всех центральных городах и  представляет собой удобный и  эффективный вид транспорта. Обе  кольцевые линии метро JR Яманотэ-сэн в Токио и Кандзё-сэн в Осака охватывают центральные районы этих городов. В Токио стоимость проезда на линиях компании JR составляет от 130 иен; а проезда в Токийском метро и муниципальном метрополитене Тоэй — 160 иен. Стоимость проезда увеличивается в зависимости от дальности поездки.

Почти все  станции метро оборудованы автоматами для продажи билетов и электронными контролерами-автоматами на входе-выходе.

Автобусное  сообщение доступно во всех городах, но пользование автобусами иногда вызывает затруднения у пассажиров, не владеющих  японским языком.

Такси также  широко распространены и могут доставить  пассажира по адресу, написанному  по-японски либо по английски. Если красная лампочка горит в левой верхней стороне лобового стекла, то такси свободно и можно подать сигнал водителю остановить машину, подняв руку. Будьте осторожны, когда приближаетесь к левой задней двери такси, т.к. она открывается и закрывается автоматически.

Аренда автомобиля возможна практически во всех больших  и средних городах, а также  в аэропортах и на главных железнодорожных  станциях при наличии водительских прав международного стандарта.

 

Морской транспорт (приложение 8)

Исключительно велика в Японии роль морского транспорта, который берет на себя каботажные и почти все внешнеторговые перевозки. Морской флот Японии занимает второе место после Панамы по количеству судов (более 2,5 тыс.). Правда, по его тоннажу страна теперь уступает двенадцати другим государствам, но если учесть японские суда, плавающие под «дешевыми флагами», то его тоннаж составит не 11, а почти 90 млн бр.–рег. т.

Очень важное место в транспортной системе  Японии занимают ее морские порты, обеспечивающие как каботажные, так и международные  перевозки. Всего в стране насчитывается  более тысячи портов, 19 из них имеют  международное значение, в том  числе 9 принадлежат к категории  мировых портов, т. е. имеют грузооборот  более 50 млн т в год (см. таблицу 150 в книге I). Они образуют три портовых комплекса.

Главный из них – Кейхин, расположенный на побережье Токийского залива и включающий в себя четыре крупнейших порта. Центральное место в этом комплексе занимает Токио, где построен крупный контейнерный терминал и расположены причалы для генеральных грузов. Более 2/3 всего грузооборота порта Токио приходятся на каботажные перевозки, но он участвует и в международных перевозках. Токийский порт доступен для судов с осадкой до 12 м. Аванпортом Токио служит Иокогама, расположенная в 30 км от столицы и связанная с ней судоходным каналом. В ее грузообороте преобладают массовые грузы – нефть, железная руда, химические продукты, продовольствие, но важное место занимают и готовые изделия. В прошлом Иокогама была и главным пассажирским портом страны, но теперь эта ее функция почти совсем отмерла. Между Токио и Иокогамой расположен порт Кавасаки, к причалам которого примыкают предприятия тяжелой промышленности, а на противоположном берегу Токийского залива – порт Тиба, специализирующийся в основном на нефтегрузах.

Информация о работе Формирование рациональных внешнеторговых транспортно-экономических связей на примере приморского края