Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 04:14, курсовая работа
Цель работы - рассмотреть процесс мировой урбанизации, её стадии и формы, проследить тенденции развития в различных регионах и странах мира, а так же дать понятие глобальных городов и кратко охарактеризовать наиболее значимые из них.
Введение3
Глава 1. Современные концепции в области урбанистики 4
Краткая история становления урбанистики как научного направления в демографии и социально-экономической географии 4
Современная терминология (сущность и содержание)6
Стадии и формы процесса урбанизации10
Заключение38
Список использованных источников40
Переход к третьей стадии произошел в 1970-е гг., когда рост городских агломераций в целом замедлился и возникла «зеленая волна» – отток населения и производства в небольшие города и сельскую местность, где цены на землю значительно меньше, рабочая сила дешевле, да и условия окружающей среды более благоприятны. В таких внеагломерационных зонах особенно охотно размещают филиалы предприятий новейших отраслей машиностроения, вспомогательные научные и инженерно-технические службы, вычислительные центры.
Но
все это отнюдь не свидетельствует
о наступлении в зарубежной Европе
эры дезурбанизации. Напротив, это
означает, что урбанизация принимает
новые формы и охватывает новые
территории. О том же говорит и
начавшееся возвращение лиц с
высокими и средними доходами в центральные
городские районы, где до этого
концентрировались бедные слои населения.
Эта центростремительная
Таким
образом, на данный момент степень урбанизации
Европы составляет 71%. Европа является
одним из наиболее динамичных регионов
в плане урбанизации. Большинство стран
данного региона находятся на четвертой
стадии урбанизации т.е. происходит развитие
городских агломераций за счет более быстрого
по сравнению с главными городами развития
пригородов, куда начинают переселяться
городские жители, однако сельское население
продолжает сокращаться. Страны Восточной
Европы, бывшего СССР находятся на третьей
стадии урбанизации, т.е. в них происходит
формирование пригородных зон, за счет
того, что крупные города уже не могут
вместить всех мигрантов из сельской местности,
но и в них наиболее развитые районы (с
крупнейшими агломерациями) обгоняют
основную территорию на одну стадию. Но
наиболее развитые государства –Германия,
Великобритания, Франция уже вступили
в пятую стадию урбанизации, где сельское
население по образу жизни практически
не отличается от городского, а темпы роста
городских агломераций замедляются за
счет роста населения на внеагломерированных
территориях.
Развитие
процесса урбанизации в Северной
Америке рассмотрим на примере США,
поскольку именно США является наиболее
урбанизированной страной мира, и
для её характерен последний этап урбанизации.
Наиболее общее представление о динамике
процесса урбанизации в США за период
между первой и двадцать второй переписями
(цензами) населения в этой стране, т. е.
более чем за 200 лет, дает таблица. 2.2.2.
Таблица 2.2.2.
Динамика урбанизированности США с 1790 по 2010 г. [6;15]
Год переписи | Численность городского населения, тыс. человек | Доля городского населения в общем населении страны. % |
1790 | 202 | 5,1 |
1800 | 322 | 6,1 |
1810 | 525 | 7,8 |
1820 | 693 | 7,2 |
1830 | 1127 | 83 |
1840 | 1845 | 103 |
1850 | 3544 | 15.3 |
1860 | 6216 | 193 |
1870 | 9902 | 25,7 |
1880 | 14 130 | 2S.2 |
1890 | 22 106 | 35,1 |
1900 | 30 215 | 39.6 |
1910 | 42 064 | 45,6 |
1920 | 54 2 53 | 51,2 |
1930 | 69 161 | 56,1 |
1940 | 74 705 | 56.5 |
1950 | 96 847 | 64,0 |
1960 | 125 267 | 69.9 |
1970 | 141325 | 73,5 |
1980 | 167 051 | 78,7 |
1990 | 187 000 | 75,2 |
2000 | 216700 | 77.0 |
2010 | 244100 | 82,0 |
В первые десятилетия независимого развития США уровень урбанизации в стране был еще очень низким, а доля городских жителей в общем населении увеличивалась крайне медленно. Это объяснялось преимущественно аграрным характером экономики США. При этом, как и в предшествовавший колониальный период, основная часть городского населения концентрировалась в портовых городах Атлантического побережья страны.
В 40-80-х гг. XIX в. темпы урбанизации заметно возросли, что было связано прежде всего с промышленным переворотом и интенсивным развитием промышленного производства. При этом быстрее всего росли города Северо-Востока, но одновременно начался бурный рост городов Приозерья, а затем также Среднего Запада и Тихоокеанских штатов. Однако на Юге и в Горных штатах уровень урбанизации оставался еще низким.
Конец XIX – начало XX в. обычно считают периодом наиболее интенсивной урбанизации. Действительно, за время с 1880 по 1930 г. доля городского населения в США выросла в два раза – с 28 до 56 %. Перепись 1920 г. впервые отметила преобладание в стране городского населения. За всем этим стоял прежде всего продолжавшийся бурный процесс индустриализации. Большое воздействие на территориальное распространение городов оказало также строительство железных, а затем и шоссейных дорог. Сами же города в этот период представляли собой крупные и компактные «точечные» центры с достаточно четко очерченными границами. Одним из главных источников роста больших городов по-прежнему оставалась иммиграция.
Нетрудно заметить, что с середины XX в. темпы урбанизации в США снова снижаются. Иногда этот период называют даже периодом контрурбанизации. Но под контрурбанизацией не следует понимать уменьшение роли городов в жизни общества. Прежде всего, это новые формы городского расселения, сложившихся под влиянием НТР, снижения градообразующей роли промышленности и увеличения градообразующей роли науки, управления, разного рода услуг, территориальной децентрализации производства и расселения, перехода от «точечного» города к городским агломерациям. Одновременно с этим наметился более быстрый рост городов и городского населения в некоторых периферийных районах страны, особенно в пределах «Солнечного пояса». В целом США уже достигли предельного уровня урбанизации (в 2005 г. – 81 %), и в перспективе следует ожидать не столько дальнейшего роста доли горожан, сколько нового усложнения ее форм и проявлений.
Решающее
воздействие на условия городской
жизни в США в течение
Но наибольшее распространение процесс субурбанизации получил начиная с 1950-х гг. Среди его причин обычно называют автомобилизацию и рост транспортной подвижности населения, более низкие цены на землю в пригородных зонах, стремление более зажиточных слоев вырваться из перенаселенных центральных районов и расселиться поближе к природе.
На первых порах пригородные зоны формировались как чисто жилые образования с расчетом на маятниковую миграцию, т. е. работу их жителей в центральных частях городов, где находятся учреждения, да и промышленные предприятия. Но со временем промышленность начала уходить из центров городов в «субурбию» (пригороды). В еще большей мере это относилось к различного рода офисам, научным, проектно-конструкторским организациям, технологическим паркам, университетским комплексам, почти 3/5 которых теперь находятся за пределами городских центров. Так, пригороды превратились в более или менее самостоятельные «пригородные города».
Представление о масштабах субурбанизации в США дают следующие цифровые показатели. Уже в начале 1980-х гг. более 70 млн американцев владели собственными односемейными домами. В городском жилом фонде страны такие дома составляли в среднем 63 % (в центрах городов – 51 и в пригороде – 75 %). В результате преобладания подобной застройки территория населенных пунктов, по некоторым оценкам, увеличивалась в четыре раза быстрее, чем росла численность их жителей. Так происходило гигантское «расползание» городов США [6].
Такое «расползание», сопровождавшееся оттоком в пригородные зоны не только богатых людей, но и представителей среднего класса, привело к кризису центральных частей американских городов, ставших местом концентрации преимущественно бедных слоев общества, вновь прибывающих в страну иммигрантов. В результате центры большинства городов испытали острый жилищный голод, деградацию коммунального хозяйства и инфраструктуры, рост преступности, ухудшение экологической ситуации. Вот почему еще в конце 1970-х гг. реставрация городских центров и возвращение в них части населения из пригородов были провозглашены «проблемой номер один» для США. В 1989 г. президент Джордж Буш-старший заявил о намерении администрации сделать все для того, чтобы 1990-егг. стали десятилетием возрождения городов, и в первую очередь региональных столиц. В центрах городов было начато крупномасштабное строительство деловых зданий. Эти ядра агломераций все более специализируются на разного рода непроизводственной деятельности, здесь концентрируются правления монополий, банки и страховые компании, органы управления, средства массовой информации, предприятия торговли и обслуживания. О начале возрождения городских центров свидетельствуют и данные переписей 1990 и 2000 гг. Они показывают усиление деловой активности в ядрах агломераций.
В
Канаде важнейшим звеном расселения
является линейно вытянутая
Латинская Америка является одним из самых высокоурбанизированных регионов мира. Городские поселения на территории Латинской Америки появились задолго до ее открытия. Как правило, индейские города выполняли функции административных, культурных и религиозных центров. Города, основанные испанцами и португальцами, имели главным образом административные, военные, торговые и религиозные функции. В большинстве своем они являлись опорными пунктами европейской колонизации – как на океанских побережьях, так и в глубинных районах. Затем в Мексике, Боливии стали появляться горнорудные центры.
Постепенно сложился совершенно определенный тип колониального испанского и португальского города с характерной прямоугольной планировкой. До начала XX в. о процессе урбанизации по отношению к Латинской Америке можно говорить с некоторой долей условности. К 1900 г. в городах региона проживало лишь около 10 % его населения. Но затем темпы урбанизации стали быстро возрастать, что было связано как с иммиграцией, так и с углублением межрайонного и межгосударственного разделения труда.
Во второй половине XX в. Латинская Америка, как и другие регионы развивающегося мира, стала ареной настоящего «городского взрыва», когда среднегодовые темпы прироста городского населения поднялись до 3–5 % и выше. В результате общая численность горожан увеличилась с 67 млн человек в 1950 г. до более чем 440 млн в 2005 г., или в 6,6 раза. Соответственно вырос и уровень урбанизации, который в 1950 г. составлял 41 %, в 1960 г. – 49, в 1970 г. – 57, в 1980 г. – 65, в 1990 г. – 72, а в 2005 г. – 77 %. Ныне доля региона в общей численности городского населения мира составляет почти 14 %, уступая в этом отношении только Зарубежной Азии. Такие страны, как Аргентина, Уругвай, Венесуэла, Чили, где в городах живет от 88 до 93 % населения, относятся к числу наиболее урбанизированных в мире. Но при этом нельзя забывать и о том, что «городской взрыв» в Латинской Америке в значительной мере объясняется миграцией в города неимущего сельского населения, и это придает ему характер так называемой ложной урбанизации [4].
Процесс
урбанизации в Латинской
Информация о работе Региональные особенности развития урбанизации в современном мире