Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 04:14, курсовая работа
Цель работы - рассмотреть процесс мировой урбанизации, её стадии и формы, проследить тенденции развития в различных регионах и странах мира, а так же дать понятие глобальных городов и кратко охарактеризовать наиболее значимые из них.
Введение3
Глава 1. Современные концепции в области урбанистики 4
Краткая история становления урбанистики как научного направления в демографии и социально-экономической географии 4
Современная терминология (сущность и содержание)6
Стадии и формы процесса урбанизации10
Заключение38
Список использованных источников40
К концу XX в. городские агломерации стали основной формой расселения в наиболее урбанизированных регионах мира, практически полностью заменив изолированные города (которые сохранились в относительно слабоурбанизированных районах, но концентрируют лишь небольшую долю городского населения). Быстро развиваются городские агломерации в средне, и даже слабоурбанизированных странах, но в них они не многочисленны. Очень часто это лишь одна агломерация, формирующаяся вокруг самого крупного города страны (столицы или экономической столицы).
Таким образом, стадиальная теория урбанизации позволяет наметить ближайшие перспективы развития урбанизационных процессов практически для всех стран мира (исключая наиболее развитые). Выявив стадию урбанизации страны, можно говорить и о формах её урбанизации, т.к. для каждой стадии урбанизации существуют характерные формы урбанизации, которые соответствуют развитию процесса на данной территории.
Проанализировав
развитие городов как своеобразных
социально-экономических
Урбанизация является сложным неоднородным процессом, для её характеристики используется как абсолютные, так и относительные показатели. К абсолютным показателям относится, прежде всего, численность городского населения, естественный и миграционный рост (уменьшение) и прирост (убыль) численности городского населения в абсолютном выражении (человек), сальдо миграции. К относительным: доля численности городского населения в численности определенной территории, доля крупных городов в численности населения, коэффициенты естественного и миграционного роста (уменьшения) и прироста (убыли) численности городского населения в абсолютном выражении (человек), коэффициент сальдо миграции, среднегодовые коэффициенты роста и прироста численности городского населения. Наиболее важным показателем урбанизации является доля городского населения в численности населения [7].
Можно выделить несколько пороговых значений уровня урбанизации для измерения уровня урбанизации:
1. Если он меньше 10%, то территория является практически неурбанизированной. И в городских поселениях, как правило, преобладает сельский образ жизни, т. е. различия между сельскими и городскими поселениями сравнительно не велики. Все они имеют преимущественно сельский характер. Численность и доля горожан растут очень медленно.
2.
Если уровень урбанизации
3.
Когда уровень урбанизации
4.
При достижении уровня
5.
При достижении уровня
Ученые
различных стран по-разному
В конечном итоге, независимо от методов определения границ городских агломераций, в развитых странах оценки для агломераций, а не для городов в их юридических границах. Это же относится и к крупнейшим городам в развивающихся странах. И действительно, выделение отдельных поселений внутри агломерации "при взгляде снаружи" (из-за пределов агломерации) не имеет смысла, поскольку это единая социально-экономическая система, искусственно разделенная исторически сложившимися юридическими границами (границами отдельных поселений).
Так, население Парижа в юридических границах города составляет в настоящее время около 2 млн. чел. Но ни у кого не вызывает сомнений, что многие формально самостоятельные поселения за городской чертой (например, район небоскребов Дефанс) – это тоже Париж, А общая численность населения Парижской агломерации оценивается в 11-12 млн. чел. Список наиболее крупных городских агломераций мира по состоянию на начало XXI в. представлен в приложении 1 с численностью более десяти миллионов человек, в приложении 3 приведена карта-схема ста крупнейших агломераций мира [10].
В работе была проведена группировка стран мира по степени урбанизации, со следующими делениями: наименьшая 0-20 %, малая 20-40 %, средняя 40-60%, большая 60-80%, наибольшая 80-100 %. Данная группировка была использована для составления карты степени урбанизации мира (приложение 1)., а так же подсчета числа стран в группах, среднего значения урбанизированности по группе и доли группы от общего количества стран мира (приложение 2).
ГЛАВА 2. ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРОЦЕССОВ УРБАНИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Расселение
населения обуславливает
Главное дифференцирующее влияние на уровень урбанизации оказывают, безусловно, социально-экономические факторы. В общем случае можно сказать, что чем выше уровень социально-экономического развития той или иной территории (страны), тем выше и доля городского населения. Но в некоторых случаях существенны также природные факторы, а именно неблагоприятность природных условий для ведения сельского хозяйства и жизни людей. Если социцильно-экономическое развитие таких территорий все-таки имело место (вследствие наличия полезных ископаемых, выгодного географического положения и по другим причинам), то население может быть сконцентрировано в городских поселениях в очень высокой степени (свыше 90%), не отражающей реального уровня развития территории. Так, в пустынном, но обладающем развитой нефтедобычей государстве Кувейт доля городского населения превышает 90%. А самым урбанизированным африканским государством является Джибути, где имеется относительно крупный порт-столица. Аналогичная ситуация сложилась в некоторых северных и восточных регионах России (Мурманская, Магаданская области и др.) [11].
Рост и развитие современных городов связаны также с экономическими выгодами: концентрация производителей и потребителей на ограниченной территории само по себе становится источником дополнительных доходов из-за снижения издержек производства на выпуск единицы продукции (возможности создания производств оптимальных размеров) и сокращения транспортных расходов (близость покупателей и продавцов, создание общей инфраструктуры).
Однако
экономический выигрыш от роста
площади и численности
Из истории известно, что первые города в Европе появились еще в эпоху античности. Затем их число значительно увеличилось в период средних веков. В новое и новейшее время их количество продолжало, хотя и гораздо медленнее, возрастать. Соответственно росло и число больших городов: уже к началу XX в. зарубежная Европа концентрировала 1/3 всех больших городов мира.
Именно в Европейском регионе впервые появляются городские агломерации, которых уже в начале 1980-х гг. здесь насчитывалось около 400. Среди них, вполне естественно, особо выделяются агломерации миллионеры, во многом определяющие всю систему городского расселения. В работах географов-урбанистов число таких агломераций нередко оценивается по-разному. В 2000 г. в 18 странах зарубежной Европы (не считая СНГ) насчитывалось 42 агломерации с населением более 1 млн человек в каждой, в том числе в Германии – 13, в Великобритании и Италии – по 4, во Франции и в Польше – по 3, в Нидерландах и Испании – по 2, а в остальных странах – по одной. Надо сказать, что на мировом фоне эти показатели уже не выглядят особенно впечатляющими. Тем не менее на весь ход современной урбанизации и ее географические аспекты эти агломерации по-прежнему оказывают решающее воздействие [6].
Таблица 2.2.1.
Крупные
городские агломерации
Европа и ее субрегионы | Число агломераций по категориям людности, млн. чел. | Доля проживающего в них городского населения, % | ||
|
1 – 5 | 5–10 | 1 – 5 | 5–10 |
ВСЯ ЕВРОПА | 57 | 5 | 19,9 | 7,0 |
В том числе: | ||||
Северная | 6 | 1 | 12,7 | 9,4 |
Западная | 18 | 2 | 23,8 | 11,0 |
Южная | 9 | 27,1 | ||
Восточная (включая СНГ) | 24 | 2 | 16,9 | 6,6 |
Современные
городские агломерации
Фактическое
слияние или территориальное
сближение некоторых
Английский мегалополис включает в себя не менее двух десятков крупных агломераций с общим населением 30–35 млн человек, которые в совокупности занимают примерно 50 тыс. км2 территории. Главные его ядра образуют агломерации Лондона, Бирмингема, Манчестера и Ливерпуля.
Рейнско-Рурский мегалополис образовался на основе упоминавшихся выше агломераций ФРГ, расположенных по Рейну (Рейн-Рур, Рейн-Майн, Рейн-Неккар) и голландского Рандстада. Количественные параметры его примерно такие же, как у Английского мегалополиса. Однако, в отличие от него, этот мегалополис можно назвать межгосударственным.
В последнее время эксперты Европейского союза стали выделять еще более крупный межгосударственный мегалополис, который можно было бы отнести к разряду урбанизированной зоны, или полосы. Он охватывает сопредельные урбанизированные районы пяти стран – Восточную Англию, Рандстад, Рейн-Рур, Бельгийско-Французский (Антверпен-Брюссель-Лилль) и Парижский районы. В таких границах эта урбанизированная зона занимает 230 тыс. км2, а население ее достигает 85 млн человек (при средней плотности 370 человек на 1 км2).
По мнению ученых, для процесса урбанизации в зарубежной Европе характерны три последовательные стадии. Первая из них – стадия концентрации населения в городах, особенно крупных, которая в этом регионе продолжалась до середины XX в. Затем наступила вторая стадия – развитие субурбанизации и городских агломераций, пришедшаяся в основном на 50–60-е гг. XX в. В это время значительная часть населения покидала центральные зоны городов, которые стали специализироваться на непроизводственной сфере и превращаться в деловые центры либо приходить в запустение. Отток в пригороды охватил прежде всего имущие слои, а также пожилых людей, которые особенно чутко реагировали на ухудшение качества городской среды, рост преступности и другие социальные явления, проявлявшиеся в ядрах агломераций.
Информация о работе Региональные особенности развития урбанизации в современном мире